Interested Article - Дионис, называемый Нарциссом

«Дио́ни́с, называ́емый Нарци́ссом» ( итал. Dioniso, cosìddetto Narciso ) — бронзовая древнеримская статуэтка, созданная в период между I веком до н. э. и I веком н. э. Её нашли при раскопках Помпей в 1862 году. Статуэтка считается римской копией греческого оригинала IV века до н. э. художника школы Праксителя . Она изображает стоящего в позе контрапоста обнажённого стройного задумчивого юношу- эфеба с венком плюща на голове. Козья шкура перекинута через его левое плечо, на ногах надеты сандалии . Статуэтка, первоначально считавшаяся изваянием мифического красавца Нарцисса , впоследствии стала рассматриваться как изображение бога Диониса . В конце XIX — начале XX века она приобрела большую популярность и многократно копировалась. Среди прочего статуэтка привлекла внимание представителей гомосексуальной субкультуры , а также стала источником вдохновения для двух экфрасисов .

Описание

Бронзовая статуэтка имеет высоту 63 см (без базы — 58 см), размеры по ширине и глубине — 35 и 26 см . Она изображает стройного молодого юношу, который практически полностью обнажён, за исключением козьей шкуры с копытцами и рожками ( (англ.) ), перекинутой через левое плечо, и сандалий на ногах, украшенных узором из цветов. Его лицо спокойно, невинно и выражает удовольствие. В короткие кудрявые волосы на голове вплетён венок из плюща с четырьмя кистями ягод. Юноша стоит, выставив вперёд левую ногу, его основной вес распределён на правую, приподнятую на носок. Левое плечо слегка приподнято, а согнутая и несколько отведённая назад левая рука легко касается верхней части бедра чуть ниже тазового крыла мизинцем согнутой в « козу » кисти. Правая рука также согнута, плечо приведено к боку, предплечье выставлено вперёд, вбок и слегка вверх, на сжатой кисти распрямлены большой и указательный пальцы. Этот жест создаёт впечатление отстранённости юноши, словно он погружён в свои мысли. Голова юноши слегка наклонена вправо и вниз и немного повернута влево. Он как будто о чём-то задумался или к чему-то прислушивается. Туловище имеет заметный S-образный изгиб, фигура запечатлена в «стойке контрапоста »: диагональ плечевого пояса нисходит слева направо, а тазового — справа налево. Мышцы торса и живота слабо рельефны. Юноша представляет собой не мускулистого греческого героя или атлета, а утончённого эфеба . Статуэтка отличается аристократичностью, гибкостью, эротизмом и элегантностью, граничащей с женственностью. Поза юноши подчёркнуто манерна и изящна .

Утраченный подиум скульптуры при реставрации был восстановлен с помощью другого круглого основания, также найденного в Помпеях. Сбоку оно украшено орнаментом пальметты .

Фотографии статуэтки в Неаполитанском музее

История

Статуэтка была создана в период между I веком до нашей эры и I веком нашей эры. Некоторые исследователи склоняются к эпохе Флавиев . Вероятно, она является римской копией греческого оригинала IV века до н. э. некоего скульптора школы Праксителя . Искусствоведы отмечают возможную принадлежность последователям Лисиппа или Поликлета . Статуэтка была найдена в августе 1862 года при раскопках на втором этаже дома VII.xii.17 в Помпеях , впоследствии названного «Домом статуи Нарцисса». Комнату, в которой была обнаружена фигурка, археологи считают обеденной, поскольку там же были найдены предметы сервировки .

Вскоре после обнаружения статуэтку передали в собрание Национального археологического музея в Неаполе . Там она быстро стала пользоваться большой популярностью, прославившись как «жемчужина коллекции». «Нарцисс» был последней итальянской античной статуей, получившей такую широкую известность. Статуэтка часто описывалась в книгах по искусству, путеводителях и туристических очерках. Например, французский искусствовед Ипполит Тэн в своих путевых заметках назвал её «настоящим шедевром». В опубликованных в 1866 году очерках он писал: «…так называемый Нарцисс (…) представляет нагого молодого пастуха, с козлиной шкурой на одном плече. Скажешь, что это — Алкивиад , настолько склоненная голова и улыбка насмешливы и аристократичны. Ноги обуты в кнемиды, и прекрасная грудь, не слишком худая и не слишком полная, округляется, вся ровная вплоть до бедер. Таковы юноши Платона , воспитанные в гимназиях, — этот Хармид , молодой человек лучшей фамилии, за которым его товарищи ходили по следам: так он был красив и походил на бога» .

