Interested Article - Советская литература
- 2021-02-20
- 1
- Об издательстве см. Федерация (издательство) ; Советская литература. Краткий курс .
Литература Советского Союза — совокупность литературных произведений, опубликованных на территории РСФСР и других союзных республик после установления там Советской власти . Она включала в себя, помимо русской , литературу других народов на 88 языках СССР (по данным 1987 года), хотя литература на русском языке была преобладающей. Литература СССР включала в себя и старописьменные литературы (такие как армянская , которая старше русской), но многие национальные литературы создавались на языках, не имевших до Октябрьской революции письменности .
Пролетарская литература превратилась в широкое общественное движение; вокруг неё кипят страсти, полные ненависти, страха, злобы, презрения — с одной стороны, и любви, преданности, восторга, дружбы — с другой. Пролетарской литературе не страшны самые могущественные удары, она имеет уже целый ряд завоеваний и на подмогу к ней подходят свежие силы нашего молодняка.
После 1932 года использовался более узкий по значению термин «советская литература», включавший обязательные признаки партийности , народности и социалистического реализма .
В статье «Советская литература» из «Литературного энциклопедического словаря» (М., 1987) указываются: « ленинские принципы партийности и народности», «на основе метода социалистического реализма», «социалистическая по содержанию, многообразная по национальным формам, интернационалистская по духу», «возникновение качественно новой социальной и интернациональной общности — советского народа» .
« Я думаю, что советская литература была великой, советское кино было великим кинематографом, то же можно сказать и о театре, музыке », — считает Даниил Гранин .
Общий обзор
В 1925 году была принята резолюция ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы». Она делила всех писателей на пролетарских, крестьянских, « попутчиков » и «антипролетарские и антиреволюционные элементы». Пролетарских и крестьянских писателей следовало всячески поддерживать. «Попутчиками» называли писателей из интеллигенции и дворянства, на которых следовало смотреть «как на квалифицированных «специалистов» литературной техники», добиваясь «перехода их на сторону коммунистической идеологии». «Антипролетарские и антиреволюционные элементы» следовало преследовать.
Пролетарские писатели объединились в РАПП («Российскую ассоциацию пролетарских писателей»), крестьянские — в («Всероссийское объединение крестьянских писателей»), «попутчики» — в группу « Перевал »; возникли также и другие литературные группировки ( ЛЕФ , « Литературный центр конструктивистов », « Молодая гвардия », « Серапионовы братья », ОБЭРИУ ).
Официально одобрялась такие произведения, как роман одного из руководителей РАППа Фадеева « Разгром », первая книга стихов крестьянского поэта Исаковского «Провода в соломе», поэма Маяковского «Владимир Ильич Ленин».
В 1928 году были опубликованы первые два тома романа Шолохова « Тихий Дон ». Несмотря на то, что большевики в этом романе являются положительными героями, он подвергся резкой критики со стороны прямолинейных партийных идеологов и руководящих деятелей РАППа: Шолохову ставили в вину стремление понять мотивы поведения не только красных, но и белых.
В то же время Булгакову при жизни удалось опубликовать только первую половину его романа « Белая гвардия », а пьеса по нему « Дни Турбиных » шла только в МХАТ . Повесть Булгакова « Собачье сердце » цензура не пропустила, роман Е. Замятина « Мы » удалось опубликовать лишь за рубежом; повесть А. Платонова « Котлован » оставалась неизданной при жизни автора, его роман « Чевенгур » также не был при жизни автора напечатан в полном объёме.
В апреле 1932 года было принято постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», в соответствии с которым были ликвидированы все литературные группы, а вместо них был создан был создан единый Союз советских писателей . Обязательным для всех писателей был объявлен «метод социалистического реализма ». Основные идеи любого произведения должны были соответствовать положениям программы ВКП(б) , что называлось « принципом партийности ». Этим требованиям соответствовали роман Шолохова « Поднятая целина », роман Николая Островского « Как закалялась сталь », повесть Алексея Толстого «Хлеб», прославлявшая Сталина .
Среди множества жертв Большого террора 1937—1938 годов были сотни писателей и поэтов (в частности, Б. Пильняк , Артём Весёлый , Н. Клюев , О. Мандельштам ). Из 593 литераторов, участвовавших в Первом всесоюзном съезде советских писателей в 1934 году, были арестованы свыше двухсот.
