Interested Article - Декабристы (фильм)

«Декабристы» — первый в СССР фильм о восстании декабристов , историко - биографическая драма ; создан в 1926 году , немой.

История создания

Кадр из фильма

Фильм был снят Александром Ивановским к 100-летнему юбилею восстания декабристов на студии «Ленинградкино» и стал третьей совместной работой Ивановского с известным историком Павлом Щёголевым .

Премьера фильма состоялась 8 февраля 1927 года .

Сюжет

Фильм воссоздаёт историю движения декабристов: вспышки крестьянских мятежей, организацию дворянских кружков и собственно восстание; на фоне этих событий разворачивается романтическая история любви декабриста Ивана Анненкова и французской модистки Полины Гебль .

В ролях

Критика

Фильм подвергался жёсткой критике . Высказывалось мнение, что фильм «Декабристы» — это «образчик того, как не нужно делать „исторические картины“» .

Один из рецензентов утверждал, что «история декабрьского восстания рассказана неправильно» как бы «увиденной из окна модного магазина, где служила продавщицей француженка Полина Гебль». Он писал: «„Декабристы“ — обычная „любовная“ картина. И вовсе не случайно Анненков оказывается несколько неумным. Он слишком влюблён … Не умён и Рылеев, не умён и Трубецкой — все они больше интересуются поцелуями, чем даже разговорами о восстании, не говоря уже о самом восстании». О постановке было написано: «Если с историей в ней не лучше, чем в других „исторических“, — в смысле эффектности она значительно выше многих недавно показанных „исторических“. Правда, эффектности, специфической, театральной» .

Кинокритик Владимир Недоброво увидел в «Декабристах» повторение и умножение ошибок одного из предыдущих фильмов А. Ивановского «Дворец и крепость»: «Прежняя оперность. Тяжеловесность. Безмонтажие. Томительность темпа. Литературщина. Мелодекламация актёров … Неизобретательность в режиссёрской работе до таких пределов, что полностью повторяются когда-то расхваленные параллели и ассоциации „Дворца и крепости“» .

Сценарист Михаил Блейман в своей рецензии 1927 года отмечал: «Заслуживают одобрения точность костюмов и такая же точность в подборе гримов. В картине нет грехов против обстановки, за исключением съёмки на Сенатской площади на фоне не существовавших тогда зданий Сената и Синода. Есть и эффектно снятые сцены» . При этом он резко критиковал фильм: «Актёры с достоинством носят специально сшитые золототканые мундиры и пытаются „показать чувства“. Аккуратно чередуются ненужные роскошные павильоны. Колоссальные средства истрачены впустую из-за неумелой режиссуры и поверхностности подхода к большой исторической теме. Этот фильм состоит из декорации и мундиров» . В другой публикации он сетовал, что «А. В. Ивановский превратил заслуживавшую трагического и эпического воплощения картину о декабристах» в «мелодраму о том, как жестокое правительство разлучило влюблённых Полину Гебль и Анненкова» .

Писатель и литературовед Юрий Тынянов упоминал фильм в негативном контексте и утверждал, что сценарий фильма « С. В. Д. » был написан в «противовес мундирам, безвкусице и параду, данным в „Декабристах“» .

Киновед Ромил Соболев отмечал, что «и третьем своём историческом произведении — „Декабристы“ — Ивановский и Щёголев вернулись к привычной уже схеме мелодрамы, протекающей на широком общественном фоне» . Однако, по мнению критика, «история романтической любви декабриста Ивана Анненского и француженки Полины Гебль … плохо увязывалась с главным: с мозаикой эпизодов, рассказывающих о вспышках крестьянских мятежей, организации дворянских кружков, восстании декабристов» . При этом «в центре картины романтическая история, а декабристы показаны только фоном» , что сам режиссёр Ивановский в своих воспоминаниях считал ошибкой .

Примечания

  1. . О фильме «Декабристы» . Советское кино (1927). Дата обращения: 17 декабря 2020.
  2. , с. 31.
  3. , с. 3.
  4. , с. 77.
  5. , с. 78.
  6. , с. 207.
  7. , с. 10.
  8. , с. 129.
  9. , с. 129—130.
  10. , с. 131.
  11. , с. 206.

Литература

  • «Декабристы» // Советское кино. — 1927. — № 2 . — С. 31 .
  • Недоброво В. А.В. Ивановский // Кино (Ленинградское приложение). — 1927. — 1 февраля ( № 5 ). — С. 3 .
  • Тынянов Ю. О фэксах // Советский экран. — 1929. — № 14 . — С. 10 .
  • Ивановский А.В. Воспоминания кинорежиссёра. — М. : Искусство, 1967. — 256 с.
  • Соболев Р. Александр Ивановский // 20 режиссёрских биографий // Сборник / Сост. Р. Д. Черненко. — М. : Искусство, 1971. — С. 116—135. — 389 с. — (Мастера советского кино).
  • Блейман М. «Декабристы» // О кино — свидетельские показания. — М. : Искусство, 1973. — С. 77—78. — 590 с.
  • Блейман М. Павел Петров-Бытов // 20 режиссёрских биографий / Сост. Р.Д. Черненко. — М. : Искусство, 1978. — С. 198—218. — 408 с.

Ссылки

  • Аркус Л. . Киноведческая база «Чапаев» . Проект журнала « Сеанс ». Дата обращения: 2 мая 2020.
Источник —

Same as Декабристы (фильм)