Высоцкий. Спасибо, что живой
- 1 year ago
- 0
- 0
«Спасибо» — пятый альбом певицы Земфиры . Вышел 3 октября 2007 года . В России альбом разошёлся тиражом более 200 000 экземпляров; ещё около 50 000 копий было продано на территории СНГ .
Песни для альбома сочинены и записаны в течение одного года: с осени 2006 до осени 2007 (по словам самой Земфиры , первая песня была написана 24 сентября 2006 года ). Запись происходила в Лондоне , сведение — в Москве на « Мосфильме ».
В поддержку альбома Земфира отправилась в тур, начавшийся 21 октября 2007 года во Владивостоке , который завершился концертом в Москве в спорткомплексе «Олимпийский» 1 апреля 2008 года. В ходе тура Земфира организовала специальные автограф-сессии в салонах «Евросеть».
В целом, альбом получил смешанные отзывы от критиков: некоторые рецензенты отмечали новаторство и экспериментальность звучания, другие отмечали «сырые и слабоватые» тексты песен.
Этот альбом — отражение меня сегодняшней. Мне стукнуло тридцать, в результате некоторых внутренних бурь я многое поняла. Да альбом очень позитивный! Если Вендетта была неспокойной, я что-то искала, то здесь — нашла. Взаимосвязь между этими альбомами — как между альбомами Queen A Day At The Races и A Night At The Opera . Период непонимания — период понимания.
На пресс-конференции перед презентацией альбома на Винзаводе Земфира сказала:
Эти песни меня зажигают, и я считаю, что буду петь их ещё долго. В этот альбом вошли 12 треков, записанных в Лондоне и сведенных в Москве .
По словам Земфиры, в альбоме содержится три законченных цикла по четыре песни, каждая из них имеет собственное настроение, и звуковое решение это доказывает . Также Земфира отмечала, что альбом продуман, записан в рекордно короткие для неё сроки. Альбом Спасибо Земфира спродюсировала сама, без традиционного участия звукозаписывающих компаний. Земфира объясняла своё решение:
Идея появилась неслучайно: наш шоу-бизнес прогнил, и меня не устраивает схема «товар-деньги-товар» и ситуация, когда непонятные люди решают, какой должна быть моя музыка .
Звучание альбома, в отличие от предыдущего диска Вендетта , полностью акустическое. Все основные партии были записаны нынешним составом певицы: Земфира Рамазанова (голос), Дмитрий Шуров (клавишные), Константин Куликов (труба), Дэн Маринкин (барабаны), Алексей Беляев (бас), Юрий Топчий (гитара). В качестве приглашённого гитариста выступил Юрий Цалер (группа «Мумий Тролль»). В записи также принял участие Оркестр Кинематографии под руководством Сергея Скрипки.
«В метро»
Открывающая композиция, в которой соединяются духовые инструменты и клавиши. Сама Земфира характеризует её как «боевитую, но романтичную. Песня — нерв. Труба как надежда». Алексей Мажаев писал, что «В метро» — единственное произведение на альбоме, где клавишная и вокальная взвинченность кажутся оправданными" .
«Воскресенье»
Построена на гитарных аккомпанементах с сопровождением клавишных, духовых и ударных. Лирика двух песен довольно нетипична для творчества певицы. Алексей Мажаев писал, что «рифма „пятница — Москва колбасится“ оставляет ощущение какой-то вымученности» . Песня была написана довольно быстро. Автор отмечает, что она «лёгкая и неформальная. Песня — праздник».
«Дом»
Песня написана в довольно светлом душевном состоянии. Земфира говорила, что приподнятый дух смогла протащить через всю работу над песней. Критики сравнивали строки песни «У меня прекрасный дом, старый и красивый, я живу недавно в нём грустной и счастливой…» с ранним творчеством Андрея Макаревича . Николай Фандеев предположил, что песня создана под впечатлением пластинки «Spyglass Guest» 1974 года группы .
«Мы разбиваемся»
Формальную вторую часть диска открывает песня «Мы разбиваемся» — фортепианная баллада, являющаяся центральной композицией в альбоме.
Написав эту песню, ночью не могла уснуть. Было ощущение, что во мне больше, чем обычно. Как будто я сильно вдохнула и не могу выдохнуть. Песня — счастье.
