Кино про кино
- 1 year ago
- 0
- 0
Статья содержит информацию о завершённых производством игровых кинофильмах СССР , которые снимались для коммерческого проката, но не были своевременно выпущены в прокат , либо были выпущены только в республиканский прокат либо были выпущены в прокат, но сняты с экрана в год выпуска. Зачастую в отношении советских фильмов, попавших под запрет, киноведы и историки применяют выражение « по́лочные фи́льмы » (или « по́лочное кино́ »), то есть такие фильмы, которые были отправлены на полку фильмохранилища и не были показаны зрителям.
Отношение к некоторым запрещённым фильмам позже в условиях новой социально-политической обстановки страны пересматривалось и они выходили в прокат. Так, в период хрущёвской оттепели на экраны был выпущен ряд запрещённых картин эпохи сталинизма 1930-х — начала 1950-х годов; в Перестройку был выпущен ряд «полочных фильмов» эпохи брежневского застоя конца 1960-х — начала 1980-х годов. Некоторые запрещённые кинофильмы никогда не были выпущены в прокат, но были показаны по телевидению. Некоторые запрещённые фильмы 1920—1930-х годов вообще не сохранились: либо были намеренно уничтожены, либо сгорели во время немецких бомбардировок Москвы и в частности киностудии «Мосфильм» в 1941 году.
В списке отсутствуют:
Год |
Название
(альтернативное название) |
Режиссёр | Киностудия | Ч. | Метраж | Выход в прокат | Комментарий | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1935 | Наместник Будды | Евгений Иванов-Барков | Востокфильм | 9 | ? | не выходил | C начавшимся в 1936 году процессом по троцкистско-зиновьевскому делу, а также борьбой с так называемым «панмонголизмом», когда любое упоминание о буддизме каралось, выход в прокат стал невозможен | |
1936 | О странностях любви | Яков Протазанов | Межрабпомфильм | 6 | ? | не выходил | Картина была завершена в декабре 1935, но не вышла на экран по идеологическим соображениям. Попав под кампанию борьбы с формализмом , была обвинена «в безыдейности, пошлости и отрыве от действительности» | |
1939 | Гость | Герберт Раппапорт | Ленфильм | 9 | ? | не выходил | Картина была «закончена, но не вышла на экран по тематическим соображениям» | |
1940 |
(Рубиновые звёзды) |
Александр Усольцев-Гарф | Ташкентская киностудия | 10 | ? | |||
1940 | Галя | Надежда Кошеверова | Ленфильм | 4 | 1010 | |||
1940 | Евгений Брюнчугин | Сталинабадская киностудия | 7 | 1804 | ||||
1940 | Старый наездник | Борис Барнет | Мосфильм | 11 | 2627 | |||
1940 | Николай Досталь | Ашхабадская киностудия | 3 | 812 | ||||
1940 |
Шестьдесят дней
(Командиры запаса) |
Михаил Шапиро | Ленфильм | 8 | 2031 | |||
1941 |
(Два командира) |
Лев Брожовский,
Дарья Шпиркан , Лев Ишков |
Мосфильм | 7 | ? | |||
1941 | Мечта | Михаил Ромм | Мосфильм | 12 | 2731 | 13 сентября 1943 | ||
1941 |
(Вагон уходит на заре) |
,
Сергей Якушев |
Ленфильм | 8 | ? | |||
1941 | Первая конная | Ефим Дзиган | Мосфильм | 10 | ? | |||
1941 |
Сергей Сплошнов
,
Иосиф Шапиро |
Советская Белорусь | 5 | 1094 | ||||
1941 | Сигизмунд Навроцкий | Советская Белорусь | 9 | 1987 | ||||
1941 | Сердца четырёх | Константин Юдин | Мосфильм | 13 | 2569 | 5 января 1945 | ||
