Interested Article - Шапсуги

Шапсу́ги (самоназвание: адыгэ , шапсыгъ ) — субэтнос адыгов , в прошлом — одно из крупнейших адыгских племён . Проживают в Адыгее и в Краснодарском крае (район Туапсе и Сочи ). Говорят на адыгейского языка .

Шапсугское военное знамя XIX века.

Общие сведения

Шапсуги проживают в Российской Федерации , а также широко представлены в странах, где проживают представители адыгской диаспоры — в Турции , Сирии , Иордании , Израиле и т. д. В России живут на территории исторической — в Туапсинском районе и Сочи ( Лазаревский район ) в Краснодарском крае , а также в Адыгее . Многие во время переписей продолжают записываться черкесами или адыгейцами .

«Численность коренного населения Кубанской области (1879 г.)» — 5,0 тыс. чел. В советский период переписями шапсуги не учитывались и по косвенным данным в 1926 году их насчитывалось около 4 тыс. человек. По переписи 2002 года в России проживает 3,2 тысяч шапсугов; по переписи 2010 года — 3,9 тысяч. Однако, реальная численность шапсугов намного больше, так как шапсугов проживающих на территории республики Адыгея , продолжают записывать адыгейцами . А многие причерноморские шапсуги продолжают записываться черкесами или адыгейцами.

Шапсу́ги говорят на шапсугском диалекте адыгейского языка, относящемся к абхазо-адыгской семье языков. По российскому законодательству официально являются малым народом .

Численность адыгов в причерноморских населённых пунктах, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года :

Краснодарский край :

Также причерноморские адыги составляют большинство в внутригородских микрорайонах Сочи Ахинтам , Хатлапе , Шахе и Шхафит .

История

О древнейшей истории адыгов , в том числе и шапсугов, нам рассказывают артефакты следующих археологических культур — майкопская , дольменная , меотская и др., которые составляют драгоценный фонд многих исторических музеев, как в Адыгее, в России, так и за рубежом. Шапсуги составляли одну из самых крупных групп не только причерноморских адыгов, но и всего адыгского (черкесского) этнического массива. Насчитывали несколько сотен тысяч человек (по данным Г. Новицкого - 300.000). Они населяли земли между реками Джубга и Шахе (так называемый Малый Шапсуг) и высокогорные лесистые области на северных склонах Кавказского хребта по рекам , Абин , Афипс , Вулан , Шебш и др. (Большой Шапсуг). В течение долгого времени отстаивали свою независимость в борьбе с Крымским ханством .

Современные исследования подтвердили ( Максидов А. А. , Чирг А. Ю.) — Древняя Шапсугия успешно осуществляла внешнюю торговлю и особенно активно с Анатолией . Впервые шапсуги названы своим именем в турецких хрониках 20-х годов XVIII века , в связи с борьбой адыгов против Крымского ханства , хотя известный историк Кавказской войны В.А. Потто утверждает, что уже в русских летописях рассказывается о походах князя Святослава на чепсугов (шапсугов) . Во всяком случае, чапсогов упоминает Шора Ногмов среди племен, которых в первой трети 16 века повел в поход на Кабарду князь Идар Унармасов.

Итальянский путешественник Джорджио Интериано писал: "Они постоянно воюют с татарами, которые окружают их почти со всех сторон. Ходят даже за Босфор вплоть до Херсонеса Таврического, той провинции, где находится колония Каффа, основанная в древности генуэзцами. Охотнее всего совершают походы в зимнее время, когда море замерзает" . В 1713 году на реке Пшад они разбили напавших на них крымских татар , взяв в плен хана Девлет-Гирея . В русских документах за 1743 год, имеется упоминание о народе шапсе, соседнем с абазе, который «имеет особливый язык и такое же правление».

При заключении Адрианопольского мирного договора Турция отказалась в пользу России от всего восточного берега Чёрного моря до границы Абхазии . Эта уступка, однако, в глазах горцев не имела никакой правовой силы, потому что признавали авторитет султана только в духовном смысле, но не в административном. Широко известен ответ одного из шапсугских предводителей генералу Н.Н. Раевскому на его слова о том, что султан отдал шапсугов "в пеш-кеш - подарил русскому царю" - "А! Теперь понимаю, - сказал шапсуг и указал ему на птичку, сидевшую на рядом стоящем дереве. - Генерал, дарю тебе эту птичку, возьми её!" "Очевидно было, - пишет Ф.Ф Торнау , приведший эту историю, - что при таком стремлении к независимости одна сила могла переломить упорство черкесов" .