— Земфира о песне «Мы разбиваемся»
Песня стала наиболее успешной для Земфиры и не сходила с первой позиции в музыкальных чартах в течение нескольких недель . На песню был также снят короткометражный фильм-клип, режиссёром которого стала Рената Литвинова . Она же сыграла в нём главную героиню. Действие разворачивается на окраине города, куда приезжает машина с тремя мужчинами — киллерами. По заданию они должны убить четвертую сообщницу, из-за которой погибли их коллеги. Повествование ведётся от одного из агентов, который влюблён в неё и сам исполняет приговор выстрелом в её затылок. Земфира же в клипе появляется, стоя около концертмейстера в сарае и исполняя припев песни. В конце трека можно услышать возглас Ренаты Литвиновой «Браво!».
«Мальчик»
Песня с довольно запоминающимся припевом «Денег ноль, секса ноль — музыка сдохла, мальчик в ноль!» и партией фортепиано в сопровождении гитарной партии. Эта песня стала первой записью для альбома после долгого перерыва. На сайте певице был выложен макси-сингл « », который включает в себя 10 ремейков песни «Мальчик», присланных певице в ходе конкурса, проведённого в Интернете.
Владимир Полупанов предположил, что "припевом Земфира обыгрывает внутреннюю опустошенность и пресловутое нынешнее поколение «нулевых» . Михаил Марголис писал, что в вальсе "обращение к мальчику и декадентская подача песни сразу воскрешают гумилёвское «Милый мальчик, ты так весел…». Вячеслав Огрызко также провёл параллели со «Слепым мальчиком» Шевчука , аукцыоновским «Мальчиком» и творчеством Киры Муратовой , отмечая подростковый максимализм во фразе «Денег — ноль. Секса — ноль. Музыка сдохла» .
«Господа»
Композиция состоит из двух частей — медленной, основанной на ритме и голосе, и инструментальной, состоящей из мастерски сделанных фортепьянных соло, напоминающих об атмосфере кабаре. В InterMedia также отмечали, что песня заканчивается «разухабистой варьете-мелодией Доминика Фронтьера из фильма Трюкач ».
В какой-то момент я оказалась со всех сторон окружена слабыми, но амбициозными людьми. Эта песня вам, господа! Песня — ирония
— Земфира о песне «Господа»
На песню был также снят видеоклип, режиссёр которого А. Рамазанов. По сюжету, четверо молодых «господ» садятся за стол, выпивают водку и начинают играть в карты. Среди игроков находится шулер, который, конечно, постоянно выигрывает. Компания нервничает. В какой-то момент они замечают действия шулера и завязывается драка. В конце самый умный, спрятавшийся под столом, вылезает, обыскивает лежащего на полу шулера и забирает все деньги, из рукава виновника драки он достает карту Пиковой Дамы , которая превращается в Земфиру и подмигивает .
«Я полюбила Вас»
Как и композиция «Господа», песня также построена на фортепианных соло в сопровождении скрипки, кастаньет и аккордеона. Песня написана утром под впечатлением от чтения стихов Марины Цветаевой . Николай Фандеев с портала PCMusic.ru заявил, что в песне Земфира и вовсе пытается экспериментировать с танго .
Текст песни представляет собой интерпретацию стихотворения Марины Цветаевой 1915 года «Анне Ахматовой». Сама Земфира говорила, что одно время решала, кто ей ближе, Цветаева или Ахматова : «читала много поэзии, что вообще-то мне несвойственно. И вот — решила. Но о влиянии или каких-то заимствованиях я бы не стала говорить. В период работы над пластинкой я даже больше читала Бродского . А признание в любви Цветаевой — это просто признание в любви Цветаевой» .
«Возьми меня»
Композиция с низким вокалом Земфиры, построенная на аккомпанементе фортепиано, вибрафона и джазовой ритм-секции. Земфира отмечала, что эта песня «самая деликатная по звуку и состоянию» .
«Снег начнётся»
Меланхоличная песня «об ожидании» с контрастным вокалом и интересной инструментальной вставкой. На песню был снят видеоклип, выложенный на официальном сайте Земфиры 1 декабря 2008 года. Видео было сделано оформителем альбома Александром Лобановым и напоминает видео-инсталляцию.