1942 | Железный ангел | Владимир Юренев |
Союздетфильм
,
Сталинабадская киностудия |
6 | ? | |||
1942 | Боевой киносборник «Лесные братья» |
Гавриил Егиазаров
,
Евгений Шнейдер |
Союздетфильм,
Сталинабадская киностудия |
5 | ? | |||
1942 |
(Сборная музыкальная программа) |
Александр Ивановский
,
Владимир Шмидтгоф |
Киевская кинофабрика
,
Ашхабадская киностудия |
10 | ? | |||
1942 | Оборона Царицына. Вторая серия |
Георгий Васильев
,
Сергей Васильев |
ЦОКС | 10 | ? | Речь о второй серии. Первая серия вышла на экраны СССР 29 марта 1942 года. Создатели фильма за первую серию получили Сталинскую премию I степени (1942). | ||
1942 |
Славный малый
(Новгородцы; Мстители) |
Борис Барнет | ЦОКС | 10 | ? | 1959 | Был признан в 1942 году «идеологически незначительным», после доработки и монтажа фильм вышел на экраны страны в 1959 году. | |
1942 |
Убийцы выходят на дорогу
(Школа подлости) |
Всеволод Пудовкин
,
Юрий Тарич |
ЦОКС | 7 | ? | |||
1942 | Швейк готовится к бою |
Сергей Юткевич
,
Климентий Минц , Мария Итина |
Союздетфильм,
Сталинабадская киностудия |
8 | ? | не выходил |
Киносборник, состоящий из двух новелл: «Моды Парижа» и «Последний крестоносец», объединённых одним персонажем — Швейком из
романа
Ярослава Гашека
.
Согласно свидетельствам Сергея Юткевича , приведённым в книге М. Долинского «Связь времён», картина была запрещена по личному распоряжению начальника Главного Политического Управления Красной Армии А. С. Щербакова без объяснения причин. |
|
1942 | Боевой киносборник «Юные партизаны» |
Игорь Савченко
,
Лев Кулешов |
Сталинабадская киностудия,
Ашхабадская киностудия |
6 | 1559 | не выходил |
Киносборник, состоящий из двух новелл: «Левко» и «Учительница Карташова».
Документы, объясняющие официальные причины запрета, не обнаружены. Из книги Льва Кулешова и Александры Хохловой «50 лет в кино» (1975): «Фильм безусловно был интересен, но в это время Боевые киносборники , к сожалению, прекратили выпускать, и наша работа так и не увидела экрана» . |
|
1943 | Ефим Арон | ЦОКС | 5 | ? | не выходил |
Документы, объясняющие официальные причины запрета, не обнаружены. Фильм не сохранился.
По ряду источников фильм был выпущен в 1943 году |
||
1943 | Мы с Урала |
Лев Кулешов
,
Александра Хохлова |
Союздетфильм
(на базе Сталинабадской киностудии) |
9 | 2067 | не выходил |
Сценарий фильма был положительно принят и даже опубликован. 20 декабря 1943 года фильм получил разрешительное удостоверение, но так и не был выпущен.
Документы, объясняющие официальные причины невыпуска, не обнаружены. Министр кинематографии СССР Иван Большаков в своей книге «Советское киноискусство в годы Великой Отечественной войны» (1950) называет фильм «малоинтересным и далеко не полноценным, в силу неудачной трактовки режиссёром основным персонажей фильма» . По мнению Марголита и Шмырова действительная причина невыпуска — стилистика фильма, лишённая какой-либо патетики. |
|
1943 | Боевой киносборник «Наши девушки» |
Абрам Роом
,
Григорий Козинцев |
ЦОКС | 7 | 1947 | не выходил |
Киносборник, состоящий из двух новелл: «Тоня» и «Однажды ночью».
