Interested Article - Чагринский Покровский монастырь

Ча́гринский Покро́вский монасты́рь — женский монастырь Кинельской епархии Русской православной церкви , расположенный в поселке Кировский Красноармейского района Самарской области .

Официально открыт решением Святейшего синода 24 ноября 1874 года и располагался в Николаевском уезде Самарской губернии . Был широко известен как место служения священника Александра Юнгерова , впоследствии причисленного к лику святых . Известный как чудотворец, своими проповедями он привлекал в монастырь тысячи паломников со всей России. После установления советской власти монастырь был закрыт, все его постройки были конфискованы, а позднее разрушены. Возрождён 24 августа 2023 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви под наименованием Покровский Александро-Чагринский женский монастырь .

История

Основание

В середине XIX века в окрестностях деревни Хомяковка Николаевского уезда Самарской губернии находилось имение станового пристава Алексея Ивановича Васильева и его супруги Пелагеи Дмитриевны . Набожная Пелагея Дмитриевна много времени проводила в богомыслии и молитвах на одном из участков имения, где ей порой слышался колокольный звон. В благодарность за такие она дала обет построить на этом месте женскую обитель, однако не успела его осуществить и завещала единственной дочери и наследнице всего имения Марии довести задуманное до конца .

Девушка, вступив во владение имением, стала искать человека, который помог бы ей осуществить материнский наказ. Таким помощником стал её сосед, самарский купец Василий Андреевич Головачёв . В 1867 году он приобрёл 1149 десятин земли для обустройства и обеспечения будущей обители и обратился к самарскому епископу Герасиму (Добросердову) с просьбой ходатайствовать об открытии общины перед Святейшим синодом . Однако Синод отклонил прошение, указав, что в предлагаемом для общины месте отсутствуют какие-либо церковные строения, что неприемлемо для религиозной общины . Тогда Мария Васильева объявила, что готова на собственные средства построить храм и жилые здания для монастыря . В мае 1868 года епископ Герасим проездом посетил место, отведённое для устройства обители. Он освятил место для храма, назначил Марию Алексеевну попечительницей будущей обители и благословил её на строительство .

Строительство обошлось Васильевой в 12 тысяч рублей серебром. В июле 1869 года Мария Алексеевна сообщала в правление епархии, что в Покровской общине построены деревянная церковь с двумя кельями для чтения псалтыря, три деревянных корпуса для сорока сестёр, и строится ещё двухэтажный корпус для сестёр и богадельни. Кроме того она передавала общине собственный дом, на половине которого временно разместилась богадельня на пятнадцать человек. Также она писала, что в общине уже находится пятнадцать сестёр и десять престарелых женщин в богадельне. Через месяц были построены дома для причта, и Мария Алексеевна попросила прислать для управления сёстрами монахиню из Самарского Иверского монастыря. Вскоре в общину была направлена старшей сестрой монахиня Илария .

22 октября 1869 года епископ Герасим освятил деревянный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы , благословив общину привезённой иконой святителя Николая Чудотворца. К этому времени в общине уже проживало около 20 сестёр . В том же году в обители была открыта богадельня на 20 коек для престарелых сестёр, также действовали больница и училище на правах школы грамоты, в котором в 1883 году обучалось 20 учениц (по другим данным училище было открыто лишь в 1879 году ). Законоучителями в училище были монастырские священники, остальные уроки вели сёстры, получившие свидетельства о звании учительницы в Самарской епархиальном женском училище .

Синод официально утвердил женскую общину 24 ноября 1874 года (по другим данным — 3 февраля 1875 года ). При основании общины в ней насчитывалось 36 человек . Первой настоятельницей обители была игуменья Серафима (С. К. Васильева) — ранее монахиня Бузулукского Тихвинского монастыря . Вместе с ней в общину прибыли Анна Логинова (впоследствии монахиня Агния), ставшая казначеей, и Екатерина Паршина (монахиня Евсевия), ставшая ризничей .

Игуменья установила общежительные правила и требования монастырской жизни, руководствуясь рекомендованными Самарской духовной консисторией правилами, составленными ранее для Спасо-Бородинского монастыря Московской губернии . Создала она и монастырский хор с шестью певчими , обустраивала хозяйство: монахини занялись скотоводством и пчеловодством, была построена общая трапезная, под деревянный храм подвели каменный фундамент .