С другой стороны, наиболее известные и лояльные власти писатели получали шикарные дачи в Переделкино под Москвой, они получали Сталинские премии , их награждали орденами.
В период Великой Отечественной войны 1941—1945 годов стали широко известными злободневные стихи Константина Симонова , Анны Ахматовой , Михаила Исаковского , Ильи Сельвинского , были написаны стихи молодых фронтовиков Михаила Кульчицкого (погиб), Семёна Гудзенко , Иона Дегена , поэмы Александра Твардовского « Василий Тёркин » и «Дом у дороги». Виктор Некрасов написал роман «Сталинград» (под таким заглавием он был опубликован в 1946 году, позже он был переименован в « В окопах Сталинграда »). Во время войны погибли 260 советских писателей.
Через год после окончания войны, в 1946 году, было принято постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград»» . В нем указывалась на недопустимость предоставления страниц «таким пошлякам и подонкам литературы, как Зощенко » — автору «омерзительной вещи» под названием «Перед восходом солнца», и Ахматовой, являющейся «типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии». Оно способствовало исключению Ахматовой и Зощенко из Союза писателей СССР . Журнал « Ленинград » был закрыт, главный редактор « Звезды » В. Саянов был снят с должности. Была ужесточена и без того суровая цензура , стала официально насаждаться так называемая « теория бесконфликтности », означавшая, что в советском обществе нет никаких противоречий, и в советской литературе возможен лишь «конфликт хорошего с отличным». Стали появляться романы, пьесы, поэмы, где жизнь страны, разорённой страшной войной, страдавшей от тирании, изображалась как безмятежный сытый праздник. Одним из ведущих деятелей советской литературы этого времени стал М. Бубеннов , получивший в 1948 году Сталинскую премию за героико-оптимистический пропагандистский роман о войне «Белая береза».
В марте 1953 года умер Сталин. После его смерти обстановка в стране стала постепенно меняться. В 1954 году в журнале « Знамя » была опубликована повесть И. Эренбурга « Оттепель », по названию которой «оттепелью» стали именовать целое десятилетие . В конце 1954 года прошел Второй всесоюзный съезд советских писателей, на котором шла достаточно свободная дискуссия между сторонниками перемен, которые добивались признания их права на поиски в области способов самовыражения, и догматиками-сталинистами. В 1956 году были изданы два больших альманаха: « Литературная Москва » и «Литературная Москва: Сборник второй», которые объединили сторонников перемен. К ним по идеологической направленности примыкает роман Владимира Дудинцева «Не хлебом единым», также изданный в 1956 году.
Начавшаяся « оттепель » дала возможность для публикации «окопной» правды. Тогда были напечатаны произведения писателей-фронтовиков: Юрия Бондарева : « Батальоны просят огня » (1957), «Последние залпы» (1959); Григория Бакланова «Южнее главного удара» (1957), «Пядь земли» (1959), «Мертвые сраму не имут» (1961), Василя Быкова : «Журавлиный крик» (1961), «Третья ракета» (1962), Константина Воробьёва : « Крик » (1962), « Убиты под Москвой » (1963), Виктора Курочкина : « На войне как на войне » (1965). Это предопределило появление течения, названного « лейтенантской прозой ».
В период «оттепели» были изданы лучшие книги стихов поэтов военного поколения: Давида Самойлова , Бориса Слуцкого , Александра Межирова , Евгения Винокурова . 11 сентября 1955 года в Москве прошел первый День поэзии. Поэты читали свои стихи в книжных магазинах, во дворцах, на стадионах, их выступления привлекали тысячи слушателей. Наиболее известными среди молодых поэтов этой эпохи стали Андрей Вознесенский и Евгений Евтушенко .
Лидером художественного развития и демократического обновления общества был возглавлявшийся до 1970 года А. Твардовским журнал « Новый мир ». В 1962 году в этом журнале с санкции лично Никиты Хрущева была опубликована повесть Александра Солженицына « Один день Ивана Денисовича » о заключенных сталинских лагерей.