Документы, объясняющие официальные причины невыпуска, не обнаружены. По мнению Марголита и Шмырова, запрет на выпуск связан с прекращением производства боевых киносборников в последние годы Великой Отечественной войны, а также с тем, что в сюжете выводилось отступление Красной армии в 1941—1942 годах, что было нежелательным в последние годы войны. |
|
1943 | Одна семья |
Григорий Александров
,
Микайлов Микаил, Рза Тахмасиб |
Бакинская киностудия | 10 | 2524 | не выходил | Киносборник из трёх новелл. Художественным руководителем постановки, а также режиссёром-постановщиком одной из новелл был откомандированный в Баку Григорий Александров. Документы, объясняющие официальные причины невыпуска, не обнаружены. По мнению Марголита и Шмырова, запрет на выпуск связан с прекращением производства боевых киносборников в последние годы Великой Отечественной войны. | |
1943 | Он ещё вернётся |
Николай Шенгелая
,
Додо Антадзе |
Тбилисская киностудия | 6 | 1638 | не выходил | Снят на грузинском языке. Режиссёр Николай Шенгелая скончался во время работы над картиной. Заканчивал съёмки Додо Антадзе . На русский язык дублирован не был. Документы, объясняющие официальные причины невыпуска, не обнаружены. Сведения о возможном республиканском прокате в пределах ГССР также отсутствуют. | |
1943 |
Пропавший без вести
(Родные берега) |
Владимир Браун | Ташкентская киностудия | 4 | ? | не выходил | Изначально должен был войти в состав киносборника «Родные берега» вместе с короткометражной новеллой «Три танкиста», которая в 1943 году была выпущена в прокат отдельно. Документы, объясняющие официальные причины запрета, не обнаружены. По мнению Марголита и Шмырова, невыпуск фильма связан с прекращением производства боевых киносборников в последние годы Великой Отечественной войны. | |
1943 | Юный Фриц |
Григорий Козинцев
,
Леонид Трауберг |
ЦОКС | 3 | ? | не выходил | Документы, объясняющие официальные причины запрета, не обнаружены. Министр кинематографии СССР Иван Большаков в своей книге «Советское киноискусство в годы Великой Отечественной войны» (1950) упрекает Козинцева и Трауберга в формализме и антихудожественной манере при создании картины. | |
1945 | Иван Грозный. Сказ второй: Боярский заговор | Сергей Эйзенштейн | Мосфильм | 11 | 2373,7 | 1 сентября 1958 |
Картине вменялось невежественное изображение исторических фактов и показ Ивана Грозного как слабовольного и слабохарактерного человека.
Выпущен на экраны в период « хрущёвской оттепели» . |
|
1945 | Простые люди |
Григорий Козинцев
,
Леонид Трауберг |
Ленфильм | 8 | 2147 | 25 августа 1956 |
Фильм получил положительную оценку на худсовете Министерства кинематографии СССР и во время обсуждений после показа в Доме кино, а 19 декабря 1945 года картине было выдано разрешительное удостоверение. Однако после публикации 20 июля 1946 года статьи Е. Ковальчука «Фальшивый фильм» в газете «Культура и жизнь» и после упоминания в Постановлении ЦК ВКП(б) «О кинофильме „Большая жизнь“» от 4 сентября 1946 года фильм был положен на полку.
Выпущен на экраны в период « хрущёвской оттепели» . |
|
1946 | Большая жизнь. Вторая серия | Леонид Луков | Союздетфильм | 9 | 2618 | 21 декабря 1958 |
Запрещён к выпуску Постановлением ЦК ВКП(б) «О кинофильме „Большая жизнь“» от 4 сентября 1946 года. Картине был поставлен ряд обвинений, среди которых фальшивое изображение восстановления послевоенного Донбасса.
Выпущен на экраны в период « хрущёвской оттепели» , хотя Постановление ЦК ВКП(б) о фильме было признано ошибочным и отменено только в годы перестройки . |
|
1947 | Свет над Россией | Сергей Юткевич | Мосфильм | 7 | 2061 | не выходил |
27 октября 1947 года фильм получил разрешительное удостоверение, но вскоре оно было аннулировано. Фильм был запрещён к выпуску по ряду причин, среди которых неприятие картины Сталиным.
После XX съезда КПСС Юткевичу предложили восстановить фильм, но он отказался из-за того что не сохранились материалы первой редакции фильма. В Госфильмофонде сохранилась вторая редакция фильма. |
|
1947 | Фатали-хан | Ефим Дзиган | Бакинская киностудия | 10 | 2626 | 1 мая 1959 |
Не был выпущен по причине «отступления от исторической правды» и господствующих в советской идеологии конца 1940-х годов антинационалистических тенденций и
великорусского шовинизма
.
