Interested Article - Калидаса

Калида́са (कालिदास, IAST : Kālidāsa ; буквально «Слуга богини Кали ») — драматург и поэт древней Индии , писавший на санскрите . Созданные Калидасой произведения символизируют расцвет классической индийской культуры. Драма Калидасы « Шакунтала » стала одним из первых произведений восточной литературы, переведённым на европейские языки и познакомившим Европу с литературой Востока .

Время жизни и творчества

Время и обстоятельства жизни Калидасы неизвестны. Не сохранилось ни одного документа той эпохи, касающегося поэта. Также отсутствуют упоминания о нём современников и потомков. Известны народные легенды о нём, однако информации, содержащейся в них, доверять невозможно. Единственным способом сделать какие-либо предположения о жизни Калидасы является историографический анализ его произведений, его языка и персонажей. Никаких фактических сведений об авторе его произведения не содержат. Сложность состоит также в том, что в целом существует очень мало исторических документов об Индии той эпохи, количество легенд намного превосходит количество достоверной информации.

Самый ранний период, к которому относили жизнь Калидасы, — VIII век до н. э. ( фр. ) выдвинул предположение, что поэт жил во времена правления Агниварны из Солнечной династии . Именно этим правителем заканчивается « Рагхувамша » Калидасы, посвящённая истории царей этой династии. С другой стороны, народные сказания связывают жизнь Калидасы с эпохой правления царя Бходжи Парамары, владетеля Малавы, правившего в Дхаре и Удджайни , около 1040—1090 гг. Существует даже апокрифическое (позднее) произведение индийской литературы, в котором изображается жизнь Калидасы при названном дворе. Эти крайние рамки (VIII век до н. э. — XI век н. э.) в настоящее время сужены до более точных.

Драмы и другие произведения Калидасы не содержат в себе никаких прямых указаний на время их сочинения. Упоминание о греческих невольницах свидетельствует о сравнительно позднем времени, а формы пракрита в речах некоторых действующих лиц указывают на большое хронологическое расстояние, отделяющее их от языка надписей царя Ашоки , или Пиядаси. Сомнительно, однако, чтобы Калидаса жил в XI веке , так как произведения других писателей этого века явно свидетельствуют о литературном упадке, тогда как драмы Калидасы представляют собой кульминационный пункт индийской поэзии.

Более точный диапазон основан на следующих предположениях. В пьесе « Малавика и Агнимитра » одним из главных героев является царь Агнимитра . Очевидно, Калидаса мог создать пьесу о его личной жизни только спустя какое-то время. Поскольку время правления царя известно (149—141 год до н. э.), это даёт нижнюю границу жизни Калидасы не ранее II века до н. э. Верхняя граница определяется из датировки ( англ. ) — 634 год . Исходя из того, что в ней говорится о Калидасе как о классике поэзии, верхней границей можно принять VI век .

Чандрагупта II (монета из собрания Британского музея). Вероятно, во времена его правления жил и творил Калидаса.

Существует индийское стихотворное изречение, помещающее Калидасу при дворе царя Викрамы или Викрамадитьи в Удджайни , вместе с прочими «девятью перлами» его двора — девятью знаменитыми писателями и учёными. По распространённой версии это время относилось к I веку до н. э. Однако эта версия опровергается учёными: мало того, что эти девять знаменитостей, как оказалось, жили в разное время, сама личность царя Викрамадитьи вызывает сомнения, так как здесь скорее всего имеется в виду не имя, а титул «Викрамадитьи», а этот титул носил не один царь Древней Индии. Согласно гипотезе, имеющей в данное время наибольшую поддержку, Викрамадитьей был царь Чандрагупта II , правивший в 380—413 году. При нём империя Гуптов достигла своего расцвета, что в большинстве случаев означает и расцвет искусств. Именно Чандрагупта II и мог быть тем покровителем поэта, о котором повествует средневековая индийская традиция.

Отнесение Калидасы к I веку до н. э. вызывает сомнения и потому, что тогда было бы вправе ожидать большой разницы в культурно-историческом отношении, между его драмами и произведениями другого индийского драматурга — Бхавабхути , принадлежность которого к VIII веку установлена довольно прочно. Между тем, содержание тех и других указывает на их сравнительную близость по времени возникновения. Голландский санскритист Керн, основываясь на астрологических данных, имеющихся в сочинениях предполагаемого современника Калидасы — астронома Варахамихиры , относит последнего к первой половине VI века . В применении к Калидасе это предположение хорошо гармонирует с указанным уже фактом близости Калидасы и Бхавабхути.

