Interested Article - Неокантианство
- 2021-09-18
- 2
Неокантианство — направление в немецкой философии второй половины XIX — начала XX веков, получившее распространение в Европе в 1870—1910-е годы .
Центральный лозунг неокантианцев («Назад к Канту!») был сформулирован Отто Либманом в работе «Кант и эпигоны» (1865) в условиях кризиса философии и моды на материализм .
Неокантианство подготовило почву для феноменологии . Неокантианство акцентировало внимание на эпистемологической стороне учения Канта , а также повлияло на формирование концепции этического социализма . Особенно много сделали кантианцы в деле обособления естественных и гуманитарных наук . Первые используют номотетический метод (генерализирующий — основанный на выведении законов ), а вторые — идиографический (индивидуализирующий — основанный на описании эталонных состояний). Соответственно и мир делится на природу (мир сущего или объект естественных наук) и культуру (мир должного или объект гуманитарных наук), причём культуру организуют ценности . Отсюда именно неокантианцами была выделена аксиология .
Причины успеха течения связываются с тем, что неокантианцы противостояли не только материализму естественных наук, но и любой идеалистической метафизике .
Истоки
Появление неокантианства связывается с разрывом между философией и естественными науками, быстрое развитие которых поставило под сомнение мировоззренческую гегемонию немецкого идеализма. Поводом для повороту к Канту первоначально стал «спор о материализме», попытка совместить естествознание и кантовскую эпистемологию произошла в физиологии («физиологическое неокантианство») .
Школы неокантианства
В неокантианстве различают Марбургскую школу , занимавшуюся преимущественно логико-методологической проблематикой естественных наук, и Баденскую школу (Фрайбургскую, Юго-западную), сосредоточившуюся на проблематике ценностей и методологии наук гуманитарного цикла («наук о духе»).
Марбургская школа
Основоположником Марбургской школы неокантианства считается Герман Коген ( 1842 — 1918 ). Её наиболее видными представителями в Германии были Пауль Наторп ( 1854 — 1924 ) и Эрнст Кассирер ( 1874 — 1945 ). К ней примыкали такие философы-неокантианцы как Ханс Файхингер ( 1852 — 1933 ), Йонас Кон и Рудольф Штаммлер .
В разное время влияние неокантианских идей Марбургской школы испытали Н. Гартман и Р. Кронер , Э. Гуссерль и Х.-Г. Гадамер , Э. Бернштейн и Л. Брюнсвик .
В России сторонниками Марбургской школы были Н. В. Болдырев , , Д. О. Гавронский , , А. Л. Саккетти , В. Э. Сеземан , Б. А. Фохт и др. В разные годы к ней примыкали М. М. Бахтин , А. И. Введенский , М. И. Каган , Г. Э. Ланц , И. И. Лапшин , Б. Л. Пастернак , С. Л. Рубинштейн , Б. В. Яковенко .
Забвение идей школы происходит при национал-социализме. В это время сочинения марбургских неокантианцев были причислены к «еврейско-либеральным ересям» и исчезли из библиотек. Их идеи замалчивались и коверкались. В этом деле особенно преуспели философ Макс Вундт (1879—1963), сын Вильгельма Вундта, и марбургский психолог Эрих Енш (Jaensch, 1883—1940). Последний прилагал все свои усилия к тому, чтобы опорочить отзывы о своём еврейском предшественнике Германе Когене. Объявить себя неокантианцем в то время означало де-факто заявить о симпатиях к евреям .
Баденская школа
Основателями Баденской школы ( нем. Südwestdeutsche Schule ) считаются Вильгельм Виндельбанд и Генрих Риккерт . Их учениками и сторонниками были философы Эмиль Ласк , Рихард Кронер .
В России к этой школе причисляли себя Н. Н. Бубнов , С. И. Гессен , Г. Э. Ланц , Б. А. Кистяковский , М. М. Рубинштейн , Ф. А. Степун и др.
Российские неокантианцы
В Россию неокантианство распространилось на рубеже XIX—XX веков.
- Введенский, Александр Иванович
- Болдырев, Николай Васильевич
- Гавронский, Дмитрий Осипович
- Гессен, Сергей Иосифович
- Ланц, Генрих Эрнестович
- Лаппо-Данилевский, Александр Сергеевич
- Рубинштейн, Сергей Леонидович
- Рубинштейн, Моисей Матвеевич
- Сеземан, Василий Эмильевич
- Степун, Фёдор Августович
- Фохт, Борис Александрович
- Яковенко, Борис Валентинович и др.
Литература
- Дмитриева Н. А. Русское неокантианство: «Марбург» в России. Историко-философские очерки. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. — 512 с. ISBN 978-5-8243-0835-8
- Дмитриева Н. А. Неокантианство немецкое и русское в прошлом, настоящем и будущем. // Вопросы философии . 2009. № 3. С. 165—175.
- Куприянов В. А. // Философия и культура. — 2017. — Ноябрь ( т. 11 , вып. 11 ). — С. 54–68 . — ISSN . — doi : . 26 июля 2018 года.
- К. А. Свасьян . // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль , 2010. — 2816 с.
- А. И. Абрамов. // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль , 2010. — 2816 с.
- Beiser F. The Genesis of Neo-Kantianism, 1796–1880. — Oxford, 2014. — 610 с.
- Luft S. The Space of Culture: Towards a Neo-Kantian Philosophy of Culture (Cohen, Natorp, & Cassirer). — Oxford, 2015. — 272 с.
- Schnädelbach H. Philosophy in Germany: 1831–1933. — Cambridge, 1984. — 265 с.
- Willey T. Back to Kant. The Revival of Kantianism in German Social and Historical Thought, 1860–1914. — Detroit, 1978. — 231 с.
Примечания
- ↑ .
- Фомин, А.Л. М. Хайдеггер и марбургское неокантианство // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. — 2019. — № 1. — C. 65-66.
- Sieg, U. Aufstieg und Niedergang des Marburger Neukantianismus: die Geschichte einer philosophischen Schulgemeinschaft. — Königshausen & Neumann, 1994. — ISBN 3-88479-944-4
Ссылки
- Лега В. П. от 2 января 2013 на Wayback Machine
- от 16 декабря 2010 на Wayback Machine
- от 16 декабря 2010 на Wayback Machine
- 2021-09-18
- 2