Монгольские вторжения в Японию
- 1 year ago
- 0
- 0
Монго́льские наро́ды или Монго́лы — группа родственных народов, говорящих на монгольских языках и тесно связанных общей многовековой историей, культурой, традициями и обычаями .
Населяют север КНР , Монголию и регионы России — республики Бурятию и Калмыкию , а также Усть-Ордынский Бурятский округ ( Иркутская область ) и Агинский Бурятский округ ( Забайкальский край ) .
На 2010 год к монгольским народам относили себя около 10 миллионов человек. Из них 3 млн — в Монголии, 4 млн — в автономном районе Внутренняя Монголия , до 3 млн — в Ляонине , Ганьсу , Синьцзян-Уйгурском автономном районе и других регионах Китая .
Ряд исследователей (Н. Ц. Мункуев), отмечают, что этноним « монгол » впервые встречается в китайских источниках « Цзю Тан шу » («Старая история династии Тан », составлена в 945 году) в форме мэн-у ши-вэй — «монголы-шивэйцы», и в « Синь Тан шу » («Новая история [династии] Тан», составлена в 1045—1060 годах) в форме мэн-ва бу — «племя мэн-ва». В различных киданьских и китайских источниках XII века для этих племён также использовались названия мэнг-ку, мэнгули, мангуцзы, мэнгу го :238 .
«[…] в XII веке аристократический род Хабул-хана носил имя Борджигин и принял название «монгол» после того, как подчинил себе и объединил несколько соседних родов и племён, образовав в 1130 году, таким образом, единое политическое целое, один род-улус; этому-то улусу и было дано имя «монгол» в память славного имени какого-то древнего и могучего народа или рода […]»
— русский монголовед Б. Я. Владимирцов
Возможно, название мангутского рода ( монг. мангуд ) было древним звучанием названия « монголы » .
Д. Банзаров этноним «монгол» связывал с историческими географическими названиями: рекой Мон и горой Мона . Согласно Хасдоржу, люди, обитавшие в близлежащих местах горы Мон в Ордосе , обрели название «мон». К нему прибавилось слово «-гол», в результате чего возникло название «монгол». Гол является монгольским словом, означающим «центральный, основной» . Также выдвигалась версия, согласно которой название «монгол» возникло путём соединения монгольских слов мөнх («вечный») и гал («огонь») .
Монгольский учёный Ж. Баясах предполагает, что название «монгол» появилось в результате видоизменения монгольского слова мөнгө («серебро») . О связи понятий монгол и мөнгө («серебро») говорится в китайских текстах « Хэй-да ши-люэ » 1237 года. В этих текстах говорится о том, что население Великой Монголии называло своё государство «Великой серебряной династией» .
Как отмечает Б. Р. Зориктуев , из множества толкований термина «монгол» выделяется версия о его происхождении от тунгусо-маньчжурского слова мангму / манггу / мангга , означающего «сильный, упругий, тугой» . Согласно Л. Билэгту, название «монгол» — это тунгусо-маньчжурская калька монгольского слова киян . Как известно из «Сборника летописей» , по-монгольски киян значит «большой поток, текущий с гор в низину, бурный, быстрый и сильный; стремительно несущийся поток» . Б. Р. Зориктуев, в свою очередь, считает, что киян — это монгольская калька тунгусского названия правого притока Аргуни р. Мангу ( Цзилюхэ ). Он пишет, что монгольское население на месте впадения р. Мангу ( Цзилюхэ ) в Аргунь тунгусы называли мангол , что означало «люди, живущие на стремительной, бурной реке Мангу». Именно в этой местности во времена табгачской династии Тан, согласно Б. Р. Зориктуеву, располагался Эргунэ-кун — легендарная прародина монголов, место проживания древних монгольских родов киян и нукуз .
Аюудайн Очир, развивая эту теорию, заключил, что этническое название «монгол» произошло от слова mangγu , образованного присоединением тунгусо-маньчжурского корня ман ( мам ü манг ), означающего «жёсткий, трудный и большой», со словом му ( mü ) — «вода». При этом изначально слово это было mangγu , а позже стало mаngγul или monγu/ol . Выявленные в китайских источниках названия mengguzi (蒙古子,萌骨子), mengguosi (蒙国斯), menggusi (蒙古斯, 萌古斯) являются формой присоединения аффикса множественного числа тунгусо-маньчжурского языка se к названию manggu или monggu / o . В результате образовалась форма mangguse или mongguse .
Основу современных монгольских народов составляют потомки племён, вошедших в XIII в. в состав Монгольской империи . Коренные монголы, вошедшие в состав Монгольской империи, подразделялись на ветви нирун и дарлекин . Нирун-монголы включали в свой состав следующие племена: адаркин , артакан , арулат , баарин , барлас , борджигин , бугунут , будаат , бэлгунут , бэсут , гэнигэс , джадаран , джоуреид , джуркин , дуглат , дурбэн , килингут (вкл. килингут-тархан ), кингият , кият , кунджин , мангут , нир-хойин , ноёхон , оронар , салджиут , сиджиут , сукан , суканут , сунит , тайджиут , уджиэт , урут , хабтурхас , хатагин , хонхотан , чаншиут , чонос , ясар и др. Группу дарлекин-монголов составляли такие племена как арулат , баят , бугунут , бэлгунут , горлос , джалаир , икирес , илдуркин , килингут (вкл. килингут-тархан ), кингит (гэнигэс) , кунджин , кунклиут , нохос , олхонут , сулдус , урянхай , уряут (оронар) , ушин , харанут , хонгират , хонхотан , элджигин и др. В состав империи Чингисхана вошли не только коренные монголы, но и все остальные монголоязычные племена региона: баргут , бекрин , булагачин , джунгуркин , каракитаи , кереит , курлаут , кэм-кэмджиут , куштеми , кэрэмучин , меркит , найман , ойрат , онгут , сакаит , тангут (потомки средневековых тангутов ), татар , теленгут , тулас , уймакут , урасут , хойин-иргэн , хойин-урянка , хори-тумат ( хори и тумат ) и др.
Потомки вышеперечисленных племён широко представлены в составе монгольских народов на территории Монголии , Внутренней Монголии , Бурятии , Калмыкии , а также на остальных территориях традиционного проживания монгольских народов. В этническом формировании монголов на разных исторических этапах также участвовали индо-иранские , енисейские , палеоазиатские , тунгусо-маньчжурские , тюркские , самодийские , сино-тибетские и другие этносы .
