Interested Article - Качановка (усадьба)

Качановка ( укр. Качанівка) — дворцово-парковый ансамбль , памятник архитектуры и истории, расположенный недалеко от одноимённого посёлка Прилукского района Черниговской области Украины . Начал формироваться в 1770-х годах, наибольшее развитие получил в середине и второй половине XIX века .

В 1981 году на основе ансамбля был создан историко-культурный заповедник «Качановка», которому в 2001 году присвоен статус национального. По состоянию на 2010 год являлся единственной среди усадеб северо-восточной Украины, которую удалось сохранить в комплексе.

Постановлением Кабинета министров Украины от 10.10.2012 № 929 «Про занесение объектов культурного наследия национального значения в Государственный реестр недвижимых памятников Украины » ( «Про занесення об'єктів культурної спадщини національного значення до Державного реєстру нерухомих пам'яток України» ) присвоен статус памятник архитектуры и истории национального значения с охранным № 250045-Н под названием Дворцово-парковый комплекс «Качановка» . Комплекс состоит из 17 объектов (№ от 250045/1-Н до 250045/17-Н): дворец с двумя флигелями, водопроводная башня, северные службы, южные службы, беседка М. И. Глинки, Георгиевская церковь, хозяйственное здание, парк, дом электротехника и механика, дом электрической и водопроводной станции, коровник, крестильня Георгиевской церкви, ризница Георгиевской церкви, скульптурная композиция «Геральдические львы», кирпичное ограждение, парковый мостик в балке «Пустой колодец», арочный мостик близ «Романтических развалин».

География

Достопримечательность расположена на юго-востоке Черниговской области в Прилукском районе, на берегах реки Смош , в 180 километрах от Киева и Чернигова .

История

Основание

Неизвестный художник. Портрет Петра Румянцева-Задунайского.
. Дворец Румянцева в Качановке. Конец XVIII века

В 1771 году по поручению императрицы Екатерины II , хутора Парафиевка и Качановка были куплены в казну и декабре того же года подарены русскому полководцу графу Петру Александровичу Румянцеву-Задунайскому , который решил в своей новой усадьбе создать одну из резиденций президента Малороссийской коллегии и генерал-губернатора Малороссии .

По его заказу по проекту московского архитектора Карла Бланка малороссийский зодчий возвёл большой дворец в псевдоготическом стиле . Фасады одноэтажного здания были декорированы многочисленными башенками, увенчанными шатрами , переходившими в шпили , различными уступами и нишами . [ неавторитетный источник ]

А вскоре, вокруг дворца М. Мосцепановым был разбит парк , причём, в марте 1777 года Пётр Румянцев лично отдавал распоряжения об его устройстве: «Хотелось бы мне, чтобы не теряя времени и в Качановском хуторе, перспективы что Вы начали от рощи к роще, были продлены справа вплоть до берёзовой рощи, а с левого до самой дороги, которую садовник направил на полуостров… 21 марта 1777 года». [ неавторитетный источник ] Согласно описанию, к западному фасаду примыкала главная парковая поляна с могучими дубами , с восточной стороны был плодовый сад , состоящий, в основном, из более чем двухсот фруктовых деревьев и полутора сотен виноградных кустов , для поддержания которого фельдмаршал специально выписал садовника из Батурина .

В это же время в усадьбе рядом с дворцом были построены несколько служебных помещений и флигелей , а в парке возведены несколько декоративных зданий, из которых до наших дней сохранились лишь грот под «беседкой Глинки» на холме над прудом и архитектурная композиция «Романтические руины ». [ неавторитетный источник ]

После Петра Румянцева в 1796 году усадьба в Качановке перешла по наследству к его сыну Сергею Петровичу Румянцеву , который в 19 мая 1808 года продал её и все жалованное его отцу имущество в Черниговской губернии Григорию Яковлевичу Почеке и его жене Прасковье Андреевне Во время их владения Качановкой имение было существенно перестроено — на месте снесённого румянцевского дворца было выстроено одноэтажное здание в стиле русского классицизма , перепланирован парк. Прасковья Андреевна, которая после смерти мужа в 1816 году стала единоличной хозяйкой усадьбы, начала строительство Георгиевской церкви, законченное уже в 1828 году, после её смерти.