Правомочность притязаний России на Черкесию подвергалась сомнению в британской политике. После задержания в 1836 году русским военным кораблём английской шхуны "Виксен" , доставившей шапсугам соль, порох и оружие в нарушение российских таможенно-карантинных правил, тори поставили в парламенте вопрос о международном статусе Черкесии .

В мае 1837 года в Геленджике состоялась встреча генерала А.А. Вельяминова с уполномоченных от шапсугов и натухайцев , которые отвергли право султана уступать их земли России, потому что султан никогда ими не владел, объявили, что весь народ положил драться за свободу не на жизнь а на смерть, и кончили, как пишет Г.И. Филипсон , "предложением вернуться без боя за Кубань и жить в добром соседстве" .

Во время Кавказской войны шапсуги оказались одними из самых упорных противников России, вошли в созданный Шамилем союз, существовавший до 1859 года . В конце 1860 года был учреждён меджлис, объединивший шапсугов, абадзехов , убыхов и натухайцев .

В сентябре 1860 года на землях шапсугов было воздвигнуто укрепление Григорьевское . "Русские, очень хорошо знавшие, - писал участник событий, - что у черкесов не было артиллерии, совершенно безопасно продвигались всё более и более в горы" . Встреча шапсугских, натухаевских и убыхских старейшин с императором Александром II во время его приезда на Западный Кавказ в сентябре 1861 года закончилась безрезультатно. В 1864 подавляющее большинство шапсугов вместе с другими адыгами была выселена в Турцию , где была частично ассимилирована . На Кавказе осталось около 5 тысяч шапсугов, их земли стали заселяться славянскими, армянскими и греческими колонистами. Чрезвычайно ценные и живые подробности последней фазы Кавказской войны и переселения шапсугов содержатся в воспоминаниях Льва Тихомирова .

В 1924 году был создан Шапсугский национальный район с центром в Туапсе , затем в селах Красноалександровское и Лазаревское , в 1945 году преобразованный в Лазаревский район Краснодарского края ( с 1961 года — Лазаревский район города Сочи ). В 20-е годы шапсугский лидер Юсуф Нагучев добивался создания национальной республики, но в итоге был репрессирован. Несколько сот шапсугов сражались на фронтах Великой Отечественной войны , трое из них были удостоены звания Героя Советского Союза . На 1-м съезде шапсугского народа в 1990 году была принята декларация о восстановлении Шапсугского национального района. 12 июня 1992 года года Президиум ВС РФ принял постановление о создании Шапсугского национального района.

Среди шапсугов в языковом отношении выделяются хакучи .

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в конце XIX века сообщал :

Шапсуги — сильное черкесское племя, жившее по обоим склонам Главного Кавказского хребта, занимая на северной его стороне страну между реками Адагумом и Супсой, а на южной — между реками Пшадой и Шахе.

Исторически у шапсугов не было князей (пши); народ делился на вуорков (дворян), торлокотлей (среднее сословие, вольные земледельцы), пшитлей (крестьяне) и унаутов (рабов). Общественный строй, по сути, был аристократическим. Весь народ делился на отдельные самостоятельные общества — псухо и общины — хабль, управлявшиеся своими выборными старшинами или старейшими жителями. Дворяне (вуорки) издавна господствовали среди шапсугов, но мало-помалу народ освобождался от их власти и на народных собраниях стал добиваться упразднения дворянских привилегий, свободы от притязаний дворян на продукты труда и имущество земледельцев.

Побудительным мотивом послужило произошедшее в 1790-х годах возмущение из-за насилия, совершенного дворянами Шеретлуковыми над проезжими торговцами, которые находились под покровительством одного общества. Народ в отместку напал на одного из Шеретлуковых, оскорбил грубыми словами и действиями его мать, захватил его крепостную девушку и разграбил его имущество. Такое неуважение к дворянству было первым примером нарушения дворянских преимуществ и послужило поводом к открытой социальной борьбе.