Однако свобода периода «оттепели» имела свои пределы. Никита Хрущев на публичном собрании оскорблял Вознесенского; опубликование в 1957 году за рубежом романа Бориса Пастернака « Доктор Живаго », за который ему в следующем году была присуждена Нобелевская премия по литературе , вызвало ожесточенную травлю Пастернака; изданный в 1961 году альманах « Тарусские страницы » был запрещен; роман В. Гроссмана « Жизнь и судьба » был не только не опубликован, но и все экземпляры его машинописи в 1961 году были изъяты КГБ ; в 1964 году молодой, но уже достаточно известный поэт Иосиф Бродский был приговорен к ссылке по обвинению в « тунеядстве ».
Уже после последовавшего в 1964 году отстранения Хрущева от власти в 1965 году были арестованы Андрей Синявский и Юрий Даниэль , опубликовавшие свои произведения за рубежом под псевдонимами. Процесс Синявского и Даниэля по обвинению их в антисоветской агитации и пропаганде, прошедший в 1966 году, вызвал в писательской среде протесты и сочувствие к преследуемым.
После отставки Хрущёва положение Твардовского и его журнала «Новый мир» стало сложным. Твардовскому так и не удалось опубликовать свою последнюю поэму « По праву памяти », повесть Солженицына « Раковый корпус » и его роман « В круге первом ». Против Твардовского стали выдвигать политические обвинения. Наконец, 20 февраля 1970 года секретариат Союза писателей принял решение вывести из состава редколлегии «Нового мира» друзей и ближайших сотрудников Твардовского, а на их место принять его противников. После этого Твардовский подал заявление об уходе с поста главного редактора.
Сразу после расправы с «Новым миром» процесс вытеснения из советской литературы писателей и поэтов, порожденных «оттепелью», пошёл быстро. В 1972 году власти заставили эмигрировать И. Бродского, в 1974 году был вынужден эмигрировать В. Некрасов и в том же году был арестован и выслан из СССР А. Солженицын.
В 1979 году власти расправились с авторами альманаха « Метрополь »: одни были исключены из Союза писателей, другие были принуждены эмигрировать и лишены советского гражданства.
Во второй половине 1960-х годов и в 1970-е годы развивались литература о Великой Отечественной войне (получившая новые стимулы благодаря творчеству Василя Быкова и Вячеслава Кондратьева ).
Также этот период был периодом расцвета « деревенской прозы ». Хотя отдельные произведения, критически осмысляющие колхозный опыт, начали появляться уже с начала 1950-х (очерки Валентина Овечкина , Александра Яшина , Анатолия Калинина , Ефима Дороша ), только к середине 1960-х годов «деревенская проза» достигла такого уровня художественности, чтобы оформиться в особое направление (большое значение имел для этого рассказ Александра Солженицына « Матрёнин двор »). Тогда же возник и сам термин. Крупнейшими представителями этого направления были Фёдор Абрамов , Василий Белов , Валентин Распутин . Яркими и самобытными представителями «деревенской прозы» младшего поколения стали писатель Владимир Солоухин и кинорежиссёр В. М. Шукшин .
В произведениях Юрия Трифонова высшей точки развития достигла «городская проза» («городская повесть»). Что касается поэзии, то в 1970-е годы продолжали творчество поэты военного поколения (Д. Самойлов, А. Межиров, Е. Винокуров); при этом военная тема у них оттеснялась на второй план вечными темами смысла и цели жизни, смерти, любви и одиночества и т.д. Наконец, в 1970-е годы выдвинулись на первый план авторы «тихой поэзии», которые избегали политической и социальной проблематики — Иосиф Бродский, Александр Кушнер , Олег Чухонцев и другие.
После начала перестройки в 1986 году и фактической отмены цензуры началась публикация произведений «задержанной литературы» — произведений, которые ранее в СССР были запрещены или же их авторы даже не пытались их опубликовать. Это « Новое назначение » Александра Бека (1986), « Дети Арбата » Анатолия Рыбакова (1987), « Ночевала тучка золотая » Анатолия Приставкина (1987), « Жизнь и судьба » Василия Гроссмана (1988), « Белые одежды » Владимира Дудинцева (1989). В СССР также стали печататься произведения писателей-эмигрантов .