Эпоха Тарновских

После смерти Прасковьи Андреевны в 1824 году , усадьба, по их совместному с мужем завещанию, ввиду их бездетности, перешла к её сыну от первого брака, камер-юнкеру .

Григорий Тарновский начал строительство большого дворца в стиле классицизма. При нём был достроен второй этаж, с невысоким барабаном , на котором расположился купол , придавший зданию более центричный характер, украшены фасады. Изменилась и планировка парка. Упомянутые в описании 1808 года фруктовые деревья были перенесены дальше от дворца, а их место заняли четырёхугольники боскетов , которые по периметру были обсажены липами или берёзами . В отдалённых лесных участках усадьбы было разбито множество новых дорожек. Майорский пруд был увеличен и на нём были насыпаны два искусственных острова , соединённых каменным мостом . Интересно, что для того чтобы гуси и утки из крестьянских хозяйств не плавали в пруду, Тарновский выселил крестьян с противоположного берега пруда, дав им участки в расположенном недалеко селе Власовка . Вместо крестьянской птицы в пруд были запущены лебеди , берега его украсила коллекция водных растений, а вдоль западного берега была высажена аллея из белой вербы , которая частично сохранилась до наших времён. В усадьбе Тарновский собрал большую библиотеку и коллекцию картин, среди которых были произведения известнейших русских и европейских мастеров, завёл домашний оркестр , перекупив у соседа Григория Галагана известного крепостного скрипача, а заодно и скрипку Страдивари .

Считая себя покровителем искусств Григорий Тарновский превратил Качановку в очаг местной культурной жизни. В Качановке гостили многие известные писатели, поэты, композиторы, художники. В 1835—36 годах у Тарновских впервые гостил Николай Гоголь . В 1838 году в Качановке всё лето жил Михаил Глинка , который оставил об имении свои воспоминания:

…Подъезжали к поместью с нескольких сторон по стройным аллеям из пирамидальных тополей; дом большой каменный, стоял на возвышении; огромный, прелестно раскинувшийся сад с прудами и вековыми кленами, дубами и липами величественно ласкал зрение. Но осмотрясь, удивление уменьшалось: дом был как будто не окончен, дорожки в саду не доделаны. Был у владельца оркестр, и не дурной оркестр, но не полный и духовые инструменты не все исправны… Одним словом все обличало излишнюю расчётливость бездетного хозяина, владевшего 9000 душ и большим капиталом

В имении знаменитый композитор любил работать в румянцевском гроте под беседкой на холме рядом с прудом. С тех пор она получила название «беседка Глинки». Здесь он продолжил работу над оперой « Руслан и Людмила », в частности были написаны «Баллада Финна» и « Марш Черномора », которые впервые исполнили музыканты Тарновского в парадной столовой под управлением самого Глинки . Кроме того, композитор несколько раз в Георгиевской церкви дирижировал хором, в составе которого пел и приехавший с композитором баритон Семён Гулак-Артемовский . После посещения Качановки Глинка на слова Н. Маркевича написал патетическую кантату «Гимн хозяину», посвящённую Григорию Тарновскому .

Одновременно с Глинкой в усадьбе гостили сосед Тарновского, владелец имения в Тростянце Пётр Скоропадский , поэт Виктор Забила , историк Николай Маркевич и художник Василий Штернберг Последний, будучи студентом Петербургской академии художеств , проводил в Качановке все летние месяцы на протяжении 1836—38 годов. Помимо того, что Тарновский в 1837 году заказал ему написать с натуры несколько работ в его усадьбе и в Киеве , сам художник, будучи в имении, влюбился в племянницу хозяина Эмилию Васильевну. В Качановке Штернбергом были написаны свои лучшие работы: « Ярмарка в местечке Ичня », « Освещение пасок в Малороссии ». Кроме этих работ из написанных в Качановке известны также местные пейзажи Штернберга: « Усадьба Г. С. Тарновского в Качановке », « Игра в прятки в поместье Г. С. Тарновского », « Водяная мельница в Качановке » и « В Качановке, имении Тарновского », « Малороссийский шинок ». [ неавторитетный источник ]

