Interested Article - Рапаитяне

Рапа ( rapa, в русскоязычных источниках рапаанцы, рапаитяне), — коренное население острова Рапа-Ити во Французской Полинезии , относящееся к группе полинезийских народов . Проживают также на островах Тубуаи и Таити . Некоторые исследователи видят в рапа только этническую группу тубуайцев , но серьёзные отличия языка рапа от языков островов архипелага Тубуаи опровергает эту теорию.

Численность

Вся история народа рапа — это не всегда успешная борьба за существование продолжавшаяся с древних времён вплоть до XX в. Исследовательская группа новозеландца А.Дж. Андерсона из Австралийского национального университета в Канберре , планомерно ведущая изучение Рапа-Ити с 2005 г. установила, что снижение численности населения началось задолго до прибытия европейцев. Интенсивная эксплуатация почв и подсечно-огневое земледелие для выращивания таро быстро привели островитян к экологической катастрофе. Уничтожение лесов и эрозия почв разрушили основы сельского хозяйства рапа и заставили население отступить от побережья в глубь острова, в горы, где разбившись на небольшие племенные группы они боролись за обладание оставшимися ресурсами . Когда первый европеец — английский мореплаватель Джордж Ванкувер 22 декабря 1791 г. сошёл на берег острова Рапа-Ити , по его подсчётам, численность местного населения составляла 1500—2000 человек . В течение двух десятилетий после прибытия европейцев численность рапа сократилась с 2000 до 300 человек, вследствие принесённых на остров инфекционных заболеваний , причём только за короткий период с 1826 г. по 1829 г. от болезней погибло 1500 рапа , а к 1851 г. оспа и дизентерия оставили в живых всего 70 человек. В 1867 г. на момент установления над Рапа-Ити французского протектората на острове проживало 120 рапа . Только когда 6 марта 1881 г. Франция объявила об аннексии острова и рапа перешли под французский суверенитет стали наблюдаться тенденции к увеличению численности островитян, максимум достигнут в 1996 г. , когда численность рапа достигла 521 человека. В начале XXI в. снижение численности островитян возобновилось, что связано с тем, что молодёжь старалась покинуть свою отрезанную от мира общину в поисках работы. Согласно данным всеобщей переписи численность рапа составляла: в 2002 г. — 497 человек, в 2007 г. — 482 человека. В последнее время тенденция к убыли населения прекратилась и даже наметился небольшой прирост, по данным последней переписи населения, проведённой французской администрацией в 2012 г. численность рапа составила 520 человек . Большинство рапа проживают в двух населённых пунктах острова Рапа-Ити , около 350 человек в посёлке Ауреи ( рапа Ha’uréi) и около 130 человек в деревне Ареа ( рапа 'Area), остальные пребывают за пределами острова, в основном на Таити .

Язык

Рапаитянский язык или рапа ( rapan , эндоэтноним Рео Рапа или Рео Опаро ) относится к полинезийской группе австронезийской языковой семьи . Внутри полинезийской группы язык рапа относят к восточно-полинезийским языкам, которые, в свою очередь, входят в подгруппу ядерно-полинезийских языков. Хотя ряд исследователей видит в нём один из диалектов языка тубуаи , рапа заметно отличается от остальной части языков в своей группе и имеет достаточно оснований для выделения в отдельную категорию. Рапаитянский имеет общие черты с таитянским , маркизским и тубуаи , но почти 700 лет языковой изоляции, связанной с крайней удалённостью острова Рапа-Ити , сформировали особые языковые формы. Язык рапа — является основным языком общения на Рапа-Ити , хотя большинство детей и молодёжи свободно владеют французским . Язык находится под угрозой исчезновения, что связано, в основном, с жёсткой языковой политикой французского правительства. Во Французской Полинезии официальным языком является французский , рапа не имеет официального статуса, соответственно его преподавание в школах запрещено, также запрещено использование его в средствах СМИ, что заставляет рапаитян в большей степени использовать язык метрополии, чем свой собственный. Кроме того, язык рапа на протяжении долгого времени подвергался мощному влиянию таитянского , что привело к большому количеству заимствований. Большинство молодых рапаитян покидают родной остров, отправляясь в поисках работы в другие места, в основном на Таити , где используют для общения таитянский или французский языки, кроме того, язык рапа По состоянию на 2008 год языком рапа владел 521 человек , при этом для постоянного общения его использовали не более 300. Письменность на основе латинского алфавита .