С перестройкой в русскую литературу вошло новое яркое поколение писателей — В. Пелевин , Т.Толстая , Л. Улицкая , В. Сорокин , А. Слаповский , В. Тучков , О. Славникова , М. Палей . Проза С. Каледина , О. Ермакова , Л. Габышева , А. Терехова , Ю. Мамлеева , В. Ерофеева , Л. Петрушевской затрагивала ранее запретные темы армейской « дедовщины », жестокости по отношению к заключенным, быта бездомных, проституции, алкоголизма, бедности .
Социалистический реализм
- Максим Горький (1868—1936) — «основоположник литературы социалистического реализма , родоначальник советской литературы» . Несмотря на официальное признание, многие современные критики и исследователи творчества Горького отрицают его принадлежность к соцреализму.
- Фёдор Гладков
- Леонид Леонов
- Николай Островский
- Борис Полевой
- Александр Серафимович
- Александр Фадеев
- Константин Федин
- Дмитрий Фурманов
- Михаил Шолохов
Поэзия
- Владимир Маяковский
- Сергей Есенин
- Борис Пастернак
- Анна Ахматова
- Марина Цветаева
- Роберт Рождественский
- Евгений Евтушенко
- Андрей Вознесенский
- Белла Ахмадулина
- Константин Симонов
Неофициальная советская литература
«Попутчики»
- см. « попутчики »
- Исаак Бабель
- Андрей Белый
- Артём Весёлый
- Евгений Замятин
- Михаил Зощенко
- Всеволод Иванов
- Юрий Олеша
- Борис Пастернак
- Борис Пильняк
Маргинальная советская литература
- Члены ОБЭРИУ :
- Михаил Булгаков
- Леонид Добычин
- Сигизмунд Кржижановский
- Андрей Платонов
- Павел Улитин
- Венедикт Ерофеев
- Юрий Мамлеев
Диссидентская литература
Фантастика
- Александр Беляев
- Алексей Николаевич Толстой
- Иван Ефремов
- Александр Казанцев
- Семён Слепынин
- Олесь Бердник
- Братья Стругацкие
- Кир Булычёв
Детективы
- см. Детектив
Приключенческая литература
В начале 1920-х годов молодежь, как и прежде, увлекалась дореволюционной приключенческой литературой , и, выступая в октябре 1922 года на V съезде комсомола , член ЦК Н. И. Бухарин предложил для отвлечения читающей молодежи от буржуазных книг, создать книги о «красных пинкертонах ». На съезде было принято решение о срочном выпуске изданий, в которых в романтично-героической форме будут представлены революционное подполье, гражданская война , ВЧК , милиция , Красная армия и советские учёные .
На призыв откликнулись многие начинающие писатели. Так в 1923 году была выпущена повесть Павла Бляхина « Красные дьяволята », по мотивам которой был снят художественный фильм (1923), пользовавшийся огромным успехом у публики.
Но далеко не все ранние попытки создания приключенческой литературы были успешными. Лев Успенский с большой иронией вспоминал свою детективную повесть «Запах лимона», написанную с намерением «разбогатеть». Выходили такие книги как «Харита, её жизнь и приключения, а также подробный рассказ о том, как был найден город Карла Маркса» Льва Гумилевского (1926), «Комсомольцы в Африке» В. Тупикова, «Дело Эрье и К» М. Протасевича и Н. Саблина и т. п.
В 1923—1924 гг. по распоряжению библиотечного отдела Главполитпросвета в Петрограде из библиотек были реквизировано множество книг для массового читателя. По словам Н. К. Крупской , «это была простая охрана его (читателя) интересов».
Впоследствии к жанру приключенческой литературы обращались советские писатели Ф. Гладков , Вс. Иванов , А. Малышкин , Л. Сейфуллина , А. Серафимович и др.
К началу 1930-х годов советская литература составляла около 40 % всех прочитанных молодёжью книг (см. «Что читает рабочая молодежь». М: 1930. с. 52–53).
Детская литература
Издавалась детская и молодёжная периодика : журналы « Мурзилка », « Сельская молодежь », « Техника — молодежи », « Юный натуралист », « Молодая гвардия », « Вокруг света »; газета « Пионерская правда ».
