Interested Article - Салафия

Ислам
Столпы ислама
Столпы веры
История и представители
Основные течения
Богословие
Культура и общество
См. также
Портал Категория

Салафи́я (также салафизм , араб. سلفية ‎ от араб. سلف ‎ — «предки, предшественники») — движение в суннитском исламе , объединяющее мусульманских религиозных деятелей, которые в разные периоды истории ислама выступали с призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, на праведных предков ( араб. السلف الصالحون ‎ — ас-саляф ас-салихун ), квалифицируя как « бида » все позднейшие нововведения в указанных сферах, начиная с методов символико- аллегорической трактовки Корана и заканчивая всевозможными новшествами, привнесёнными в мусульманский мир его контактами с Западом .

Слово салаф («предшествие») в его обычном значении применимо к любому времени, на смену которому приходит другое, и идентично слову «прежде», потому что любой промежуток времени «предшествует» (салиф) времени, наступающему после (халяф — «последующее»).

К салафитам причисляются, например, аш-Шафии , Ибн Ханбал , Ибн Таймия , идеологи ассоциации « Братья-мусульмане » . В западной литературе для характеристики идеологии салафитов используются термины « традиционализм », « фундаментализм », « ваххабизм » . Их также называют «мусульманскими пуританами » .

Салафия означает «понимание религии в том виде, в котором её понимал Пророк и его сподвижники», «возвращение к Корану и Сунне » в интерпретации шариатских положений .

Основные догматы салафитов

Главный догмат салафитов — вера в безусловно единого Бога ( таухид ) . Своей основной задачей приверженцы салафизма считают борьбу за очищение ислама от различных чуждых, с их точки зрения, ему примесей, основанных на культурных, этнических или каких-то других особенностях тех или иных мусульманских народов. Они отвергают различные, с их точки зрения, нововведения ( бида ) . Салафиты отрицают возможность « посредничества » между Аллахом и человеком . Салафиты критикуют различные религиозные практики суфизма , так как считают их несовместимыми с истинным исламом . Также салафитскому течению свойственна критика таклида — как отрицание необходимости следовать какой-либо определённой исламской школе или улему . Считается, что мусульманин не должен ограничиваться одной правовой школой, а должен стараться выбрать то мнение, которое подкреплено наиболее сильным доводом . Другая салафитская доктрина — аль-вала валь-бара , под которой подразумевается любовь к Аллаху, его посланнику и мусульманам, и, с другой стороны, дистанцирование от неверных .

Салафиты утверждают запретность паломничества к могилам святых , которое они рассматривали как поклонение мёртвым , считают нежелательным и порицаемым отмечать день рождения пророка Мухаммада . Взывание к пророку Мухаммаду или другим пророкам и праведникам ислама считается одним из проявлений ширка (многобожия) .

Ни один посланник, будь то пророк Мухаммад, ( ) , или кто-либо из предыдущих пророков, не разрешал людям взывать к ангелам, пророкам и праведникам или просить их о заступничестве . Взывать к ним нельзя, если они уже умерли или отсутствуют рядом. <…> Так не поступали ни сподвижники, ни их верные последователи. Такое поведение не одобрял ни один из мусульманских имамов — ни четыре имама ( Абу Ханифа , Малик ибн Анас , аш-Шафии и Ахмад ибн Ханбаль ), ни кто-либо другой. Кроме того, ни один из имамов не говорил, что во время хаджа или в другое время мусульманам следует встать возле могилы Пророка, ( ) , и просить его заступиться за мусульман или помолиться за его общину .

Ибн Таймия . Аль-Каида аль-Джалиля. — С. 19—20.

Ибн Таймия отвергал использование философских методов при интерпретации текстов религиозных откровений. Он настаивал на буквальном понимании Корана и сунны, отказываясь привлекать разум и логику в их объяснении . Салафизм отверг теории о божественных атрибутах, разработанные ашаритами и матуридитами , считая их основанными на рациональном осмыслении откровений. В этом направлении признаются все атрибуты Аллаха, как они представлены в священном писании, без аллегории .

В салафизме Коран рассматривается как вечное и несотворённое слово Аллаха. Однако, в том виде, каким он известен людям, он представляет собой только часть божьего слова ( калама ), а не его полное предвечное проявление. Салафизм акцентирует внимание на доктрине единобожия, отвергая введение посредников, таких как священство и духовные авторитеты, в отношениях между Аллахом и людьми как отступление от принципа единобожия .

Любое политическое разделение исламской общины или гражданская война рассматриваются как раскольничество, нарушение исламского единства. Разногласия среди мусульман считается порицаемым явлением, исключением являются второстепенные вопросы фикха , в которых могут присутствовать приемлемые разногласия между муджтахидами . Главным и единственным способом разрешения разногласий у салафитов является «возвращение» к Корану и сунне Мухаммада .

Салафия и ваххабизм

Часть последователей салафизма иногда называют также ваххабитами , но сами салафиты обычно считают такое название некорректным и дерогативным .

