Абрамов, Николай Алексеевич (художник)
- 1 year ago
- 0
- 0
Никола́й Миха́йлович Алексе́ев , в литературе также называемый Сыромя́нский , Сыромятников ( 1813 , Никольское , Городищенский уезд , Пензенская губерния — 30 мая [ 11 июня ] 1880 , Ярославль ) — русский живописец , мозаичист и педагог , один из наиболее известных учеников арзамасской школы ; портретист и церковный декоратор . Академик Императорской Академии художеств (с 1839; ассоциированный член — «назначенный» с 1836).
Николай Алексеев родился в 1813 году в селе Никольском Пензенской губернии в купеческой семье. Свое художественное образование он начал в школе Александра Васильевича Ступина в Арзамасе , где научился рисованию и живописи и откуда поступил в Императорскую Академию художеств , где и получил звание художника .
Вернувшись в Арзамас, Алексеев сделался помощником Ступина по школе и женился на его дочери. в 1839 году за исполнение задания ИАХ: « произвести в естественную величину группу из четырех или пяти поколенных фигур, изображающих академика Ступина, окруженного учениками и рассматривающего работы одного из них » Алексеев получил звание академика (написав полотно « Ступин, окруженный учениками ») . При школе Ступина Алексеев завел натурный класс, сам учил в нем писать с натуры и рисовать « с гипсов » и преподавал, кроме того, историю .
В то же время он писал по заказам много портретов, выполняя их с большим сходством, очень колоритно, а также и других произведений, как, например: иконостас в Нижегородский ярмарочный собор, иконостас в Пензенский собор, стенопись из 16 изображений в монастырь в Ломове, иконостас для храма в городе Уральске, иконостас и стенопись в церкви Святого Духа в Арзамасе, в Саровскую пустынь — портреты преосвященных: Арсения (Москвина) и Иоанна (Доброзракова). Наконец, живя в Арзамасе, Алексеев написал несколько миниатюрных портретов на слоновой кости акварелью .
После пожара в доме Ступина, причиной которого стал поджог « злонамеренных людей », потеряв жену, Алексеев переехал в Санкт-Петербург и написал: в собор всех учебных заведений — образ Святого Николая; по заказу Департамента военных поселений — иконостас в казарменную церковь в город Псков ; в церковь образцового полка (в Павловске) — Снятие со креста, Воскресение, Успение и взятие Пресвятой Девы на небо .
Определившись в комиссию по постройке Исаакиевского собора , Алексеев написал картины в аттике и на стенах: « Переход израильтян через Чермное море » (ок. 10 метров в длину и юолее трёх в ширину), « Поражение первородных в Египте », « Хождение по водам Христа », « Брак в Кане Галилейской », « Исцеление десяти прокаженных », « Исцеление слепого », « Покаяние грешницы » и « Исцеление расслабленного » .
По оценке писателя и историка П. Н. Петрова (в персоналии « Русского биографического словаря », 1900):
« Композиции Алексеева производят хорошее впечатление удачным расположением групп и силой светотени. Искусство группировать фигуры, особенно в портретах, составляло характерное отличие художника, сообщавшего много живости и движения изображаемым лицам. Поэтому Алексеев считался в брюлловское время одним из лучших портретистов ».
Алексеевым, среди прочих, были написаны портреты: императоров Николая I и Александра II, семей Горностаева и Прево, коммерции советника Жадимировского, купцов Доброхотова и Щепетилова, а также жены купца Сокова .
По освящении Исаакиевского собора Алексеев занялся мозаичными работами в Императорском мозаическом заведении . Мозаические произведения его можно отличить с первого взгляда по живости и сочности колорита. Для Исаакиевского собора Алексеевым исполнены следующие мозаичные образа: « Святого Исаакия Далматского », « Святого апостола Павла », фигуры трех иерархов в фамильном образе « Всех святых » над царскими вратами, « Архистратига Михаила » и « Святого Сергия Радонежского » .
1 апреля 1873 года Алексеев был уволен от службы с пенсией .
Николай Михайлович Алексеев умер 30 мая (11 июня) 1880 года в городе Ярославле .