«Кладовую солнца» издавали бесчисленное количество раз разные страны, и у меня на полке «Кладовые» всех размеров и цветов. Но Ваша — лучшая.
—
Из письма
М. Пришвина
В. Воловичу от 17 ноября 1953
В 1952 года участвовал в художественных выставках, первые работы были выставлены в
Ирбите
(Свердловская область). В 1956 году принят в
Союз художников СССР
. За оформление в 1963 году «Малахитовой шкатулки»
П. Бажова
, включавшей девять цветных гравюр, 22 чёрно-белые заставки и суперобложку, Волович был награждён дипломом 2-й Всесоюзной выставки эстампа. Но дальнейшие отношения с издательством оборвались — идеологическая комиссия Свердловского обкома КПСС потребовала отмены награды, обвинив художника в «инакомыслии» и формализме. Ему пришлось уйти и из редколлегии журнала «
Уральский следопыт
», членом которой он был со дня основания
.
Оказавшись в Москве, на первых порах художник нашёл приют у давних знакомых по Свердловску. Общение в новом кругу художников-нонконформистов:
Эрнстом Неизвестным
,
Ильёй Кабаковым
,
Владимиром Янкилевским
и других не прошло для Воловича бесследно, в цветных и чёрно-белых иллюстрациях к горьковским «Песня о Буревестнике» и «Песня о Соколе», выпущенных «
Художественной литературой
» в 1965 году, многие почувствовали усилившееся тяготение к социальной сфере. В том же году на Международном конкурсе художников-иллюстраторов в
Лейпциге
(ГДР) художник представил четыре разворота к балладе
Р. Стивенсона
«Вересковый мёд» и получил первую весомую награду — серебряную медаль
.
Известность Воловичу принесли иллюстрации средневековой литературы: «Слова о полку Игореве», «Романа о Тристане и Изольде» и других, к каждому из них он находит адекватные только этому произведению изобразительные средства и технику исполнения. Так например, иллюстрации к «Ричарду III» исполнены в жесткой манере гравюры на металле, а легенда о любви рыцаря Тристана и королевы Изольды исполнена в технике литографии, живописной и мягкой.
После смены руководства Средне-Уральского книжного издательства художник вернулся на
Урал
и возобновил сотрудничество
.
Скончался утром 20 августа 2018 года в Екатеринбурге. Похоронен на
Михайловском кладбище
в Екатеринбурге.
20 октября 2022 года в Екатеринбурге, в большом зале Дома кино прошла премьера
полнометражного документального фильма "Волович". Реж. Евгений Волович. В фильме о художнике, о его любви к работе, творчеству о его жизни вспоминают его близкие друзья.
2008
— Почётный гражданин города
Ирбита
— «За большой личный вклад в развитие культуры и искусства города, формирование уникальных коллекций Ирбитского государственного музея изобразительных искусств»
А также многочисленные медали и дипломы всероссийских, всесоюзных и международных смотров искусства книги.
Творчество
Первые работы Волович создавал в технике перового рисунка тушью, затем художник обратился к технике
линогравюры
,
офорта
,
литографии
,
книжной
и станковой графике; в последнее время использовал
темперу
,
акварель
,
гуашь
. Стилистическое своеобразие определяется экспрессивностью, выразительностью линий и штриховки, тягой к монументальности.
Виталий Волович. Чусовая. Таватуй. Волыны: Акварель. Рисунок. Темпера: Альбом. // Екатеринбург. Издательский дом «Автограф», 2006. — 272 с.; илл. Авторы вступительных статей А. Г. Мосин, М. П. Никулина.
Виталий Волович Женщины и монстры: Рисунок. Акварель. Темпера. Офорт. // Екатеринбург. Издательский дом «Автограф», 2013. — 400 с.; илл.
Буклеты и каталоги к выставкам
Виталий Михайлович Волович: Шестнадцать репродукций / Вступит. ст. Л. Дьяконицына. Л.: Художник РСФСР,
1975
.
Заслуженный художник РСФСР Виталий Михайлович Волович: Каталог выставки [в Москве] / Сост. и автор вступит. ст. С. В. Голынец. Л. Художник РСФСР,
1977
. 32 с., ил.
Виталий Михайлович Волович: Каталог выставки/ [Вступит. ст. С. В. Голынца]. Галерея искусства. Карловы Вары,
1977
. 25 с., ил. (На чешском яз.)
Виталий Волович. Алексей Казанцев Художники путешествуют. Каталог вставки / Сост. и автор вступит. статьи Н. Ф. Горбачева. Свердловск,
1982
. с., ил.
Виталий Волович: Графика. Буклет / Сост. и автор вступит. статьи. С. В. Голынец. Свердловск,
1984
. 16 с., ил.
Виталий Волович. Книжная, станковая графика. Каталог выставки / Сост. и автор вступит. ст. Н. Горбачева. Свердловск,
1985
. с., ил.
Виталий Волович. Книжная станковая графика: Каталог выставки / Сост. и автор вступит. ст. А. И. Корчак. Магнитогорск,
1988
.