Восточные монголы включают в себя следующие этносы: халха-монголы , дариганга , дархаты , сартулы , хотогойты , хубсугульские урянхайцы , элджигины .
А. Очир в своих трудах земли, населённые халха-монголами и родственными им народами, именует Восточной Монголией в противовес Западной Монголии, населённой ойратами . Первоначальным ядром формирования современных халхов были роды, входившие в XIV—XVI вв. в состав семи северных отоков Халхи . Данные отоки были во владении сына Даян-хана — Гэрэсэндзэ. Родовой состав семи северных отоков Халхи выглядел следующим образом: 1) джалаиры , олхонуты (унэгэд); 2) бэсуты , элджигины; 3) горлосы , керегуты ; 4) хурээ , хороо , цоохор ; 5) хухуйд , хатагины ; 6) тангуты , сартулы; 7) урянхайцы . Владетельные князья-дзасаки халхаских хошунов происходили из рода борджигин . Этими семью отоками в дальнейшем правили соответственно семь сыновей Гэрэсэндзэ: Ашихай, Нойантай, Нухунуху, Амин, Дарай, Далдан и Саму. Во владении Ашихая наряду с уделом джалаир упоминается удел ушин .
Основа этнической группы дариганга сложилась с конца XVII по начало XVIII вв. из халхаского, чахарского и отчасти ойратского компонентов. Дариганга выделяются своими обычаями, особенностями речи, одежды, игр и известным по всей Монголии специфическим ремеслом по серебру . Их обычаи имеют смешанный характер и содержат в себе как халхаские, так и южномонгольские типы. Проживают преимущественно в аймаке Сухэ-Батор .
Дархаты, сартулы, хотогойты, хубсугульские урянхайцы и элджигины традиционно проживают на территории северных и северо-западных аймаков Монголии. Дархаты являются потомками дарханов — людей, освобождённых за заслуги перед государством от каких-либо повинностей и имевших особые права и привилегии. Дарханами также называли потомков мастеров кузнечного дела. Хубсугульские дархаты были освобождены от государственной повинности как шабинары больших хутукт . Проживающие по соседству с дархатами хубсугульские урянхайцы сложились в результате этнического взаимодействия монгольских родов (в том числе элджигинов) с цаатанами .
При разделении собственности между семью сыновьями Гэрэсэндзэ элджигины отошли ко второму сыну Ноёнтаю, сартулы отошли к шестому сыну Далдану. Элджигины представляют собой потомков одноимённого древнего дарлекин-монгольского племени . Этноним сартулов, по одной версии, связан с термином сарт . Согласно второй версии, данное название происходит от Сарта уула — букв. Лунная гора .
Хотогойты появились в результате объединения западных халхов с частью ойратов, которые были расселены на одной территории в течение определённого времени. Хотогойты составляли население государства Алтан-хана . Хотогойтский говор является смешанным, возникшим в результате слияния халхаского и ойратского говоров. Исследователи также отмечали схожесть национальной одежды хотогойтов с ойратскими .
В настоящее время выходцы из Монголии образовали крупные диаспоры в США ( монгольские американцы ), Китае ( монголы в Китае ), Южной Корее ( монгольская диаспора в Южной Корее ), Чехии ( монголы в Чехии ) и других странах.
Группу северных монголов образуют различные этнические группы бурят : андагай , атаганы , ашибагаты , баргуты (старые баргуты и новые баргуты), булагаты , долонгуты , икинаты , сартулы , сойоты (вкл. иркиты , онхоты, хаасуты), сонголы , сэгэнуты , табангуты , узоны , хамниганы , харануты , хариады , хатагины , хонгодоры , хори-буряты , эхириты ; кроме этого выделяются этнотерриториальные группы бурят: нижнеудинские , нижнеокинские , балаганские (унгинские) , аларские , китойские , идинские , кудинские , верхоленские , ольхонские , тункинские , закаменские , окинские , баргузинские , кударинские , селенгинские , хоринские , агинские и шэнэхэнские буряты.
Буряты являются потомками племён, расселённых во времена Монгольской империи на территории исторической области Баргуджин-Токум . Население данной области было известно под именем хойин-иргэн (ойн иргэн) . Самыми крупными этническими группами являются булагаты, эхириты, хори и хонгодоры . Формирование многих родоплеменных групп бурят напрямую связано с древними баргутами .
Имена эхирит и булагат неразлучны в устных преданиях бурят. В народных легендах родоначальники этих родов представляются братьями-близнецами. Булагатов принято отождествлять со средневековыми булагачинами . Родственные им эхириты представляют собой потомков племени икирес. С эхиритами (с эхиритским родом хэрмэшин) отождествляются также средневековые кэрэмучины . Этническое формирование эхиритов и булагатов кроме этого тесно связано с древним монгольским родом чонос (шоно) , который в настоящее время представляет собой один из крупнейших эхиритских родов . Б. Р. Зориктуев полагает, что фактором монголоязычия прибайкальского региона послужило прибытие на эти земли древнего монгольского племени буртэ-чино .
Харануты традиционно относятся к булагатам. Родоначальник бурятских харанутов — Харанут, согласно устным преданиям, является потомком Булагата, общего предка булагатских родов . Согласно « Сборнику летописей », харануты — дарлекин-монгольский род, имеющий родственные связи с хонгиратами , икиресами, олхонутами , хонхлутами , горлосами и элджигинами .
Большинство исследователей этногенеза хори-бурят считают, что они произошли от средневековых хори-туматов . После завоевания хори-туматских земель значительная часть населения по указу Чингисхана была переведена за Гоби . Хори-буряты, ранее проживавшие в Монголии , около 1613 г. вернулись в Забайкалье под началом Дай-хун-тайджи, сына солонгутского Бубэй-бэйлэ, и его супруги Бальжин-хатун .
Хонгодоры, субэтнос бурят, по мнению историков, являются потомками средневековых хонгиратов. Долонгуты восходят к средневековому племени теленгут . История ашибагатов связана с такими родовыми группами как авга и авганар , которые ранее входили в число племён, бывших в подчинении потомков Бельгутея , брата Чингисхана . Часть ашибагатов, переселившаяся в Монголию, ныне известна под именем хариад . Западно-бурятские племена сэгэнутов и икинатов имеют ойратское происхождение. Сойоты ( иркиты , онхоты, хаасуты) сформировались в результате этнического взаимодействия потомков древних саянских самодийцев с хонгодорами . Хамниганы имеют древнемонгольское киданьское происхождение . В их этногенезе участвовали дауры , буряты, эвенки , а также ряд родов, переселившихся с территории Монголии .