деревня Ахуреи — в которой проживает большинство рапаитян .

История

Первые полинезийские поселенцы — предки современных рапа прибыли на остров в XIII веке в процессе освоения и заселения островов Тубуаи , Фиджи , Тонга и Самоа . Австралийские учёные из группы А.Дж. Андерсона с помощью радиоуглеродного датирования , в том числе биологических останков в болотах острова Рапа-Ити , установили время колонизации острова около 1200 г. Полинезийские переселенцы нашли здесь прекрасные условия для жизни, так, что население острова постоянно растёт. Мифы и предания острова Рапа-Ити дошли до нас в сильно упрощённом виде в передаче христианских миссионеров с Таити , поэтому легенды о происхождении человека на острове сильно сокращены. По местному преданию, первым человеком на острове Рапа-Ити был сам бог Тики, приплывший сюда с легендарной прародины всех полинезийцев Гаваики ( рапа 'Аваики). Он вступил в брак с местной женщиной, и она родила ему двух дочерей. Дочери Тики, собирая на берегу океана моллюсков , натолкнулись на щупальце моллюска, представлявшее собой фаллос Тики. Обе они забеременели, и одна из них родила сына, а другая — дочь. Сын одной из них по имени Тама-тики ( сын Тики ) женился на своей двоюродной сестре. От них и произошли все рапа. В каждом мифе о сотворении мира, где фигурируют один мужчина и одна женщина, неизбежно происходит кровосмешение. Полинезийцы осознали эту биологическую необходимость, и на большинстве островов в мифах о сотворении мира Тики совершает кровосмешение со своей дочерью. В отличие от распространённого штампа на Рапа-Ити инцест прикрывается моллюском. В легендах Рапа-Ити , как это присутствует, например, на ближайших островах Раротонге и Тубуаи , естественно было найти упоминание о культурном герое Хиро, великом мореплавателе. Но хотя на острове известна местная форма его имени — 'Иро, с ним не связано никаких мифов. Между тем предания всех других полинезийских островов изобилуют сообщениями о плаваниях великого морехода, который с архипелага Общества предпринимал путешествия к островам на востоке, юго-востоке, юге и на юго-западе, Хиро знают даже в Новой Зеландии , хотя он и не достиг её, но слава о нём была занесена на этот отдалённый остров полинезийскими поселенцами . Большую поддержку с недавнего времени получила теория, отождествляющая Рапа-Ити с мифическим островом Хива ( Hiva ), из легенд острова Пасхи , с которого прибыли предки этих знаменитых островитян и даже с легендарной Гаваикой — прародиной всех полинезийцев . Сведения о религии, которую исповедовали рапаитяне до принятия христианства мы можем почерпнуть от преподобного Дэвиса, посетившего Рапа-Ити с миссионерской целью в 1826 г. Он утверждал, что на острове была распространена та же религия, что и на Таити , но без пышного ритуального оформления. На Рапа-Ити не было архитектурных храмовых сооружений, не обнаружено никаких каменных или деревянных скульптур божеств. Несколько камней считалось жителями святыней, обладающей магической силой, а главные боги Папаруа и Поере олицетворялись в виде различных предметов. Папаруа изображался из волокна кокосового ореха в виде небольшого бочонка длиной в 5-7 см, с ним советовались во время войн и болезней и обращались за помощью при охоте на черепах. Поере олицетворялся в виде камня, длиной в 0,3 м, установленным на земле. Этот бог содействовал изобилию пищи и задерживал весенние воды. Вероятно, он был также богом-покровителем ремесленников, потому что к его помощи обращались обычно при спуске на воду лодок и при постройке домов. Поере приписывалось также исцеление больных, для чего ему приносилась в жертву рыба. В мифологии Рапа-Ити не встречаются общие для всех полинезийцев божества Те Туму , Атеа , Фа’ахоту и великие старшие боги — Тане , Ронго и Тангароа, зато известен целый ряд младших семейных богов. Очевидно, здесь не было организованного жречества, чем и объясняется такая скудная мифология. Широко распространённые термины «тохунга» и «таура» (у большинства полинезийских племён было две категории жрецов: официальные служители богов — тохунга, состоявшие при храмах и святилищах и «вольно практикующие» жрецы — таура, тауа, каула, применявшие шаманские приёмы приведения себя в экстаз, чтобы боги ниспослали им «вдохновение») обозначающие жрецов в языке рапа отсутствуют.

