Вавилонский плен
- 1 year ago
- 0
- 0
Вавило́нский календа́рь — лунно-солнечный календарь , использовавшийся в Месопотамии в XVIII веке до н. э. — I веке . Возник на базе ниппурского календаря при царях I Вавилонской (аморейской) династии . Состоял из 12 месяцев (и одного добавочного ), Новый год приходился на март-апрель .
Не позднее периода Нововавилонского царства (626—539 годы до н. э.) в вавилонском календаре появилась «астрологическая» неделя , заимствованная впоследствии многими современными народами . Вавилонские названия месяцев унаследованы рядом ближневосточных календарей, прежде всего еврейским .
В начале 2-го тыс. до н. э. наиболее популярным календарём в Месопотамии являлся шумерский календарь из города Ниппур . Так, он был признан официальным в государстве Исин (2017—1794 годы до н. э.), образовавшемся на юге региона после гибели III династии Ура .
Однако вторгшиеся в Месопотамию западно-семитские племена амореев создали кратковременную моду на собственные локальные календари. По сведениям В. В. Емельянова , господство аморейских календарей приходится главным образом на XVIII век до н. э. Затем происходит восстановление статуса ниппурского календаря. Согласно одной версии, это сделал известный реформатор, представитель I Вавилонской (аморейской) династии царь Хаммурапи (ок. 1793—1750 годов до н. э.) . Согласно другой — его сын, царь Самсу-илуна (ок. 1750—1712 годов до н. э.). В то же время восстановленный ниппурский календарь уже мог быть смешанным — вероятно, шумерские названия месяцев были заменены в нём на семитские .
Около 1100 года до н. э. Вавилонское царство было завоёвано Ассирией , и вавилонский календарь был принят ассирийцами. В 539 году до н. э. Вавилон вошёл в состав государства Ахеменидов , после чего вавилонский календарь стал использоваться в делопроизводстве государственных канцелярий (до Ксеркса I персидские цари лояльно относились к вавилонским традициям ). Правда, при этом сохранились и другие календари, местные; например, древнеперсидский .
После завоевания Персии македонцами в Месопотамию был перенесён . При этом он был полностью синхронизирован с вавилонским: из последнего были заимствованы правила и, соответственно, даты начала македонских месяцев приведены в соответствие с вавилонскими месяцами. В то же время македонский календарь сохранил собственные названия месяцев (упрощённо говоря, месяц нисану стал называться артемисием) и время Нового года (осеннее равноденствие ). Данные изменения произошли ещё до смерти Александра Македонского (323 год до н. э.) и устояли в период Государства Селевкидов . В эту эпоху можно встретить двойные датировки (по македонским и вавилонским месяцам); считается, что македонский календарь применялся в суде и греческих поселениях. После завоевания Месопотамии царём Митридатом I в 141 году до н. э. она вошла в состав Парфянского царства . Парфяне приняли на вооружение македонский календарь, в том числе названия месяцев . Правда, исследователи встречают в записях астрономов случаи употребления вавилонских месяцев и позже, вплоть до 75 года . Это объясняется тем, что астрономы составляли свои планетные таблицы на большой период вперёд .
В вавилонском календаре сутки начинались с вечера , после захода солнца . Разделялись они двумя способами — народным и астрономическим. В народном методе день и ночь подразделялись на три « стражи ». В то время как у астрономов принято было делить сутки сначала на 12 сдвоенных часов (bēru или мили), затем каждый час делился на 30 USH (градусов времени) продолжительностью по 4 минуты .
Дискуссионным является вопрос о том, имелось ли уже в Вавилонии понятие семидневной недели . И. М. Дьяконов настаивал на том, что недель в вавилонском календаре не было. По его мнению, вавилоняне знали только «счастливые» и «неудачные» для каких-либо начинаний дни, а уже из этого мог произойти еврейский обычай избегать работы в шаббат (седьмой день недели) . Н. И. Идельсон тоже считал родоначальницей недели Иудею , а не Вавилон ; И. И. Бикерман полагал, что происхождение семиричной единицы измерения времени неизвестно .
В то же время упоминания семидневного периода часто встречаются в вавилонских и даже шумерских текстах . Сторонники вавилонского происхождения недели объясняют её возникновение особенностями календаря, ориентированного на синодический (лунный) месяц: продолжительность такого месяца составляет 29,5 суток, при этом лунный диск видно на небе только 28 суток. Таким образом, месяц может быть разбит на четыре отрезка длительностью по 7 дней, что соответствует количеству и длительности фаз Луны — новолуния , первой четверти , полнолуния и последней четверти .