26 февраля 1948 года было выдано разрешительное удостоверение варианту фильма на азербайджанском языке, однако сведений о республиканском прокате в пределах АзССР не обнаружено. Выпущен на экраны в период « хрущёвской оттепели» . |
|
1948 | Кето и Котэ |
Вахтанг Таблиашвили
,
Шалва Гедеванишвили |
Тбилисская киностудия | 10 | 2435 | 8 июня 1953 |
Возможная причина запрета, по мнению Марголита и Шмырова — арест
Шалва Гедеванишвили
, одного из постановщиков фильма, последовавший вскоре после окончания работы над картиной.
Выпущен в прокат после смерти Сталина. |
|
1949 | Звезда | Александр Иванов | Ленфильм | 9 | 2652,1 | 21 сентября 1953 |
Был запрещён к выпуску, поскольку
Сталина
не устроил финал.
Выпущен в прокат только после его смерти. |
|
1950 | Огни Баку |
Александр Зархи
,
Иосиф Хейфиц , Рза Тахмасиб |
Бакинская киностудия | 10 | 2571 | 16 февраля 1958 |
Причины запрета неясны.
Выпущен на экраны в период « хрущёвской оттепели» . |
|
1951 | Второй карван | Амо Бек-Назаров | Ереванская киностудия | не выходил | Фильм не был окончен. Несмотря на это, копия сохранилась в Госфильмофонде. Был запрещен Сталиным. Как писал режиссер в своей книге «Записки актера и кинорежиссера», все, что ему сообщили, ― Сталину не понравилось название. | |||
1953 |
Званый ужин
(Разбитые мечты) |
Фридрих Эрмлер | Ленфильм | 3 | 843 | 22 августа 1962 |
Причины запрета неясны.
Выпущен на экраны в период « хрущёвской оттепели» . |
|
1953 |
Степные зори
(Государственный глаз) |
Леон Сааков | Мосфильм | 6 | 1669,4 | не выходил | Фильм получил разрешительное удостоверение от 25 марта 1953 года для всесоюзного проката кроме Москвы, Ленинграда и столиц союзных республик, но затем Министерство культуры СССР наложило полный запрет на выпуск картины «ввиду крайне низкого идейно-художественного уровня». |
Год |
Название
(Альтернативное название) |
Режиссёр | Киностудия | Ч. | Метраж | Выход в прокат | Комментарий | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1965 | Леонид Осыка | Киностудия имени А. Довженко | не выходил | |||||
1965 | Юрий Ильенко | Киностудия имени А. Довженко | Ноябрь 1987 | |||||
1966 |
История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж
(Асино счастье) |
Андрей Кончаловский | Мосфильм | Сентябрь 1988 | ||||
1966 | Скверный анекдот |
Александр Алов
,
Владимир Наумов |
Мосфильм | Декабрь 1987 | ||||
1966 | Формула радуги | Георгий Юнгвальд-Хилькевич | Одесская киностудия | не выходил | ||||
1967 |
Ангел
(Комиссар) |
Андрей Смирнов | Мосфильм | Октябрь 1987 | Первая новелла киноальманаха « Начало неведомого века » | |||
1967 | Комиссар | Александр Аскольдов | Киностудия имени М. Горького | Ноябрь 1988 | ||||
1967 |
Родина электричества
(Комиссар) |
Лариса Шепитько | Мосфильм | Октябрь 1987 | Вторая новелла киноальманаха « Начало неведомого века » | |||
1967 |
Христос приземлился в Гродно
(Житие и вознесение Юрася Братчика) |
Владимир Бычков
,
Сергей Скворцов |
1989 | |||||
1968 |
Интервенция
(Величие и падение дома Ксидиас) |
Геннадий Полока | Ленфильм | 1987 | ||||
1968 | Совесть | Владимир Денисенко | Киностудия им. А. Довженко | не выходил | Восстановлен в 1989 году, премьера состоялась в 1990 году. | |||
1968 | Урок литературы | Алексей Коренев | Мосфильм | Май 1989 | ||||
1969 | Только три ночи | Гавриил Егиазаров | Мосфильм | Май 1989 | ||||
1971 | Долгие проводы | Кира Муратова | Одесская киностудия | Июнь 1987 | ||||
1971 |
Проверка на дорогах
(Операция «С Новым годом!») |