Родоплеменные группы андагай, атаган, сартул, сонгол, табангут, узон, хатагин преимущественно представлены в составе селенгинских бурят , этногенез которых происходил во взаимодействии с халха-монгольскими родами. При этом многие селенгинские роды тесно связаны именно с бурятским этногоническим узлом и представляют собой коренное население Бурятии . Андагай, выходцы из Монголии, восходили к древнему племени горлос. Сонголы переселились на территорию Бурятии в конце XVII в. под предводительством чингизида Окин-тайши, потомка Даян-хана . Табангуты родственны монгольскому роду тавнан (тавнангууд) . Узоны (уджиэты) и хатагины входят в число племён, произошедших от потомков Алан-гоа . Атаганы и сартулы, по одной из версий, переселились с территории Монголии. Хотя в отношении обеих родоплеменных групп имеется точка зрения, что они являются коренными жителями территории Бурятии .
Потомки смешанных браков бурят с русскими известны как гураны и карымы . В исторических документах и описаниях XVII—XVIII веков буряты именовались как браты или братские люди.
Западные монголы, также именуемые ойратами ( джунгарами ), включают в себя следующие этносы: калмыки (вкл. бузавы , сарт-калмыки ), алтайские урянхайцы , баатуды , баяты , дербеты , дээд-монголы (верхние монголы), захчины , мянгаты (мингаты), олёты , согво-ариги , теленгуты , торгуты (вкл. заамуты , цаатаны , эркетены ), хойты , хотоны , хошуты , цааста-монголы (снеговые монголы), цохуры , чантуу , чоросы .
После падения Юаньской империи ойраты основали собственное ханство Дурбэн-Ойрат . Существует три основные версии определения понятия «Дурбэн-Ойрат»: 1) четыре союзных племени; 2) союз дурбэнов и ойратов; 3) четыре ойратских тумэна (военные и административные единицы) .
Из « Сокровенного сказания монголов » известно, что сыновья Дува-Сохора основали племя дурбэн . В летописи ордосского князя Саган Сэцэна «Эрденин Тобчи» кратко изложено происхождение древних ойратов от 4-х сыновей Дува-Сохора — Доноя, Докшина, Эмнека и Эркэга, ставших родоначальниками 4-х родов древних ойратов — олётов, батутов, хойтов и кэргудов . При этом ряд авторов не поддерживает идею происхождения древних ойратов от Дува-Сохора . В число исторических предков ойратов, по Г. О. Авляеву, следует включить не только собственно ойратские племена (олётов, батутов, хойтов и кэргудов), но и остатки древних племён из группы цзубу — кереитов , меркитов и найманов , ставших этническим субстратом для торгутов и хошутов .
Дербеты, по одной из версий, происходят от племени дурбэн, основанного сыновьями Дува-Сохора. А. Очир происхождение аристократического рода чорос возводил к старшему сыну Дува-Сохора — Доною. Баатуды и торгуты, по А. Очиру, являются потомками кешиктенов , личной гвардии великих монгольских ханов . Хошуты входили в число племён, бывших в подчинении потомков Хасара , брата Чингисхана . По мнению Д. Г. Кукеева, хошуты являются потомками уджигитов . Дээд-монголы и цааста-монголы — потомки поданных Гуши-хана , правителя Хошутского ханства . Хошутское происхождение также имеют проживающие в Цинхае согво-ариги .
В. П. Санчиров, рассматривая этимологию термина олёт, отмечает, что племенное объединение олётов сформировалось в XV в. под властью выходцев из аристократического рода чорос. В XVII в. олёты, согласно В. П. Санчирову, разделились на джунгаров и дербетов . Потомками джунгаров и носителями старинного этнонима являются калмыцкие зюнгары , бурятские зунгары , монгольские жонгоор . Один из хошунов Внутренней Монголии носит имя Джунгар-Ци .
На смену союза дурбэн-ойратов в дальнейшем пришло Джунгарское ханство , в котором правящим был аристократический род Чорос. Ушедшие на запад калмыки основали Калмыцкое ханство . В этническом формировании калмыков участвовали торгуты (вкл. эркетены), дербеты, хошуты, хойты, баатуды, чоросы, цохуры, теленгуты и другие родоплеменные группы. Бузавы сформировались за время пребывания калмыков в составе Российского государства . Эркетены были особой социальной прослойкой в калмыцком обществе, наделённой рядом привилегий и льгот . Сарт-калмыки являются представителями ойратского племени олёт . Теленгуты представляют собой немногочисленный род в составе дербетов и торгутов .
Алтайские урянхайцы представляют собой одну из ветвей древнего племени урянхайцев, потомки которых вошли не только в состав ойратов, но и в состав халха-монголов , бурят и других монгольских народов . Урянхайцы наряду с баятами входили в дарлекинскую общность средневековых коренных монголов .
Захчины — потомки людей, нёсших караульную службу на восточной и юго-восточной границе Джунгарского ханства. Мянгаты — потомки средневековых мянганов (мянгатов) — племени, образованного вначале как военная единица во времена Чингисхана . Хотоны и чантуу в составе ойратов — потомки омонголившихся тюркских родоплеменных групп .
Группу южных монголов (увэр-монголов) образуют этносы, преимущественно проживающие на территории Внутренней Монголии : авга , авганары , аоханы , асуты , арухорчины , баарины , горлосы , далаты , дарханы , джалайты , джаруты , дурбэн-хухэты , дурбэты , их-мянганы , монголжины , му-мянганы , найманы , оннигуты , ордосцы , суниты , тумэты , узумчины , ураты , ушины , хангины , харачины , хонгираты , хонхотаны , хорчины , хучиты , хэшигтэны , чахары .
Монголия в конце XVI в. представляла собой раздробленное на мелкие княжества и уделы государство, номинально управляемое династией чингисидов , официально именуемой Северная Юань . В этот период Монголия была разделена на два крыла, по три тумэна в каждом. Западное крыло — Ордос , Юншээбу , Тумэт — управлялось Джинон - нойоном . Восточное — Чахар , Халха , Урянхай — управлялось Великим ханом .