Статуэтка экспонировалась в Национальном археологическом музее Неаполя в залах помпейской бронзы (№ 90—91) примерно до 1980 года . Затем её убрали в запасники. В 2019 году она стала частью выставки, посвященной творчеству (англ.) . Статуэтка была запечатлена фотографом Луиджи Спиной в его документальном проекте 2022 года о знаменитом «чердачном хранилище» . В том же году скульптура была представлена на выставке закрытых фондов Неаполитанского музея «L’altro MANN. Depositi in mostra». Эта экспозиция в дальнейшем стала постоянной .

Статья о находке. The Illustrated London News 31.12.1864 Туристическая фотография в «Доме статуи Нарцисса» в Помпеях, 1905 Фотография второго зала большой бронзы Неаполитанского музея , 1880 г., Джоржо Зоммер , Гейдельбергский университет Фотография второго зала большой бронзы Неаполитанского музея , 1880-1890 гг., (англ.) , Штедель Фотография зала бронзы Неаполитанского музея . Кон. XIX - нач. XX века, Музей Российской академии художеств Туристический набор фотографий Джакомо Броджи. 1865

Идентификация

Руководивший раскопками директор Национального неаполитанского музея археолог Джузеппе Фиорелли первоначально идентифицировал статуэтку как изображение древнегреческого легендарного красавца Нарцисса . В пользу этой версии он и другие исследователи указывали на выразительную изящность, мягкую красоту тела молодого человека и «почти женственную прелесть лица». Фиорелли считал, что статуэтка может иллюстрировать описанный в античном мифе сюжет о том, как Нарцисс прислушивается к пению нимфы Эхо , либо же юноша изображён любующимся своим отражением в воде, которым он, согласно легенде, был очарован. Эта идентификация статуэтки сохранялась долгое время .

Существовали также версии о том, что скульптура изображает Пана , Адониса , простого эфеба или даже Антиноя .

Позднее археолог Генрих Брунн отождествил юношу с Дионисом. Он указал на наличие у статуэтки классических предметов- атрибутов этого бога (венка из плюща, козьей шкуры и сандалий), а также характерную позу. Учёный считал, что у левой ноги фигуры могла находиться пантера , животное-спутник Диониса. Идентификации как «Прислушивающегося Диониса» придерживался также профессор (англ.) . При этом он отвергал предполагаемое наличие в исходной композиции фигуры кошки . Исследователь Илкка Куивалайнен указывал, что жест правой руки статуэтки соответствует иконографии Диониса, держащего гроздь винограда над пантерой. Он считал эти детали утраченными, проводя параллель с иными аналогичными изображениями в Помпеях . Археолог Юджин Дуайер тоже отождествлял скульптуру с Дионисом, обращая внимание на её сходство с « Отдыхающим Сатиром » Праксителя. Кроме того, поскольку статуэтка была выполнена из дорогой качественной бронзы, не располагалась в публичном месте и не была частью дионисийской группы, Дуайер предположил, что она являлась предметом религиозного почитания. Другие исследователи, указывая на вероятное предназначение комнаты, в которой нашли статуэтку, как столовой, считают, что она скорее имела традиционную для того времени декоративную функцию . При этом учёные отмечают, что культ Диониса в Помпеях играл большое значение, а его скульптуры пользовались большой популярностью у городских жителей . Ряд искусствоведов указывают на близость религиозных культов Диониса и Нарцисса и возможное синкретическое прочтение .