Работы Штернберга с изображением Качановки
«Усадьба Г. С. Тарновского в Качановке» (1837) «Водяная мельница в Качановке» «В Качановке, имении Тарновского» (1838)

Кроме Василия Штернберга в Качановке бывали художники Павел Федотов , получивший душевное заболевание на почве неразделённой любви к другой племяннице хозяина — Юлии Васильевне, Лев Жемчужников , гостивший в Качановке летом 1852 года, и Алексей Волосков , также как и Штернберг, написавший несколько работ с видами Качановки.

Рисунок Ильи Репина «Казак» с изображением Василия Тарновского-младшего

В мае 1843 года Качановку впервые посетил Тарас Шевченко . У кобзаря сложилось неоднозначное отношение к владельцу усадьбы. С одной стороны он подарил или продал ему одну из лучших своих картин , с другой — критически отозвался о нём в своих повестях « Художник » и « Музыкант ». А вот к племяннице хозяина Надежде Васильевне поэт был неравнодушен, называя ласково её «кумася» и посвятив ей стихотворение « Великомученице, кумо ». Последний раз Тарас Шевченко был в Качановке уже после своего возвращения из ссылки и смерти Григория Тарновского, в августе 1859 года. Когда решался вопрос о том, где перезахоронить тело Шевченко на Украине Василий Тарновский-младший предложил сделать это в Качановке.

Сам Григорий Тарновский умер в один день со своей женой Анной Дмитриевной в 1853 году . Они были погребены в склепе под Георгиевской церковью на территории усадьбы. Так как детей они не имели, то усадьба по наследству перешла к их племяннику Василию Васильевичу Тарновскому-старшему . Избегая барского образа жизни своего дяди Василий Тарновский-старший основное внимание уделял хозяйственным вопросам. При нём служебные постройки в 60-х годах XIX века из деревянных были перестроены в кирпичные. [ неавторитетный источник ] Во многом благодаря его стараниям усадьба благополучно перенесла крестьянскую реформу 1861 года и продолжала приносить доход. Сразу после вступления во владение усадьбой он пригласил на должность управляющего этнографа Афанасия Марковича . Жившая вместе с ним в Качановке его супруга Марко Вовчок вспоминала об остатках «девичьего гарема» Григория Тарновского из крепостных девушек. Среди гостей Василия Тарновского-старшего были Пантелеймон Кулиш с Анной Барвинок , художники Виктор Резанов и .

После смерти Василия Тарновского-старшего в 1866 году усадьба по наследству перешла к его сыну Василию Тарновскому-младшему . По воспоминаниям бывавшего в Качановке историка Дмитрия Яворницкого у Василия Тарновского-младшего в жизни были три главные страсти: «парк, коллекция и женщины». При новом хозяине в усадьбе был перестроен дворец — поднят выше барабан купола и достроен второй этаж правого и левого крыла. В парке он занялся акклиматизацией растений, посадив раннее не встречавшиеся в этих краях хвойные деревья : крымскую , веймутову и чёрную сосны, а также сибирский кедр . Большие сенокосные поляны были по краю опоясаны дорогами и засажены разнообразными видами декоративных кустарников или плодовых деревьев. В части парка с неровным рельефом была создана своя «Швейцария», появилась «Горка Любви», «Холм Верности», «Хвойная Горка». Аллеи были украшены малыми архитектурными формами, коваными скамьями, мраморными скульптурами, был создан каскад из 12 прудов [ неавторитетный источник ]

Екатерина Юнге , посетившая Качановку в 1881 году, позже вспоминала:

…в стиле 18 столетия старый сад, соблазнивший меня хотя бы карандашом отобразить его некоторые уголки. Должна признаться, что и катания по стриженому газону аллей парка, что раскинулся на несколько сотен десятин, на хороших лошадях очень мне понравилось…