Вторая половина XVI в. для Южной Монголии характеризуется как постоянная борьба за власть и зоны влияния. Наиболее сильными и влиятельными были представители аймаков Тумэта и Чахара, прежде всего Алтан-хан Тумэтский (1548—1582), основатель города Хух-Хото , в зону влияния которого попали аймаки к западу от Тумэта, а также Алашань и Куку-Нор , населённые ойратами. Второй фигурой, оказавшей значительное влияние на историю южных монголов во второй половине XVI в., является Тумэн-Дзасагту-хан Чахарский (1557—1592), объединивший вокруг себя восточные аймаки и Куку-Нор .
Период окончательной победы Абахая над чахарами (1636 г.) и включения южных монголов в состав маньчжурского государства имеет особенно важное значение в истории монголов, так как именно с этим периодом связано появление такого термина, как Внутренняя Монголия и соответствующего ему административного образования, противопоставленного Внешней Монголии .
Во Внутренней Монголии было учреждено 7 сеймов (чуулганов): Чжирим , состоявший из горлосов, хорчинов, джалайтов, дурбэтов; Чахар (чахары); Шилингол (узумчины, суниты, хучиты, абга, абаганары); Уланцаб (тумэты, ураты, муу минганы, халха и дурбэн хуухэд); Ехэ-зуу (ордосцы, хангины, далаты и др.), Зуу-удэ (баарины, джаруты, арухорчины, найманы, хишигтэны, аохан, оннигуты, халха); Джосуту (харчины, тумэты и халха) . Кроме них в состав южных монголов также вошли потомки таких родов, как арулат , асут , баргут , баят , дархан , их-мянган , бугунут , бэлгунут , монголжин, тавнан , уджиэт , урут , урянхай, ушин, хонгират, хонхотан, юншиэбу и др.
Кроме вышеперечисленных народов, в самой Монголии проживают монголоязычные цаатаны , а среди монголов КНР также выделяют следующие этносы: баоань , дауры (вкл. гогули ), дунсяне , канцзя , монгоры (ту) , сычуаньские монголы , шира-югуры . Монголы согво-ариги , проживающие в китайской провинции Цинхай , говорят на тибетском языке . Юньнаньские монголы кацо (каджуо) говорят на языке тибето-бирманской группы .
Дауры совместно с подгруппой гогули (говол) ранее проживали в пределах исторического региона Даурия . В XVII в. после столкновений с русскими казаками переселились на территорию Маньчжурии . Являются потомками киданей и этногенетически родственны хамниганам . Цаатаны сформировались в результате этнического взаимодействия древних саянских самодийцев с тюркскими и монгольскими родоплеменными группами .
Баоань в конце XIII — начале XIV вв. начали передвижение в провинцию Цинхай , где поселились, установив тесный контакт с монгорами. Во второй половине XIX в. большая часть баоань переселилась в Ганьсу . Дунсян в Ганьсу, согласно одному из преданий, привёл Чингисхан для охраны западных границ его владений . В других источниках их считают потомками части армии Чингисхана, разгромившей в 1226 г. тангутское государство Си Ся . Древнейшие предки монгоров — группы сяньби ( тогоны ), мигрировавшие из Маньчжурии на юго-запад в район оз. Кукунор в начале IV в. во главе с Туюйхунем, создавшим государство, названное по его имени Туюйхунь (Тогон) . По преданию монгоров, нынешние их посёлки были образованы как воинские поселения, охраняющие границы империи Юань от нападений со стороны воинственных тибетцев . По культуре и языку баоань и дунсянам близок немногочисленный этнос канцзя .
Шира-югуры в этногенетическом плане связаны с древними уйгурами и монголами туюйхунь . Проживающие в Цинхае согво-ариги во времена империи Цин использовались для контроля над землями тибетцев . Считается, что они откололись от хошутов , ныне проживающих на территории Хайси-Монголо-Тибетского автономного округа . Сычуаньские монголы и кацо, проживающие в южном Китае , переселились в данный регион во времена Хубилая . Их переселение обусловлено монгольским завоеванием империи Сун и государства Дали .
Монгольский язык до сих пор сохранился у моголов и части афшаров Афганистана . Моголы , проживающие на территории Индийского субконтинента , говорят на урду , хинди , бенгальском и ассамском языках . На территории Средней Азии термин могол в позднем средневековье использовался в разных контекстах, в частности означал отюреченных кочевников монголов . А в XIX веке моголы на территории Узбекистана говорили на чагатайском тюркском языке и кипчакском диалекте узбекского языка .
Основу монгольских народов составляет большое количество старинных родов, потомки нирунов и дарлекинов : борджигин , бэсут , чонос , олхонут , урианхай , хатагин , джалаир , харанут , тайджиут и др. , а также такие роды, как бурут , зайсан , керегут , тавнан , тангут , хороо , хурээ , хухэнут , цоохор , юншиэбу и др., многие из которых сформировались уже после становления Монгольской империи .
Зайсаны — потомки служилых людей, занимавших должность зайсана при дворе Великих ханов . Тавнаны — потомки аристократического рода, изначально образованного в качестве отборной военной единицы во времена Чингисхана . Первоначальное ядро тавнан составляли пять племён: уруты , мангуты , джалаиры, хонгираты и икиресы . Юншиэбу — потомки служилых людей, ведавших вопросами обслуживания двора Великих ханов со времён монгольской империи Юань . Вышеперечисленные роды имели высокий статус и причислялись к аристократическим родам .
Роды хороо, хурээ, хухуйд (хухэнуд), хэрэгуд (керегут), цоохор входили в состав семи северных отоков Халхи , составивших первоначальное ядро современных халха-монголов , и находились во владении сына Даян-хана — Гэрэсэндзэ . При разделении собственности между семью сыновьями Гэрэсэндзэ хэрэгуд отошли к третьему сыну Нухунуху, роды хурээ, хороо и цоохор отошли к четвёртому сыну Аминдуралу, род хухуйд отошёл пятому сыну Дараю . Хороо представляли собой обслуживающий персонал, который занимался различными обязанностями в ставках и дворцах монгольских нойонов . Хухуйд являются потомками хранителей синего знамени Чингисхана . Тангуты в составе монголов — потомки одноимённых средневековых тангутов . Буруты, по А. Очиру, являются потомками енисейских кыргызов . Согласно другой версии, они — потомки монголов, рассеявших кыргызов .