Культурное влияние

Большая популярность статуэтки, её относительно небольшой размер, а также расцвет явления гран-туров по Италии привели к тому, что в конце XIX — начале XX века её много раз копировали, и дубликаты разошлись по всему миру. Особый интерес представляют скульптуры, отлитые мастерской Джоржо Зоммера , поскольку они сделаны по модели художника (англ.) , влюбившегося в фигуру и посвятившего её воспроизведению много времени. Он несколько изменил её, стремясь к идеальной форме: сделал другой наклон головы и жест левой руки . Статуэтки изготавливались не только в Италии, но и, например, во Франции у знаменитого литейщика Фердинанда Барбедьенна . Мастерские также выполняли фигуры отличного от оригинала размера (69 , 61 , 35 , 22 см ). Эти бронзовые скульптуры в дальнейшем могли тиражироваться в гипсе . Известны также терракотовые реплики . В собрании Национального фонда Великобритании в (англ.) хранится отдельный увеличенный бюст «Нарцисса» . В России реплики статуэтки есть, в частности, в виде гипсовой отливки в коллекции слепков Учебного художественного музея имени И. В. Цветаева и в виде бронзовых копий в кабинете Музея-квартиры композитора Николая Голованова в Москве и в собраниях Музея Российской академии художеств в усадьбе Ильи Репина « Пенаты » в Санкт-Петербурге , Томского художественного музея (мастерская «Sabatino de Angelis»), Дальневосточного художественного музея (мастерская «P. Masulli»), Самарского художественного музея (мастерская «Chiurazzi») .

Копия статуэтки украшает зал- триклиний (англ.) во французском Больё-сюр-Мер . Это здание было построено и обставлено как имитация древнегреческого строения по заказу археолога Теодора Рейнаха . В доме-музее художника Фредерика Лейтона в Лондоне фигурка Нарцисса стала центром зала, которому дала своё название. Некоторые считают это указанием на гомоэротические наклонности хозяина. Данный интерьер был выбран для описания в лондонской книге «Красивые дома» (1882) (англ.) .

Образ Нарцисса, юноши, влюбившегося в своё отражение и вследствие этого трагически погибшего, был привлекателен для гомосексуальных людей . Копия статуэтки занимала каминную полку в доме Оскара Уайльда , была она и у Теннесси Уильямса . Родоначальник гомосексуальной иконографии Вильгельм фон Глёден выполнил ряд эротических снимков на фоне скульптуры . В кабинете Модеста Чайковского в музее Чайковских в Клину сохранился интерьер, включающий в себя среди прочего реплику статуи. По мнению некоторых исследователей, это является отражением гомосексуальной субкультуры (оба брата принадлежали к данному сообществу). В коллекции ныне закрытого Квир-музея в Санкт-Петербурге статуэтка «Нарцисса», как и в усадьбе в Клину, составляет пару уменьшенной копии Антиноя Фарнезского эпохи гран-туров .

Фотография кабинета М. И. Чайковского, 2021.
Музей П. И. Чайковского в Клину
Статуэтка Антиноя. 2021. Там же. Гран-тур статуэтки Нарцисса и Антиноя.
2022. Квир-музей в Петербурге
«Два обнаженных юноши на скамейке». Ок. 1895, В. фон Глёден «Храм гомосексуальности» . 1930 Фотопортрет . 1930

Статуэтка послужила источником вдохновения для двух экфрасисов . Русский поэт Вячеслав Иванов в 1904 году сочинил стихотворение «Нарцисс. Помпейская бронза». В нём он обыграл через коллизию с идентификацией статуэтки двойственность нарциссической и дионисийской природы, их противостояние и взаимопереход, а также обманчивость формы, скрывающей ускользающее содержание. Исследователи указывают на продолжения развития в стихотворении ивановской философии дионисийства, а также говорят о возможном влиянии и оппонировании « (нем.) » (1891) Андре Жида .

Американский поэт Теннесси Уильямс сочинил стихотворение с заголовком на итальянском «Testa dell’Efebo» («Глава Эфеба »), которое он впервые включил в 1948 году в письмо своему другу Оливеру Эвансу. Оно написано под влиянием поездки в разрушенный послевоенный Неаполь , а также творчества Джона Китса , в частности « Оды к греческой вазе » и « (англ.) ». Это довольно сложно построенное произведение является размышлением о недолговечной и одновременно вечной, способной к возрождению красоте, существующей несмотря на законы природы и катастрофы. Искусствоведы видят в нём параллели между гибелью Помпеи из-за извержением Везувия и Второй мировой войной , закончившейся уничтоженной Хиросимой и разрушенным Неаполем. В поздние годы Теннесси Уильямс считал это произведение «своей единственной полностью реализованной работой», в чём исследователи видят автобиографическую проекцию теряющего славу литератора. Друг поэта композитор Пол Боулз переложил стихотворение на музыку в своём песенном цикле «Gothic Suite» .