Южные буддисты также категорически относят Калидасу к VI в. К VI в. относит Калидасу и Фергюсон, известный своими работами в области индийской хронологии; но в последнее время соображения Фергюсона относительно эры царя Викрамы сильно поколеблены. Якоби, основываясь на астрологических данных, в поэмах, приписываемых Калидасе, приходит к заключению, что их автор не мог жить раньше 350 года .

Таким образом, хотя индийская традиция относит жизнь Калидасы к I в. до н. э., но общий характер его творчества и в частности его поэтическая техника, обнаруживаемое им знакомство с данными греческой астрономии IV в. и ряд других черт заставляют европейских исследователей отнести его к IV—V вв. н. э. — ко времени династии Гупта, цари которой носили титул Викрамадитьи.

Индийский литературовед Д. Ш. Упадхьяйн, один из крупнейших индийских исследователей творчества Калидасы, проведя обширнейшие исследования, называет почти точные даты жизни Калидасы — 365—445 года.

Происхождение и личность

Легендарная биография Калидасы превращает его в бедного невежественного пастуха , женившегося на принцессе, получившего мудрость и поэтический дар от умилостивленной им богини Кали (откуда его имя «раб Кали») и погибшего от зависти придворных; здесь — обычная в средневековых биографиях Запада и Востока циклизация сказочных «бродячих сюжетов» вокруг известной личности. В других сказаниях о Калидасе, например в многочисленных анекдотах о его поэтических победах над невежественными брахманами и кичливыми придворными поэтами, нашла себе выражение высокая оценка его литературного наследства.

Место происхождения Калидасы неизвестно. Среди прочих часто называются Удджайн , Бенарес , . Некоторые легенды рассказывают о том, что Калидаса родом из Бенгалии , другие говорят о Цейлоне или Кашмире . Д. Ш. Упадхьяйя утверждает, что Калидаса уроженец Кашмира.

Также согласно некоторым легендам Калидаса принадлежал к варне брахманов . В этом есть определённый смысл, так как брахманы были весьма образованы, и из их сословия действительно вышло множество известных учёных и деятелей культуры. Сказочные истории о пастушестве Калидасы и его женитьбе на прекрасной принцессе скорее всего являются народной мифологизацией жизни известного поэта, хотя не исключено, что ему всё же пришлось самому пробиваться наверх, чтобы в итоге быть причисляемым к образованнейшим людям своего времени.

Требования к поэту в эпоху Калидасы были весьма высоки. Помимо собственно литературы и теории языка, а также прочих видов искусств ( танец , пантомима , музыка ), поэт обязан был знать логику , теорию военного дела , основы государства, философские учения , астрономию и, весьма важную в индийской культуре, науку о любви.

Творчество

Творчество Калидасы относят к вершинам классической санскритской поэзии . От прочих художников Калидасу выделяет мастерство стиля и свобода творческого полета , что позволяло ему отражать в своих произведениях сложность человеческой натуры во всём её богатстве. Ювелирность в описании душевных порывов соединялась с масштабностью видения своей эпохи в целом. Благодаря этому персонажи в произведениях Калидасы предстают не только яркими своеобразными личностями, но и характеризуют дух ( англ. ) в его неразрывной связи с культурой и природой страны .

Калидаса не был изобретателем каких-либо новых приёмов в творчестве, набор используемых им средств традиционен и основан на канонах, которые сложились ещё в начале классической эпохи, когда в индийской литературе стали зарождаться светские жанры. Однако присущая Калидасе индивидуальность настолько сильна, что его поэзия богата красками как никакая другая из его эпохи.

Именно эта яркость и красочность обусловила тот интерес, что возгорелся в литературной Европе к « Шакунтале » после её перевода на английский. Если богатства античной и древнееврейской словесности уже были хорошо известны, то открывающиеся сокровища индийской литературы ещё только предстояло осознать. Духовные ценности Индии, не уступающие по своей значимости ценностям Древней Греции и Рима , а по сложности внутренней структуры иногда и превосходящие их, открылись через творчество Калидасы европейской культуре в своей ни с чем не сравнимой самобытности.

