Птолемей XII Неос Дионис
- 1 year ago
- 0
- 0
«Дио́ни́с, называ́емый Нарци́ссом» ( итал. Dioniso, cosìddetto Narciso ) — бронзовая древнеримская статуэтка, созданная в период между I веком до н. э. и I веком н. э. Её нашли при раскопках Помпей в 1862 году. Статуэтка считается римской копией греческого оригинала IV века до н. э. художника школы Праксителя . Она изображает стоящего в позе контрапоста обнажённого стройного задумчивого юношу- эфеба с венком плюща на голове. Козья шкура перекинута через его левое плечо, на ногах надеты сандалии . Статуэтка, первоначально считавшаяся изваянием мифического красавца Нарцисса , впоследствии стала рассматриваться как изображение бога Диониса . В конце XIX — начале XX века она приобрела большую популярность и многократно копировалась. Среди прочего статуэтка привлекла внимание представителей гомосексуальной субкультуры , а также стала источником вдохновения для двух экфрасисов .
Бронзовая статуэтка имеет высоту 63 см (без базы — 58 см), размеры по ширине и глубине — 35 и 26 см . Она изображает стройного молодого юношу, который практически полностью обнажён, за исключением козьей шкуры с копытцами и рожками ( плюща с четырьмя кистями ягод. Юноша стоит, выставив вперёд левую ногу, его основной вес распределён на правую, приподнятую на носок. Левое плечо слегка приподнято, а согнутая и несколько отведённая назад левая рука легко касается верхней части бедра чуть ниже тазового крыла мизинцем согнутой в « козу » кисти. Правая рука также согнута, плечо приведено к боку, предплечье выставлено вперёд, вбок и слегка вверх, на сжатой кисти распрямлены большой и указательный пальцы. Этот жест создаёт впечатление отстранённости юноши, словно он погружён в свои мысли. Голова юноши слегка наклонена вправо и вниз и немного повернута влево. Он как будто о чём-то задумался или к чему-то прислушивается. Туловище имеет заметный S-образный изгиб, фигура запечатлена в «стойке контрапоста »: диагональ плечевого пояса нисходит слева направо, а тазового — справа налево. Мышцы торса и живота слабо рельефны. Юноша представляет собой не мускулистого греческого героя или атлета, а утончённого эфеба . Статуэтка отличается аристократичностью, гибкостью, эротизмом и элегантностью, граничащей с женственностью. Поза юноши подчёркнуто манерна и изящна .
), перекинутой через левое плечо, и сандалий на ногах, украшенных узором из цветов. Его лицо спокойно, невинно и выражает удовольствие. В короткие кудрявые волосы на голове вплетён венок изУтраченный подиум скульптуры при реставрации был восстановлен с помощью другого круглого основания, также найденного в Помпеях. Сбоку оно украшено орнаментом пальметты .
…ничего нельзя представить себе прелестней этого полубожественного отрока-франтика. Для утончённейшего франтовства своего Нарциссу понадобилось немногое: на кудрявые волосы надет тоненький венчик, на плечи накинута шкура козлёнка, копытца которого, изящные, как ювелирное изделие, свешиваются вниз, ноги обуты в узорные высокие сандалии — вот и всё. Остальное заменяет собою великолепно сложённое молодое тело. Нарцисс выступает с сознательной и кокетливой грацией, в которой, однако, нет и тени вульгарности или зазывающего кокетства: он только знает, что им нельзя не любоваться. Глаза его полуопущены, голова немного склонена к плечу, и один палец красивой руки манерно поднят. (…) павлинья красота Нарцисса в самой слабой степени существует для себя самой, (…) она рассчитана на любующегося, на восхищенных ценителей, вероятно даже на ценителей чувственных. Все это, конечно, не обесценивает помпейского щеголя. В своем роде — он прекрасен.
Статуэтка была создана в период между I веком до нашей эры и I веком нашей эры. Некоторые исследователи склоняются к эпохе Флавиев . Вероятно, она является римской копией греческого оригинала IV века до н. э. некоего скульптора школы Праксителя . Искусствоведы отмечают возможную принадлежность последователям Лисиппа или Поликлета . Статуэтка была найдена в августе 1862 года при раскопках на втором этаже дома VII.xii.17 в Помпеях , впоследствии названного «Домом статуи Нарцисса». Комнату, в которой была обнаружена фигурка, археологи считают обеденной, поскольку там же были найдены предметы сервировки .