все жители Рапа-Ити на фотографии 1905.
все жители Рапа-Ити на фотографии 1905 .

На Рапа-Ити слишком холодно для выращивания хлебных деревьев , кокосовых пальм и пизангов ( райская смоковница или малайский банан ). Кроме того, Рапа-Ити — это единственный полинезийский остров на который древние первооткрыватели почему-то не завезли с собой ни свиней, ни собак, ни домашней птицы, только вездесущие крысы пробрались сюда на каком-то старинном судне. Несмотря на это, до прибытия европейцев, рапаитяне успешно приспособлялись к своеобразным местным условиям. Все пригодные для обработки земли использовались для выращивания таро . Заквашивание таро в ямах обеспечивало жителям постоянные запасы продовольствия. Древние семьи развились в группы, а затем превратились в племена, которые ещё позднее распались на более мелкие племенные группы. Племена назывались по имени своих предков. К имени прибавлялась приставка нгате (нгати) и нгаи , точно так же как в Новой Зеландии . С ростом населения начали возникать столкновения между племенами. На господствующих горных вершинах начали строить укрепления, которые служили не только для обороны, но и для охраны посевов и наблюдения за соседними племенами. Самыми удобными местами для укреплений были острые горные вершины с крутыми склонами. Такое расположение гарантировало невозможность массовой атаки широким фронтом. Для крепости обычно выбирали острую вершину; её выравнивали и устраивали наверху площадку. Склоны стесывали при помощи заострённых роющих орудий из дерева и грубых тесел из базальтовой дайки до тех пор, пока не образовывалась вторая терраса, достаточно широкая для размещения жилищ. Военные строители тех времён сооружали целую систему террас с неизменной задней стеной. Самые острые части горы у вершины выравнивались, а склоны стесывались, чтобы увеличить крутизну над пропастью. Для усиления обороны по обе стороны от крепости прорывались глубокие канавы. Террасы устраивались также на отрогах, которые подводили к крепости. Там располагались дома и аванпосты для обороны. На выступающих камнях вытесывали ступени, по которым защитники могли отступать с террасы на террасу. Внутри самого укрепления на случай осады вырывали ямы, где скапливались запасы дождевой воды. Кроме того, поблизости от укрепления в нижней части склона находился охраняемый источник. На верхней террасе укреплённой вершины была резиденция верховного вождя — арики , который во время войны становился главнокомандующим. Нападающие могли атаковать крепость только с одной стороны. Находясь на господствующем пункте, вождь мог перебросить силы обороняющихся в угрожаемое место. В условиях рукопашной борьбы укрепление, господствующее над всей округой, было идеальной позицией для командующего обороной. Горные укрепления Рапа-Ити носили названия паре или па . К этому названию добавляли ещё маунга ( гора ) или тамаки ( война ). Возможно, что фортификация получила такое необычайное развитие на Рапа-Ити благодаря географическим особенностям острова. Самая высокая крепость острова Карере находилась на высоте 1460 футов. Великолепным образцом оборонительных сооружений была крепость Те Ваитау , расположенная на высоте 840 футов. Самой знаменитой из рапаитянских крепостей является, конечно, Моронго Ута, раскопки которой производил в 1956 г. Тур Хейердал . Горные укрепления рапа являются уникальными сооружениями во всей Французской Полинезии , австралийская экспедиция выявила на Рапа-Ити остатки 15 городков — крепостей, углеродный анализ позволил установить даты их постройки между 1450 и 1550 г.г , что позволило им высказать предположение о существовании в тот период 14 племён рапа, каждое из которых имело свою территорию и крепость . Тур Хейердал , проводя исторические изыскания на острове Рапа-Ити , пытался найти связь рапа с рапануйцами , жителями острова Пасхи . Он высказал предположение, что Рапа-Ити был заселён рапануйцами , бежавшими со своей родины и давшими острову его нынешнее название Рапа-Ити ( «Маленький Рапа» ) по аналогии со своей родиной — Рапа-Нуи ( «Большой Рапа» ), основная же теория Хейердала заключалась в первоначальном заселении островов Тихого океана выходцами с побережья Южной Америки , а полинезийцы , по его мнению, прибыли на острова гораздо позднее . Однако другой исследователь Полинезии Эрик Бишоп довольно успешно доказал, что несмотря на активный культурный обмен между жителями Южной Америки и Океании , полинезийцы были первоначальным населением островов .