Калидасе приписывается много произведений иногда совсем различного характера и достоинства. Это обстоятельство находится, очевидно, в связи с существованием нескольких писателей этого имени, и теперь употребительного среди индусов. Из всех этих произведений европейская научная критика признает несомненно принадлежащими Калидасе только три драмы: « Шакунтала », « Викраморваши », « Малавика и Агнимитра », и три больших поэмы: две эпические, « Рагхувамша » и « Кумарасамбхава », и одна лирическая — « Мегхадута ».

Эпоха

Империя Гуптов

Жизнь и творчество Калидасы пришлись на «золотой век» древнеиндийской классической культуры. Империя Гуптов достигает своего могущества, объединив в единое целое прежде раздробленные области. На некоторое время обеспечивается защита от иноземных вторжений и, тем самым, экономика и культура получают возможности для развития. Эпоха Гуптов символизирует переход к феодальному строю , прохождение коренных изменений в обществе.

Характерной особенностью индийской культуры в целом является её консерватизм. Новые тенденции не производят революционных изменений, они встраиваются в существующие представления, живут параллельно с ними. Древние воззрения могут существовать сколь угодно долго, не исчезая со временем, что образует ту сложность и своеобразность индийской культуры, которой она известна.

В эпоху Гуптов происходит некоторое ослабление сословного строя Индии, её переход к кастовой системе . И хотя в литературе той поры иерархия варн отражается с беспрекословной почтительностью, некоторое освобождение от догм древнейших времён позволяет осуществиться самым прекрасным творческим проявлениям индийского народа.

Другой особенностью индийской культуры того времени, как, впрочем, и других эпох, является её глубочайшая связь с религией. Религия выходила на передний план везде: в быту, в государственном устройстве, в общественных отношениях. Культура Индии пронизана мифологией также сильно, как её общественный строй структурирован кастовым разделением. Огромные массы населения, живущие практически в условиях первобытно-общинного строя , служили постоянным источником архаичного мировоззрения, и на какую бы высокую ступень развития не поднималась элита, она не могла оторваться от этих корней. В эпоху Калидасы происходит формирование индуизма , пришедшего на смену брахманизму . Индуизм усваивает народные верования, трансформирует старинные культы, разрушает закупоренный мир брахманизма, стремящийся сохранить себя неприкосновенным от низших влияний.

Одним из важнейших мотивов, пришедшим в индуизм из древности, является мотив аскетизма . Распространённый в литературе того времени, он рассказывает о приобретении могущественной мистической силы теми, кто встал на путь умерщвления плоти. Боги посылают к таким праведникам для соблазнения прекрасных дев, — это становится одним из популярнейших мотивов классической санскритской литературы. Аскетизм и эротизм, легко уживаясь вместе в индийском мировоззрении, получают широкое распространение.

Также к числу получивших развитие идей в религии и, соответственно, и в искусстве, относятся концепция « бхакти » (любовь к Богу, как путь обретения блаженства), цикличности вселенной и кармы . В произведениях Калидасы уже присутствует конец мира по завершении калпы , однако идее о постоянно повторяющихся рождениях и смертях ещё предстояло полноценное развитие в будущем.

Являясь вершиной «золотого века» классической индийской литературы, творчество Калидасы одновременно было и его завершением. Империи Гуптов не суждено было просуществовать долго. Набеги воинственных племён и внутренние противоречия привели к её достаточно быстрому закату, после чего в Индии наступают мрачные времена феодальной раздробленности, войн и завоеваний страны иноземцами. Всё это в полной мере находит отражение в литературе — после Калидасы в санскрите прослеживаются следы упадка, и ей уже никогда не будет суждено занять прежних высот. На смену санскритской литературе придёт литература на новых языках.

Предпосылки творчества

Постановка пьесы Бхасы «Abhiṣeka Nataka» в исполнении ( англ. ) и её труппы (1962 год, Ченнаи ).

