Джонс, Джон Роберт
- 1 year ago
- 0
- 0
Джон Зерзан ( англ. John Zerzan ; род. 1943 ) — американский философ-примитивист и социолог, один из основных представителей анархо-примитивизма .
Родился в Сейлеме , столице Орегона в семье небогатых эмигрантов из Чехословакии . Практически всю жизнь прожил в Орегоне . Учился в Стэнфордском Университете , затем получил степень магистра («Master’s degree» — год аспирантуры) в Университете штата в Сан-Франциско . Затем он написал докторскую диссертацию в Университете Южной Калифорнии , но ушёл оттуда, не защитившись.
Главное содержание его работ заключается в критике цивилизации и аграрной культуры добывания пищи . Он апеллирует к данным социальной антропологии и этнографии , наглядно убеждая в преимуществах первобытного строя и собирательства . Подлинный Золотой Век он находит в жизни бушменов и вообще племён, в которых обрядовость , шаманизм , одомашнивание животных, выращивание табака не получили развития, оставляя живущим в них людям безграничное единение с природой и её глубокое, непосредственное понимание. Все вышеперечисленные попытки изменять правила природы Зерзан всегда рассматривает как ошибочный и гибельный путь ухода от природы, « отчуждение ». В своеобразную «ось зла» входят неолитическая революция и связываемое с ней развитие , в частности языка и письменности . Позитивная программа Зерзана представлена пылким призывом к постепенному, но решительному возврату к корням человечества (см. Анархо-примитивизм ), отказу от цивилизации . Именно там, в первобытном сообществе охотников-собирателей , он видит единственно возможное благополучие человека и идеал его взаимодействия с биосферой .
Зерзан активно участвует в социальной полемике.
Зерзан опирается на негативную диалектику Адорно , дуалистично выводя два полярных состояния общества: первобытное (до неолитической революции), понимаемое как неотчуждённое, и «цивилизованное», понимаемое как отчуждённое и губительное.
В своих работах он использует огромное количество ссылок на антропологические данные, главным образом работы антропологов, среди которых особенно часто приводятся Маршал Салинс и Ричард Б. Ли .
В то же время, участвуя в полемике, Зерзан часто переходит к субъективным оценкам при качественном сокращении реферативного материала (см. его рецензии на книги Букчина и Бодрийяра в сборнике « »).
Ценности Зерзана в целом совпадают с таковыми у анархо-примитивистов . Для него характерны осуждение терроризма и гражданского (но не антисистемного) насилия, отрицание возможности развития существующей демократической системы, признание необходимости отказа от цивилизации и городов, земледелия, полный атеизм , человек для Зерзана желателен как биологический вид и часть биосферы, с полным отрицанием мессианской и прогрессистской («per aspera ad astra») сути человека и его особой преобразующей роли как разумного вида.
Свою политическую деятельность Зерзан начал с 1966 года, когда он начал принимать участие в акциях гражданского неповиновения против войны во Вьетнаме. Его неоднократно арестовывали.
Вскоре он стал социальным работником в министерстве благотворительности Сан-Франциско . Он принял участие в создании профсоюза социальных работников и был избран его вице-президентом в 1968 году, президентом — в 1969 году. Местная группа ситуационистов «Contradiction» называла его за это «левацким бюрократом». Занимаясь своим и другими профсоюзами, он становился всё более радикальным, симпатизировал ситуационизму . В это время на него оказывают влияние работы Ги Дебора и Рауля Ванейгема .
В 1974 году испанским ультралевым теоретиком Грандизо Мунисом была опубликована книга «Unions Against Revolution» (анг. — Профсоюзы против революции), в которую было включено и эссе Зерзана. В течение последующих 20-ти лет Зерзан всё более сближался с такими анархистскими изданиями, как Fifth Estate, Anarchy: A Journal of Desire Armed, Demolition Derby и т. д.
После чтения трудов примитивиста он пришёл к выводу, что цивилизация является корнем всех проблем, и что общество охотников- собирателей представляет собой эгалитарную модель человеческих отношений друг с другом и с природой.