Термины «салафизм» и « ваххабизм » являются взаимозаменяемыми .

По регионам

В Дагестане

В Дагестане первая салафитская-ваххабитская община была организована Багаутдином Кебедовым в 1989 году в городе Кизилюрт . Местные приверженцы салафизма не только участвовали в идеологической борьбе против традиционного шафиитского-ашаритского ислама и представителей суфийских орденов, но и «засветились» в салафитских терактах — например, в 1999 году салафитами-террористами был взорван автомобиль муфтия республики Саидмухаммада Абубакарова , а тот же Кебедов являлся активным участником вторжения чеченских сепаратистов на территорию Дагестана. К сожалению, современная история Дагестана переплетена с терактами , провокациями и выступлениями салафитов-террористов. Целью их являются как классические сунниты, так и шииты (в 2012 году некоторые шиитские граждане России пострадали от терактов салафитских террористов в г. Дербент .)

В Казахстане

Термин «салафиты» в современном Казахстане считается очень расплывчатым и так себя может назвать практически кто угодно. Из-за этого является затруднительным запретить столь трудно определимое течение .

В Казахстане помимо названия «салафия» ( каз. сәләфилік, сәләфия ), в отношении салафитов широко применяются термины « ваххабизм » ( каз. уахабилік, уаһһабизм ) и «ваххабиты» ( каз. уахабилер, уахабистер, вахабистер, уаһһабшылар и др. варианты). Стоит отметить, что «ваххабитами» в Средней Азии называют любое исламское радикальное течение . Разделение же между «салафитами» и «ваххабитами» является искусственным, ведь все они считают себя приверженцами так называемой «чистой веры» — чистого ислама без местной специфики .

Салафизм как движение в Казахстане зародилось в начале 1990-х годов и было обусловлено принятием закона «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях». Также на распространение салафии повлияла казахстанская молодёжь, получившая религиозное образование за рубежом .

По свидетельству бывшего главного имама Мангистауской области Дуйсена Хасниязова, первые салафиты появились в этой области в 1994 году. В 1994—2006 годах салафия получила наибольшее распространение в Мангистауской, Атырауской и Актюбинской областях . Именно западные регионы страны считаются наиболее подверженными влиянию салафизма . По мнению Серика Караманова (прокурор ЗКО в 2012—2016 годах), это обусловлено близким расположением Западного Казахстана к кавказским регионам Российской Федерации и развитой трудовой миграцией в связи с добычей нефти и газа .

Из-за неприятия приверженцами салафизма официального духовенства в лице Духовного управления мусульман Казахстана продолжается открытый конфликт между ДУМК и силовыми органами — с одной стороны и салафитами — с другой .

Начиная с конца 1999 года казахстанские власти начали преследование членов салафитских групп . В последующие годы стали известны случаи незаконного содержания под стражей, преследования и физического насилия над салафитами .

В 2016 году, спустя несколько дней после теракта в казахстанском городе Актобе, глава Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил с заявлением по этому поводу, где сделал акцент на принадлежности террористов к салафитскому течению . После теракта в Алма-Ате в июле того же года, террорист был назван приверженцем салафизма , хотя до этого официальные власти предпочитали причислять террористов к неопределённым «радикальным течениям» . После этих инцидентов вновь была поднята тема законодательного запрета салафизма на территории Казахстана. Комитет по делам религий Министерства культуры и спорта РК не исключил, что салафизм может постичь судьба таких запрещённых в стране организаций, как « Хизб ут-Тахрир », « Джамаат Таблиг » и « ат-Такфир ва-ль-Хиджра » .

В 2017 году заместитель председателя Комитета национальной безопасности Нургали Билисбеков на заседании Правительства назвал салафитов «основой для формирования новых радикальных групп» и «социальной базы для распространения экстремистской идеологии». По его словам, за годы реализации программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму адресной профилактикой охвачено 90,7 % последователей «нетрадиционных религиозных течений», 70 салафитских лидеров и активистов были склонены к «лояльному отношению к ценностям казахстанского общества» .

В Таджикистане

Верховный суд Таджикистана включил движение «Салафия (салафизм)» в список экстремистских организаций , её деятельность в Республике Таджикистан объявлена антизаконной.

Решением Верховного суда юридически оформлен запрет на ввоз и распространение литературы и других материалов, пропагандирующих идеи салафитских террористов, ограничен доступ к сайту салафизма.

Как пояснили в генпрокуратуре, «все причастные к этому экстремистскому движению будут преследоваться в уголовном порядке по статье 307 Уголовного кодекса республики, предусматривающей ответственность за призывы к насильственному изменению конституционного строя или покушению на территориальную целостность страны». В генпрокуратуре Таджикистана подчеркнули, что «Салафия (салафизм)» — фундаменталистское секта в исламе, последователи которого выступают против внесения в ислам элементов других религий и философских течений .

Салафитский терроризм

Французский специалист по политическому исламу Жиль Кепель называет «салафитскими организациями» Аль-Каиду , Вооружённую исламскую группу , Аль-Гамаа аль-исламийя и другие .