Моголы , хазарейцы , чараймаки (вкл. джемшиды , фирузкухи , таймани , теймури , аймак-хазара ) в Афганистане имеют монгольское происхождение, однако в настоящее время за исключением моголов являются ираноязычными народами. Моголы , проживающие на территории Индийского субконтинента , говорят на урду , хинди , бенгальском и ассамском языках .
Немалая часть тюркских этносов и родов имеет монгольское происхождение: алшын (вкл. алимулы ( каракесек , карасакал , кете , торткара , шекты (вкл. жакаим ), шомекей ), байулы ( адай , алаша , алтын , байбакты , берш , есентемир , жаппас , кызылкурт , маскар , таз , тана , шеркеш , ысык )) , байлар , басмыл , баргы , барын , баяндыр (вкл. берендеи ), баят , бугу , гирей , долан , дуван , дуваней , дулат (вкл. сикым , шымыр ) , дурмен , елан , жалайыр , калмак , калмаки , катаган (вкл. катаганы , шанышкылы ), катай , кереи (вкл. абак , балта ), кереит , кият , конырат (вкл. оразкелди ), кошсы , крымские барыны , кунграт , кыпсак , локай , майман , мангыт , минг (вкл. мин ( кубоу , суби ), минги ) , монолдор , мурзалар , найман (вкл. ергенекты (вкл. баганалы , бура , каратай )), сальют , табын (вкл. ирэкте , кесе , кубаляк , табын (племя) ), табын (род) , тама , тамьян , тангаур , толенгит , торе , тургак , уак , уйсун (вкл. албан , ошакты , сиргели , суан , шапрашты , ысты ) , унгут , унлар , уран , чагатаи , черик и др.
Многие этнические группы такие, как айле , дашти-кипчакские узбеки , дубо (вкл. тофалары , тубалары , тувинцы , тувинцы-тоджинцы ) , кальтатаи , киргизы (вкл. кайрылманы , монгол-киргизы (калмак-киргизы) , памирские киргизы , тёлёсы , фуюйские киргизы ) , кураминцы , кыпчаки , кырки , лобнорцы , мусабазари , нагайбаки , ногаи (вкл. большие ногаи , малые ногаи ( кубанские татары )) , огузы , хакасы (вкл. качинцы , сагайцы , хыргысы ), чаты , юзы , якуты сложились в результате сложного этнического взаимодействия тюркских и монгольских племён .
Кроме этого ряд исследователей высказывал предположения, согласно которым к монголам также восходили такие этносы, как аргын (вкл. атыгай , канжыгалы , каракесек , куандык (вкл. алтай-карпык ), суйиндык (вкл. айдабол , каржас ), таракты , тобыкты , шегендык (вкл. каксал )) , гаогюй , гуен , динлин , кайтак , каракалпак , кушан , ногай (вкл. буджакские татары , карагаши , костромские татары , крымские ногаи , кубанцы , кундровцы , румынские татары , тюмены , утары , юртовцы ) , ногай-казах (вкл. уйсын-ногай ), ойхор ( уйгур ) , осман ( оттоман ) , савир , сельджук ( сельджукид ) , сеяньто , таз , теле , теленгит , телеу , телеут , тёлёс , тилеу , тюрк , усунь , хионит , хягас ( кыргыз ) , эфталит , юэчжи и др.
Ряд азиатских и европейских династий и аристократических родов ведёт своё происхождение от борджигинов и некоторых других монгольских родов.
Калмыцкие княжеские роды: Дондуковы , Дондуковы-Корсаковы , Тундутовы , Тюменевы .
Торе и Гиреи являются Чингизидами (потомками Чингисхана ) . При этом торе представляют собой один из основных компонентов в составе аксуйеков . К Чингизидам также относятся Арабшахиды , Аргуны , Аштарханиды , Джучиды , Туглуктимуриды , Тукатимуриды , Хулагуиды , Чагатаиды , Шейбаниды , Шибаниды . К барласам восходят Тимуриды и Бабуриды , к джалаирам — Джалаириды , к сулдусам — Чобаниды , к хонгиратам — Суфиды .
От Джучидов своё происхождение ведут такие роды, как Чингисы , Кучумовичи , Аничковы , а также некоторые другие дворянские и княжеские роды. Джучидами были Татарские царевичи , выехавшие на службу в Русское государство , а также потомки Ахмат-хана , известные в литературе как Ахматовы дети . Основываясь на сведениях из Нусрат-наме , некоторые исследователи возводят к Джучи происхождение Каринских арских князей ( Деветьяровы , Касимовы , Яушевы и др.) . По другой версии, они являются потомками мангытов . От мангытов своё происхождение ведут такие княжеские роды, как Байтерековы , Кутумовы , Урусовы , Шейдяковы , Юсуповы , Кантемиры , Кекуатовы , а также мурзы Сюндюковы .
По одной из версий, династия Тайбугинов ведёт происхождение от потомков джучида Тохтамыша . Родоначальник династии Тайбуга , как полагают Ч. Ч. Валиханов и другие авторы, был потомком кереитского Ван-хана . Согласно другим версиям, Тайбугины были потомками мангытов , салджиутов , конгратов или буркутов (беркутов) .
Княжеский род Гантимуровых восходит к даурам и хамниганам . Вероятно, Гантимуровы являются потомками одной из младших ветвей киданьского императорского рода Елюй . От Гантимура своё происхождение ведёт также род Катанаевых .
Из рода катай (потомков каракитаев ) происходит часть носителей фамилии Катаев . От гиреев (потомков кереитов) ведёт происхождение род Мутиных .
Протомонгольские племена, проживавшие в Центральной Азии во II—I тысячелетиях до н. э., создали так называемую культуру плиточных могил . В 209 году до н. э. царь Модэ основал государство Хунну (209 год до н. э. — II век н. э.) на Монгольском плато . Монгольские учёные относят Хунну к протомонголам. Согласно ряду исследователей, плиточники , хунну , дунху , жун , бэйди , ашина , тугю представляли собой одну монгольскую этническую общность.
