Interested Article - Анархизм в Израиле

Анархизм был скрытым течением в политике Палестины и Израиля на протяжении более ста лет. Анархистская идеология прибыла в Палестину в начале 20-го века, принесённая большой волной эмигрантов из Восточной Европы ( Россия , Литва , Украина , Польша ). Идеи Петра Кропоткина и Льва Толстого оказали заметное влияние на известных представителей некоторых левых сионистов . Анархисты организовались по всему Израилю и Палестине и оказали влияние на рабочее движение в Израиле. Анархисты часто призывают к решению палестино-израильского конфликта с нулевым государством, имея в виду полное упразднение государств Израиль и Палестина.

Раннее киббуцное движение

Анархистская идеология прибыла в Палестину в начале 20-го века, принесенная большой волной эмигрантов из Восточной Европы ( Россия , Литва , Украина , Польша ). Идеи Петра Кропоткина и Льва Толстого оказали заметное влияние на известных представителей некоторых левых сионистов , таких как Ицхак Табенкин , Берл Кацнельсон и Марк Ярблюм. Организатор еврейского движения самообороны Иосиф Трумпельдор , ставший впоследствии героем израильских правых, был очень близок к анархо-синдикализму и даже объявил себя анархо-коммунистом . Анархизм также оказал некоторое влияние на формирование общественно-политических движений, таких как Поалей Цион , Цейрей Цион, Гехалуц и Гдуд ха-авода .

Раннее кибуцное движение носило либертарно-социалистический характер. В то время многие левые сионисты отвергали идею создания еврейского национального государства и выступали за еврейско-арабское сотрудничество.

Анархисты в Палестине в начале века, почти все выходцы из Восточной Европы, не имели связей с мощным идишским анархистским движением и приняли иврит, который был непопулярен среди европейских еврейских анархистов, многие из которых выступали против всех форм сионизма и поддерживали местную культуру идиша ашкеназского еврейства.

Во время Испанской революции многие анархисты Палестины устремились в Испанию, чтобы сражаться против Франко и фашизма в рядах либертарианского ополчения НКТ .

Австрийско-еврейский антиавторитарный философ Мартин Бубер поселился в Иерусалиме в 1938 году. Бубер считал себя «культурным сионистом». Он отвергал идею еврейского национализма и был убежденным сторонником двунационального решения в Палестине. В то время как многие еврейские анархисты были нерелигиозными или иногда яростно антирелигиозными, было также несколько религиозных анархистов и проанархистских мыслителей, которые сочетали современные радикальные идеи с традиционными анархистскими течениями в каббале и хасидизме . Ортодоксальный каббалист раввин Иегуда Ашлаг , переехавший в Палестину в 1921 году, верил в добровольный коммунизм, основанный на принципах каббалы.

Ашлаг поддерживал движение кибуцев и проповедовал создание сети самоуправляемых интернациональных коммун, которые в конечном итоге полностью уничтожили бы режим грубой силы, поскольку: «каждый человек делал то, что было правильным в его собственных глазах, потому что нет ничего более унизительного для человека, чем находиться под властью грубой силы». Однако большинство современных последователей ашлагианской каббалы, похоже, игнорируют радикальные учения своего ребе .

Анархизм в государстве Израиль

Абба Гордин

Незадолго до и сразу после создания Государства Израиль , в 1948 году, произошёл приток западноевропейских анархистов, переживших нацизм, получивших образование на идише, и среди них анархизм имел особое и видимое присутствие.

Между концом 1940-х и началом 1950-х годов польские иммигранты сформировали анархистскую группу в Тель-Авиве, главным представителем которой был Элиэзер Хиршауге, автор книги по истории польского анархистского движения, опубликованной в 1953 году. Начиная с 1950-х годов, израильский анархизм ссылается на Абу Гордина , писателя и философа, одного из наиболее выдающихся представителей идишского анархистского движения.

Гордин был вдохновителем всероссийского анархистского движения и одним из организаторов Московской федерации анархистов. С 1925 года он жил в Нью-Йорке, куда эмигрировал и где публиковал литературно-философское обозрение «Идиш Шрифтен», а также был постоянным автором самого долгоживущего (1890-1977) анархистского периодического издания на идише «Свободный голос труда».