город-крепость Моронго Ута .

Первым европейцем, увидевшим рапаитян был английский капитан Джордж Ванкувер , ступивший на остров 22 декабря 1791 года во время исследовательского плавания на борту барка «Дискавери». В то время население Рапа-Ити составляло около 2000 человек. Они были разделены на 14 племён, которые часто воевали друг с другом. Ванкувер с восторгом отзывался о местной материальной культуре, особенно он был поражён, увидев каноэ рапа, сделанные из множества маленьких кусочков древесины сшитых вместе, оснащённые парусами и вмещавшие по 25-30, а то и 40 воинов, местные скульпторы покрывали резьбой ту часть кормы каноэ , которая возвышалась над поверхностью воды. Ванкувер писал по этому поводу: «Их изобретательность и упорный труд приводят в восторг». Такая похвала — редкость в устах европейца. Христианство пришло на Рапа-Ити в 1826 году , когда шестеро таитян были посланы туда в качестве миссионеров во главе с преподобным Джоном Дэвисом. Дэвис оценивал население острова в 2000 человек, но корабль, доставивший миссионеров, завёз вместе с ними и эпидемические заболевания. Французский коммерсант и собиратель полинезийского фольклора Жак-Антуан Моренхаут, посетивший Рапа-Ити через 8 лет в 1834 г., сообщил, что население сократилось до 300 человек , таков был результат появления на острове венерических и эпидемических заболеваний. В шестидесятые годы XIX века рапаитяне подвергались набегам перуанских судов, которые якобы вербовали полинезийских островитян на работу по добыче гуано на островах у побережья Перу , а фактически занимались работорговлей. В 1863 г., по требованию Франции , Перу обязалось вернуть островитян на родину, но на борту судна, развозившего на родину жителей Тонга , Токелау и Манихики , которые были завербованы перуанскими работорговцами, вспыхнула эпидемия оспы и холеры. Капитан и матросы, спасая свои жизни, высадили больных на острове Рапа-Ити . Рапа едва не вымерли, в 1864 году в живых осталось только 130 человек. В 1867 году над Рапа-Ити был установлен французский протекторат. Организация англичанами в порту Ауреи угольной станции для загрузки своих судов, следующих в Новую Зеландию и Австралию , послужила сигналом для аннексии острова Францией 6 марта 1881 года . Титул местного вождя был упразднён 18 июня 1887 года .

Быт и хозяйство

Клубни таро — основной продукт питания рапа.

Большинство современных рапа занимаются рыболовством, из продовольственных культур, как и сотни лет назад, на острове разводят таро , бананы , сладкий картофель , ямс и горные яблоки. Таро заквашивается в ямах, как плоды хлебного дерева на Маркизских островах , и составляет основную пищу жителей. Его заворачивают в листья и пекут в земляных печах, а затем превращают в тестообразную массу с помощью каменных пестиков. Хорошо размешанное тесто заворачивается в листья и развешивается на деревьях. Женщины численно превосходят мужчин и выполняют большую часть тяжёлой работы. Они работают в поле, переносят в дом запасы продовольствия и готовят еду. Они даже прислуживают мужчинам в обеденное время и кладут им пищу в рот. Наблюдавший этот обычай в 1923 г. английский исследователь Макмиллан Браун пришёл к заключению, что на мужчин налагалось табу , и они не имели права прикасаться к еде собственными руками. Но вполне возможно, что дело не в табуации, а в историческом обычае служения мужчине, аналогичный обычай сложился, например, на Мангареве .

Религия

Большая часть рапа — христиане , 75 % от общего числа которых — католики , 15 % — протестанты-евангелисты , 10 % — не относят себя ни к одной из конфессий. В результате активной работы в XIX в. католических миссионеров Таитянского викариатства , местные верования были искоренены и обычаи их населением утрачены.

