Ди Мауро, Алессио
- 1 year ago
- 0
- 0
Алессио (Алессо) Бальдовинетти ( итал. Alessio Baldovinetti ; около 1425, Флоренция — 1499, Флоренция) — итальянский художник флорентийской школы , мозаичист , мастер интарсии по дереву и создатель витражей периода кватроченто — раннего итальянского Возрождения .
Алессио Бальдовинетти родился во Флоренции в семье богатого торговца Бальдовинетто и Аньолы Убальдини да Гальяно. В 1448 году он был записан в «Братство Святого Луки» (Compagnia di San Luca) как «Алессо Бальдовинетти, живописец» .
Бальдовинетти был последователем группы «научных реалистов» (realisti scientifici), к которой относят живописцев Андреа дель Кастаньо , Паоло Уччелло и Доменико Венециано . Его индивидцальный стиль близок Доменико Венециано и Фра Анджелико . С последним он сотрудничал на работах в церкви Сантиссима-Аннунциата во Флоренции.
По косвенным источникам известно, что Бальдовинетти принимал участие в украшении церкви Сант-Эджидио (Святого Эгидия) во Флоренции, но прямых письменных подтверждений не сохранилось. Работы проводились в период с 1441 по 1451 годы под руководством Доменико Венециано вместе с Андреа дель Кастаньо. Однако то, что закончить серии фресок в более позднее время (ок. 1461 г.) было поручено именно Бальдовинетти, не вызывает сомнения. Хотя фрески были уничтожены в XVIII веке, исследователи искусства кватроченто приписывают этой работе значение, равное значению росписей Мазаччо в капелле Бранкаччи в церкви Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции . Следы этого цикла фресок сохранились лишь в нескольких фрагментах синопий (малозначительных, поскольку они относятся к украшению основания, на котором были помещены фигуры). Они находятся в Музее трапезной церкви Сант-Аполлониа (Museo di Cenacolo di Sant’Apollonia) — бывшего бенедиктинского монастыря в центре Флоренции.
В 1462 году Бальдовинетти создал большую фреску «Благовещение Марии» в церкви Сантиссима-Аннунциата во Флоренции. Сохранившиеся фрагменты этой работы свидетельствуют о способностях художника: заметны высокая точность прорисовки деталей и мастерское размещение фигур в пространстве. Всё это вполне подтверждают два отдельных утверждения Джорджо Вазари о художнике: «Рисовал он очень хорошо… с большим терпением и с отменным изяществом… Он очень любил писать пейзажи, изображая их с натуры точь-в-точь как они есть в действительности. Поэтому на картинах его мы видим реки, мосты, камни, травы, плоды, дороги, поля, города, замки, песчаные отмели и бесчисленное множество подобных вещей… Он был заядлым экспериментатором в технических вопросах» .
В 1463 году Алессио Бальдовинетти набросал эскиз композиции «Рождество», которая была выполнена Джулиано да Майано в технике интарсии по дереву в Сакристии собора Санта-Мария-дель-Фьоре и сохранилась до наших дней. 1466 годом датируется работа «Четыре евангелиста и четыре Отца Церкви» вместе с «Благовещением» на продолговатой панели, до сих пор украшающая Капеллу кардинала Португальского в базилике Сан-Миниато-аль-Монте (Вазари ошибочно приписал её Пьеро дель Поллайоло ).
Фреска, изображающая воскресшего Христа между ангелами, находится в Капелле Ручеллаи флорентийской церкви Сан-Панкрацио и относится к 1467 году (её атрибуция вызывает споры). Между 1459 и 1467 годами Бальдовинетти работал над фресками Капеллы кардинала португальского церкви Сан-Миниато-аль-Монте во Флоренции. Сцена Благовещения Марии , «Четыре евангелиста и четыре Отца Церкви» в верхней части торцовой стены капеллы, напротив надгробия представляет собой выдающееся произведение флорентийского кватроченто " . Другое известное произведение — фреска Доменико ди Микелино в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре с изображением Данте Алигьери на фоне Флоренции: «Божественная комедия освящает Флоренцию» (1465) также сделана по рисунку Бальдовинетти.
В 1471 году Бальдовинетти взялся за серьёзную работу в капелле Джанфильяцци церкви Санта-Тринита , порученную ему Бонджанни Джанфильяцци: вначале это был запрестольный образ с изображением Мадонны и Младенца с шестью святыми, законченный им в 1472 году; затем последовала серия фресок на тему Ветхого Завета , которую, согласно договорённостям, мастер должен был завершить в течение пяти лет, однако это произошло лишь через шестнадцать лет. В 1497 году готовые серии фресок, где были изображены многие видные граждане Флоренции, были оценены в тысячу золотых флоринов комиссией, состоявшей из Козимо Росселли , Беноццо Гоццоли , Перуджино и Филиппино Липпи ; ныне во фресках недостаёт лишь некоторых повреждённых фрагментов.
Между тем, Бальдовинетти был занят и другими заказами. Современники считали его единственным, кто смог заново открыть и полностью осмыслить забытое к тому времени мозаичное искусство ; с 1481 по 1483 годы Бальдовинетти занимался восстановлением мозаики над дверью церкви Сан-Миниато-аль-Монте , а также некоторых мозаик купола флорентийского Баптистерия и собора Санта-Мария-дель-Фьоре . Бальдовинетти также отвечал за деревянные интарсии и витражи, в частности, в Капелле Пацци Филиппо Брунеллески . Другие созданные им витражи находятся в Пизе , Лукке , Ассизи и Прато .
Он умер в Оспедале Сан-Паоло (госпитале святого Павла) 29 августа 1499 года, и был похоронен в базилике Сан-Лоренцо .
Одним из его учеников был Доменико Гирландайо .