Interested Article - Камерный театр Таирова

Ка́мерный теа́тр Таирова — драматический театр, основанный в 1914 году Александром Таировым , располагался в перестроенном под театр особняке XVII века на Тверском бульваре в Москве . Первый спектакль был показан 12 декабря 1914 года, последний — 29 мая 1949 года. На основе закрытого театра создан Московский драматический театр имени А. С. Пушкина .

История

Истоки театра

В 1912 году Александр Таиров ушёл из театра Коммисаржевской и уехал из Петербурга в провинцию, чтобы порвать с театральной жизнью. В августе 1913-го он переехал в Москву, по приглашению Константина Марджанова занимался постановкой пантомимы в Свободном театре . В 1914-м этот театр распался, потому что его создатели собрали в труппу слишком разных людей, которые не нашли между собой общего языка. К этому времени единомышленники Таирова проделали много работы над новыми постановками и решили не оставлять работу. Режиссёр приступил к созданию собственного театра и поиску помещения . Таиров выбрал особняк на Тверском бульваре: бывшая усадьба, построенная в XVII веке. Ранее зданием владел тайный советник князь Иван Вяземский . В 1779 году он продал участок церкви Иоанна Богослова , после этого усадьба перешла Вырубовым , а в 1911-м была выкуплена братьями Паршиными .

Моё внимание ещё раньше привлекал один особняк с красивой дверью из чёрного дерева. По вечерам в окнах не было света. Таиров оглядел особняк и согласился, что в нём «что-то есть», и, подойдя к двери, решительно позвонил <…> Таинственный особняк принадлежал трём братьям Паршиным. Четыре зала, идущие анфиладой , не годятся, чтобы сделать театр <…> Ломать их грешно. Но есть возможность пристроить к ним небольшой зрительный зал и сцену. Само здание просто создано для театра . Актриса Алиса Коонен

Меценаты помогли Таирову встретиться с Паршиными. В здании располагалось Воинское присутствие , контракт которого завершался. Таиров убедил братьев, что его театр принесёт им известность. Меценаты заключили с владельцами особняка договор аренды сроком на пять лет за 175 000 рублей и сразу же оплатили десять тысяч из них .

Ранний период

Занавес Камерного театра, 1922 год
Александр Таиров, 1920 год

Реконструкция особняка началась в 1914 год, а по соседству с церковью Иоанна Богослова стали возводить зрительный зал и сцену. Анфилада особняка стала парадным фойе .

Труппа планировала работать вне зависимости от настроения обычной публики и хотела видеть на своих спектаклях зрителей со схожими тревогами, раздумьями и взглядами на жизнь, и по этой причине назвала театр Камерным . При этом актёры не стремились к «камерному» репертуару, исполнению и методам постановки. Позже название театра утратило первоначальный смысл, но его решили сохранить, «как сохраняет человек имя, данное ему от рождения» . Таиров предпочитал произведения в стиле « мистерии » и « арлекинады », а для постановок использовал зарубежные пьесы. Он стремился создать синтетический театр с упором на движение и пластику, называя свой театр «эмоционально-насыщенных форм» или «театром неореализма» .

Театр задумывался как синтез театра, балета, музыки, живописи. Спектакли были полны танцев, костюмы были яркие. Он был создан в противовес натуралистическому МХАТу , и полному условностей театру Мейерхольда . Экскурсовод Ирина Левина

Открытие Камерного театра должно было начаться с постановки « Сакунтала » по драме древнеиндийского автора Калидасы . Для подготовки спектакля Александр Таиров побывал в Париже и Лондоне , где много дней посещал индусские музеи, пока Первая Мировая война не вынудила его вернуться. Режиссёр приехал в Москву последним поездом из Парижа и узнал, что с началом войны многие рабочие вернулись в деревни, поэтому постройка театра остановилась. Почти сразу актёров стали призывать в армию, перевод «Сакунталы» из Франции долго не присылали, а в кассе театра не оказалось денег. Решить проблемы удалось лишь спустя месяц, и труппа приступила к репетициям. В спектакле не использовались костюмы — актёры выступали обнажёнными с раскрашенными телами. Для рекламы спектакля актриса Любовь Ненашева предложила пропагандировать театр: три-четыре у афиши разговаривали с публикой, расхваливали театр, пьесу, постановку и актёров. Самого режиссёра такая инициативы только веселила, но он относился к ней одобрительно .

