Interested Article - Феофил (император)

Феофи́л ( ок. 813 20 января 842 ) — второй византийский император (829—842) из Аморейской династии . Император поддерживал иконоборчество . Феофил лично руководил армиями в своей долгой войне против арабов, начавшейся в 831 году.

Биография

Правление

Феофил был сыном императора Михаила II и его первой супруги Фёклы ; его крёстным отцом был император Лев Армянин . С 821 года Феофил был соправителем отца, а после его смерти в 829 году стал единоличным императором. Он вступил на престол при достаточно благоприятных условиях. Империи ничто не угрожало, кроме арабских пиратов; население сравнительно благоденствовало, казна была богата. Хотя и не смолкли иконоборческие споры, но в правление Михаила II преследования за почитание икон прекратились.

Феофил получил отличное образование под руководством учёного Иоанна Грамматика , известного иконоборца, возведённого при Феофиле на патриарший престол. Феофил понимал и ценил искусства и науки. Он также любил церковное пение, сам писал стихиры (по преданию, его перу принадлежит стихира на праздник Входа Господня в Иерусалим «Изыдите языцы, изыдите и людие…») и по праздникам управлял хором в Святой Софии .

Он обладал многими блестящими качествами и сильным, но вспыльчивым характером; любовь к справедливости доводила его до довольно крутых мер.

Феофил на монете вместе с отцом, Михаилом, основателем Аморийской династии.

Его жизнь, блестящая и интересная, окружённая народными легендами, не всегда была счастливой из-за частых поражений в войнах с арабами. Первым его шагом в начале единоличного правления было требование у сената казни главных убийц иконоборческого императора Льва Армянина, погибшего в 820 году, хотя те возвели на престол его отца и были им прощены. Феофил также удалил из дворца свою мачеху — вторую жену Михаила II Евфросинию , которую тот взял из монастыря. Возобновилась утихавшая иконоборческая распря, гонения и истязания; в 832 году вышел указ, которым запрещалось почитание икон.

Феофил был женат на Феодоре , которую выбрал в результате устроенных его мачехой Евфросинией весной 821 года смотрин . Сначала Феофил хотел выбрать в жёны Кассию , будущую известную песнописицу, но передумал в результате её дерзкого ответа на его реплику.

Воспитатель Феофила — патриарх Иоанн Грамматик — и его жена, Феодора , впоследствии восстановительница иконопочитания, смягчали жестокость Феофила в отдельных случаях. Из уважения к Феодоре, любившей мужа, память его не была предана проклятию на Константинопольском соборе 842 года и последовавшем за ним Торжестве православия (843 год). При всём том Феофил не воздвигал систематического гонения на иконы : они оставались в церквях, подвешенные высоко. Впрочем, согласно новейшим исследованиям, преследования при Феофиле были далеко не так жестоки, как это впоследствии представляли хронисты, и часто проходили под знамением гонения не столько за веру, сколько за политическую неблагонадежность. Наказывал Феофил не за догмат, но за ослушание его власти; обе церковные партии должны были жить в империи рядом, причем главенствовали иконоборцы.

Во внутреннем управлении Феофил был строг и самовластен; но о его указах мы знаем лишь из православных хроник. Он издал закон против злоупотреблений администрации, боролся с хищной бюрократией ; разрешил браки между византийками и персами. Его нелицеприятная справедливость, доступность жалобщикам из народа запечатлена легендами и придаёт его правлению восточный отпечаток. Так, он приказал публично бичевать Петрону, брата императрицы Феодоры, за то, что при постройке дома он нарушил права соседки; он распорядился сжечь на площади богатый груз с корабля, принадлежавшего императрице, считая, что царям неприлично вести торговлю. Блеск и пышность господствовали при дворе Феофила; казна казалась неисчерпаемой.

Рядом с полезными сооружениями, как городские морские стены, как громадная богадельня , рядом с устройством государственной сигнализации (огнями на вершинах гор) от столицы до арабских пределов, Феофил удовлетворял своей страсти к роскоши и искусствам. Великолепные дворцовые постройки — фонтан Фиала , портики Мистерии и Сигма, так называемый Таинственный триконх , новый ипподром , загородный дворец Врия в арабском стиле, для музыкальных органов во дворце — свидетельствуют о роскоши Феофила и в то же время о влиянии восточного искусства и вкусов, проводниками которых являлись патриарх Иоанн Грамматик и учёный Лев Математик .

Поддерживая отношения с западными императорами, Людовиком Благочестивым и Лотарем , и с кордовским халифом, пользуясь перемирием с Болгарией , Феофил призвал Венецию против арабов, завоевавших Палермо , Тарент и Бари . На севере Чёрного моря он вступил в союз с хазарами и выстроил в устье Дона крепость Саркел , против печенегов. Большой помощью служили ему персидские выходцы, восставшие против арабского халифа и перебежавшие в Византию; их было несколько тысяч, и из них были сформированы особые отряды, которыми предводительствовал перс Феофоб , ставший при Феофиле знаменитым военачальником; Феофил выдал за него свою сестру Елену.