При Василии Тарновском-младшем в Качановке было построено здание каменной оранжереи с застеклёнными рамами, с тремя отделениями для растений и двумя коридорами, и две каменные теплицы . Его парковедческие опыты были примером для подражания для других владельцев усадеб и удостаивались упоминания в специализированных изданиях:

Парк В. В. Тарновского в Качановке на рубеже Прилукского уезда, всего за 15 верст от Тростянца, также примечателен богатством редких экземпляров громадных деревьев, разновидностей кленов, лип, ясеней, каштанов и берёз. Василь Васильевич и доныне продолжает увеличивать свой парк частично способом И. Н. Скоропадского, а также благодаря пересадке больших деревьев. Несколько лет назад он посадил подаренные Скоропадским два сибирских, высотой в 20 аршин (14 м), кедра, привезённых на 9 парах волов, которые чудесно принялись

Сохранилось описание усадьбы этого времени. Всю центральную часть первого этажа занимал Летний зал, в котором росли тропические растения, стены увивал плющ , а по углам для гостей были расставлены диваны из красного дерева . Наверх вела широкая лестница, устланная красным ковром. На втором этаже располагался Рыцарский зал, стены которого были увешаны старым оружием и портретами полководцев, вельмож и гетманов. Далее располагалась галерея с бюстами предков Тарновского, начиная с коронного гетмана Яна Тарновского . В зале-музеи стояла роскошная мебель, с сиденьями, которые украшали картинки цветов, фруктов и фантастических птиц, вышитых мелким бисером . Далее располагались парадная столовая с розоватыми колонами, в которой Глинка работал над «Русланом и Людмилой», библиотека, бильярдная и знаменитая комната «Фонарик» с цветными витражами в стрельчатых окнах. В картинной галереи дворца имелись работы кисти Теньера , Ван Дейка , Иванова , Брюллова , Кипренского и Айвазовского .

Фотография кабинета-музея В. В. Тарновского-младшего. Хозяин с саблей Мазепы в руках

В имении хранилась и знаменитая коллекция В. В. Тарновского-младшего, которую он начал собирать ещё в студенческие годы. Основу для уникального собрания составляли казацкие реликвии. Среди раритетов коллекции были сабля Богдана Хмельницкого , личные вещи Ивана Мазепы , Семёна Палия , Павла Полуботка , Кирилла Разумовского , казацкие сабли , клейноды , гетманские универсалы , портреты многих деятелей времён казацкого движения. Это был настоящий музей украиноведения. Особое место в коллекции занимали вещи, связанные с Тарасом Шевченко, число которых составляло 758 единиц.

При Василии Тарновском-младшем Качановка вновь стала одним из центров культурной жизни, который посещали известные художники, писатели и учёные того времени. Интерес к его коллекции привёл в Качановку Илью Репина , работавшего в это время над картиной « Запорожцы пишут письмо турецкому султану ». Почти всё лето 1880 года вместе со своим учеником Валентином Серовым художник провёл в усадьбе. Хозяина усадьбы он запечатлел в образе угрюмого казака на «Запорожцах», картине « Запорожский полковник » (« Гетман ») и рисунке « Казак », а его жену Софью Васильевну в картине « У рояля ». Кроме того, в Качановке художник почти полностью написал картину « Вечерницы », а также акварель « Аллея в парке. Качановка »

Постоянно жили в Качановке друг Тараса Шевченко Григорий Честаховский и, работавший учителем рисования у господских детей, художник Александр Агин . Оба они были похоронены на территории имения. Частыми гостями в имении во времена Василия Тарновского-младшего были художники братья Константин и Владимир Маковские. Известны работы Константина Маковского, бывавшего в имении со своей женой Юлией Петровной и маленьким сыном Сергеем в летние месяцы с 1878 по 1888 годы, написанные в Качановке: картина « Запорожский казак » с изображением хозяина имения в казачьем костюме, картина « Помещица » на которой изображена Л. В. Тарновская и её старый слуга, бывший крепостной Иван Тихонович, портрет жены хозяина Софьи Васильевны Тарновской, натюрморт « Цветы », картины « Гаданье », « Русалки », « У костра. Качановка ». Натурой для одной из его самых знаменитых работ « Вакханалия » стали «романтические руины» качановского парка.