Премьера состоялась 12 декабря 1914 года и была тепло встречена аудиторией, поэтому в течение месяца театр показал ещё два спектакля: «Ирландский герой» и « Жизнь есть сон ». Но они не имели такого же успеха. В спектакле «Жизнь есть сон» критики посчитали удачной только игру одного актёра, которого после спектакля пригласили на работу в МХТ . Постановку пришлось снять из репертуара — в труппе не оказалось подходящей замены . Во время репетиций выяснилось, что молодым артистам требуется много времени, чтобы достичь желаемого режиссёром уровня, а члены труппы с многолетним стажем работы не могли работать в стиле Камерного театра, поэтому Александр Таиров создал при театре собственную актёрскую школу .

В 1915 году из-за тяжёлого финансового положения театра труппа полностью отказалась от гонораров ради продолжения работы. Директор Литературно-художественного кружка Валерий Брюсов успешно ходатайствовал о выделении субсидии театру в размере 15 000 рублей , но из-за просроченной арендной платы на театр подали в суд братья Паршины. Труппа в полном составе пришла на заседание и обвинила владельцев особняка в намеренном создании финансового кризиса, потому что Паршины не отапливали помещение и сильно сэкономили на ремонте, чем распугали публику . Театр выиграл это дело, но почти сразу после на него наложила запрет консистория . Формальным основанием послужило то, что здание театра располагалось на пять сантиметров ближе положенного к церкви. Судебная тяжба затянулась, но привела к примирению сторон. Одновременно Таиров репетировал пьесу «Фамира Кифаред», что вызывало недовольство Паршиных: они требовали ставить современные драмы и комедии, а после проигрыша в суде братья решили передать здание другому театру. Таирову пришлось поставить популярный спектакль «Покрывала Пьеретты», закупив костюмы у бывшего заведующего Свободным театром. Аншлаги позволили труппе заработать, а вопрос о передаче здания временно был улажен .

Следующий спектакль «Ужин шуток» тоже был хорошо принят публикой. Но после премьеры в декабре 1916 года Паршины всё же подписали договор о передаче театра антрепренёру Морицу Шлуглейту , который был не согласен с инновационным видением режиссёра и потребовал уменьшить бюджеты постановок, чтобы их могли покупать небогатые энтузиасты нового искусства . Во время сезона 1916/17 года сотрудники театра получали всего по 50 рублей в месяц. Заключительное выступление состоялось в феврале 1917-го. Декорации и занавес выбросили, надпись «Московский Камерный театр» сняли, здание отремонтировали и передали театру, ставящему спектакли с фривольным содержанием. Актёры Камерного разъехались, сохранился только костяк труппы .

Восстановление театра

Любовь Попова . Эскиз костюма к постановке «Ромео и Джульетта» (1920)
Георгий Якулов . Эскиз костюма к постановке «Жирофле-Жирофля» (1922)

Во время Февральской революции театру выделили помещение в доме 19 по Большой Никитской , принадлежавшему Российскому театральному обществу . Днём там работала актёрская биржа, а труппа занималась после 16 часов . В театр и театральную школу набрали новых актёров. К открытию сезона готовили спектакли «Саломея» и «Король Арлекин» . В 1917 году в Москву из Петрограда переехал режиссёр Всеволод Мейерхольд , Таиров предложил ему создать общий « левый » театр. Вместе они поставили спектакль «Обмен», который вскоре сошёл со сцены. Дальнейшее сотрудничество режиссёров не состоялось .

В начале 1918 года театр получил приглашение на гастроли по Киеву , Харькову , Одессе , Вене и Будапешту . Подобное предложение показалось режиссёру неподъёмным, поэтому он отказался. В конце года народный комиссар Анатолий Луначарский посмотрел спектакль «Саломея» и принял Александра Таирова, а через несколько дней Наркомпрос вернул Камерному театру помещение на Тверском бульваре и выделил средства для расширения на восемьсот мест. Театру присвоили звание академический .