В 1958 году Абба Гордин переехал в Израиль и в Тель-Авиве основал кружок идишских анархистов «Агудат Шохрей Чофеш» (АШУАХ) с библиотекой классических анархистских произведений на идише, иврите и польском, а также с большим залом для собраний и конференций. Он также начал публиковать двуязычный ежемесячный журнал (на идише и иврите) «Problemen / Problemot», которым он руководил с 1959 по 1964 год. В этот период в АШУАХЕ было около 150 членов, и сотни людей посещали конференции по философии анархизма. Среди наиболее обсуждаемых тем: духовные корни анархизма и связи между анархизмом, Книгой Пророков (Невиим) и каббалой . Problemen публиковал рассказы и статьи по истории анархизма, хасидским легендам, средневековой еврейской литературе и современным проблемам литературы на идише. АШУАХ прекратил свое существование в 1980-х годах. Старые анархисты умирали один за другим, и никто из молодых не знал идиш. Последний номер Problemen был опубликован в декабре 1989 года (это был сто шестьдесят пятый номер).

Современное анархистское движение

Анархисты протестуют в Тель-Авиве
Анархисты в Израиле с плакатом с надписью « Свобода, равенство, братство »

Группа «Анархисты против стены» поддерживают палестинцев против сегрегации на Западном берегу и предпринимают прямые действия против израильского правительства с демонстрациями, человеческими блокадами и разрушением пограничного забора.

«Одна борьба (Маавак Эхад)» — социальная анархистская группа в Израиле.

Примечания

  1. Chomsky, Noam. Part I. Interview // . — New York, New York : Pantheon Books, 1987. — P. 7. — «…efforts at Arab-Jewish cooperation within a socialist framework, opposed to the deeply antidemocratic concept of a Jewish state (a position that was considered well within the mainstream of Zionism).». — ISBN 0-394-75173-6 . от 28 мая 2013 на Wayback Machine :
  2. Watzal, Ludwig; Chomsky, Noam (9 June 1997). . Challenge (44). Архивировано из 23 сентября 2015 . Дата обращения: 12 августа 2011 . ...Zionism meant opposition to a Jewish state
  3. Buhle, Paul (1983). "Anarchism and American Labor". International Labor and Working-Class History . 23 (23): 21—34. doi : . JSTOR . S2CID .
  4. Gabay, Clive (June 2020). . Contemporary Political Theory . 19 (2): 251—273. doi : . S2CID . из оригинала 29 мая 2020 . Дата обращения: 24 декабря 2022 .
  5. . . Bnei Baruch Kabbalah Education & Research Institute. из оригинала 17 октября 2007 . Дата обращения: 24 декабря 2022 .
  6. (Winter 1983). . Judaism . New York. 32 (1): 70—76. .
  7. Moya, Jose C. (2004). "The Positive Side of Stereotypes: Jewish Anarchists in Early-twentieth-Century Buenos Aires". Jewish History . 18 (1): 19—48. doi : . S2CID .
  8. Zimmer, Kenyon. Immigrants against the State: Yiddish and Italian Anarchism in America. — University of Illinois Press, 2015. — ISBN 978-0-252-09743-0 .
  9. Gordon, Uri. Anarchism, Israel and Palestine // The International Encyclopedia of Revolution and Protest. — 2009. — P. 1–3. — ISBN 978-1-4051-9807-3 . — doi : .
  10. Reizbaum, Marilyn (2005). "Yiddish Modernisms: Red Emma Goldman". MFS Modern Fiction Studies . 51 (2): 456—481. doi : . S2CID .
  11. Gordon, Uri (2007). "Israeli anarchism: Statist dilemmas and the dynamics of joint struggle". Anarchist Studies . London. 15 (1): 7—30. .
  12. Gordon, Uri (2011). "Anarchists Against the Wall". The International Encyclopedia of Revolution and Protest (англ.) . pp. 1—2. doi : . ISBN 978-1-4051-9807-3 .
  13. . Дата обращения: 15 февраля 2007. Архивировано из 5 февраля 2007 года. para.7
Источник —

Same as Анархизм в Израиле