Музыка

Остров Рапа-Ити славится своим знаменитым хоровым ансамблем, носящим название «Таитянский хор» . В ансамбле 126 певцов — мужчин и женщин, что составляет примерно треть островитян, то есть практически всё взрослое население острова. Их песни представляют собой традиционные полинезийские музыкальные спектакли ( himene) и являются продуктом смешения европейских христианских гимнов с традиционной музыкой Полинезии . Считается, что песни исполняются на таитянском языке , видимо благодаря названию, которое придумал для ансамбля французский продюсер , на самом деле хор поёт на своём родном языке рапа. Исследователи предполагают, что рапа имели песенные традиции ещё до прибытия христианских миссионеров, и по сей день рапаанские песни представляют собой устную историю их культуры. Произведения «Таитянского хора» стали известны благодаря французскому джазовому исполнителю Паскалю Нэбету-Мейеру, который сделал в 90-е годы XX в. для полинезийской музыки тоже, что в своё время Рай Кудер для кубинской — записал её и успешно популяризировал в мире. «Таитянский хор» на сегодняшний день выпустил два музыкальных альбома и одно переиздание. Записи произведений хора производит Нэбет-Мейер, являющийся его продюсером . Нэбет-Мейер, собирая материалы о музыке рапа, обнаружил самую старую известную запись песен в их исполнении, сделанную на восковом валике 1906 г ., которая хранится теперь в Музее Бишопа на Гавайях .

Дискография «Таитянского хора» : Рапа-Ити (1992), Triloka Records; Рапа-Ити, Vol. 2 (1994), Shanachie; Рапа-Ити (2004), Soulitude / переиздание с бонус-треком, расширенное.

Примечания

  1. Дуглас Кеннет, Атолл Андерсон, Мэттью Преббл, Эрик Конте и Джон Саутон: Доисторические воздействие человека на Рапа, Французская Полинезия , Античность 80 (2006): стр. 340—354
  2. Д. Ванкувер. Путешествие в северную часть Тихого океана и вокруг света, совершённое в 1790, 1791, 1792, 1793, 1794 и 1795 годах капитаном Георгием Ванкувером. Кн.1-6. СПб. 1827—1838.
  3. от 27 октября 2013 на Wayback Machine Дэвида Стенли (англ.)
  4. Ф. Аллан Хансон: Жизненный путь Рапа. Общество и История Полинезийских островов. 1970
  5. Уорвик Андерсон. от 3 марта 2016 на Wayback Machine Вестник истории медицины. № 74 2000 г. с. 617
  6. 21 февраля 2014 года. , Результаты переписи населения 2012 г. Институт статистики Французской Полинезии.
  7. на Ethnologue.ru (17-е изд., 2013)
  8. Джон Ф.Дж. Стокс, «Язык Рапа», Журнал полинезийского общества, Wellington, 1955, (англ.)
  9. Те Ранги Хироа. Мореплаватели солнечного восхода, М., 1959.
  10. Патрисио Бустаманте, Патриция Виго, Мишель Адуа и Рафаэль Туки: от 10 апреля 2018 на Wayback Machine (на исп.)
  11. Патрик Винтон Кирха. Калифорнийский университет, 2001, с. 424
  12. Остатки 15-го укрепления обнаружены на Южной скале необитаемого острова Маротири оно, предположительно возведено для охраны акватории в которой рапа занимались рыбной ловлей.
  13. Тур Хейрдал. от 9 мая 2013 на Wayback Machine 1958
  14. от 1 июля 2012 на Wayback Machine (англ.)
  15. Жак-Антуан Моренхаут, от 27 октября 2018 на Wayback Machine 1837, Париж, под редакцией Андре де Мезоннёв (франц.)

Литература

  • Ф. Аллан Хансон: Жизненный путь Рапа. Общество и История Полинезийских островов. 1970, (англ.) ISBN 0-88133-029-9 .
  • , antiquity 80 (2006): S. 340—354 (англ.)
  • (Terra Australis, Vol. 37). ANU E Press, 2013, (англ.) ISBN 978-1-922144-24-9 .
  • Джон Ф.Дж. Стокс, «Язык Рапа», Журнал полинезийского общества , Wellington, 1955, (англ.)

Ссылки

  • можно прослушать исполнение песен «Таитянского хора» Рапа-Ити из последнего альбома 2004 г.
  • Этнологический отчет о состоянии языка рапа в Ethnologue. Languages of the World . (англ.)
Источник —

Same as Рапаитяне