В 2016 году итальянская арт-группа «The Bounty Killart» в рамках проекта «Взгляд из будущего: раскопки луккского храма XXI века» обыграла статуэтку в своём произведении «Love Me Tinder »: в правую руку Нарцисса поместили смартфон и повернули к нему голову, так что выглядит как будто он «свайпает», а снизу ногу юношу схватил скелет Смерти, вылезающий из земли. Работа призвана критически осмыслить социальные и коммуникативные изменения постиндустриального общества .

Примечания

  1. Warren, Jeremy. . Giorgio Sommer & Son. NT 515072 (англ.) . National Trust Collections . Дата обращения: 28 сентября 2023.
  2. Томский областной художественный музей: Путеводитель по залам и фондам / Авторы-составители: Т. А. Бычкова, И. А. Евтихиева, О. Л. Кряжева, Т. Н. Микуцкая, Л. И. Овчинникова, И. А. Проваленок, И. П. Тюрина. — Томск: Томский областной художественный музей, 2014. — С. 80. — 148 с. — ISBN 978-5-902514-62-6 .
  3. . Томский областной художественный музей . Министерство культуры Российской Федерации . Дата обращения: 28 сентября 2023.
  4. , с. 66.
  5. .
  6. Kuivalainen, Ilkka. (англ.) . — Vaasa: The Finnish Society of Sciences and Letters, 2021. — P. 219—220. — ISBN 978-951-653-463-6 .
  7. .
  8. Фролова, А. А. . Дальневосточный художественный музей (28 апреля 2022). Дата обращения: 28 сентября 2023.
  9. Грякалова, Н. Ю. // Русская литература. — 2016. — № 2 . — С. 114—123 .
  10. Mau, August. (англ.) / translated by Kelsey F. W. — London; New York: The MacMillan Company, 1902. — P. 452—453. — 560 p.
  11. , с. 135—136.
  12. , с. 135.
  13. , с. 66—67.
  14. .
  15. (фр.) . Spectacles Selection (13 ноября 2019). Дата обращения: 2 февраля 2024.
  16. (итал.) . Napoli da Vivere (19 января 2022). Дата обращения: 6 октября 2023.
  17. Lombardi, Chiara. (итал.) . MediterraneoAntico.it (2 июля 2022). Дата обращения: 6 октября 2023.
  18. (итал.) . Classicult.it (30 мая 0200). Дата обращения: 6 октября 2023.
  19. , с. 66—68.
  20. Pappalardo, Umberto; Giorelli, Giuseppe. La Descrizione di Pompei per Giuseppe Fiorelli (итал.) . — Napoli: Massa Editore, 2001. — P. 112. — 171 p. — ISBN 88-87835-07-1 , ISBN 9788887835076 .
  21. . The Studiolo: Old Master Paintings and Works of Art from the London Residence of Luigi Koelliker / Lot 132 (англ.) . Sotheby's (3 декабря 2008). Дата обращения: 2 октября 2023.
  22. , с. 60, 65.
  23. . Vincenzo Gemito (англ.) . Sotheby's (2 декабря 2020). Дата обращения: 2 февраля 2024.
  24. Ferdinand Barbedienne. Poids en g: 11500 (фр.) . Reims, Musée des Beaux-Arts . Дата обращения: 30 сентября 2023.
  25. . Leighton House Museum / Accession number: LH2181 (англ.) . Public Catalogue Foundation . Дата обращения: 30 сентября 2023.
  26. . National Trust, Ickworth. Accession number: 850842 (англ.) . Public Catalogue Foundation . Дата обращения: 30 сентября 2023.
  27. . National Trust, Sizergh Castle. Accession number: 998583 (англ.) . Public Catalogue Foundation . Дата обращения: 30 сентября 2023.
  28. . Greys Court, Oxfordshire. NT 195758 (англ.) . National Trust . Дата обращения: 30 сентября 2023.
  29. . Beecroft Art Gallery. Accession number: S603 (англ.) . Public Catalogue Foundation . Дата обращения: 30 сентября 2023.
  30. . North Somerset Council. Accession number: WESTM: 2013.36.3 (англ.) . Public Catalogue Foundation . Дата обращения: 30 сентября 2023.
  31. . Seated Mercury, Narcissus, The Wrestlers, Hercules and the Centaur (англ.) . Sotheby's (30 июня 2021). Дата обращения: 2 октября 2023.
  32. . National Trust, Wimpole Hall. Accession number: 207324 (англ.) . Public Catalogue Foundation . Дата обращения: 30 сентября 2023.
  33. по Музею-квартире Н. C. Голованова. Российский национальный музей музыки
  34. . Музейный номер: НИМ РАХ КП-1961. П-868 . Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств . Дата обращения: 6 октября 2023.
  35. Lara-Betancourt, Patrciai; Taylor, Mark. // Performance, Fashion and the Modern Interior: from the Victorians to Today (англ.) / ed. Fiona Fisher, Trevor Keeble, Patricia Lara-Betancourt, Brenda Martin. — London: Berg, 2011. — 352 p. — ISBN 9781847887818 .
  36. Ferrari, Roberto C. (англ.) // An Encyclopedia of Gay, Lesbian, Bisexual, Transgender, and Queer Culture / Summers, Claude J.. — 2015.
  37. Encyclopedia of Gay Histories and Cultures (англ.) / George E. Haggerty. — New York ; London: Garland ; Taylor & Francis, 2000. — Vol. 2. — P. 331-333. — 986 p. — ISBN 0815319207 , ISBN 9780815319207 , ISBN 0815318804 , ISBN 9780815318804 .
  38. Frankel, Nicholas. (англ.) . — Cambridge: Harvard University Press, 2017. — P. 166. — 340 p. — ISBN 978-0-674-73794-5 , ISBN‎ 978-0674737945.
  39. Александра Шапалина, Марк Подберезин. . belsat.eu . Дата обращения: 4 декабря 2023.
  40. // Радио Свобода. — 2022. — 28 ноября.
  41. Исмаилов, Азамат. // openDemocracy. — 2022. — 22 июня.
  42. Карабойчев, Илиян. (болг.) // Светът е разтворена книга. — Пловдивски университет «Паисий Хилендарски», 2019. — С. 269—384 .
  43. Тюрина И. И. // Вестник Томского государственного педагогического университета. — Томск, 1997. — № 1 . — С. 64—69 .
  44. The Bounty Killart. 03 сентября 2021 — 09 января 2022 . Эрарта . Дата обращения: 30 сентября 2023.
  45. (англ.) . Metroquadroarte.com . Дата обращения: 30 сентября 2023.
  46. . Love Me Tinder, 2016 (англ.) . Artsy.net . Дата обращения: 30 сентября 2023.