Весной 1919 года Камерный театр гастролировал в Петрограде. В этом же году на базе Общества друзей Камерного театра был организован клуб «Эксцентрион». Он располагался в большой комнате флигеля театрального здания. В помещении устраивали капустники , одноактные пьесы, скетчи, пантомимы, пародии, танцы и многое другое. По понедельникам в здании проходили кинопоказы. В 1920-х театральный особняк ещё раз перестроили и расширили, а в здании закрывшейся церкви Иоанна Богослова устроили театральные мастерские .

В конце февраля 1923 года труппа Камерного театра в полном составе отправилась на гастроли во Францию, Германию и Италию . Турне, рассчитанное на пять недель, растянулось на семь месяцев . Особую популярность труппа завоевала в Германии .

Немецкий театр по сравнению с этим русским выглядит как тряпье рядом с кружевом, словно тюремный двор рядом с парком .
Франкфуртский критик

В 1923 году театральную школу преобразовали в Государственные экспериментальные театральные мастерские, через некоторое время оформили как высшее учебное заведение, названное Вгэктемас. Обучение проводилось на четырёх факультетах: актёрском, режиссёрском, хорео-пантомимическом и историко-теоретическом. Студенты изучали как школу Камерного театра, так и занимались с педагогами других театральных направлений. В вузе существовали «дисциплины по движению»: шведская гимнастика, ритмическая гимнастика, акробатика, жонглирование, фехтование, дункановская пластика и балетный станок, а также упражнения с воображаемыми предметами. Помимо этого преподавали грим, читали лекции по анатомии. Особое внимание уделялось постановке голоса .

В 1924 году в труппу пришли актёры, окончившие студию Николая Церетелли , и выпускниками ГИТИСа . В этом же году по предложению Александра Луначарского в Большом театре провели десятилетие Камерного театра .

В 1930 году труппа отправилась на гастроли в Германию, Австрию , Чехословакию , Италию, Швейцарию , Францию, Бельгию , Бразилию , Уругвай и Аргентину . В отсутствие артистов было решено капитально перестроить здание театра, увеличить зрительный зал, а также построить дополнительный корпус для школы и цехов. Перестройка затянулась на несколько месяцев. Вернувшихся актёров пришлось сначала отправить в отпуск, затем — в тур по стране, а после репетировать в достраиваемом здании. Главной премьерой нового сезона стал спектакль «Опера нищих» по « Трёхгрошовой опере » Бертольта Брехта — первый опыт воплощения его драматургии на советской сцене. Осваивая современные советские произведения, в 1933 году труппа представила публике пьесу « Оптимистическая трагедия » Всеволода Вишневского . Постановка была признана одной из лучших в столице, а Таирова в качестве представителя Советского Союза в 1934-м отправили на Международный театральный конгресс в Рим .

Военное время и закрытие

Алиса Коонен в спектакле «Оптимистическая трагедия», 1949 год

В 1936 году Александр Таиров представил публике пародию-сказку «Богатыри». Автор Демьян Бедный , к тому времени попавший в опалу, в сатирическом стиле высмеял события древнерусской истории, в том числе Крещение Руси . Несмотря на успех у зрителей, спектакль подвергся резкой критике со стороны властей за искажение событий русской истории. Спектакль расценили как выражение чуждых политических тенденций, охарактеризовали Камерный театр как «действительно буржуазный» .

Это редкий случай, когда Демьян, при его характере, не будет злорадствовать: на этот раз он сам пал жертвой, – а не подхихикивать над другими. Пусть теперь почувствует сам . Писатель Михаил Булгаков

Спектакль сняли через месяц после премьеры, а в газете « Правда » вышла редакционная статья под названием «Театр, чуждый народу», вызвавшая резонанс. Камерного театра Таирова постановили слить с Реалистическим театром Охлопкова , их объединили в 1938 году, но сотрудничество не сложилось: труппы поочередно играли собственные спектакли. После единственной совместной постановки «Кочубей» Николая Охлопкова назначили режиссёром в Театре имени Вахтангова , его актёры покинули Камерный театр вместе с ним в 1939 году .

