Interested Article - Пьета (Микеланджело)
- 2021-07-06
- 2
«Оплакивание Христа» , или «Ватиканская Пьета» , — одна из ранних и самых знаменитых работ выдающегося художника эпохи Возрождения , скульптора Микеланджело Буонарроти . Композиция Пьета была создана 24-летним скульптором из мрамора в 1499 году. Хранится в Соборе святого Петра в Ватикане . Высота скульптурной группы изображающей Деву Марию и тело Иисуса Христа , лежащее у Неё на коленях, 1,74 м, ширина — 1,95 м. Это единственная работа Буонарроти, которая была им подписана.
История создания
Прибыв в 1496 году в Рим, 21-летний Микеланджело познакомился с финансистом и собирателем произведений искусства Якопо Галли. Благодаря посредничеству влиятельного покровителя, начинающий скульптор в 1497 году получил заказ от французского аббата, кардинала Сен-Дени и французского посла в Риме Жана Билэр де Лагрола (Jean Bilhères de Lagraulas; Jean Villier de la Grolaie) от имени французского короля Карла VIII . Аббат намеревался разместить новое произведение в капелле Санта-Петронилла в Ватикане. Капелла принадлежала королям Франции и находилась рядом со старой базиликой Святого Петра. Кардинал рассчитывал прежде всего прославить себя подарком соотечественникам, находящимся в Риме в приближающемся 1500 году Юбилейном году Католической церкви . То, что кардинал в 1499 году был похоронен в капелле Санта-Петронилла, позволяет предположить, что скульптура была заказана им в качестве собственного надгробия .
Официальный контракт был подписан в августе 1498 года и давал только год для завершения работы. В контракте поручитель Якопо Галли заверил кардинала, что это будет «самая прекрасная работа из мрамора, которая когда-либо существовала в Риме, а его мастер — самый лучший из скульпторов». Микеланджело был требователен в выборе материала и потратил целых девять месяцев в Карраре , чтобы выбрать подходящий блок мрамора и перевезти его в Рим.
Согласно «Жизнеописаниям» Джорджо Вазари , после установки скульптуры в капелле Микеланджело часто туда заходил, чтобы лишний раз полюбоваться собственным произведением. Но однажды он услышал разговор «приезжих из Ломбардии», восхвалявших скульптуру и считавших, что её сделал их соотечественник: «миланец Гоббо». Микеланджело промолчал, но ближайшей ночью он пробрался в капеллу, «прихватив с собой резцы» и вырезал на поясе, пересекающем грудь Богоматери, надпись на латыни: «Микеланджело Буонарроти флорентинец исполнил» .
В 1499 году законченную статую поместили в капелле Св. Петрониллы на невысоком постаменте. В 1517 году её перенесли в Старую сакристию Собора святого Петра , в 1626 году — на старый хор базилики в Ватикане . При транспортировке были повреждены пальцы правой руки Мадонны (отреставрированы в 1736 году). С 1749 года шедевр Микеланджело находится в первой капелле справа от входа в главный неф Собора Святого Петра, получившей после этого новое название (Cappella della Pietà) .
Повреждение и реставрация
21 мая 1972 года, через несколько минут после окончания праздничной литургии по случаю дня Святой Троицы, австралийский геолог венгерского происхождения Ласло Тот набросился на скульптуру и с криком «Я — Иисус Христос, Христос восстал из мёртвых!» нанёс скульптуре пятнадцать ударов принесённым с собой скальным молотком. Он расколол левую руку Мадонны и нанёс многочисленные повреждения лицу. Оцепеневшие от ужаса прихожане не сразу поняли, что происходит, и слишком поздно схватили безумца, успевшего причинить серьёзный вред творению Микеланджело.
На суде Тот повторял, что он — Иисус Христос, а также сам Микеланджело, и Бог велел ему уничтожить статую Мадонны — «олицетворение ложных добродетелей Церкви», — поскольку Иисус вечен и не может иметь матери. По его собственному признанию, он приехал в Рим, чтобы публично заявить о своём рождении как о втором пришествии Иисуса Христа. Тогда же пришёл к выводу, что современная католическая церковь намеренно культивирует образ мёртвого, а не воскресшего Христа, и задумал уничтожить «Пьету» как главный символ этого «лживого обычая». Обвинив своих судей в смертном грехе гордыни, Тот пообещал проклясть их в день Страшного суда .
Ввиду явной психической ненормальности Тота против него не выдвинули уголовных обвинений. 29 января 1973 года его поместили в психиатрическую клинику, а 9 февраля 1975 года депортировали в Австралию.
В Ватикане возникла дискуссия о том, какой способ реставрации следует проводить: одни предлагали оставить лицо изуродованной Мадонны в качестве свидетельства духовных изъянов эпохи, в которой господствует насилие; другие предлагали реставрацию лишь повреждённых частей; третьи настаивали на полной реставрации скульптуры. После реставрации с использованием около полусотни отбитых фрагментов (без использования новодельных частей) под наблюдением директора Ватиканских музеев Деоклецио Редига де Кампоса произведение Микеланджело установили за пуленепробиваемым стеклом справа от входа в собор .