Алексей Герман | Ленфильм | Апрель 1986 | ||||
1972 | На Севере, на Юге, на Востоке, на Западе | Ефим Дзиган | Мосфильм | не выходил | ||||
1972 |
(Кулагер) |
Булат Мансуров | Казахфильм | Октябрь 1987 | ||||
1973 | Николай Рашеев | Киностудия имени А. Довженко | Июль 1987 | |||||
1973 |
Асхат Ашрапов
,
Виктор Пусурманов |
Казахфильм | Январь 1991 | |||||
1974 | Скворец и лира | Григорий Александров |
Мосфильм,
Barrandov Studio, DEFA |
не выходил | ||||
1974 |
Степные раскаты
(Уральск в огне) |
Мажит Бегалин | Казахфильм | не выходил | Фильм был показан по телевидению в 2002 году | |||
1975 | Мой дом — театр | Борис Ермолаев | Мосфильм | Апрель 1987 | ||||
1977 | Вторая попытка Виктора Крохина | Игорь Шешуков | Ленфильм | Февраль 1987 | ||||
1977 | Одинокий голос человека | Александр Сокуров |
Ленфильм
Учебная киностудия ВГИК |
Октябрь 1987 | ||||
1978 | Борис Фрумин | Ленфильм | Октябрь 1989 | |||||
1978 | Пока безумствует мечта | Мосфильм | Декабрь 1988 | |||||
1979 | Тема | Глеб Панфилов | Мосфильм | Октябрь 1986 | ||||
1980 | Лес | Владимир Мотыль | Ленфильм | Май 1987 | ||||
1981 | Агония | Элем Климов | Мосфильм | Июнь 1985 | ||||
1981 | Карен Геворкян | Арменфильм | не выходил | |||||
1984 | Покаяние | Тенгиз Абуладзе | Грузия-фильм | Март 1987 |
Год |
Название
(Альтернативное название) |
Режиссёр | Киностудия | Ч. | Метраж | Выход в прокат | Комментарий | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1941 | В сторожевой будке |
Диомиде Антадзе,
Сандро Джалиашвили |
Тбилисская киностудия | 2 | 598 | 3 ноября 1941 ( Т. ) | Выпущен только в республиканский прокат в ГССР. Причины ограничения проката неизвестны. | |
1941 | В Чёрных горах | Николай Шенгелая | Тбилисская киностудия | 3 | 820 | 3 ноября 1941 ( Т. ) | Выпущен только в республиканский прокат в ГССР. Причины ограничения проката неизвестны. | |
1941 | Кровь за кровь |
Габриелян Гурген,
Арам Самвелян |
Арменкино | 2 | 469,22 | 14 октября 1941 ( Е. ) | Выпущен только в республиканский прокат в Армянской ССР. Причины ограничения проката неизвестны. | |
1941 | Мать | Леонид Луков |
Киностудия имени А. Довженко,
Ташкентская киностудия |
2 | 400 | 18 сентября 1941 ( Т. ) | Выпущен только в республиканский прокат в УзССР. Причины ограничения проката неизвестны. | |
1941 | Огонь в лесу | Амасий Мартиросян | Ереванская киностудия | 2 | 540 | 16 сентября 1941 ( Е. ) | Выпущен только в республиканский прокат в Армянской ССР. Причины ограничения проката неизвестны. | |
1941 | Сын Родины | Ага-Рза Кулиев | Бакинская киностудия | 2 | 508 | 14 сентября 1941 ( Б. ) | Выпущен только в республиканский прокат в АзССР. Причины ограничения проката неизвестны. | |
1941 | Узбекский киноконцерт |
Камиль Ярматов
,
Юлдаш Акзамов , Сергей Казаков |
Ташкентская киностудия | 2 | 585 | 14 августа 1941 ( Т. ) | Выпущен только в республиканский прокат в УзССР. Причины ограничения проката неизвестны. | |
1941 | Урок советского языка | Арташес Ай-Артян | Ереванская киностудия | 3 | 748 | 14 октября 1941 ( Е. ) | Выпущен только в республиканский прокат в Армянской ССР. Причины ограничения проката неизвестны. | |
1941 | Форпост | Котэ Микаберидзе | Тбилисская киностудия | 2 | 506 | 3 ноября 1941 ( Т. ) | Выпущен только в республиканский прокат в ГССР. Причины ограничения проката неизвестны. | |
1945 | Строптивые соседи | Шота Манагадзе | Тбилисская киностудия | 7 | 1949 | 1 ноября 1945 ( Т. ) |
В 1945 году выпущен только в республиканский прокат
ГССР
.