Л. Н. Гумилёв пишет о переселении предков хуннов с южной окраины Гоби на северную в Х веке до н. э. Предками хунну считаются племена, входившие в общность сюньюй , чуньвэй (шуньвэй) , гуйфан , сяньюнь , жун, шань-жун , цюань-жун (цюаньи , хуньи ), бэйди (вкл. байди, чиди) .
Сыма Цянь , автор « Ши цзи », самую раннюю историю таких племён, как сюньюй, шань-жун, сяньюнь связывал с периодом правления «Пяти Древних Императоров» . Эти племена, по «Ши цзи», существовали уже до времён государей Тхан ( Тан Яо ) и Юй ( Юй Шунь ), то есть не позднее XXIV в. до н. э. Н. Я. Бичурин , в свою очередь, считал, что история монгольских народов началась не позднее XXV в. до н. э. В дальнейшем, согласно сообщению Сыма Цяня, в XVIII веке до н. э. принц павшего царства Ся по имени Шунь-вэй и его подданные ушли в северные степи, встретились там с племенами сюньюй и со временем смешались с ними, приняв кочевой образ жизни .
По мнению Сыма Чжэня, племена, которые в эпоху правления Тана (Тан Яо) и Юя (Юй Шунь) назывались шаньжун или сюньюй; в эпоху Ся стали именоваться чуньвэй (шуньвэй), в эпоху Шан-Инь — гуйфан, в эпоху Чжоу — яньюн (сяньюнь), а к эпохе Хань стали известны под общим именем сюнну (хунну) . Жунов и ди (бэйди) шанцы и чжоусцы называли общим именем жунди, а также гуйфан, хуньи, цюаньи, цюаньжун, сюньюй, сяньюн , шань-жун . После периода Чжаньго их также называли ху и сюнну (хунну) . Научное обоснование отождествления вышеперечисленных племён дано в трудах Ван Го-вэя . Согласно Н. Я. Бичурину, хуньюй, хяньюнь и хунну — три разные названия одному и тому же народу, известному ныне под названием монголов .
Как предполагает Мэн Вэнь-тун, первые правители наследственного владения Цинь , возникшего в X—IX веках до н. э., были выходцами из племени цюаньжунов . Известно, что частью бэйди, именуемыми байди (белыми ди), в V в. до н. э. было создано царство Чжуншань , просуществовавшее до начала III в. до н. э.
Империя Хунну просуществовала с 209 года до н. э. по II век н. э. Потомками хунну был основан ряд государств: Юэбань (160—490; племя Юэбань ), Северная Хань (304—318; династия Лю ), Ранняя Чжао (318—329; династия Лю), Поздняя Чжао (319—351; династия Ши из племени цзе ), Северная Лян (397—439; 442—460; династия Цзюйцюй ), Ся (407—431; династия Хэлянь ). От хуннов, поселившихся в долинах Тарбагатая , ведут своё происхождения племена алты чуб : чуюе , чуми , чумугунь , чубань , шато . Шато стали основателями трёх последовательных династий: Поздняя Тан (923—936; династия Ли), Поздняя Цзинь (936—947; династия Ши), Поздняя Хань (947—950; династия Лю). Потомками северных хуннов также являются племена дулу .
Потомками хунну — гуннами , вторгшимися в Европу в 370-х годах, была создана империя гуннов , просуществовавшая до второй половины V века. Страну Гунналанд , известную по древним скандинавским сагам , принято отождествлять с гуннами. В дальнейшем последние осколки гуннов основали Кавказскую Гуннию . К числу потомков кавказских хуннов (гуннов) относят гуенов . Азиатские гунны ( иранские гунны ) были известны как алхоны , хиониты , кидариты и эфталиты ( белые гунны ) . С эфталитами отождествляются кушаны , основавшие Кушанское царство , которые в хронике «Белая история» упоминаются как кушанские монголы . Кушаны, как считают, представляли собой одно из племён юэчжи , которых Клод Де Висделу считал отраслью восточных монголов, кочевавших в Нью-лане (Нурхане) .
Империю Хунну сменили потомки дунху — сяньби . Племена сяньби, хунну, цзе, ди , цяны объединялись в китайских источниках под общим именем ху. Самые ранние упоминания о дунху относятся к VII веку до н. э., периоду царствования цзиньского правителя Вэнь-гуна . Из протомонгольского союза Дунху выделились ухуань , сяньби , татабы (кумоси) . Империя Сяньби просуществовала с 93 г. по 234 г. В дальнейшем из сяньби выделились жужани , основавшие Жужаньский каганат (330—555). Потомками жужаней — аварами , откочевавшими в Центральную Европу , был создан Аварский каганат (562—823). Как считает большинство венгерских учёных, потомками аваров являются современные секеи . Ухуани признаются возможными предками уаров и эфталитов .
Потомками сяньби основан ряд государств: Дуань (250—338; племя Дуань ), Юйвэнь (конец III в. — 345), Тогон (284—670; племя Тогон ), Западная Цинь (385—431; династия Цифу ), Южная Лян (397—414; династия Туфа ). Мужунами основаны Ранняя Янь (337—370), Западная Янь (384—394), Поздняя Янь (384—409), Южная Янь (398—410).
Другое ответвление сяньби, тоба (табгачи) , основало Дай (310—376), а затем империю Северная Вэй (386—535). Северная Вэй в дальнейшем распалась на Восточную Вэй (534—550) и Западную Вэй (535—556). Восточную Вэй сменило государство Северная Ци (550—577), Западную Вэй — Северная Чжоу (557—581). Выходец из Северной Чжоу, Ян Цзянь , основал династию Суй (581—618). В дальнейшем Ли Юань , сын Ли Биня, тобасского генерала династии Северная Чжоу, основал династию Тан (618—907). Династия Тан достигла наибольшего рассвета при Ли Шимине .
Потомки древних жунов ди основали Чоучи (II—VI вв.; династия Ян ), Чэн-Хань (303—347; династия Ли ), Раннюю Цинь (351—394; династия Фу ), Позднюю Лян (386—403; династия Люй ). В отношении как древних жун-ди, так и самих ди А. С. Шабалов придерживается мнения, что данные народы были монголоязычны . Потомками ди являются современные байма , проживающие в провинциях Ганьсу и Сычуань . От жунов и цюань-жунов происходят современные цяны и цзяжуны , ныне проживающие преимущественно в провинции Сычуань . Древние цяны были основателями государства Поздняя Цинь (384—417; династия Яо) .