Шеретлуковы решились кровью омыть нанесенное оскорбление, выселились к бжедухам и в 1793 году отправили в Петербург депутацию, уговорившую императрицу Екатерину II дать им в помощь казаков. В 1796 году бжедухи, получив подмогу от русских (три сотни черноморских казаков с 1 пушкой), одержали над шапсугами решительную победу на берегах р. Бзиюкозауо (см. Бзиюкская битва . Но борьба продолжалась после этого еще долго, лилась кровь и истреблялось имущество шапсугов и бжедухов. Наконец Шеретлуковы помирились со своим народом и вернулись на родину, кроме Али-султана, который остался в земле Черноморского войска и основал Гривенско-черкесский аул .

В итоге многолетней войны шапсуги добились своего и ограничили права дворян. Хотя дворянство сохранило некоторые привилегии, они имели скорее характер почетных отличий; например, за кровь убитого дворянина уплачивалось 30 голов скота, а за земледельца-торлокотля — 28. За кражу лошади, помимо возвращения украденного, дворянину полагалось еще 2 лошади, а торлокотлю — одна. Крепостные, видя падение власти и значения дворян, отказались им повиноваться и сбросили с себя их иго.

В конечном итоге, многие дворянские фамилии ушли к соседям, другие — к русским; оставшиеся на родине дворяне потеряли все преимущества, кроме тех, которые даются умом, красноречием и храбростью. Такой же демократический переворот, но постепенно, без кровопролития, совершился у натухайцев и абадзехов в течение двух поколений. Большая часть дел перешла к народному собранию, на которое сходился весь народ и где разбирались крупные тяжбы, общественные нужды и дела.

Законодательная и исполнительная власть находилась в руках народа, а отсутствие главы делало управление республиканским. В собрании присутствовали все сословия, кроме зависимых крестьян; позже собрание составлялось из депутатов от обществ.

Каждое псухо (общество) управлялось своей мирской сходкой — зауча или джеме. Гражданский и юридический быт Шапсуги был основан на трех главных началах: 1) на праве собственности, 2) на праве употребления оружия каждым свободным человеком и 3) на родовом союзе, со взаимной обязанностью защищать друг друга, мстить за смерть, оскорбление и нарушение прав собственности всем за каждого и с ответственностью перед чужими родовыми союзами за всех своих. Суд сначала производился на основании обычая, адата, но затем, под влиянием духовенства, усилившегося вследствие борьбы с русскими и развития фанатизма, стал вводиться суд духовный, по шариату, хотя суд по адату преобладал до конца.

Борьба шапсугов с русскими продолжалась до 1864 года, когда они принуждены были выселиться на Кубанскую равнину или уйти в Турцию . Большинство из них предпочли последнее, хотя многие также были выселены насильно. Южные приморские Шапсуги были покорены генералом Гейманом в 1864 году и тоже выселились в Турцию.

Общественное устройство до переселения в Турцию

Шапсуги наряду с натухайцами и абадзехами принадлежали к так называемым "демократическим" племенам адыгской общности. Своё этническое название они получили по имени трёх древнейших родов, живших в долине реки Шапсхо . Генерал-лейтенант русской службы И.Ф Бларамберг писал, что племя шапсугов самое могущественное среди всех черкесских племён, что их политическое влияние на соседей очень велико и что они гордятся тем, что свергли своих князей и узденей. Последствием стало то, что одни из дворянских фамилий искали убежища у соседей, другие прибегали к покровительству русских. Так, дворянская фамилия Улагай со многими своими людьми перешла на Черноморскую кордонную линию и впоследствии один из её представителей генерал С.Г. Улагай принял активное участие в Гражданской войне.

Витсен , который ссылается на анонимное французское издание 1679 года, сообщает, что первое известное анти-княжеское выступление состоялось ещё в 1631, когда черкесы "истребили у себя крупную и мелкую знать и теперь управляются начальниками или вождями, которые живут в полном согласии с общиной" .