Галерея
«Автограф»
: Живопись, графика из коллекции Т. Ф. Набросовой-Брусиловской / Сост. каталога Т. Ф. Набросова-Брусиловская. Автор вступит. статей В. М. Волович и Г. С. Метелев. Изд. Е. В. Ройзман. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета,
2000
. 166 с., ил. (С переводом на англ. яз.)
Виталий Волович: Книжная и станковая графика. Каталог собрания / Отв. за вып., сост. выст. и каталога, автор макета и ред. В. Карпов. [Предисловие В. Воловича, послесловие Н. Горбачевой]. Ирбитский государственный музей изобразительных искусств. Ирбит,
1998
. 80 с., ил.
Виталий Волович: Старый Екатеринбург. [Альбом] / Статьи А. Мосина, В. Воловича, С. Голынца. Координатор проекта С. Прудкова. Екатеринбург: Промдизайн
1998
. С. 119, ил. (С частичным переводом на англ. яз.)
См. также:
Примечания
↑
Зашихин Е.
// Областная газета. — 2018. — 21 август (
№ 149
).
28 августа 2018 года.
↑
Овчинникова Л.
// Пенсионер : газета и портал. — 2018. — 3 август.
20 июля 2019 года.
Из письма М. М. Пришвина В. М. Воловичу от 17 ноября 1953 г. цит. по: Филинкова А. Н.
от 2 мая 2014 на
Wayback Machine
/ А. Н. Филинкова // Известия Уральского государственного университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2008. — № 55, вып. 15. — С. 79—89.
// Ирбитская жизнь
// Вечерний Екатеринбург : газета. — 2017. — 2 март.
29 сентября 2019 года.
// ТАСС
(неопр.)
. Дата обращения: 14 ноября 2022.
17 июня 2021 года.
(неопр.)
.
www.skekb.ru
. Дата обращения: 14 ноября 2022.
14 ноября 2022 года.
от 27 марта 2014 на
Wayback Machine
// Министерство культуры Свердловской области
(неопр.)
. Дата обращения: 16 мая 2016.
1 июня 2016 года.
от 24 ноября 2016 на
Wayback Machine
//Указ губернатора Свердловской области от 04.06.2018 г. № 266-УГ
Литература
Художники народов СССР : Биобиблиогр. словарь : В 6 т. / Сост. библиограф О. Э. Вольценбург. —
М.
, 1972. — Т. 2 : Бойченко — Геонджиан. — С. 328. — 439 с.
Воронова О. П.
Виталий Волович. Книжная графика. —
М.
: Советский художник, 1973. — 139 с.
Голынец Г., Голынец С.
Виталий Волович // Советская графика, 78. М., 1980. С. 60—68.
Буторина Е.
Виталий Волович // Художники книги. —
М.
: ВААП-Информ, 1981.
Воронова О.
Искусство книги. 1972-1980. Выпуск (10-й) десятый : Виталий Волович. —
М.
, 1987. — С. 169—181. — 352 с. —
3000 экз.
Горбачева Н.
«Орестея» В. Воловича // На палитре памяти: Время. Художники. Выставки. Екатеринбург, 1996. С. 42—43.
Ольшанский Д. А.
Еврейская традиция в графике Виталия Воловича // Восток — Россия — Запад. Мировые религии и искусство. СПб: Государственный Эрмитаж, 2001. С. 131—134.
Ольшанский Д. А.
Образы Бертольта Брехта в графике Виталия Воловича // Визуальная культура XX века и проблемы современного образования. Пермь, 1999. С. 158—160.
Семь Екатеринбургских художников: Виталий Волович. Александр Алексеев-Свинкин. Герман Метелёв. Ольга Штукатурова. Владимир Чурсин. Михаил Сажаев. Юрий Филоненко / Сост., дизайн: В. В. Штукатуров. Авторы вступит. ст. Г. С. Холодова, А. В. Степанов. Руководитель проекта Ю. А. Кукарских. Екатеринбург: Промдизайн, 1999. 127 с., ил. (С частичным переводом на англ. яз.)
Уроженко О.
Виталий Волович: проблемы становления мироотношения (1950-е — середина 1960-х гг.) // Из истории художественной культуры Урала: Сб. науч. тр. Свердловск, 1985. С. 107—121.
Уроженко О.
Виталий Волович: феномен творческой зрелости (середина 1960-х — 1980-е гг.) // Из истории художественной культуры Урала. Сб. науч. тр. Свердловск, 1988. С. 98—121.
Абельская Р.
Волович // Вита. 1997. № 10. С. 28—32.
Волович В. Мода и свобода // Урал. 1993. № 5. С. 3—9.
Воронова О.
Своё прочтение Шекспира // Творчество. 1968. № 8. С. 15—16.
Голынец С.
Виталий Волович // Литература и ты. М.,1977. Вып. 6. С. 213—216.
Лебедева В.
Монументальность графики // Искусство. 1976. № 6. С. 22—28.
Незнанский Л.
Графика Виталия Воловича // Искусство. 1966. № 7. С. 32—36.