Вскоре после обнаружения статуэтку передали в собрание Национального археологического музея в Неаполе . Там она быстро стала пользоваться большой популярностью, прославившись как «жемчужина коллекции». «Нарцисс» был последней итальянской античной статуей, получившей такую широкую известность. Статуэтка часто описывалась в книгах по искусству, путеводителях и туристических очерках. Например, французский искусствовед Ипполит Тэн в своих путевых заметках назвал её «настоящим шедевром». В опубликованных в 1866 году очерках он писал: «…так называемый Нарцисс (…) представляет нагого молодого пастуха, с козлиной шкурой на одном плече. Скажешь, что это — Алкивиад , настолько склоненная голова и улыбка насмешливы и аристократичны. Ноги обуты в кнемиды, и прекрасная грудь, не слишком худая и не слишком полная, округляется, вся ровная вплоть до бедер. Таковы юноши Платона , воспитанные в гимназиях, — этот Хармид , молодой человек лучшей фамилии, за которым его товарищи ходили по следам: так он был красив и походил на бога» .
Статуэтка экспонировалась в Национальном археологическом музее Неаполя в залах помпейской бронзы (№ 90—91) примерно до 1980 года . Затем её убрали в запасники. В 2019 году она стала частью выставки, посвященной творчеству . Статуэтка была запечатлена фотографом Луиджи Спиной в его документальном проекте 2022 года о знаменитом «чердачном хранилище» . В том же году скульптура была представлена на выставке закрытых фондов Неаполитанского музея «L’altro MANN. Depositi in mostra». Эта экспозиция в дальнейшем стала постоянной .
Руководивший раскопками директор Национального неаполитанского музея археолог Джузеппе Фиорелли первоначально идентифицировал статуэтку как изображение древнегреческого легендарного красавца Нарцисса . В пользу этой версии он и другие исследователи указывали на выразительную изящность, мягкую красоту тела молодого человека и «почти женственную прелесть лица». Фиорелли считал, что статуэтка может иллюстрировать описанный в античном мифе сюжет о том, как Нарцисс прислушивается к пению нимфы Эхо , либо же юноша изображён любующимся своим отражением в воде, которым он, согласно легенде, был очарован. Эта идентификация статуэтки сохранялась долгое время .
Существовали также версии о том, что скульптура изображает Пана , Адониса , простого эфеба или даже Антиноя .
Позднее археолог Генрих Брунн отождествил юношу с Дионисом. Он указал на наличие у статуэтки классических предметов- атрибутов этого бога (венка из плюща, козьей шкуры и сандалий), а также характерную позу. Учёный считал, что у левой ноги фигуры могла находиться пантера , животное-спутник Диониса. Идентификации как «Прислушивающегося Диониса» придерживался также профессор . При этом он отвергал предполагаемое наличие в исходной композиции фигуры кошки . Исследователь Илкка Куивалайнен указывал, что жест правой руки статуэтки соответствует иконографии Диониса, держащего гроздь винограда над пантерой. Он считал эти детали утраченными, проводя параллель с иными аналогичными изображениями в Помпеях . Археолог Юджин Дуайер тоже отождествлял скульптуру с Дионисом, обращая внимание на её сходство с « Отдыхающим Сатиром » Праксителя. Кроме того, поскольку статуэтка была выполнена из дорогой качественной бронзы, не располагалась в публичном месте и не была частью дионисийской группы, Дуайер предположил, что она являлась предметом религиозного почитания. Другие исследователи, указывая на вероятное предназначение комнаты, в которой нашли статуэтку, как столовой, считают, что она скорее имела традиционную для того времени декоративную функцию . При этом учёные отмечают, что культ Диониса в Помпеях играл большое значение, а его скульптуры пользовались большой популярностью у городских жителей . Ряд искусствоведов указывают на близость религиозных культов Диониса и Нарцисса и возможное синкретическое прочтение .