Действительный член Кавказского отдела Русского Географического Общества Леонтий Яковлевич Люлье пишет, что шапсуги давали у себя прибежище всем недовольным из соседних племён, и от этого народонаселение их быстро увеличивалось, и что "во время нахождения моего в горах я был свидетелем многих подобных переходов". В.А. Потто считал, что разрушение общественного устройства в результате социальных потрясений привело шапсугов к потере самобытности и анархии: "беглецов из одной только Кабарды здесь водворились тысячи".

В то же время, разбирая правовые обычаи шапсугов, Люлье замечал, что "у шапсугов из всех преступлений менее всего было терпимо и строже всего наказывалось нарушение общественных обязательств". "Положение этого народа заставляет его заботиться не о частных фамильных интересах, а направить все стремления к общей пользе", и, хотя драматический финал Кавказской войны не позволил завершиться внутреннему процессу образования государства, пути социальной эволюции, по мнению М.М. Блиева и В.В. Дегоева , были уже отчётливо различимы .

В целом, как русские, так и иностранные путешественники и учёные, сталкивавшиеся с шапсугами, рисуют типичное общество военной демократии в период своего разложения. Существует мнение, что общественный строй этих трех народностей подвергся частичной дефеодализации в результате победы крестьянских восстаний .

Этнология

В числе уникальных явлений адыгской (черкесской культуры) учёные-этнографы называют широкомасштабные игрища джэгу , вобравшие в себя все черты средневекового праздника или карнавала. Игрища устраивались часто и по самым разным поводам: свадьба, поминки, возвращение из похода, чествование божества и т,д.

"Счастлив тот, кто хоть раз присутствовал на шапсугском игрище, - писал Ш.Д. Инал-Ипа , - видел зажигательные танцы, виртуозные номера всадников, слышал необычайные по силе воздействия песни и поэтические послания, наблюдал образцы рыцарской этики и этикета" .

Другой яркой и симпатичной чертой шапсугов наблюдатели называли почтение к старшим. Джеймс Белл , проживший среди шапсугов около трёх лет, отмечает, что "никогда не нарушается закон совершенного уважения к старшим по возрасту" , а безусловность этого обычая была такова, что, по словам Ф.Ф. Торнау, священным правом на уважение к своим сединам пользовались даже рабы.

"Суммируя добродетели черкесов, - писал англичанин Эдмонд Спенсер, посетивший Шапсугию в 1830 году, - мы не должны забывать об их милосердии; бедный человек никогда не плачет у двери богатого напрасно" . Подтверждал это и Л.Я. Люлье: "У горцев нет нищих, просящих милостыню, но нет также и людей богатых и зажиточных в полном смысле этого слова" .

Особенное место в верованиях шапсугов занимала гора Себеркуасха (на картах Собер-баш), находящаяся в верховьях реки Убин. В настоящее время существует обычай 21 мая, в день окончания Кавказской войны , пускать по морю венки в сторону Турции в память соотечественников, вынужденных покинуть родину.

Лазаревский этнографический музей

В музее можно увидеть исторические реликвии, возраст которых достигает 4-5 тысяч лет , кроме того имеется экспозиция старинного черкесского оружия, снаряжение воина, конской упряжи, красивейшие образцы праздничной адыгской женской одежды (из темного бархата и парчи, украшенной золотой вышивкой, серебряной тесьмой и позолоченными застежками). Шапсугские женщины были искусными мастерицами.

Современные шапсугские аулы

Современные аулы с преобладающим шапсугским населением

В ауле Лыготх находится музей «Усадьба причерноморского шапсуга» . В посёлке Лазаревское c 1991 года издаётся газета « ».

