Interested Article - Кавказский пленник (балет Асафьева)

«Кавка́зский пле́нник» балет Бориса Асафьева в трёх актах с прологом. Либретто Николая Волкова , Леонида Лавровского и Ильи Зильберштейна по мотивам одноимённой поэмы Александра Пушкина .

История создания

Балет «Кавказский пленник» композитор Борис Асафьев написал в 1936 году — к столетию годовщины смерти Александра Пушкина . Его одноимённая поэма стала лишь отправной точкой для композитора и либреттистов. В «духе времени» авторы "стремились раскрыть и передать революционный романтизм этой поэмы юного Пушкина, тот «пафос своей эпохи», которым «насквозь пропитан „Кавказский пленник“… — эпохи пробуждения революционного сознания русского общества, „вполне представителем которой был Пушкин“» .

Для выполнения этой непростой задачи авторы использовали, как они декларировали, модный киноприём «наплыва» (на самом деле старое традиционное балетное «видение»): в сцене встречи героя с черкешенкой пленник рассказывал о той «душевной буре», которая оставила «след ужасный». Действие переносилось к прошлым дням петербургской жизни героя, и зрителям показывали картины его светской жизни, от пресыщения которой, по замыслу авторов, «пробуждалось сознание молодого человека и росла его враждебность к окружающей действительности» . Немалую роль в этом играла и возлюбленная героя — ещё одно «расшифрованное» пушкинское многоточие.

На этом культурологические находки авторов балета не окончились: «воодушевляемые советской действительностью, авторы сумели по-новому прочесть поэму Пушкина и выявить содержащуюся в ней идею, остававшуюся до этого незамеченной. Балет выявил тему патриотизма, который помешал самому Пушкину в 1824 году бежать из Одессы за границу от преследований Александра I» . Столь «идеологически выдержанный» балет приняли к постановке одновременно два театра — в Ленинградском Малом театре оперы и балета постановщиком стал Леонид Лавровский , в Большом театре Ростислав Захаров .

Действующие лица

  • Пленник, офицер Бахметьев
  • Княжна Нина
  • Князь
  • Кузина княжны
  • Отец княжны
  • Адъютант князя
  • Черкешенка
  • Жених Черкешенки
  • Джигит
  • Предводитель отряда
  • Отец Черкешенки
  • Дамы на балу, друзья Бахметьева, черкешенки, черкесы, музыканты

Сценическая жизнь

Ленинградский Малый театр оперы и балета

Премьера прошла 14 апреля 1938 года

Балетмейстер-постановщик Леонид Лавровский , ассистент балетмейстера Борис Фенстер , художник-постановщик Валентина Ходасевич , дирижёр-постановщик Павел Фельдт

Действующие лица
  • Бахметьев — Сергей Дубинин (затем Борис Шавров)
  • Княжна Нина — Галина Кириллова (затем Лидия Евментьева)
  • Князь — В. Е. Николаев
  • Кузина княжны — Евгения Ивкова (затем З. Левецкая)
  • Адъютант князя — Николай Филипповский (затем Борис Фенстер )
  • Черкешенка — Елена Чикваидзе (затем Валентина Розенберг , Т. Успенская)
  • Жених Черкешенки — Александр Орлов
  • Джигит — Николай Соколов

1947 год — возобновление

Большой театр

Премьера прошла 20 апреля 1938 года

Либретто Николая Волкова и Ростислава Захарова , балетмейстер-постановщик Ростислав Захаров, художник-постановщик Пётр Вильямс , дирижёр-постановщик Юрий Файер

Действующие лица

Спектакль прошёл 54 раза, последнее представление 19 января 1941 года

Постановки в других театрах

Библиография

  • Кавказский пленник. — Л. : Издание Государственного Академического Малого оперного театра, 1938. — 80 с. — 3200 экз.
  • Ильин А. Пушкинские балеты // . — Л. : Музгиз, 1949. — С. 102—105. — 150 с. — 12 000 экз.
  • Рыбникова М. Балеты Асафьева. — М. : MУЗГИЗ, 1956. — 64 с. — (В помощь слушателю музыки). — 4000 экз.
  • Иванова С. Новое. Полина // Марина Семенова. — М. : Искусство, 1965. — С. 153—157. — 196 с. — 30 000 экз.
  • Эльяш Н. Пушкин и балетный театр. — М. : Искусство, 1970. — С. 164—202. — 344 с. — 10 000 экз.
  • Соллертинский И. «Кавказский пленник» // . — Л. : Музыка, 1973. — С. 90—96. — 208 с. — 12 000 экз.
  • Орешников С. Евгений // Алексей Ермолаев. Сборник статей. Антология. — М. : Искусство, 1974. — С. 211—219. — 296 с. — 25 000 экз.
  • Чернова Н. Балет 1930—40-х // Книга-сборник «Советский балетный театр». — М. : Искусство, 1976. — 376 с. — 20 000 экз.
  • «Кавказский пленник». Либретто и постановка балета // Л. М. Лавровский. Документы. Статьи. Воспоминания. — М. : ВТО, 1983. — 422 с. — 10 000 экз.
  • Соллертинский И. «Кавказский пленник» // Л. М. Лавровский. Документы. Статьи. Воспоминания. — М. : ВТО, 1983. — 422 с. — 10 000 экз.
  • Солодовников А. Ольга Лепешинская. — М. : Искусство, 1983. — 240 с. — ( Солисты балета ). — 25 000 экз.
  • Блок Л. Д. О «Кавказском пленнике» // Классический танец. История и современность. — М. : Искусство, 1987. — С. 496—502. — 560 с. — (Русская мысль о балете). — 25 000 экз.
  • Евментьева Л. «Кавказский пленник» в постановке Л. М. Лавровского // . — Л. : ЛИО "Редактор", 1991. — С. 127—131. — 160 с. — ISBN 5-7058-0112-2 .
  • Пескова М. «Кавказский пленник» Б. Асафьева // / Медведев А. В.. — М. : Индрик, 1999. — 256 с. — 4000 экз. ISBN 5-85759-101-5 .
  • Наборщикова С. «Кавказский пленник»: три взгляда на поэму // Балет : журнал. — М. , 1999. — № 3 .

Примечания

  1. [www.pro-ballet.ru/html/k/kavkazskiy-plennik.html Кавказский пленник] // Русский балет: Энциклопедия. — М.: Большая российская энциклопедия, Согласие, 1997.
  2. Ильин А. Пушкинские балеты // . — Л. : Музгиз, 1949. — С. 102. — 150 с. — 12 000 экз.
  3. Ильин А. Пушкинские балеты // . — Л. : Музгиз, 1949. — С. 103. — 150 с. — 12 000 экз.
  4. Ильин А. Пушкинские балеты // . — Л. : Музгиз, 1949. — С. 103—104. — 150 с. — 12 000 экз.
Источник —

Same as Кавказский пленник (балет Асафьева)