К потомкам сяньби Л. Н. Гумилёв относил также род ашина и тюркютов (тугю), правивших в Тюркских каганатах (вкл. Восточно-тюркский каганат , Западно-тюркский каганат , Второй тюркский каганат ) . По Л. Н. Гумилёву, представители рода ашина правили хазарами («тартар-монголами») в Хазарском каганате . Потомками ашина и тюркютов, как полагают исследователи, были основатели династии Дуло , правившей в Великой Болгарии и Первом Болгарском царстве . К ашина также возводят происхождение династии Асеней , правившей во Втором Болгарском царстве . Вместе с ашина другим знатнейшим родовым объединением тюркютов были ашидэ .
Потомками одной из ветвей тюркютов стали карлуки , основавшие Карлукский каганат . От одной из ветвей карлуков происходят таджикские карлуки . По одной из версий, потомками карлуков являются караханиды , основавшие Караханидское государство . Согласно другим версиям, они были потомками уйгуров ( ойхоров ) либо рода ашина .
Согласно Н. Я. Бичурину, древние уйгуры (ойхоры), сеяньто и их предшественники чи-ди , динлины (дили) и гаогюй имели монгольское происхождение. По его мнению, гаогюй — потомки чи-ди: вначале они прозывались дили; позже прозваны гаогюйскими динлинами и ойхорами . А. С. Шабалов полагает, что племена чи-ди, дили, гаогюй и хойху (ойхор) первоначально говорили на разновидности монгольского языка .
Динлины создали царство Ранняя Вэй в Хэнани . Древние уйгуры стали основателями Уйгурского каганата , сеяньто — Сеяньтосского каганата . Енисейские кыргызы основали Кыргызский каганат . По мнению Н. Я. Бичурина, древние кыргызы (хягасы, хагасы) имели монгольское или смешанное тюрко -монгольское происхождение . Правители древних кыргызов были выходцами из рода Ажэ . Основавшие Огузскую державу племена огузов также представляли собой смешение некоторых тюркских и древнемонгольских этнических групп . Басмылы , создавшие Басмыльский каганат , представляли собой билингвов, говоривших на особом (предположительно, монгольском) языке, хотя знающих также и тюркский .
Одной из северных ветвей сяньби являлись шивэй , предки нирун-монголов и дарлекин-монголов . По соседству с шивэй проживали родственные им племена улохоу , дидоугань и доумолоу . Из шивэй выделились кидани и цзубу . Кидани создали по образцу Срединного государства свою империю Ляо (907—1125; династия Елюй ). Ветвь киданей, каракитаи (кара-кидани) , создала Каракитайское ханство (1130—1212). Киданями также были созданы государства: Дундань , Поздняя Ляо , Северная Ляо , Восточная Ляо .
От нирун-монгольского племени салджиут , по мнению Э. Блоше и Н. Асима, ведут своё происхождение сельджуки ( сельджукиды ), правившие в Сельджукской империи , Иракском , Сирийском , Хорасанском , Керманском и Конийском султанатах . К числу потомков дарлекин-монгольского племени баят исследователи относят такие племена и роды, как баят , баяндур ( берендеи ) и байлар . Племя баяндур впоследствии играло ведущую роль в составе племенной конфедерации Ак-Коюнлу . По одной из версий, из племени баяндур также происходила династия Караманидов .
К западу от шивэй проживали байырку , предки баргутов , и курыканы . В эпоху курыкан возникли две ключевые для бурятского этногенеза общности: булагаты и хори-туматы , в дальнейшем разделившиеся на хори и тумэт . С X века в Западное Прибайкалье начинают проникать значительные группы монголоязычного населения из Центральной Азии . Одной из таких групп была часть племени икирес (эхирит), распространённого в восточной части Монголии . Икиресы, проникнув в Прибайкалье в XI—XII веках сплотили вокруг себя территориальную верхоленскую группу населения .
Цзубу являлись потомками шивэй , находившимися на пути создания своего собственного государства . В состав племенного объединения цзубу входили кереиты , найманы , меркиты , джалаиры , татары , баргуты , хонгираты , ойраты , дансян (тангуты) , онгуты , а также онон-керуленская группа « хамаг-монгол » , объединявшая в себе племена нирун-монголов . Ряд исследователей полагает, что во главе цзубу стояли кумоси. После поражений от киданей часть союза цзубу, известные как кимаки или западные кумоси, откочевала на Запад (в район Алтая и Иртыша ), где основала Кимакский каганат . С кумоси также отождествляется племя кай , откочевавшее совместно с кунами в западные степи . Куны (токсобичи), в свою очередь, отождествляются с татарами . Племя кай (кайи) в русских летописях было известно под именем ковуи . Из племени кайи впоследствии выделились османы ( оттоманы ), правившие в Османской империи .
Собственные ханства были основаны хамаг-монголами, меркитами, кереитами, найманами, татарами. Страна баргутов, хори-туматов, булагачинов , кэрэмучинов получила наименование Баргуджин-Токум . Население Баргуджин-Токума было известно под общим именем хойин-иргэн .
После падения киданьской империи Да Ляо в 30-х годах XII века ведущая роль в Центральной Азии перешла к другим монгольским племенам, которые остались фактически независимыми от империи Цзинь . Согласно Л. Н. Гумилёву, общекочевая кличка «цзубу» была в итоге сменена на гордое имя «монгол» . Племена, составлявшие конфедерацию цзубу, в начале XIII века вошли в состав империи Чингисхана .
Впервые этноним монголов (мэн-гу, мэн-гу-ли, мэн-ва) встречается в исторических хрониках эпохи Тан (7—10 вв.) . Предположительно, первоначальным местом расселения прамонгольских племён было междуречье рек Аргунь и Онон , откуда в VIII веке они перекочевали в Трёхречье (бассейн рек Онон, Керулен и Туул ). :238
Иакинф Бичурин, известный востоковед XIX века, изучив древнюю китайскую хронику, писал, что этноним монгол появился в начале IX в. н. э., а история монгольских народов (протомонголов) начинается не позднее XXV в. до н. э. Также он писал, что древние монголы были известны китайцам на протяжений 20-столетий под разными названиями: хунну , ухуань , сяньби , жужаны , дулга , ойхор , сйэяньто , кидань .