Жизнь общины сильно изменилась в 1880 году, когда её священником стал протоиерей Александр Юнгеров . Будучи уже в шестидесятилетнем возрасте, священник Троицкой церкви села Балаково Александр Юнгеров попросил руководство епархией уволить его за штат по состоянию здоровья. Однако вместо увольнения он получил назначение в довольно бедную и малоизвестную Чагринскую общину. Служба в обители была для пожилого священника легче, чем в приходском храме, так как в это время церковная служба в общинном храме проводилась не ежедневно, требы по домам местных жителей не совершались . Свободное время отец Александр использовал для преподавания в монастырской школе, где он вёл Закон Божий в 1881—1892 годах . Богослужения он стал сопровождать проповедями , с крестьянами проводил беседы на дому. Постепенно жители окрестных деревень стали интересоваться жизнью обители, посещать богослужения в монастырском храме, выросло число насельниц обители . К 1886 году в монастыре проживало уже 163 человека .

В августе 1883 года Василий Головачёв и настоятельница Серафима обратились к епископу Серафиму с просьбой ходатайствовать перед Святейшим Синодом о возведении общины в звание монастыря. Серафима писала, что многие сёстры общины живут в ней с момента основания и уже в пожилом возрасте и надеются хоть перед смертью удостоиться монашеского сана. Кроме того, она сообщала, что звание монастыря должно было увеличить уважение со стороны местного населения, что община вполне преуспевает в материальном плане и не требует дополнительного финансирования .

К этому времени в обители проживало около 130 сестёр, община владела 1419 десятинами земли, 120 головами крупного скота, 100 овцами. На территории находилось 6 жилых корпусов, из которых два были двухэтажными. Монастырский причт в составе священника и дьякона распоряжался 70 десятинами монастырской земли, всеми церковными доходами, а также получал жалованье в 250 рублей в год и помещения .

Монастырская жизнь

Указом Синода от 11 января 1885 года община была преобразована в общежительный женский монастырь с наименованием Чагринский Покровский . 6 апреля в Самарском кафедральном соборе настоятельница Серафима была возведена в сан игуменьи, в мае и июне были пострижены в мантию избранные Серафимой сёстры. Наконец, 7 июля благочинный монастырей Самарской губернии Нифонт провёл торжественную церемонию открытия монастыря, на которой присутствовала и основательница общины Мария Васильева .

Увеличившаяся популярность монастыря привела к тому, что его храм стал тесен для желавших присутствовать при богослужении. Стараниями игуменьи Серафимы, отца Александра и Василия Андреевича Головачёва с привлечением средств благотворителей началось строительство нового тёплого храма .

В 1888 году Серафима оставила свой пост, передав управление монастырём игуменье Агнии (А. Ф. Логиновой), занимавшей эту должность до 1916 года . 1 апреля 1890 года скончалась супруга отца Александра, 8 мая — игуменья Серафима, в декабре — Василий Головачёв . Осенью 1890 года было окончено строительство храма . Заботы, связанные со строительством, и потери близких подорвали здоровье отца Александра, и в апреле 1893 года он был уволен за штат .

С этого времени началось его более широкое служение, прославившее и его, и монастырь далеко за пределами уезда и губернии. Отец Александр стал широко известен как обладатель дара прозорливости , дара рассуждения и дара чудотворений . В « Самарских епархиальных ведомостях » в 1896 году отца Александра по духовным дарованиям сравнивали со святыми Иоанном Кронштадтским , Амвросием Оптинским и Феофаном Затворником . Множество паломников приходило в обитель в надежде обрести избавление от душевных сомнений и смущений, найти телесное и духовное исцеление. Число посетителей, по некоторым сведениям, достигало тысячи человек в день .

В 1895 году для многочисленных паломников был открыт странноприимный дом в двухэтажном деревянном корпусе .

Сохранилось описание приёма народа отцом Александром, оставленное очевидцем . Приём начинается с обычных молитословий и переходит в импровизацию, «в которой предстоящие выставляются великими грешниками, недостойными приступать к величию, святости и правде Божией, но всё же дерзновенно приступающими по вере и упованию на милосердие Божие». Первая часть заканчивается, по рассказу очевидца, общим плачем, причём многие плачут навзрыд .

После этого отец Александр акцентирует внимание на различных аспектах повседневной жизни присутствующих, их недостаточной, небрежной и неумелой молитве, бессредечности, обращении к ворожеям и знахарям, взаимоотношениях в семье, о вреде пьянства и курения, «о забвении Бога и неблагодарности к Нему». Часто эта речь начинается такими словами: «Братья христиане! Вы признаёте себя грешными, вы затем и пришли сюда, чтобы принести Господу Богу искреннее покаяние во грехах своих? Кайтесь же пред Ним! За покаяние вы получите от Него прощение и велию милость. Господь не отвергает никого из кающихся. И как же вам не каяться и не сокрушаться пред Ним, когда вы проводите жизнь свою совсем не по закону Божию?» .