Известные шапсуги

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 5 января 2023. 30 декабря 2022 года.
  2. . Дата обращения: 19 апреля 2012. 30 апреля 2020 года.
  3. . Дата обращения: 7 февраля 2014. Архивировано из 5 марта 2016 года.
  4. Шапсуги — статья из Большой советской энциклопедии .
  5. Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 255) (с изменениями от 13 октября 2008 г., 18 мая, 17 июня, 2 сентября 2010 г.)
  6. . Дата обращения: 24 мая 2016. Архивировано из 9 июня 2014 года.
  7. от 16 июня 2013 на Wayback Machine Максидов, Анатолий Ахмедович .Исторические и генеалогические связи адыгов с народами Причерноморья
  8. Гесихий Александрийский. Лексикон // ВДИ. 1948. — № 4. — С. 269
  9. Потто В.А. Кавказская война: В 5 т.; Т.2: Ермоловское время. — Ставрополь: Кавказский край, 1994. — С. с.323. — ISBN 5-86722-109-1 .
  10. Джорджио Интериано. Быт и страна Зихов, именуемых черкесами. Достопримечательное повествование // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. / пер. с итал. Н.А. Пенчко. — Нальчик: Эльбрус, 1974. — С. 51.
  11. Торнау Ф.Ф. Воспоминания кавказского офицера. — Москва, 2000. — С. 33-34.
  12. Дегоев В.В. Большая игра на Кавказе. — М.,, 2001. — С. 120-121.
  13. Филипсон Г.И. Воспоминания. 1837-1847 // Осада Кавказа. — СПб.,: Издательство журнала "Звезда", 2000. — С. 110.
  14. Блиев М.М., Дегоев В.В. Кавказская война. — Москва: Росет. — С. с.490-513.
  15. История Апшеронского полка. Том 2 / составил Богуславский Л.. — Дагестанская республика: издательство И.Г Атаева, 1993. — С. 330.
  16. Фонвилль А. Последний год войны Черкессии за независимость. 1863-1864 (Из записок участника-иностранца). — Северо-Кавказский филиал М.Ц.Т.К. "Возрождение", 1990. — С. 23.
  17. Абрамов Я. Кавказские горцы. — Северо-Кавказский филиал традиционной культцры М.Ц.Т.К. "Возрождение", 1990. — С. с.1-15.
  18. Тихомиров Л.А. Тени прошлого. Воспоминания. — Москва, 2000. — С. 19-151. — ISBN 5-89097-034-8 .
  19. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  20. Хан-Гирей. Записки о Черкесии. — Нальчик, 1974. — С. 203.
  21. Из истории Туапсинского региона. Период древности и средневековья (по материалам М.К. Тешева). — Туапсе: Туапсинский историко-краеведческий музей, 2004. — С. 64.
  22. Люлье Л.Я. Черкессия. Историко-этнографические статьи. — Северо-Кавказский филиал традиционной культуры "Возрождение", 1990. — С. 18-19.
  23. Потто В.А. Кавказская война: В 5 т.: Т.1: С древнейших времён до Ермолова. — Ставрополь: Кавказский край, 1994. — С. 553. — ISBN 5-86722-108-3 .
  24. Люлье Л.Я. Черкессия. Историко-этнографические статьи. — Северо-Кавказский филиал традиционной культуры М.Ц.Т.К "Возрождение", 1990. — С. 41.
  25. Блиев М.М., Дегоев В.В. Кавказская война. — Москва: Росет, 1994. — С. 580.
  26. Гарданов В.К. Общественный строй адыгских народов (XVIII- первая половина XIX в.). — М.,, 1967. — С. 128.
  27. Бгажноков Б.Х. Черкесское игрище (сюжет, семантика, мантика). — Нальчик, 1991. — С. 6.
  28. . www.vostlit.info . Дата обращения: 23 марта 2023. 21 июня 2023 года.
  29. Спенсер, Эдмонд. Путешествия в Черкессию / предисловие. перевод и комментарии Наимы Нефляшевой. — Майкоп: РИПО "Адыгея", 1994. — С. 117.
  30. Люлье Л.Я. Черкессия. Историко-этнографические статьи. — Северо-Кавказский филиал традиционной культуры М.Ц.Т.К. "Возрождение", 1990. — С. 20.
  31. . Дата обращения: 17 мая 2012. 16 марта 2015 года.

Литература

  • Волкова Н. Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века. — М. : Наука , 1974. — С. 28—30.
  • Адыгская (Черкесская) энциклопедия. Москва, 2006
  • Шапсуги // Народы России. Атлас культур и религий. — М. : Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8 .
  • Дубровин Н. Черкесы (адыги). Краснодар, 1927.
  • Люлье Л.Я. Черкессия. Историко-этнографические очерки. Северо-Кавказский филиал традиционной культуры М.Ц.Т.К "Возрождение", 1990.

Ссылки

Источник —

Same as Шапсуги