См. также

Примечания

  1. .
  2. . Дата обращения: 1 января 2017. 1 января 2017 года.
  3. . Дата обращения: 1 января 2017. 1 января 2017 года.
  4. Мухаммад ибн Ахмад ас-Саффарини. = لوامع الأنوار البهية. — Дамаск: Муассаса аль-Хафикин, 1982. — Т. 1. — С. 20. 19 февраля 2013 года.
  5. .
  6. (араб.) . Онлайн толковый словарь «аль-Маани». Дата обращения: 23 апреля 2013. 28 апреля 2013 года.
  7. Насируддин аль-Албани. (ар.) = التوحيد أولا يا دعاة الإسلام. — Islamhouse.com.
  8. Абдуль-Кадир аль-Арнаут. . — ToIslam.ws. 25 марта 2013 года.
  9. Насируддин аль-Албани. / Пер. Э. Р. Кулиев . 10 декабря 2011 года. . Дата обращения: 23 апреля 2013. Архивировано 10 декабря 2011 года.
  10. Абдуль-Азиз ибн Баз. (ар.) = التوسل ما يجوز منه وما لا يجوز. — BinBaz.org.sa. 23 февраля 2014 года.
  11. Абдуль-Азиз ибн Баз. (ар.) = حكم الانتماء إلى الطرق الصوفية. — BinBaz.org.sa. 4 апреля 2014 года.
  12. (араб.) . www.islamweb.net . Дата обращения: 8 января 2024.
  13. Richard Gauvain. . — Routledge, 2012-12-12. — С. 305. — 394 с. — ISBN 978-1-136-44693-1 .
  14. Mohamed Bin Ali. The roots of religious extremism: understanding the salafi doctrine of "Al-Wala' wal Bara'". — London: Imperial College Press, 2016. — 300 с. — ISBN 978-1-78326-392-9 .
  15. Насируддин аль-Албани. / Пер. Э. Р. Кулиев . — С. 4. — 79 с. 10 декабря 2011 года. . Дата обращения: 23 апреля 2013. Архивировано 10 декабря 2011 года.
  16. Абдуль-Азиз ибн Баз. (ар.) = المولد النبوي والبدعة الحسنة. — BinBaz.org.sa. 17 января 2013 года.
  17. Абд ар-Рахман ибн Абд аль-Халик. (ар.) = حقيقة الاحتفال بالمولد النبوي. — Сайид аль-Фаваид. 26 июня 2013 года.
  18. Руслан Абу Ибрахим Татарстани. . 18 декабря 2011 года. . Дата обращения: 23 апреля 2013. Архивировано 18 декабря 2011 года.
  19. Абдуль-Азиз ибн Баз. (ар.) = أسباب تفرق الامة. — BinBaz.org.sa. 17 марта 2014 года.
  20. The Failure of Political Islam , by Olivier Roy, Harvard University Press, 1994, pp. 118-19)
  21. Jonathan Matusitz. . — Rowman & Littlefield, 2014. — P. 172. — 352 p. — ISBN 9781442235793 . 9 октября 2016 года.
  22. . iran.ru . Дата обращения: 25 января 2024.
  23. Андрей Соколов. . Казинформ (16 августа 2011). Дата обращения: 4 июля 2015. 24 сентября 2015 года.
  24. . — Радио Азаттык, 16.02.2009. 5 июля 2015 года.
  25. Жамбы Джусубалиева. . — Агым. 5 марта 2014 года.

    «Ваххабизм», такое название дается салафизму извне, но сами ваххабиты себя так не называют. В Средней Азии есть одна особенность. Как и в Индии ваххабитами там называют любое исламское радикальное течение.

  26. , с. 65.
  27. Торгын Нурсеитова. // Юрист. — 26 ноября 2013. 12 октября 2016 года.
  28. Михаил Васильев. Западный Казахстан подвержен влиянию салафитов – политолог Андрей Чеботарев. — Караван, 6 июня 2016.
  29. . — ИА Новости-Казахстан, 25.11.2013. 19 апреля 2015 года.
  30. Mariya Y. Omelicheva. . — Routledge, 2010. — 192 p. — (Central Asian Studies). — ISBN 9781136923715 . 4 марта 2016 года.
  31. Алексей Иконников. . — 365info.kz, 2016. 5 октября 2016 года.
  32. Дана Круглова. // Информбюро. — 25 июля 2016. 27 октября 2016 года.
  33. Уранкаева, Ж. (2017-04-04). . Казахстанская правда . из оригинала 24 апреля 2019 . Дата обращения: 24 апреля 2019 .
  34. . TACC . Дата обращения: 25 января 2024.
  35. Gilles Kepel . // Bloomsbury Publishing PLC, 2006—454 страниц

Литература

Научная литература

на русском языке
на других языках

Исламская религиозная литература

Ссылки

  • . — AskImam.ru. 1 марта 2010 года.
  • . — islamUA.net. 12 апреля 2013 года.
Источник —

Same as Салафия