В период творчества Калидасы литература становится более светской. Монументальные эпические произведения прошлого уступают место произведениям более приближенным к реальной жизни. Их авторы уже не анонимны, как ранее. Сама литература становится предметом рассмотрения и изучения. Символом возрождения творческих сил народа становится развитие жанра драмы , что возможно только в цивилизации, стоящей на высокой ступени исторического прогресса. Драматический жанр рождается из обрядовых традиций народа, из популярных в Индии публичных чтений эпосов. Ко времени жизни Калидасы драматическое искусство достигает серьёзной стадии роста, классический театр Индии развился ещё в середине I тысячелетия до нашей эры, и поэт мог опираться на богатый опыт предшественников. Предположительно, Калидаса мог быть знаком с « Натьяшастрой » — древнейшим трактатом по театральному искусству. Близко ко времени жизни Калидасы творил и Бхамаха , первый индийский теоретик литературы, известный своим трактатом « » (Kāvyālaṅkāra).

О непосредственном влиянии на творчество Калидасы какого-либо писателя Индии говорить очень сложно в связи со сложностью определения времени его жизни и творчества. Определённое влияние оказала « Рамаяна », чьё авторство приписывается Вальмики , и её следы проявляются в творениях мастера, однако она была создана на столетия ранее. Во вступлении к « Малавике и Агнимитре » Калидаса упоминает как своих предшественников Бхасу , Кавипутру и Саумиллу, однако об их жизни и творчестве практически ничего неизвестно.

Пожалуй, единственным поэтом, писавшем на санскрите и жившем в период времени близкий ко времени творчества Калидасы, может считаться Ашвагхоша , автор эпической поэмы о Будде ( англ. ). В творчестве Ашвагхоша язык и стиль классической санскритской поэзии уже вполне сформированы. К прочим произведениям, с которым, предположительно, мог быть знаком Калидаса, можно отнести следующие: « Панчатантра », приписываемая ( англ. ), «Джатакамала» («Гирлянда джатак ») Арьяшуры (Āryaśūra), проза Ваттсьяны , автора знаменитой « Камасутры ».

«Шакунтала»

Обернувшаяся Шакунтала, художник Рави Варма

Калидаса-драматург выше Калидасы-эпика и лирика. Во главе их стоит « Узнанная Шакунтала » или просто «Шакунтала», образчик натаки или высшей драмы. Это история взаимной любви царя Душьянты и Шакунталы , дочери нимфы Менаки и мудреца Вишвамитры . Влюблённая Шакунтала, погруженная в свои мечты, не замечает приближения святого ведийского мудреца-подвижника Дурвасы и тем навлекает на себя его гнев. Дурваса налагает на неё проклятие: царь Душьянта забудет её и только тогда вспомнит, когда увидит на ней кольцо, подаренное им. Это проклятие, остающееся сокрытым для Шакунталы, и составляет драматическую завязку пьесы. Царь отталкивает от себя свою милую, и только после ряда различных перипетий и трогательных сцен, ему попадается на глаза его кольцо; он вспоминает прошлое и, встретив в небе Индры Шакунталу, успевшую тем временем родить сына, соединяется с ней уже навеки.

Драма имеется в двух списках, названных по шрифту, которым они написаны, деванагари и бенгальский. Первый короче второго. На списке деванагари основаны издания: Бётлингка (с прозаическим немецким переводом, Бонн , 1842 ); Monier Williams’a, c английским переводом (Hertford, 1853 , 2 изд. 1876 ); Буркхарда ( Бреславль , 1872 ); Дживананда Видьясагара ( Калькутта , 1880 ).

Литературные переводы с этого списка: английский Monier Williains’a (Hertford 1855, роскошное изд.), французский A. Bergaigne и P. Lehugeur (П. 1884), немецкий Э. Мейера (Гильдбурггаузен 1867), Лобеданца (7 изд. Лейпциг , 1884 ), Ф. Рюкерта ( 1885 ).

Бенгальский список издал Рихард Пишель (Киль, 2 изд. 1886); с него сделан англ. перевод Джонса (Л. 1789), нем. Фрице (Хемниц 1877) и др. Лучшие, по точности, переводы Бетлингка и Фрице. Русский перевод издан А. Путятой (Москва, 1879), датский перев. Martin Hammerich ( Копенгаген , 1879).