Сценарий фильма получил низкую оценку со стороны руководства СССР, в том числе Сталина. Во всесоюзный прокат перевыпускался в 1960-х (?). |
|
1947 | Котэ Пипинашвили | Тбилисская киностудия | 10 | 2574 |
28 августа 1947 (
Т.
);
1957 ( ВЭ ) |
В 1947 году демонстрировался только в
ГССР
.
Для выпуска во всесоюзный прокат не получил одобрения от худсовета Министерства кинематографии СССР, где картине были поставлены обвинения в идеализации старой Грузии и отрыве от социалистического реализма. Во всесоюзный прокат был выпущен в 1957 году. |
||
1953 |
(Адмирал) |
Александр Козырь | Киностудия имени А. Довженко | ? | ? | ? |
Демонстрировался только в УССР некоторое время. Причины ограничения проката неизвестны.
Не сохранился. |
|
1958 | В. Ляховецкий | Киностудия имени А. Довженко | 2 | 400,8 | 30 декабря 1958 ( К. ) | Выпущен только в республиканский прокат УССР . Причины ограничения проката неизвестны. | ||
1958 | Давид Канделаки | Грузия-фильм | 7 | ? | 1959 ( Т. ) | Выпущен только в республиканский прокат ГССР . Причины ограничения проката неизвестны. | ||
1958 | Тамаз Мелиава | Киностудия имени А. Довженко | 6 | 1957 | 5 марта 1958 ( К. ) | Телефильм, выпущенный только в республиканский прокат УССР . Причины ограничения проката неизвестны. | ||
1962 | Апрель | Сергей Параджанов | Грузия-фильм | 1972 ( Т. ) | ||||
1968 | Кальё Кийск | Таллинфильм | Март 1987 ( ВЭ ) |
Выпущен только в республиканский прокат
ЭССР
.
Во всесоюзный прокат был перевыпущен в 1987 году. |
||||
1968 | Июнь, начало лета | Раймондас Вабалас | Литовская киностудия | Июнь 1970 ( В. ) | ||||
1974 | Альмантас Грикявичюс | Литовская киностудия | ||||||
1973 |
Дед левого крайнего
(Кисть старого мастера) |
Леонид Осыка | Киностудия имени А. Довженко |
Год |
Название
(Альтернативное название) |
Режиссёр | Киностудия | Ч. | Метраж | Выход в прокат | Комментарий | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1937 | Женитьба |
Эраст Гарин
,
Хеся Локшина |
Ленфильм | 7 |
28 июля 1937 года,
изъят в августе |
Изъятие картины историки кино связывают с началом кампании по разоблачению «мейерхольдовщины» и травли самого Всеволода Эмильевича , чьим учеником был Эраст Гарин. | ||
1940 | Закон жизни | Александр Столпер , | Мосфильм | 10 | 2774 |
7 августа 1940 года,
изъят 17 августа 1940 года |
Изъят сразу же после выхода разгромной статьи в « Правде », где был объявлен крупным политическим и творческим провалом. | |
1940 | Преступление и наказание | Павел Коломойцев | Ленинградская студия малых форм | 3 | ? | Изъят весной 1941 года | «Сюжет картины построен на переживаниях расхитителя общественной собственности» | |
1943 | Ладога |
Павел Паллей
,
Валерий Соловцов , Глеб Трофимов |
Ленинградская студия кинохроники | 5 | ? | Изъят после первых же показов | «По свидетельствам очевидцев и современников, первых зрителей ошеломил контраст между лицами партноменклатуры и людей обычных, уличных». |