«1000 лет»
Самая мрачная композиция с альбома запоминается по крику (Ренаты Литвиновой) в середине песни и сопровождением клавесинной партии. В песне записан настоящий церковный орган. Песня также имеет строку «Бери Chanel, пошли домой» , которую многие восприняли как уход Земфиры в «гламурный постмодерн» . Песня была написана, когда у певицы были проблемы со связками и врач запретил ей разговаривать. Звучание песни Земфира долго держала в голове, не пробуя на слух. Также автор говорит, что эта песня самая любимая из этого альбома .
«Во мне»
Лирическая композиция с ударным и клавишным сопровождением (многие также отмечали, что партии фортепиано напоминают интерпретацию Бетховенской «Лунной сонаты»), рассказывающая о самых личных мыслях певицы: «Во мне города, во мне — вся любовь…» . Земфира характеризует песню как «мысль, которая её пронзила. Песня — открытие» .
«Спасибо»
Завершает альбом спокойная клавишная «Спасибо». Трек является записью с репетиции в ноябре 2006 года (на втором куплете Земфира командует: «Припев!»). Земфира считает эту песню «главным месседжем пластинки. Песня — благодарность» .
Ещё летом 2007 года стало известно, что певица готовит новый альбом, и тогда же Земфира дала единственный концерт в Москве (Зелёный театр ЦПКиО им. Горького), представ перед публикой в новом имидже (неожиданная худоба девушки тут же породила волну слухов и домыслов о различных болезнях и наркозависимости). Выходу альбома предшествовало появление радио сингла «Мальчик» и клипа на песню «Мы разбиваемся», снятого Ренатой Литвиновой .
Альбом выпущен в сотрудничестве с издательским домом «Коммерсантъ» и компанией « Евросеть ». С 1 октября 2007 года альбом можно было купить вместе с первым номером журнала «Citizen K» (проект ИД «Коммерсантъ»), а с 5 октября (в Москве — с 2 октября) он продавался в салонах связи «Евросеть» по цене 140 рублей. В обычных музыкальных магазинах диск не продавался. С начала октября 30 тысяч экземпляров альбома было продано вместе с журналом «Citizen K» в салонах «Евросеть» и газетных киосках. Всего на начало декабря 2007 года в рамках проекта было продано 177 тысяч экземпляров .
В интервью радиостанции « Эхо Москвы » 24 сентября 2007 года Земфира заявила, что вне зависимости от успеха такой акции, продлевать контракт на последующие альбомы не планируется.
Презентацию устроили в арт-центре "Винзавод" близ Курского вокзала 27 сентября, причём Земфира сделала вход на концерт бесплатным. А в закрытом формате певица выступила пять дней спустя — на презентации журнала Citizen K . 28 сентября альбом стал доступен для скачивания в Интернете . По этому поводу Земфира заявила:
Ну, всё состоялось. Альбом в сети, раньше срока. Совестить кого-то бессмысленно — воришки были, есть и будут. В противовес создающим и отдающим. Гармония ё-моё.
20 октября в Хабаровске начался тур Земфиры в поддержку нового диска, который завершился концертом в спорткомплексе «Олимпийский» 1 апреля 2008 года. В ходе тура Земфира организовала специальные автограф-сессии в салонах «Евросеть». На концертах также продавался специальный макси-сингл «10 мальчиков», который включает в себя 10 ремейков песни «Мальчик», присланных певице в ходе конкурса, проведённого в Интернете.
Впоследствии, Земфира комментировала такой способ релиза альбома:
То, как все было устроено со Спасибо , — следствие трудного положения, в котором я оказалась — да, конечно же, по своей вине. Ну и рекорд-компания «помогла». И я считаю, что с блеском вышла из ситуации, простите за нескромность.
Оформлением альбома занимался Александр Лобанов, фотографию для обложки сделал Сергей Берменьев . Сама обложка представляет собой белую бумагу, на которой отпечатан контурный оттиск портрета Земфиры, из волос которой летят перья. Поверх изображения прикреплена наклейка с надписью «Спасибо». В отличие от предыдущей пластинки, на обложке Спасибо имя Земфиры не указывается.
Альбом распространялся в трёх вариантах. Промодиск в бумажном конверте распространялся вместе с журналом «Citizen K». Обычное издание имеет двустраничный буклет и диск, оформленный в духе конверта. Такой вариант распространялся в магазинах сотовой сети «Евросеть». Коллекционное издание — диджипак с автографом Земфиры, буклетом, содержащим тексты песен и двумя бонусными видеотреками (клип «Мы разбиваемся» и съёмки из студии во время записи песни «Мы разбиваемся»).