Дополнительным аргументом в пользу существования недели в Вавилонии выступает астрология . Количество дней недели соответствует 7 видимым с Земли невооружённым глазом « планетам ». Именно это число планет было известно вавилонянам ( халдейский ряд ), и как раз вавилоняне создали обычай называть дни недели в честь планет. Данный обычай возник благодаря тому, что астрологи посвящали каждый час в сутках какой-то планете. Счёт вёлся с первого часа субботы , который находился под управлением планеты Сатурн , поэтому суббота получила название «дня Сатурна». Второй час субботы посвящался Юпитеру , третий — Марсу и т. д. Первый час воскресенья выпадал на Солнце , первый час третьего дня — на Луну, четвёртого — на Марс, пятого — на Меркурий , шестого — на Юпитер, седьмого — на Венеру .
Необходимо отметить, что посвящение отрезков времени каким-то небесным телам имеет смысл только в случае обожествления последних. Например, планета Юпитер обязана своим современным названием тому, что верховный римский бог был соотнесён с главой вавилонского пантеона Мардуком . Хотя планета Юпитер и была посвящена в Вавилонии богу Мардуку, она имела при этом научное название Мулу-баббар. Таким образом, «астрологическая» неделя не могла возникнуть раньше, чем появились божественные имена светил. При этом все исследователи считают, что обычай соотносить названия планет с богами возник именно в Вавилонии. Б. Ван дер Варден связывает возникновение этого обычая с комплексом религиозных идей периода Нововавилонского царства (626—539 годы до н. э.) .
Подобно многим древним народам Старого света , вавилоняне отсчитывали месяц с новолуния. Месяцы всегда начинались вечером с первым появлением лунного серпа. Год состоял из 12 месяцев :
Номер | Название месяца | Число дней | Значение | Григорианский календарь |
---|---|---|---|---|
1 | 30 | Двигаться, шагать . Возможно смысловое пересечение с шумерским nesag (начало, первая жертва) . | Март—апрель | |
2 | 29 | Яркий, светлый . Молодой человек . | Апрель—май | |
3 | 30 | Подходящий срок для какого-либо дела . | Май—июнь | |
4 | 29 | Посвящённый Думузи . | Июнь—июль | |
5 | Абу | 30 | Враждебный . Отец, заросли тростника . | Июль—август |
6 | 29 | Очищать (соотносится с очищением Инанны после возвращения из Подземного мира) . | Август—сентябрь | |
7 | 30 | Начало (нового полугодия) . | Сентябрь—октябрь | |
8 | 29 | Жаровня . | Октябрь—ноябрь | |
9 | 30 | — | Ноябрь—декабрь | |
10 | 29 | Мутный , потопление . | Декабрь—январь | |
11 | 30 | Разрушение (побивание ветром) . | Январь—февраль | |
12 | 29 | Пасмурный , бояться чего-либо . | Февраль—март |
Франц Куглер вычислил, что 1-е число месяца нисану (то есть вавилонский Новый год ) в среднем соответствует 26 апреля по григорианскому календарю. Его вывод основывался на том, что 26-й день месяца арахсамна 21-го года эры царя Амми-цадуки приходится на 23 января 1971 года до н. э. Однако сейчас считается, что эта дата соответствует 25 декабря 1641 года до н. э. — таким образом, датировка Нового года сдвинулась почти на месяц вперёд . Известно, что при Кире II и после него, в период 538—520 годов до н. э., 1-е число нисану никогда не выпадало ранее 18 марта и позже 12 апреля .
Для синхронизации солнечного и лунного календарных циклов шумеры с 2400 года до н. э. практиковали вставку тринадцатого месяца . Данный обычай унаследовали и вавилоняне. Так, указом Хаммурапи от 1760 года до н. э. между месяцами улулу и ташриту был вставлен дополнительный месяц под названием «второй улулу» продолжительностью 30 дней. Впоследствии помимо «второго улулу» вставлялся также «второй аддару». Между 700 и 500 годами до н. э. дополнительные улулу и аддару встречаются равномерно, после 500 года до н. э. чаще используется «второй аддару» .
Долгое время вставки тринадцатого месяца осуществлялись в произвольном порядке. При царе Камбисе II с 527 года до н. э. начали подчиняться 8-летнему циклу , а при царе Дарии I с 503 года до н. э. (и по 75 год н. э., за исключением 385 года до н. э.) — 19-летнему . При этом 1-е число нисану удерживается вблизи весеннего равноденствия . В вавилонских таблицах находятся записи в роде следующей:«если в первый день Нисана Луна в соединении с Плеядами, год простой; если на третий день Нисана Луна в соединении с Плеядами, год полный (13-ти месячный)». Эта запись нам показывает астрономическую суть механики лунно-солнечного календаря с 19-летним циклом.