Харитоненко

Портрет Елены Олив работы В. Серова (1909)
Портрет Елены Олив работы К. Сомова (1914)

Значительные расходы на благотворительность и коллекционирование, расточительный образ жизни поставили Василия Тарновского-младшего на грань разорения. В 1898 году он был вынужден продать Качановку вместе с сахарным заводом в Парафиевке за миллион рублей «сахарному королю» Павлу Харитоненко . Свою коллекцию Тарновский передал в дар черниговскому земству и позже она вошла в состав Черниговского художественного музея . Усадьба Качановка предназначалась в приданое дочери Павла Харитоненко — Елене, которая готовилась к замужеству за князем Михаилом Александровичем Урусовым .

Харитоненко увеличил территорию парка за счёт выкупленных у крестьян лесов, провёл в усадьбу электричество и телефон . При нём декор фасадов дворца стал богаче, но основные изменения коснулись флигелей и башни — у флигелей был разобран второй этаж, а к пристроенной к дворцу башне, ставшей водонапорной , напротив, добавлен третий ярус. Сами флигели и башня были отделаны в том же стиле, что и центральная часть дворца. На въезде и у церкви были утроены пилоны , в придворцовой части парка установлены скульптуры, а на одной из полян разместился кегельбан , гигантские шаги, крокетная площадка . В парке, в районе «Швейцарии» были установлены две беседки, а на «Хвойной горке» в деревянном вольере разместили певчих птиц. При нём было начато строительство ещё одного паркового моста. Все эти работы проводились архитектором Карлом Шольцем , а в 1912—13 годах в Качановке работал архитектор Андрей Белогруд , который, в частности спроектировал птичник. [ неавторитетный источник ]

В 1907 году у Георгиевской церкви состоялась дуэль между подозревавшим в супружеской неверности Елену князем Урусовым и её предполагаемым любовником бароном . После дуэли Михаил Урусов покинул усадьбу и развёлся с Еленой Павловной, а в следующем году она вышла замуж за барона Михаила Олива.

После смерти Павла Харитоненко в 1914 году Елена и Михаил Оливы стали полноправными владельцами усадьбы. Будучи заядлыми коллекционерами, как и предыдущие владельцы имения, Оливы поддерживали связь с известными художниками — в 1915 году Качановку посетили художники Мстислав Добужинский и Кузьма Петров-Водкин . Последний, будучи в восторге от Качановки, писал в письме к жене:

Представь себе хорошо ухоженный парк на 700 десятин с огромными прудами и вековечными деревьями… А в центре всего этого — замок на 76 комнат, переполненный редкой мебелью и художественными произведениями… Я прошёл по всему дому, как во сне…

Добужинский в Качановке написал две парковые работы: акварель « Колоннада в Качановке » (местонахождение не известно) и « Сфинксы в Качановке » ( Музей русского искусства в Киеве).

Советский период

После Октябрьской революции , в 1918 году усадьба была национализирована и начала разрушаться. В неохраняемом дворце крестьяне разворовали картины и мебель. Охрана в парке также была снята, в результате чего мраморные и каменные статуи и бюсты были украдены или уничтожены (сохранилась только «Осень» [ неавторитетный источник ] ), «романтические руины» и беседка Глинки разбирались местным населением на кирпич . Большая часть парка была передана на баланс Лесхоззага, в нём начали заготавливать дрова , он начал зарастать самосевом из-за чего терялись композиционные акценты, исчезали парковые перспективы. В Георгиевской церкви устроили клуб , а мраморные панели во дворце выкрасили синей масляной краской. В декабре 1922 года инспектор Губнаробраза писал в своей докладной записке:

Древние развалины особой архитектуры, находящиеся под горой, разбираются на кирпич местными жителями. Беседка, в которой работал знаменитый композитор Глинка тоже растаскивается… Ныне охраны нет.