Оценки критиков | |
---|---|
Источник | Оценка |
Rolling Stone Russia | |
Взгляд |
Альбом получил смешанные отзывы, чаще поднимался вопрос о лирике песен. Так Андрей Бухарин из Rolling Stone отмечал, что «наконец-то Земфира выбралась из колеи, по которой её тащило, начиная с оглушительного дебюта 1999 года. Теперь мы слышим чистый рок… и никакой электроники, к счастью, — сплошное аналоговое пиршество с морем живых инструментов, от солирующего фортепиано до оркестра. Альбом не лишен недостатков — он разнороден, есть слабые номера („Дом“) и вкусовые проколы в текстах, — но главное в том, что Земфира никак не успокоится» .
Ярослав Забалуев из интернет-издания Газета.ру дал положительную оценку работе и написал, что «новым альбомом она окончательно доказала своё право присвоить статус единственной в стране независимой певицы» .
Смешанную оценку альбом получил от обозревателя газеты Известия Михаила Марголиса, отметив, что «легкой победы у Спасибо (в сравнении с первыми пластинками Земы), пожалуй, не будет. Но весь спектр эмоций, от восторга до разочарования, диск наверняка вызовет. „Живой“ альбом Земфиры, записанный с достойными музыкантами и акцентированный на клавишах и трубе, без примеси электроники, самый неоднородный и эстетский из её проектов» .
Гуру Кен из деловой газеты Взгляд отметил, что «Земфира записала такой концептуальный альбом, какого не писала прежде. С продуманными переходами между песен — то встык, то через подобранные атмосферные звуки. Отчего же он получился настолько эклектичным? Похоже, Земфира торопилась излить все, что было. И концепция не выдержала. Песни расползаются от скорого горячечного высказывания, расползаются как тараканы, оставляя после себя пятнышки подсохшего концептуализма» .
Владимир Полупанов с портала TOPPOP.ru отметил, что Спасибо — наверно, самый интимный и камерный альбом певицы, с исповедальной тональностью и цветаевской меланхолией. Не случайно в альбоме есть и посвящение Марине Цветаевой — песня «Я полюбила Вас» .
Маргарита Таранцева с портала Правая. Ru также писала, что «если бы не пара ироничных песен („Мальчик“ и „Я полюбила вас“) да несмелая попытка злободневной сатиры („Господа“), пластинку можно было бы однозначно отправить в отстой. По сравнению с мрачными рефлексиями и гиперсексуальным оптимизмом пьяной панкушки в предыдущем альбоме Вендетта , Земфира явно дрейфует в сторону отчаянного саморазрушения» .
Слова и музыка всех песен Земфира Рамазанова.
№ | Название | Длительность |
---|---|---|
1. | «В метро» | 2:51 |
2. | «Воскресенье» | 2:29 |
3. | «Дом» | 3:50 |
4. | «Мы разбиваемся» | 3:22 |
5. | «Мальчик» | 3:46 |
6. | «Господа» | 3:24 |
7. | «Я полюбила вас» | 2:45 |
8. | «Возьми меня» | 4:26 |
9. | «Снег начнётся» | 4:24 |
10. | «1000 лет» | 4:10 |
11. | «Во мне» | 4:05 |
12. | «Спасибо [репетиция, ноябрь 2006]» | 3:21 |
Год | Награда | Номинированная работа | Категория | Результат |
---|---|---|---|---|
2008 | Премия Муз-ТВ | «Спасибо» | Лучший альбом | Номинация |
«Мы разбиваемся» | Лучшая песня | Номинация | ||
Лучшее видео | Номинация | |||
Рекордъ | «Спасибо» | Альбом артистки | Номинация | |
Степной волк | «Спасибо» | Диск | Победа | |
Чартова дюжина | «Спасибо» | Альбом | Номинация | |
«Мы разбиваемся» | Песня | Номинация | ||
Музыка | Победа | |||
Видеоклип | Номинация | |||
Премия Fuzz | «Спасибо» | Лучший альбом | Номинация | |
«Мы разбиваемся» | Лучшая песня | Номинация | ||
Rock Alternative Music Prize | «Спасибо» | Альбом года | Победа |