Известные писатели: А. Н. Толстой , Борис Житков и Виталий Бианки ( писатели-натуралисты ), Юрий Олеша , Аркадий Гайдар , Валентин Катаев , Лев Кассиль , Лазарь Лагин , Николай Носов , Александр Волков , Кир Булычёв , Владислав Крапивин , Эдуард Успенский , Владимир Сутеев , Анатолий Рыбаков (1911—1998), Рувим Фраерман , Юз Алешковский , Виктор Драгунский и др.
В поэзии: Владимир Маяковский [ источник не указан 449 дней ] , Зинаида Александрова , Юнна Мориц , Агния Барто , Корней Чуковский , Самуил Маршак , Борис Заходер и др.
Поэты
Литература на других языках СССР, кроме русского
В СССР большое внимание уделялось выпуску литературы на национальных языках народов СССР. Так, в 1931 году согласно редакционно-издательским и тематическим планам Государственного издательства « Художественная литература » общий объем выпускаемых книг составил 134 млн листов-оттисков, из них 2 млн, или 2,1% пришлись на литературу на национальных языках. Среди них были не только языки с давней традицией письменности, например, армянский (45 наименований книг общим тиражом 42 000 экземпляров), но и младописьменные языки , алфавиты которых только принимались (например, мокшанский (13 наименований при тираже 130 000 экземпляров), эрзянский (32 наименований при тираже 236 000 экземпляров), татский (5 книг и 15 000 экземпляров) языках) .
В 1984 году на национальных языках было издано 15 149 книг общим тиражом примерно 226 млн экземпляров, из них 2019 книг на украинском языке , на литовском — 1940, на грузинском — 1714, на эстонском — 1274. Тиражи издаваемой на национальных языках литературы определялись как числом носителей соответствующего языка, так и его статусом (тиражи книг на титульных языках союзных республик всегда были больше тиражей книг на прочих национальных языках) .
Многие советские национальные писатели творили «на стыке» своей и русской культуры: можно говорить о русско- киргизском ( Ч. Айтматов ), русско-азербайджанском ( Р. Ибрагимбеков , М. Ибрагимбеков ), русско-узбекском ( Т. Пулатов ), русско-казахском ( О. Сулейменов ), русско-чукотском ( Ю. Рытхэу ) литературных феноменах .
Издательское дело
см. Советский писатель (издательство) и пр.
Литературно-художественные журналы
Название | Место издания | Республика издания | Издательство | Годы издания | ISSN | Язык |
Периодич-
ность (выпусков в год) |
Примечание |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Аврора | Ленинград | Россия | Лениздат | 1969— | 0320-6858 | русский | 12 | В 1981—1982 на страницах журнала печаталась нумерованная стенгазета «Акселерат»; в 1983—1985 — нумерованный «Комический вестник». |
Ашхабад | Туркмения | [б. и.] | 1960— | 0320-9342 | русский | 6 ; 12 | С 1985 года — ежемесячный. | |
Байгал | Улан-Удэ | Россия | Бурятское книжное издательство | 1947— | 0320-7455 | бурятский | 6 | Выходил также на русском языке под названием «Байкал». |
Байкал | Улан-Удэ | Россия | Бурятское книжное издательство | 1949— | 0134-4331 | русский | 6 |
Издавался также на бурятском языке под названием «Байгал».
Повторяет год издания одноимённого журнала, выходящего на бурятском языке с 1947 года. |
Вітчизна | Киев | Украина | Радянський письменник | украинский | ||||
Всесвіт | Киев | Украина | Радянський письменник | 1925— | 0320-8370 | украинский | 12 | |
Волга | Саратов | Россия | Приволжское книжное издательство | 1966— | 0321—0677 | русский | 12 | |
Кишинёв | Молдавия | [б. и.] | 1984— | 0233-7053 | русский | 12 | ||
Дальний Восток | Хабаровск | Россия | Хабаровское книжное издательство | 1933— | 0130-3023 | русский | 12 | |
Даугава | Рига | Латвия | Издательство ЦК КП Латвии | 1977—2008 | 0207-4001 | русский | 12 | |
Детская литература | Москва | Россия | Художественная литература | 1932— | 0130-3104 | русский | 12 | |
Дніпро | Киев | Украина | Молодь | украинский | ||||
Дон | Ростов-на-Дону | Россия | Книжное издательство | русский | ||||
Донбас | Донецк | Украина |
украинский,
русский |
|||||
Москва, София |
Россия,
Болгария |
[б. и.] | 1972— | 0320-1031 | русский | 6 |
Совместное издание ЦК ВЛКСМ и ЦК ДКСМ.