Литература

  • Грякалова, Н. Ю. Нарцисс versus Дионис: вкруг стихотворения Вяч. Иванова «Нарцисс. Помпейская бронза». Визуальный артефакт, литературная топика и перспективы интертекстуального анализа // Интертекстуальный анализ: принципы и границы: сборник научных статей / под ред. А. А. Карпова, А. Д. Степанова. — СПб. : СПбГУ, 2018. — С. 132—141. — 318 с. — ISBN 978-5-288-05780-9 .
  • Dwyer, E. Pompeian Domestic Sculpture: A Study of Five Pompeian Houses and Their Contents (англ.) . — Rome: G. Bretschneider, 1982. — P. 53—54, 108, 123, 135. — 178 p.
  • Haskell, Francis; Penny, Nicholas. // Taste and the Antique: The Lure of Classical Sculpture, 1500—1900 (англ.) . — New Haven; London: Yale University Press, 1981. — XVI, 376 p. — ISBN 9780300029130 .
  • Kennedy, Allison R. Dionysiac sculpture at Pompeii // (англ.) / Professor M. George. — Hamilton, Ontario: McMaster University, 2004. — P. 65—70. — VII, 121 p.
  • McDonough, Christopher. (англ.) // Humanities. — Washington, DC: National Endowment for the Humanities, 2011. — September/October ( vol. 32 , no. 5 ). — ISSN .

Ссылки

Источник —

Same as Дионис, называемый Нарциссом