В XII веке сложилось государственное образование монголов Трёхречья — улус Хамаг Монгол («Все Монголы»). Первым правителем государства хамаг-монголов был Хабул-хан , который объединил, согласно « Сокровенному сказанию монголов », племена нирун-монголов («собственно монголов»), главенствующее положение среди которых занимали роды хиад - борджигинов и тайджиутов :238-239 . Помимо этих монголов, существовали племена дарлекин-монголов («монголы вообще»), не входящие в объединение Хамаг Монгол и кочевавшие в областях, соседствующих с Трёхречьем.
В XIII веке монголы под предводительством Чингис-хана и двух поколений его потомков создали самую значительную империю эпохи . При этом племенное разделение было отменено и уступило место делению по тумэнам и родам войск. В результате этнонимы тех монгольских племён, которые играли значительную роль в доимперскую эпоху (например, салджиут ), сохранились на окраинах империи, и после распада государства в дополнение к ним появился ряд новых, на основании войсковой принадлежности (например, хэшигтэн , торгоут , хорчин , ар хорчин , баатуд ). Значительная часть монголов относит себя к борджигинам — потомкам Чингис-хана и его родственников.
Коренные монголы, вошедшие в состав Монгольской империи, подразделялись на ветви нирун и дарлекин . Нирун-монголы включали в свой состав следующие племена: адаркин , артакан , арулат , баарин , барлас , борджигин , бугунут , будаат , бэлгунут , бэсут , гэнигэс , джадаран , джоуреид , джуркин , дуглат , дурбэн , килингут (вкл. килингут-тархан ), кингият , кият , кунджин , мангут , нир-хойин , ноёхон , оронар , салджиут , сиджиут , сукан , суканут , сунит , тайджиут , уджиэт , урут , хабтурхас , хатагин , хонхотан , чаншиут , чонос , ясар и др. Группу дарлекин-монголов составляли такие племена как арулат , баят , бугунут , бэлгунут , горлос , джалаир , икирес , илдуркин , килингут (вкл. килингут-тархан ), кингит (гэнигэс) , кунджин , кунклиут , нохос , олхонут , сулдус , урянхай , уряут (оронар) , ушин , харанут , хонгират , хонхотан , элджигин и др.
В состав империи Чингисхана вошли не только коренные монголы, но и все остальные монголоязычные племена региона: баргут , бекрин , булагачин , джунгуркин , каракитаи , кереит , курлаут , куштеми , кэм-кэмджиут , кэрэмучин , меркит , найман , ойрат , онгут , сакаит , тангут (потомки средневековых тангутов ), татар , теленгут , тулас , уймакут , урасут , хойин-иргэн , хойин-урянка , хори-тумат ( хори и тумат ) и др.
Во второй половине XIII века начался распад империи на улусы , во главе которых стояли чингизиды . Крупнейшими осколками Великой Монголии стали империя Юань , улус Джучи (Золотая Орда) , государство Хулагуидов и Чагатайский улус .
Главными племенами Улуса Чагатая были барласы, джалаиры, арулаты и каучины . Ещё одним племенем, сыгравшим значительную роль в истории Чагатайского улуса, были караунасы .
В конце XIII века внук Чингис-хана Хубилай основал династию Юань со столицами в Пекине и Шанду . После победы над противниками в среде монгольской знати он подчинил себе большую часть территории современной Монголии .
Значительная часть монголов составила высший слой администрации и внутренние войска Китая, наряду с привлечёнными Хубилаем и его наследниками выходцами из других не-китайских народов. Благодаря этому появились такие группы населения, как монголы Юньнань в Южном Китае.
В 1368 году монголы, после междоусобных столкновений монгольской знати, были изгнаны из Китая на север войсками Чжу Юаньчжана , который, захватив Пекин, провозгласил династию Мин .
В XIV—XVII веках территорию Монголии делили между собой чингисиды и ойраты — западные монголы, постепенно создавшие сильное Джунгарское ханство .
В 1640 году состоялся последний общемонгольский съезд, на котором присутствовали и халха-монголы , и ойраты в том числе калмыки .
В 1670—1690-е годы ойратский лидер Галдан-Бошогту , первый в Джунгарии провозгласивший себя ханом, успешно подчинил себе ряд городов на Шёлковом Пути и совершал успешные походы на Центральную Монголию. Князья-чингисиды обратились за помощью к своим союзникам маньчжурам , которые предоставили таковую на условии принятия монголами подданства маньчжурского императора.
В XVII веке земли монгольских народов и сами народы подпали под различную степень зависимости от Китая и России. В империи Цин монголы Внутренней и Внешней Монголии обладали разными правами и потеряли возможность свободного общения, что вызвало сложение отдельных народностей.
В 1911 году была провозглашена независимость Внешней Монголии от маньжчурской империи Цин , а после революций в России в составе РСФСР образованы автономные образования населяющих её монгольских народов — Бурят-Монгольская АССР (1923) и Калмыцкая АССР (1935). Для Внутренней Монголии была провозглашена автономия в Китайской Республике, затем (1936—1945) на части её территории при помощи японских милитаристов в ходе войны с Китаем было образовано государство Мэнцзян («монгольские пограничные земли») во главе с князем-борджигином Дэмчигдонровом , прекратившее своё существование после капитуляции Японии во Второй мировой войне . Значительная часть монгольской администрации Мэнцзяна бежала на Тайвань и отчасти в Монголию.
По данным исследования генетиков 2014 года наиболее распространёнными Y-хромосомными гаплогруппами у монголов являются: C — 56,7 %, O — 19,3 %, N — 11,9 % .
Согласно исследованию 2021 года, на первом месте у монголов Китая оказалась Y-хромосомная гаплогруппа O2 (49,14 %), за ней следовали C2 (22,86 %), O1 (12,00 %) и N1 (6,29 %). Y-хромосомные гаплогруппы D1, E, I, G, Q и R были скудно распределены в изученных монгольских популяциях. У монголов Китая митохондриальная гаплогруппа D оказалась на первом месте (27,07 %), за ней следовали митохондриальные гаплогруппы B (11,60 %), F (10,77 %), Z (8,01 %), G (7,73 %), C (6,91 %), A (6,08 %), N (5,25 %) и M7 (5,25 %). Другие митохондриальные гаплогруппы (HV, H, I, M8, M9, M10, M11, R, T, U, W и Y) были спорадически распространены у исследованных монголов Китая с частотами не более 1,66 % .