До 1977 года выходил как альманах (сборник). |
|
Дружба народов | Москва | Россия | Известия | 1939— | 0012-6756 | русский | ||
Жовтень | Львов | Украина | Каменяр | 1940— | 0131-0100 | украинский | 12 | |
Звезда | Ленинград | Россия |
Художественная литература
(ленинградское отделение) |
русский | ||||
Звезда Востока | Ташкент | Узбекистан | Издательство литературы и искусства им. Гафура Гуляма | 1935— | 0130-1527 | русский | 12 | Выходил также на узбекском языке под названием «Шарқ Юлдузи», повторял его год издания (с 1933). |
Знамя | Москва | Россия | Правда | русский | ||||
Кишинёв | Молдавия | Издательство ЦК КП Молдавии | русский | |||||
Литва литературная | Вильнюс | Литва | Периодика | 1978— | 0206-295X | русский | 6 | |
Молодая гвардия | Москва | Россия | Молодая гвардия | русский | ||||
Москва | Москва | Россия | Художественная литература | русский | ||||
Наш современник | Москва | Россия | Литературная газета | русский | ||||
Нева | Ленинград | Россия |
Художественная литература
(ленинградское отделение) |
русский | ||||
Нёман | Минск | Белоруссия | Полымя | 1952— | 0130-7517 | русский | ||
Новый мир | Москва | Россия | Известия | 1925— | 0130-7673 | русский | ||
Октябрь | Москва | Россия | Правда | 1924— | 0132-0637 | русский | ||
Кишинёв | Молдавия | [б. и.] | 1984— | 0233-7061 | румынский | 12 | ||
Душанбе | Таджикистан | русский | ||||||
Полымя | Минск | Белоруссия | Полымя | белорусский | ||||
Полярная звезда | Якутск | Россия | ||||||
Харьков | Украина | Прапор | украинский | |||||
Простор | Алма-Ата | Казахстан | Издательство ЦК КП Казахстана | русский | ||||
Радуга | Киев | Украина | Радянський письменник | русский | ||||
Сибирские огни | Новосибирск | Россия | Западно-Сибирское книжное издательство | русский | ||||
Север | Петрозаводск | Россия | Карелия | русский | ||||
Советиш геймланд | Москва | Россия | Советский писатель | идиш | ||||
Таллин | Эстония | Периодика | русский | |||||
Урал | Свердловск | Россия | Средне-Уральское книжное издательство | русский | ||||
Ташкент | Узбекистан | Издательство литературы и искусства им. Гафура Гуляма | 1933— | 0131-1832 | узбекский | 12 | Выходил также на русском языке под названием «Звезда Востока». | |
Юность | Москва | Россия | Правда | русский | ||||
Looming | Таллин | Эстония | Периодика | эстонский | ||||
Каунас | Литва | Периодика | 1967— | 0134-3149 | литовский |
См. также
Ссылки
- // « Огонёк » №2 от 14.01.2007, стр. 40 /вебархив/
- в цикле «Рожденные после СССР» на РС/РСЕ , 27 ноября 2016
Примечания
- . Дата обращения: 8 мая 2011. 6 июня 2013 года.
- ↑ от 16 сентября 2011 на Wayback Machine / Вопросы литературы №6, 2001
- В. Баевский от 2 августа 2023 на Wayback Machine
- . Дата обращения: 17 апреля 2011. 6 ноября 2021 года.
- . Дата обращения: 2 июня 2021. 6 ноября 2021 года.
- История русской литературы XX века. Первая половина [Электронный ресурс]: учебник: В 2 кн. – Кн. 1: Общие вопросы / Л.П. Егорова, А.А. Фокин, И.Н. Иванова и др.; под общ. ред. проф. Л.П. Егоровой. — 2014.
- . Дата обращения: 29 марта 2023. 29 марта 2023 года.
- Дата обращения: 29 марта 2023. 13 марта 2022 года.
- . Дата обращения: 29 марта 2023. 19 августа 2019 года.
- 2021-02-20
- 1