Первые походы Феофила в Сирию против багдадских халифов Аль-Мамуна (831 год) и Мутасима (837 год) были удачны; но затем Мутасим, справившись с другими врагами, жестоко отомстил Византии. Его вождь Афшин разбил Феофила, едва спасшегося от плена; сам Мутасим осадил и разрушил в 838 году византийскую твердыню в Малой Азии Аморий , родину императора, перебив и забрав в плен множество христиан. Храбрые начальники Амория, во главе с патрикием Аэтием, после долголетнего плена были преданы смерти за верность христианству ( 42 аморийских мученика ). Гибель родного города и поражение христиан сильно повлияли на Феофила; он заболел, и меньше чем за 4 года болезнь свела его в могилу. Согласно византийским источникам, умер император от «истечения желудка». Умирая, он, по преданию, примирился с православием, облобызав икону, которую поднесла ему Феодора.

С возникновением Волжского торгового пути и судоходства на Волге в 900-х годах Византия через путь Керченский пролив Азовское море Дон Волгодонская переволока стала принимать участие в торговле. Для охраны этого пути император Феофил оказал инженерную помощь хазарам в строительстве крепости Саркел на донской стороне пути в период с 829 по 842 годы:

Их места расселения простираются вплоть до Саркела, крепости хазар, которой стоят триста таксеотов (наёмных воинов), сменяемых ежегодно. «Саркел» же означает у них «Белый дом»; он был построен спафарокандидатом (придворный византийский титул) Петроной, по прозванию Каматир , так как хазары просили василевса Феофила построить им эту крепость. Ибо известно, что хаган и пех Хазарии, отправив послов к этому василевсу Феофилу, просили воздвигнуть для них крепость Саркел. Василевс, склонясь к их просьбе, послал им ранее названного спафарокандидата Петрону с хеландиями (вид парусного судна) из царских судов и хеландии катепана Пафлагонии . Итак, сей Петрона, достигнув Херсона , оставил хеландии в Херсоне; посадив людей на транспортные корабли, он отправился к месту на реке Танаис , в котором должен был строить крепость. Поскольку же на месте не было подходящих для строительства крепости камней, соорудив печи и обжёгши в них кирпич, он сделал из них здание крепости, изготовив известь из мелких речных ракушек

Семья

У Феофила с Феодорой было пять дочерей — Мария, Фёкла, Анна, Анастасия и Пульхерия — и два сына, Константин и Михаил .

Мария была замужем за Алексеем Муселе и умерла около 839 года, Константин умер в младенчестве, около 830—831 годов. Остальные дочери уже после смерти отца приняли монашество (по-видимому, Феофил завещал не выдавать их замуж до совершеннолетия Михаила, чтобы устранить опасность возможных заговоров, поскольку Михаил был ещё совсем мал, когда Феофил умер).

Примечания

  1. Б. Пащенко. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  2. / О. Е. Иванова, В. В. Лопатин (отв. ред.), И. В. Нечаева, Л. К. Чельцова. — 2-е изд., испр. и доп.. — М. : Российская академия наук . Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН , 2004. — 960 с. — ISBN 5-88744-052-X . от 17 апреля 2014 на Wayback Machine
  3. Тимоти Э. Грегори (2010). История Византии. Блэквелл Паблишинг Лтд. с. 227. .
  4. Ряд ученых, вслед за В. Тредгольдом считают, что смотрины имели место в 830 или 831 г., но хронология, выдвинутая Тредгольдом, ошибочна; см. подробнее статью Т. А. Сениной «Диалог Феофила и Кассии…» (подробные данные — в разделе «Литература»)
  5. (неопр.) . Дата обращения: 29 мая 2016. 3 июня 2019 года.

Литература

  • Успенский Ф. И. Очерки по истории византийской образованности. — СПб. , 1891. — С. 56—65.
  • Васильев А. А. Византия и арабы. Политические отношения Византии и арабов за время Аморийской династии. — СПб. , 1900. — С. 76—152.
  • Rosser J. Theophilus (829-842): Popular Sovereign, Hated Persecutor // Βυζαντιακά: Ἐπιστ. ὀργανον Ἑλληνικῆς ἱστ. ἑταρείας. — 1983. — Т. 3 . — С. 37—56 .
  • Lilie R.-J., C. Ludwig, Th. Pratsch, I. Rochow. Prosopographie der Mittelbyzantinischen Zeit. Erste Abteilung (641–867). — B. , 1998. №№ 8167.
  • Афиногенов Д. Е. «Повесть о прощении императора Феофила» и Торжество православия. — М. : Индрик, 2004. — 192 с. — (, IV). — ISBN 5-85759-260-7 .
  • Markopoulos A. // L. Brubaker (ed.), Byzantium in the Ninth Century. Dead or Alive?. — Aldershot—Hampshire, 1998. — С. 37—49 .
  • Vlyssidou V. N. L’empereur Théophile “cherissant les nations” et ses relations avec la classe supérieure de la société byzantine // Ὁι σκοτεινοί αιώνες του Βυζαντίου. — Athen, 2001. — С. 443–453 .
  • Сенина Т. А. (монахиня Кассия). // Scrinium: T. 2. Universum Hagiographicum: Mémorial R. P. Michel Van Esbroeck, S. J. (1934-2003) / Ed. par B. Lourié et A. Mouraviev. — СПб. , 2006. — С. 240—272 .
  • Sénina Т. А. (moniale Kassia). // Scrinium. — СПб. , 2008. — Т. 4: Patrologia Pacifica and Other Patristic Studies / Ed. par B. Lourié et V. Baranov . — С. 260—298 .

Same as Феофил (император)