Тантра (значения)
- 1 year ago
- 0
- 0
Та́нтра ( санскр. तन्त्र [tántra] букв. « ткацкий станок ; основа ткани », перен. «основа, сущность ; порядок, правило; учение, свод правил; способ, уловка») — общее обозначение эзотерических индийских традиций, представленных главным образом в буддизме , бон и индуизме , использующих особые тайные практики и инициации, которые ведут к освобождению и духовному развитию , и считающих данные методы наиболее эффективными. Тантра получила своё название от тантр или священных текстов . В европейских языках тантристские учения получили название тантризм .
Тантра возникла в начале н. э. в брахманизме и буддизме и распространилась в Индии, Непале, Бутане и особенно в Тибете. В XX веке неотантризм распространился в Америке, Европе и России.
Тантра — вид литературно-философского произведения, написанного в форме диалога Шивы и Шакти . Как эзотерическая традиция тантра предполагала достижение трансперсональных состояний (слияния с Ишварой — мировым духом, или мировым началом) посредством максимально полного, тотального проживания всех жизненных искусов. Небольшое внимание в тантре уделялось сексуальным практикам, вследствие чего в современном массовом сознании тантру ошибочно считают йогой секса . Сексуальные практики в тантре не были самоцелью и не были основными, а были лишь вспомогательным способом достижения парой или одним из партнеров экстатических состояний в некоторых школах . Сексуальный акт являет для них сакральное значение, являясь повторением космического акта первичной божественной пары Шивы-Шакти . В целом разнообразие тантрических практик велико, в одной лишь Виджняна бхайрава тантре описано более сотни , и лишь одна из них относится к сексуальной практике .
В индуизме к тантре относят школы индуизма, практикующих особые, не связанные с брахманистским ритуалом обряды и считающие своими главными священными текстами тантры (собственно тантры, относящиеся к шактистским школам, агамы , относящиеся к школам как шиваизма , так и вишнуизма , и пураны — тексты главным образом вишнуитских групп) .
Тантризму в индуизме присущи следующие особенности :
Тантризм отличается от других индийских религиозных традиций совмещением аскетических практик с ритуальной практикой. Помимо йоги, в тантризме практикуются различные ритуалы, такие как подношение пищи или благовоний, связанные с тем или иным божеством индуистского пантеона. Вследствие интереса к телу как к сосуду вечного последователи тантризма увлекаются алхимией и различными способами продления жизни. Большую роль в тантризме играет мистическая физиология чакр . За основу принимается представление о тождестве микрокосма и макрокосма , человека и мироздания, поскольку всё возводится к единению двух начал — женского и мужского .
Тантризм есть закономерный итог развития толкования Вед в части культа и освобождения с его помощью . Йоги-тантристы считают своё вероучение универсальным знанием всех людей, из которого и черпают свою духовную силу остальные религии .
В тибетской и бонской терминологии тантра определяется как система практик для достижения истиной реализации и является традицией буддизма Ваджраяны (или тантрического буддизма), который включает в себя тибетский буддизм и восточноазиатскую школу Сингон .
Тантрическая практика в Тибете включает в себя шесть основных элементов:
Буддийская тантра включает в себя четыре или шесть классов тантр, в зависимости от «старой» или «новой» школ переводов . Четыре класса тантр новой школы таковы:
Важными символами в буддийской тантре являются ваджра и колокольчик. Колокольчик олицетворяет мудрость «праджню», пустотность мироздания, женское начало. Мужским символом служит ваджра (санскр. «алмаз» и «молния») — небольшой ритуальный жезл, олицетворяет метод «упайю», нерушимость просветленного состояния, истинности, вечности и нерушимости буддийского учения, а также искусного метода достижения реализации .
Тантри́ческий секс — современная западная интерпретация тантры, « » практикуемая последователями нью-эйдж . Основана на отголосках знания о тайных тантрических практиках, предназначенных для продвинутых адептов некоторых тантрических систем. Основной смысл традиционной практики в завершающем этапе контроля над своими энергиями, посредством блаженства, которое может вызвать интимная близость партнёров. Ритуальный акт в тантрической литературе называют майтхуна (मैथुन maithuna) .
Человек, который независимо от принадлежности к той или иной касте, убеждений или религии стремится к духовному развитию или делает что-то конкретное, является тантриком. Тантра сама по себе ни религия, ни «изм». Тантра — это фундаментальная духовная наука. Везде, где есть какая-либо духовная практика, должно считаться само собой разумеющимся, что она основана на тантрическом культе. Там, где нет никакой духовной практики, где люди молят Бога выполнить их мелкие мирские желания, где единственным девизом людей является «Дай нам это, дай нам то», — только там можно обнаружить попытки препятствовать тантре. Таким образом, только те, кто не понимают тантру или даже после понимания тантры не хотят делать никакой духовной практики, противостоят культу тантры.
Оригинальный текст (англ.)A person who, irrespective of caste, creed or religion, aspires for spiritual expansion or does something concrete, is a Tantric. Tantra in itself is neither a religion nor an 'ism'. Tantra is a fundamental spiritual science. So wherever there is any spiritual practice it should be taken for granted that it stands on the Tantric cult. Where there is no spiritual practice, where people pray to God for the fulfilment of narrow worldly desires, where people’s only slogan is “Give us this and give us that” – only there do we find that Tantra is discouraged. So only those who do not understand Tantra, or even after understanding Tantra do not want to do any spiritual practice, oppose the cult of Tantra.— Ānandamūrti . Discourses on Tantra. Vol. 2. — Ananda Marga, 1993. — 266 p. — ISBN 8172520239 .