Весной 1941 года театр поехал на гастроли в Ленинград, откуда его эвакуировали в Челябинск , а затем в Балхаш . Местный клуб оказался слишком маленьким для труппы, после нескольких спектаклей театр отправился в Барнаул , где ему предоставили площадку местного драматического театра . В Барнауле труппе вручили почётную грамоту «За плодотворную творческую и общественно-политическую деятельность и хорошо организованное культурное обслуживание трудящихся». В октябре 1943 года актёры вернулись в Москву. Помещение театра сильно пострадало , но открытие нового сезона состоялось со спектакля «Пока не остановится сердце». В 1944 году Таиров поставил пьесу Александра Островского « Без вины виноватые » с Алисой Коонен в главной роли, игру которой высоко оценили критики. Через год театр отметил своё 30-летие, Александр Таиров получил Орден Ленина , несколько актёров — звание заслуженных артистов РСФСР .

В августе 1946 года вышло постановление ЦК ВКП(б) , запретившее постановки по произведениям зарубежных драматургов . В 1949-м Таирова обвинили в формализме и безыдейности, несовместимых с концепцией соцреализма . 29 мая 1949 года Камерный театр показал последний спектакль «Адриана Лекуврёр», который труппа за 30 лет сыграла около 800 раз. 1 июня 1949-го Александра Таирова освободили от должности художественного руководителя, театр был закрыт . В 1950-м часть труппы перешла в Московский драматический театр имени А. С. Пушкина , открытый на месте театра Таирова . Алиса Коонен провела без работы больше года. Александр Таиров скончался 25 сентября 1950-го .

Труппа

Помимо Александра Таирова режиссёром театра был Леонид Лукьянов .

Актёры

Художники

В разное время в театре работали:

Спектакли

Примечания

  1. (неопр.) . Россия-Культура (25 декабря 2014). Дата обращения: 30 января 2019. 30 апреля 2018 года.
  2. Левина Ирина. (неопр.) . РИА Новости (3 июня 2016). Дата обращения: 30 января 2019. 3 августа 2018 года.
  3. , с. 10, 14—16, 33, 35.
  4. .
  5. , с. 36.
  6. , с. 188.
  7. .
  8. , с. 37,38.
  9. , с. 574.
  10. (неопр.) . РИА Новости (12 сентября 2014). Дата обращения: 30 января 2019. 4 октября 2014 года.
  11. , с. 189.
  12. , с. 38—42, 44.
  13. , с. 190—191, 207.
  14. ↑ , с. 48.
  15. , с. 212.
  16. , с. 194, 207, 210, 225, 228.
  17. , с. 211.
  18. , с. 212, 232.
  19. , с. 215, 232.
  20. , с. 216—217.
  21. , с. 49.
  22. , с. 221.
  23. , с. 222, 225, 245.
  24. , с. 228, 239.
  25. , с. 253, 254, 262.
  26. , с. 264.
  27. .
  28. Федянина Ольга. Юбилейный портрет трагедии // КоммерстантЪweekend. — 2015. — Январь (№ 3).
  29. , с. 291—293.
  30. ↑ .
  31. , с. 269—270.
  32. ↑ .
  33. , с. 301, 311.
  34. , с. 195—196.
  35. .
  36. ↑ , с. 6—10.
  37. , с. 98—107.
  38. , с. 360, 362, 366, 367.
  39. , с. 374—376, 386.
  40. , с. 422.
  41. , с. 233, 422.
  42. .
  43. , с. 394, 422—423.
  44. ↑ .
  45. ↑ .
  46. Закутаева Нина. // Московский университет. — 2005. — Сентябрь (№ 29). — С. 6 . 17 октября 2020 года.
  47. Подтверждения года постановки — см. (недоступная ссылка) , (недоступная ссылка) , от 18 ноября 2009 на Wayback Machine , — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  48. Театральная энциклопедия. / Гл. ред. П. А. Марков. — М. : Советская энциклопедия, 1965. — Т. 4 (Нежин — Сярев). — Стбл. 195—196.
  49. Москвичёва О. // Алтайская правда : газета. — 1942. — 17 июня.
  50. .