В следующей части отец Александр задаётся вопросами: «Долго ли ещё вы, братие и сестры, такою жизнью и такими скверными делами будете прогневлять милосердного, но вместе и строгого и правосудного судию Бога? Не пора ли образумиться и пожалеть себя, свои души? Не время ли поплакать о своей прежней греховной жизни, и, возненавидев грехи, начать с помощью Божией новую, духовную, христианскую святую жизнь?» . Эта часть прерывается слезами слушателей, после чего проповедник, а вслед за ним и весь народ, обращается к краткой молитве .

В завершении отец Александр вопрошает о чистосердечном раскаивании в грехах и, получив ответ, со словами «Да поможет вам Господь» , — приглашает всех преклонить главы и читает разрешительную молитву .

В 1900 году Александр Юнгеров скончался, но поток паломников в монастырь не иссяк. Если раньше люди приходили к старцу , то теперь они приходили к его могиле, над которой была установлена деревянная часовня с неугасимой лампадой . По самарского епископа Гурия ежедневно в часовне совершались краткие литии . В житии Александра Чагринского говорится, что в полу часовни было устроено отверстие, через которое паломники могли брать землю с могилы. Каждую весну на могилу насыпалось несколько возов земли, но к осени она вся разбиралась богомольцами, так что под часовней образовывалась яма . До закрытия монастыря сохранялся дом отца Александра, в который приходили паломники, чтобы помолиться перед иконами, перед которыми молился старец, прикоснуться к его кресту . В 2001 году Александр Юнгеров, именуемый Чагринским , был причислен к лику святых .

К 1916 году в монастыре проживало 259 человек, в том числе: одна игуменья-настоятельница, 51 манатейная монахиня , 69 рясофорных и указных послушниц и 116 послушниц. Кроме этого, в монастыре проживало 12 девочек — учениц монастырской школы и 7 человек в богадельне .

Монастырь при советской власти

В 1922 году дома самарского монастырского подворья были муниципализированы и переданы под жилые помещения. 15 августа 1928 года по распоряжению Самарского окружного исполкома с Чагринской религиозной общиной был расторгнут договор на пользование церковными зданиями, которые отошли в ведение Чапаевского райисполкома. Здание Покровской церкви перешло школе крестьянской молодёжи. Церковь во имя святого Архангела Михаила использовалась как изба-читальня . Монастырские корпуса достались различным сельскохозяйственным предприятиям .

12 ноября 1928 года распоряжением Средневолжского облисполкома монастырь окончательно был закрыт . Архитектурный комплекс монастыря в основном был уничтожен в 1930-е годы , Покровская церковь была разрушена в 1949 году из-за ветхости .

Настоящее время

От Чагринского монастыря осталось две могилы: Александра Чагринского и первой настоятельницы Серафимы, а также колодец, ныне именуемый святым источником Александра Чагринского. Колодец является объектом местного паломничества .

В 2000 году были обретены мощи протоиерея Александра Юнгерова, в настоящее время они находятся в самарском Иверском женском монастыре , чьи землевладения некогда граничили с землями Чагринского монастыря .

В 2016 году по благословению епископа Кинельского и Безенчукского Софрония (Баландина) начато восстановление монастыря. На территории бывшей Чагринской обители был обустроен малый Покровский храм, выстроенный на фундаменте утраченного. Над могилами установлены поминальные часовни, ведется строительство большого храма в честь праведного Александра Чагринского, а также хозяйственных построек .

24 августа 2023 года Священный синод Русской православной церкви постановил «открыть Покровский Александро-Чагринский женский монастырь поселка Кировский Красноармейского района Самарской области и назначить монахиню Михаилу (Солодухину) на должность игумении упомянутой обители» .

Имущество

1419 десятин земли было пожертвовано обители купцом Головачёвым при основании. Ещё 500 десятин монастырь получил от него же по условиям завещания в 1890 году. Из имевшихся 1919 десятин удобной земли было 1164 десятины, большая часть земли засевалась хлебом , правда монахини использовали для хлебопашества лишь около 100 десятин, сдавая остальное в аренду .

Монастырскую территорию окружала деревянная ограда, которую в 1900 году заменили на новую. В ограде было четверо выложенных кирпичами ворот, с западной и восточной стороны по углам находились деревянные башни. С западной стороны стояла часовня с колодцем .

На территории монастыря находилось 6 корпусов и 10 флигелей . В четырёх корпусах и 6 флигелях жили сёстры, остальные здания использовались как трапезная , квасоварня , хлебопекарня, обувная мастерская и другие хозяйственные службы . Был разбит фруктовый сад, устроен пчельник . Здания в основном были деревянные, на каменном фундаменте, крытые тёсом или железом, крашеные масляной краской .