Иконография и особенности композиции
Микеланджело в своём произведении следовал средневековой иконографии композиционного типа «Горизонтальных оплакиваний» ( лат. Pietas Horizontalis ), в которых тело Христа изображали горизонтально распростёртым на коленях Девы Марии. В скульптуре такие композиции появились в 1390—1410-х годах в Праге, Зальцбурге, Вроцлаве, а затем получили распространение в разных областях Италии, где работали немецкие мастера. Они имеют своеобразное название «Образы вечери», или «Веспербильд» ( нем. Vesperbilder .
Богоматерь в «горизонтальных оплакиваниях» по традиции изображают совсем молодой, почти девочкой. Контраст образов молодой Девы и взрослого Сына у Неё на коленях создаёт особенное духовное напряжение и трогательное, просветлённо-созерцательное настроение. Согласно идеям мистического христианства, усвоенного итальянской иконографией, «Божественная воля поддерживала цвет и свежесть молодости у невинной Девы» на протяжении всей Её жизни, чуждой всякого греха . Однако Микеланджело сумел переосмыслить мистическую традицию искусства интернациональной готики и привнести новое ренессансное начало в старую иконографию. Основанием для подобной интерпретации считают также впечатления скульптора от проповедей и казни Савонаролы во Флоренции, а также общую атмосферу поиска индивидуальных переживаний христианских догм, типичных для окружения художника в Риме тех лет. Л. Юсти видел в этом факте также «очистительное влияние древнегреческих образцов» . В этом необычном произведении «идеализм и христианское смирение соединились с чувственностью», отличающей отношение Микеланджело к пластике тела и скульптурной форме в целом .
Ряд исследователей [ кто? ] придерживается предположения, высказанного известным искусствоведом Димитрио Мартинелли, что в композиции противопоставляется также горизонтальное вертикальному, образуя образ креста. Однако в январе 2017 года группа историков искусства Возрождения во главе с Джованни Кисселино, изучив архивы Ватикана, полностью опровергла это утверждение [ как? ] . Более того, ученые обнаружили косвенные свидетельства [ какие? ] того, что одна из задумок скульптора — отражение в композиции канонического треугольника (Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух), что крайне нетипично для католической культуры [ источник не указан 236 дней ] .
Идеи сдержанной скорби нашли выражение в просветлённом созерцательном настроении, выраженном посредством необычайно тонкой моделировки мрамора, который Микеланджело отполировал до блеска, что довольно необычно для его раннего творчества. Особенно прекрасен одухотворённый лик Мадонны, который часто сравнивают с другим, следующим произведением скульптора — Мадонной Брюгге . Микеланджело сознательно усилил контраст обнажённого тела Сына и задрапированной фигуры Матери. Богатство пластики складок одеяния Богоматери контрастирует с безжизненной пластикой мёртвого тела Христа. Не случайно в Риме получил распространение слух о том, что скульптор специально убил натурщика (либо использовал чьё-то мёртвое тело), чтобы добиться столь сильного впечатления. Такая легенда упоминается в трагедии А. С. Пушкина « Моцарт и Сальери »:
- …Гений и злодейство
- Две вещи несовместные. Неправда:
- А Бонаротти? Или это сказка
- Тупой, бессмысленной толпы — и не был
- Убийцею создатель Ватикана?
Примечания
- Балдини У. Микеланджело-скульптор. Полное собрание скульптур. — М.: Планета, 1979. — С. 79
- Вазари Дж. Жизнеописание Микеланджело Буонарроти, флорентинца, живописца, скульптора и архитектора // Жизнеописания наиболее знаменитых ваятелей и зодчих. СПб.: Азбука-Классика, 2004. — Т. 2. — С. 390—391
- Оригинальное написание: MICHEL.AGELVS BONAROTVS FLORENT.FACIEBAT (Балдини У. Микеланджело-скульптор. Полное собрание скульптур. — М.: Планета, 1979. — С. 79
- Vatican. — Roma: Edizioni Musei Vaticani, 1999. — P. 21
- Meet the Man Who Chipped Off Mary’s Nose from Michaelangelo’s Pieta (He also claimed to be Jesus Christ in the flesh!). — URL: от 18 августа 2021 на Wayback Machine
- Gamboni D. The destruction of art: iconoclasm and vandalism since the French Revolution. — Reaktion Books, 1997. — ISBN 978-0-948462-94-8
- Либман М. Я. Микеланджело и неклассическое художественное наследие // Микеланджело и его время. — М.: Искусство, 1978. — С. 39—42
- Переписка Микель-Анджело Буонарроти и жизнь мастера, написанная его учеником Асканио Кондиви. — СПб.: Шиповник, 1914. — С. 14
- Bode W. Denkmaler der Renaissance Skulptur Toscanas. —München. — 1905
- Власов В. Г. «Горизонтальная Пьета», «Горизонтальные оплакивания» // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. III, 2005. — С. 231
Литература
- Hibbard, Howard. Michelangelo (англ.) . — N. Y. : Harper & Row, 1974.
- Pope-Hennessy, John. Italian Renaissance and Baroque Sculpture (англ.) . — L. : Phaidon, 1996.
- Wallace, William E. Michelangelo; the Artist, the Man, and his Times (англ.) . — Cambridge: Cambridge University Press, 2009.
Ссылки
- (англ.)
- (англ.)
- 2021-07-06
- 2