Литература

  • Вяткин А. Места силы мира. — М. : Эксмо, 2016. — 256 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-699-84199-8 .
  • Державин К. . — Л. : Художественная литература, 1934.
  • Колязин В. // Мнемозина. Документы и факты из истории русского театра XX века. — М. : ГИТИС, 1996. — С. 242-265 .
  • Коонен А. Страницы жизни. — М. : Искусство, 1975. — 428 с. — 50 000 экз.
  • О репертуаре драматических театров и мерах по их улучшению. Постановление ЦК РКП(б) от 26 августа 1946 года // Театр : журнал. — 1946. — № 7—8 . — С. 6—10 .
  • Справка секретно-политического отдела ГУГБ НКВД СССР «Об откликах литераторов и работников искусств на снятие с репертуара пьесы Д. Бедного „Богатыри“» // ЦА ФСБ. Ф. 3. Оп. 3. Л. 98—107 (121). — Копия. Машинопись..
  • Таиров А. Я. Записки режиссёра. — М. : Издание Камерного театра, 1921. — 192 с. — 53 000 экз.
  • / под ред. Ю. Пернатьева. — М. : Книжный клуб «Клуб семейного досуга». Белгород, Книжный клуб «Клуб семейного досуга». Харьков, 2014. — 400 с. — 31 000 экз. — ISBN 978-5-9910-2991-9 , 978-966-14-6853-4, 978-966-14-7742-0.
  • Театральная энциклопедия / под ред. П. А. Маркова. — М. : Советская энциклопедия, 1965.
  • Щеглов Д. . — М. : Олимп, Жанры, АСТ, 2012. — 346 с. — 82 000 экз. — ISBN 978-5-17-049266-4 .
  • Хмельницкий Ю. О. . — М. : ГИТИС, 2004. — 212 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7196-0291-7 .
  • Выготский Л. С. Полное собрание сочинений в 16-и тт., Т. 1. Драматургия и театр. — М. : Левъ, 2015. — 752 с. — ISBN 978-5-91914-016-0 .
  • Свиньин В. Сталинские премии. Две стороны одной медали. — М. : Свиньин и сыновья, 2007. — 1140 с. — ISBN 978-5-98502-050-2 .
  • Смолина К. А. Сто великих театров мира. — М. : Вече, 2001. — 479 с.
  • Иванов В. Полночное солнце. «Федра» Александра Таирова в отечественной культуре // Новый мир, 1989. № 3. С. 233—244.
  • Камерный театр. Статьи, заметки, воспоминания. М., 1934.
  • Камерный театр. Книга воспоминаний / Сост., науч. ред. А. Я. Филиппова. — М. : ГИТИС, 2016. — 326 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-91328-232-3 .
  • Луначарский А. В. О театре и драматургии. Т. 1. М.: 1958. — Статьи: от 10 августа 2012 на Wayback Machine , от 10 августа 2012 на Wayback Machine , от 10 августа 2012 на Wayback Machine , от 10 августа 2012 на Wayback Machine , от 10 августа 2012 на Wayback Machine , «О театральной критике».
  • Московский Камерный театр. «Человек, который был Четвергом» в немецкой и австрийской критике / Публ., лит. редакция переводов, вступ. статья и коммент. С. Г. Сбоевой // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2014. Вып. 5. С. 176—240.
  • Парад искусств и границы театра. Г. Б. Якулов. Лекция (1926) / Публ., вступ. статья и коммент. В. В. Иванова // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Ред.с-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2014. Вып. 5. С. 241—271.
  • «…Глядеть на вещи без боязни». К столетию Камерного театра. Материалы Международной научной конференции, посвященной 100-летию Камерного театра. 16—18 декабря 2014 года / Ред-сост. В. В. Иванов. — М.: ГИИ; ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, 2016. — 310 с.; илл. — ISBN 978-5-98287-107-7
  • Сбоева С. Таиров. Европа и Америка. Зарубежные гастроли Московского Камерного театра. 1923—1930. — М. : Артист. Режиссёр. Театр, 2010. — 688 с. — ISBN 978-5-87334-117-7 .
  • от 4 марта 2016 на Wayback Machine . М.: 1934.

Same as Камерный театр Таирова