В монастыре было два кладбища , одно на территории, второе за монастырской оградой. В 1901 году над могилой протоиерея Александра Юнгерова была поставлена деревянная часовня . Третья часовня находилась на монастырском кладбище .

Также монастырь владел ветряной мельницей , конной и паровой молотилками , жаткой , 3 сеялками и 2 косилками .

В Самаре на Предтеченской улице (ныне ул. Некрасовская) располагалось монастырское подворье , на котором находились все необходимые хозяйственные постройки и деревянный флигель с подвальным этажом .

Монастырские храмы

Первым храмом обители стала деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы , построенная при основании общины в 1869 году. В 1871 году к ней с правой стороны был пристроен придел , освящённый епископом Гурием 6 июня 1875 года во имя Николая Чудотворца . Храмовые праздники отмечались 1 октября в главном престоле и 9 мая в приделе .

В 1901 году на средства монастыря и пожертвованные протоиереем Александром Юнгеровым 16 тысяч рублей началось строительство нового храма — трёхпрестольной деревянной церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы . Строительство было окончено в 1907 году, и 3 июня был освящён главный престол. На следующий день, 4 июня, был освящён правый придел во имя святителя Николая Чудотворца, и 8 мая 1909 года во имя Казанской иконы Божией Матери был освящён левый придел. При храме имелась деревянная же колокольня . Храмовые праздники отмечались 1 октября в главном престоле, 9 мая — в правом приделе — и 8 июля в левом .

В 1890 году была построена и 27 ноября освящена деревянная тёплая церковь во имя святого Архангела Михаила . Престольный праздник отмечался в ней 8 ноября .

Монастырские святыни

В монастырских храмах находились особо почитаемые иконы. Такими считались :

Настоятельницы

Первой настоятельницей общины стала монахиня Серафима (в миру Софья Константиновна Васильева). Выпускница Петербургского патриотического института в 1842 году она поступила в Новгородский Покровский Зверин монастырь , где в 1864 году приняла монашеский постриг. В дальнейшем руководила , Варваринской общиной и одной из общин Воронежской епархии. В 1873 году перешла в Бузулукский Тихвинский монастырь, где она руководила хором . 6 апреля 1885 года была возведена в сан игуменьи. Руководила монастырём до весны 1888 года. Тогда её временно перевели в Булузукский Тихвинский монастырь , лишившийся настоятельницы. Однако спустя месяц игуменья Серафима по старости и плохому состоянию здоровья попросилась на покой, а когда её просьбу удовлетворили, вернулась в Чагринский монастырь. Скончалась 8 мая 1890 года, над её могилой был установлен памятник. .

1 февраля 1892 году игуменьей монастыря стала казначея, монахиня Агния (в миру Анна Логинова).


Литература

  • Монастыри Самарского края (XVI—XX вв.): Справочник / Сост. B. C. Блок, К. А. Катренко. — Самара: Самарский Дом печати, 2002. — С. 92—94. — 216 с. — 1000 экз. ISBN 5-7350-0350-X .
  • Чагринский батюшка: жизнь и служение протоиерея Александра Юнгерова, а также история Чагринского Покровского и Самарского Иверского женских монастырей / Авт.-сост.: Н. Огудина. — Самара: Иверский женский монастырь , 2002. — 93 с. — 5000 экз. ISBN 5-85234-180-0 .
  • Протоиерей Андрей Федосов. // Духовный собеседник : журнал. — Самара: Самарская епархия, 2010. — № 58 .

Примечания

  1. . Патриархия.ru (24 августа 2023). Дата обращения: 29 августа 2023. 26 августа 2023 года.
  2. Наталия Огудина. // Благовест : газета. — Самара, 25 мая 2001. 18 мая 2015 года.
  3. , с. 92.
  4. , с. 16.
  5. , с. 17.
  6. , с. 93.
  7. , с. 18.
  8. , с. 19.
  9. , с. 22.
  10. , с. 19—20.
  11. , с. 20.
  12. , с. 23.
  13. . Самарская и Сызранская епархия . Дата обращения: 9 мая 2015. Архивировано из 18 мая 2015 года.
  14. «Душеполезное чтение», № 11, 1897
  15. , с. 78.
  16. , с. 94.
  17. О.Радченко. (24 марта 2014). Дата обращения: 29 июня 2015. Архивировано из 2 апреля 2015 года.
  18. Бедула О.И. Святые источники Самарского края. Живые родники. — Второе, исправленное и дополненное. — Самара, 2010. — С. 76—78. — 112 с.
  19. .
  20. . Патриархия.ru (24 августа 2023). Дата обращения: 24 августа 2023. 5 января 2019 года.
  21. , с. 21.

Ссылки

Источник —

Same as Чагринский Покровский монастырь