Вавилонским астрономам были известны длинные периоды времени. В частности, Ф. Куглер цитирует текст, упоминающий длинные периоды для «планет»: Венера — 6 400 лет, Луна — 684 года, Сатурн — 589 лет, Юпитер — 344 года, Марс — 284 года. В астрологии присутствовало представление о цикличности истории: известный жрец Берос ( III век до н. э. ) утверждал, что на Земле периодически происходят мировой пожар и всемирный потоп . Для исчисления времени он пользовался такими периодами, как сас (60 лет), нер (600 лет) и сар (3 600 лет). По расчётам Бероса, период от сотворения мира до ближайшей мировой катастрофы составляет 600 сар или 2.160.000 лет .
Именно из идей вавилонских астрологов о цикличности истории возникла древнегреческая концепция . Интересно также то, что индийские эпохи ( юги ) кратны периодам Бероса, хотя индусы используют десятичную систему счисления , в отличие от вавилонской шестидесятеричной .
Начиная с XXIV века до н. э. и до конца I Вавилонской (аморейской) династии (ок. 1595 года до н. э.) в Месопотамии существовал обычай датировать документы по стандартным формулам, отражающим важнейшее событие текущего или предшествующего года. Таким событием могло быть изготовление статуи царя или избрание жреца .
В более поздний период наблюдается счёт от воцарения правителей: седьмой год Камбиса (523 год до н. э.), 26 год Артаксеркса (379 год до н. э.). Впоследствии он был заменён на эру Селевкидов (начиналась 1 октября 312 года до н. э.) .
Представляет также интерес составленный во II веке Клавдием Птолемеем « Канон Царей », начинающийся с даты восшествия на престол вавилонского царя Набонасара — 27 февраля 747 года до н. э. Данное событие использовалось для исчисления хронологии вплоть до появления эры Диоклетиана (считается с коронации римского императора Диоклетиана 29 августа 284 года), тем самым можно говорить о существовании «эры Набонасара» .
Вавилонская «астрологическая» неделя была заимствована на Западе при римском императоре Октавиане Августе . Понедельник был посвящён Луне, вторник Марсу, среда Меркурию, четверг Юпитеру, пятница Венере, суббота Сатурну, воскресенье Солнцу. В 321 году император Константин I Великий постановил сделать «день Солнца» выходным. С некоторыми изменениями система наименования дней недели в честь богов, ассоциируемых с теми или иными небесными телами, принята у многих народов до сих пор :
День недели | Романские языки | Германские языки | Хинди |
---|---|---|---|
Понедельник | День Луны ( фр. Lundi , исп. Lunes ) | День Луны ( нем. Montag , англ. Monday ) | День (Сомвар) |
Вторник | День Марса ( фр. Mardi , исп. Martes ) | День Тиу ( нем. Dienstag , англ. Tuesday ) | День Мангалы (Мангалвар) |
Среда | День Меркурия ( фр. Mercredi , исп. Miércoles ) | День Одина ( англ. Wednesday ) | День Будхи (Будхавар) |
Четверг | День Йовиса ( фр. Jeudi , исп. Jueves ) | День Тора ( нем. Donnerstag , англ. Thursday ) | День Брихаспати (Брихаспативар) |
Пятница | День Венеры ( фр. Vendredi , исп. Viernes ) | День Фрейи ( нем. Freitag , англ. Friday ) | День Шукры (Шукравар) |
Суббота | — | День Сатурна ( англ. Saturday ) | День Шани (Шанивар) |
Воскресенье | — | День Солнца ( нем. Sonntag , англ. Sunday ) | День Рави (Равивар) |
Во времена Персидской империи вавилонский календарь распространился далеко за пределы Месопотамии. Так, в Леванте (например, в финикийском Гелиополисе ) можно встретить арамейские календари, созданные на основе вавилонского. Отсюда же происходит , который в Средние века использовался на Ближнем Востоке наряду с традиционным мусульманским . Наиболее полное заимствование календаря, сохранившееся до наших дней, произошло у евреев. Считается, что оно случилось в период Вавилонского плена (586—539 годы до н. э.) . Также вавилонскую календарную традицию унаследовала небольшая община сабиев , проживающая в Ираке .
Вавилонский календарь | Арамейский календарь (Гелиполис) | Румийский календарь | Еврейский календарь | |
---|---|---|---|---|
Нисану | Nisan | Nisan | Nisan | Нисан |
Айяру | Eiar | Iyar | — | Ияр |
Симану | Ozir | Haziran | Haziran | Сиван |
Дуузу | Thammuz | Tammuz | Temmuz | Таммуз |
Абу | Ab | Ab | — | Ав |
Улулу | Ilul | Elul | Eylül | Элул |
Ташриту | Ag | Tishrei I | Teşrin-i Evvel | Тишрей |
Арахсамна | Thisrin | Tishrei II | — | Хешван (мархешван) |
Кислиму | Gelon | Kanun I | — | Кислев |
Тебету | Chanun | Kanun II | — | Тевет |
Шабату | Sobath | Shebat | Şubat | Шват |
Аддару | Adar | Adar | — | Адар |