Первым познакомил россиян с творчеством Калидасы известный русский историк и писатель Николай Карамзин , который в 1792 году перевёл «Шакунталу» с английского на русский язык. В предисловии к переводу он отметил:

«Творческий дух обитает не в одной Европе; он есть гражданин вселенной. Человек везде — человек; везде имеет он чувствительное сердце, и в зеркале воображения своего вмещает небеса и землю. Везде натура есть его наставница и главный источник его удовольствий…

Я чувствовал сие весьма живо, читая Саконталу, драму, сочинённую на индейском языке, за 1900 лет перед сим, азиатским поэтом Калидасом, и недавно переведённую на английской Виллиамом Джонсом, бенгальским судьею…»

«Викраморваши» и «Малавика и Агнимитра»

Следующая драма Калидасы, « Викраморваши », имеет предметом миф о взаимной любви нимфы Урваши и царя Пуруравы, встречаемый уже в ведах . Третья драма Калидасы, « Малавика и Агнимитра », имеет сюжетом лёгкую любовную интригу между царем Агнимитрой и Малавикой, служанкой его жены, королевы Дхарини. Ревнивая королева скрывает свою красивую служанку от глаз супруга, который, однако, успевает открыться ей и получить её взаимность, несмотря на всевозможные хитрости и интриги Дхарини и другой королевы Иравати. В конце пьесы открывается царственное происхождение Малавики, так что главное препятствие к соединению обоих любовников устраняется, и все кончается к общему благополучию.

Принадлежность пьесы « Малавика и Агнимитра » Калидасе долго оспаривалась, но была признана доказанной. Издания: О. Tullberg (Бонн, 1840), Shankar Pandit (Бомбей, 1869, 2 изд. 1889), Taranatha Tarkavacaspati (Калькутта, 1870), Bollensen (СПб., 1879). Переводы: англ. С. Н. Tawney (Калькутта, 1875), Gopal Raghunatha Nandargikar (Пуна, 1879); немец. А. Вебера (Б. 1856) и Л. Фрице (Лейпциг, 1882); франц. Р. Е. Foucaux (Париж, 1877). Итальянский перевод всех трёх драм: A. Marozzi, «Teatro di Calidasa» (Милан, 1871). Менее вероятна принадлежность Калидасе описательной поэмы Ртусанхара ; совсем мало вероятно авторство Калидасы для поэмы Налодая (ib. 87), принадлежащей несомненно к более позднему периоду индийской литературы. То же надо сказать и о Шрутабодхе , трактате по санскритской метрике (см. «Sroutabodna, traite de prosodie sanscrite», в «Journ Asiat.» IV, 1854, отд. отт. П. 1855).

Память

Почтовая марка СССР : Калидаса — великий поэт древней Индии

В честь Калидасы назван на Меркурии .

Примечания

  1. . Дата обращения: 21 августа 2009. 5 ноября 2007 года.

Литература

  • Калидаса. Сакунтала: Санскритская драма в 7 д. Перевод и предисловие . СПб: А. С. Суворин, 1893.
  • Калидаса. Потомки Рагху: Поэма (Песнь 1). Л., 1940
  • Калидаса. Избранное. М., 1956
  • Иванов Н. М. Калидаса. Биобиблиографический указатель. М., 1957
  • Калидаса. Избранное. Драмы и поэмы. М., 1974
  • Эрман В. Г. Калидаса. М., 1976
  • Калидаса. Шакунтала, или Перстень-примета: Фрагменты. — В кн.: Классическая драма Востока. М., 1976
  • Калидаса. Рождение Кумары. — В кн.: Классическая поэзия Индии, Китая, Кореи, Вьетнама, Японии. М., 1977
  • Калидаса. Род Рагху (Рагхуванша). СПб., 1996
  • Шор Р. // Литературная энциклопедия : В 11 т. — [М.], 1929—1939. Т. 5. — [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1931. — Стб. 60—63.
  • Кальянов В. И. , Эрман В. Г. Калидаса. Очерк творчества. М.: Гос. изд-во художественной литературы, 1958.
  • Гринцер П. А. Санскритская литература IV—VIII вв. н. э. // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994. — На титл. л. изд.: История всемирной литературы: в 9 т. Т. 2. — 1984. — С. 41—66.

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
Источник —

Same as Калидаса