С 1925 по 1933 годы в усадьбе размещалась детская коммуна им. Воровского, Несмотря на то, что в 1928 году Нежинский окрисполком объявил Качановку заповедником местного значения, но решение это осталось на бумаге и состояние усадьбы продолжало ухудшаться — был уничтожен фонтан , [ неавторитетный источник ] а в «романтических руинах» устроена хлебопекарня.

Мемориальная доска в Качановке, сообщающая что в годы Великой Отечественной войны на территории усадьбы находились эвакуационные госпитали, а в послевоенное время — госпиталь для выздоравливающих инвалидов

Во время Великой Отечественной войны на территории усадьбы находились эвакуационные госпитали № 2030 и № 6050, а в послевоенное время — госпиталь для выздоравливающих инвалидов, о чём сейчас сообщает мемориальная доска на здании администрации. Усадьба продолжала приходить в запустение. Большие пейзажные поляны были засажены дубами и грабами , которые со временем разрослись и стали вытеснять старые деревья, закрыли пейзажные группы и виды, изменили микроклимат парка. Декоративные плодовые кустарники выродились, уменьшилось количество птиц, а качановские ивы, дубы и каштаны стали поражены болезнями.

В 70-е годы XX века в усадьбе располагался туберкулёзный санаторий , сотрудники которого и обратились в 1973 году в институт «Укрпроектреставрация» с просьбой провести обследование дворцово-паркового комплекса и выполнить реставрационные работы для сохранения памятника истории и культуры. Специалисты института под руководством архитектора-реставратора М. М. Говденко провели обследование сооружений комплекса и разработали программу реставрационных работ. Реставрация усадьбы началась в 1974 году [ неавторитетный источник ] по проекту архитектора Владимира Новгородова , после 1977 г. была продолжена под руководством Б. Тимофеевой. 24 ноября 1981 года постановлением ЦК Компартии Украины и Совета Министров УССР Качановка была объявлена государственным историко-культурным заповедником .

Современность

27 февраля 2001 года указом президента Украины заповеднику был предоставлен статус национального.

В заповеднике проводятся научная, поисковая, исследовательская, культурно-просветительская и экспозиционная работы. Усилиями потомков прежних хозяев усадьбы Тарновских, проживающих в Великобритании , Германии и Киеве создано и активно действует международное общество «Друзья Качановки», которое ставит целью привлечение средств и спонсоров для возрождения дворцово-паркового ансамбля и превращения его в международный культурный центр. С 2004 года начато проведение ежегодного литературно-художественного праздника «Качановские музы». Упорядочены четыре туристических маршрута, налажено экскурсионное обслуживание, на основе фондовых материалов созданы новые выставки.

Экскурсионно-туристическое значение Качановки усиливают расположенные вблизи дендропарк « Тростянец » и дворцово-парковые ансамбли в Сокиринцах и Дегтярах , а также неподалёку Густынский Свято-Троицкий монастырь ( Густыня ) и Ладанский Покровский монастырь ( Ладан ).

Описание

Усадебный комплекс расположен на территории 732 гектар (из которых 125,5 гектар — водное плёсо ) на двух уровнях. Верхнее плато занимает дворцовый комплекс и регулярный парк , на нижнем расположен пейзажный парк с 12 прудами (из которых два крупнейших — Большой и Майорский ), павильоном, скульптурами, мостиками, «руинами». Композиция усадьбы имеет чёткое осевое построение с ориентацией запад — восток. [ неавторитетный источник ]

Дворец

Качановский дворец построен в стиле русского классицизма с элементами неоклассицизма и представляет собой прямоугольное двухэтажное здание с тремя ризалитами со стороны паркового фасада. Первый этаж дворца кирпичный, второй — деревянный, облицованный кирпичом. Размеры дворца — 73 на 21 метр.

Центральная часть дворца увенчана полусферическим декоративным куполом на высоком рустованном барабане . Ребристый купол увенчивает небольшая смотровая площадка, защищённая металлической решёткой. По периметру барабана имеется ряд овальных окон , обрамлённых профилированными наличниками .