Большая популярность статуэтки, её относительно небольшой размер, а также расцвет явления гран-туров по Италии привели к тому, что в конце XIX — начале XX века её много раз копировали, и дубликаты разошлись по всему миру. Особый интерес представляют скульптуры, отлитые мастерской Джоржо Зоммера , поскольку они сделаны по модели художника , влюбившегося в фигуру и посвятившего её воспроизведению много времени. Он несколько изменил её, стремясь к идеальной форме: сделал другой наклон головы и жест левой руки . Статуэтки изготавливались не только в Италии, но и, например, во Франции у знаменитого литейщика Фердинанда Барбедьенна . Мастерские также выполняли фигуры отличного от оригинала размера (69 , 61 , 35 , 22 см ). Эти бронзовые скульптуры в дальнейшем могли тиражироваться в гипсе . Известны также терракотовые реплики . В собрании Национального фонда Великобритании в хранится отдельный увеличенный бюст «Нарцисса» . В России реплики статуэтки есть, в частности, в виде гипсовой отливки в коллекции слепков Учебного художественного музея имени И. В. Цветаева и в виде бронзовых копий в кабинете Музея-квартиры композитора Николая Голованова в Москве и в собраниях Музея Российской академии художеств в усадьбе Ильи Репина « Пенаты » в Санкт-Петербурге , Томского художественного музея (мастерская «Sabatino de Angelis»), Дальневосточного художественного музея (мастерская «P. Masulli»), Самарского художественного музея (мастерская «Chiurazzi») .
Копия статуэтки украшает зал- триклиний во французском Больё-сюр-Мер . Это здание было построено и обставлено как имитация древнегреческого строения по заказу археолога Теодора Рейнаха . В доме-музее художника Фредерика Лейтона в Лондоне фигурка Нарцисса стала центром зала, которому дала своё название. Некоторые считают это указанием на гомоэротические наклонности хозяина. Данный интерьер был выбран для описания в лондонской книге «Красивые дома» (1882) .
Образ Нарцисса, юноши, влюбившегося в своё отражение и вследствие этого трагически погибшего, был привлекателен для гомосексуальных людей . Копия статуэтки занимала каминную полку в доме Оскара Уайльда , была она и у Теннесси Уильямса . Родоначальник гомосексуальной иконографии Вильгельм фон Глёден выполнил ряд эротических снимков на фоне скульптуры . В кабинете Модеста Чайковского в музее Чайковских в Клину сохранился интерьер, включающий в себя среди прочего реплику статуи. По мнению некоторых исследователей, это является отражением гомосексуальной субкультуры (оба брата принадлежали к данному сообществу). В коллекции ныне закрытого Квир-музея в Санкт-Петербурге статуэтка «Нарцисса», как и в усадьбе в Клину, составляет пару уменьшенной копии Антиноя Фарнезского эпохи гран-туров .
Статуэтка послужила источником вдохновения для двух экфрасисов . Русский поэт Вячеслав Иванов в 1904 году сочинил стихотворение «Нарцисс. Помпейская бронза». В нём он обыграл через коллизию с идентификацией статуэтки двойственность нарциссической и дионисийской природы, их противостояние и взаимопереход, а также обманчивость формы, скрывающей ускользающее содержание. Исследователи указывают на продолжения развития в стихотворении ивановской философии дионисийства, а также говорят о возможном влиянии и оппонировании « » (1891) Андре Жида .
В. И. Иванов. «Нарцисс. Помпейская бронза» | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Кто ты, прекрасный? В лесах, как
Сатир
одинокий, ты бродишь,
|
Американский поэт Теннесси Уильямс сочинил стихотворение с заголовком на итальянском «Testa dell’Efebo» («Глава Эфеба »), которое он впервые включил в 1948 году в письмо своему другу Оливеру Эвансу. Оно написано под влиянием поездки в разрушенный послевоенный Неаполь , а также творчества Джона Китса , в частности « Оды к греческой вазе » и « ». Это довольно сложно построенное произведение является размышлением о недолговечной и одновременно вечной, способной к возрождению красоте, существующей несмотря на законы природы и катастрофы. Искусствоведы видят в нём параллели между гибелью Помпеи из-за извержением Везувия и Второй мировой войной , закончившейся уничтоженной Хиросимой и разрушенным Неаполем. В поздние годы Теннесси Уильямс считал это произведение «своей единственной полностью реализованной работой», в чём исследователи видят автобиографическую проекцию теряющего славу литератора. Друг поэта композитор Пол Боулз переложил стихотворение на музыку в своём песенном цикле «Gothic Suite» .
Теннесси Уильямс. «Testa dell’Efebo» | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|
||||||||
Of
Flora
did his lustre spring
|
От
Флоры
исходил его сияющий источник,
|
В 2016 году итальянская арт-группа «The Bounty Killart» в рамках проекта «Взгляд из будущего: раскопки луккского храма XXI века» обыграла статуэтку в своём произведении «Love Me Tinder »: в правую руку Нарцисса поместили смартфон и повернули к нему голову, так что выглядит как будто он «свайпает», а снизу ногу юношу схватил скелет Смерти, вылезающий из земли. Работа призвана критически осмыслить социальные и коммуникативные изменения постиндустриального общества .