Со стороны главного фасада под прямым углом к дворцу примыкают два одноэтажных флигеля , благодаря которым дворец сохраняет традиционную П-образную в плане форму. Центральная часть главного фасада дворца подчёркнута глубокой двухъярусной лоджией , ограниченной угловыми пилонами и четырёхколонным портиком дорического ордера , несущим антаблемент с триглифами и розетками в метопах . Завершается портик сложным по композиции ступенчатым фронтоном , по обе стороны которого находится парапет балюстрада , украшенная вазами. По бокам центральной части фронтона расположены скульптуры , а в центре — лепная композиция, ограниченная спаренными пилястрами , несущими антаблемент и треугольный фронтон. Стены главного фасада обработаны рустом . Оконные проёмы прямоугольные, над ними на втором этаже находятся прямые сандрики и лепные украшения.

Парковый фасад близок по решению к главному, но выполнен более живописно. По его центру расположен шестиколонный портик тосканского ордера , увенчанный треугольным фронтоном, в тимпане которого имеется барельефная лепка растительного характера. Ризалиты и торцевые фасады опоясаны колоннадами на уровне первого этажа, которые несут террасы второго этажа с ажурной металлической оградой, им соответствует балкон второго этажа в пределах портика. Ризалиты на первом этаже закруглённые, на втором — пятигранные.

Дворец имеет внутреннюю коридорно - анфиладную планировку в центральном корпусе и коридорную во флигелях. На первом этаже располагается вестибюль и летний зал, в вестибюле — филёночная обшивка стен и деревянная лестница , ведущая в столовую в которой находится плафон с росписью начала XIX века. Во дворце сохранились фрагменты старинного интерьера камины , зеркала на мраморных подставках, изразцовые печи. При отделке интерьеров использованы красное дерево, дуб , мрамор , искусственный мрамор , полихромные метлахские изразцы и цветное стекло .

Флигели

Северный и южный флигели почти идентичны по своим архитектурным формам. Построены одновременно с дворцовым корпусом. Изначально флигели соединялись с дворцом одноэтажными переходами, но в период с 1808 по 1824 года над западной частью флигелей разобрали мансарды , надстроили деревянный второй этаж, и тогда эта часть флигелей вошла в состав дворца. Позже достроили восточные части флигелей, благодаря чему перед дворцом образовался глубокий курдонёр . Возвели колоннады южной и северной террас. В начале XX века вторые этажи флигелей были разобраны.

Флигели, возведённые в стиле классицизма с элементами неоклассицизма, представляют собой кирпичные, рустованные, одноэтажные, прямоугольные здания. Он покрыты трёхскатной крышей с кровлей из листовой стали. В средней части фасадов флигелей, обращённых к курдонёру — четырёхколонные пристенные портики, трёхчетвертные колонны которых поддерживают антаблемент и фронтоны со средней повышенной частью, которая разделена четырьмя пилястрами . Между средними пилястрами — окно с полуциркулярной перемычкой, обрамлённое аркой с замковым камнем. Входы во флигели — между двумя средними колоннами портика. Прямоугольные дверные и оконные проёмы в пределах портиков имеют замковые камни и горизонтальные сандрики. В фасадах обоих флигелей по бокам портиков имеется по два прямоугольных окна с рустовкой в виде замковых камней. Торец северного флигеля глухой рустованный, на торце южного — круглая башня. Планирование флигелей — коридорное. Размеры: длина — 21 метров, ширина — 8,5 метров, высота — 4,5 метра.

Башня

Башня построена в период между 1866—98 годами как водонапорное сооружение. Расположена на территории парадного двора с торца южного флигеля. Во время Великой Отечественной войны была повреждена, восстановлена в 1947 году.

Представляет собой построенное в стиле неоклассицизма круглое, трёхъярусное здание. Стены построенной из кирпича башни оштукатурены, побелены, на высоту двух нижних ярусов рустованные. Ярусы разделены карнизами. Вход в башню находится с восточной стороны, через прямоугольный дверной проём. На первом ярусе имеются два прямоугольных окна — с юга и севера, на втором ярусе — с юга, востока и севера расположены по два спаренных окна, обрамлённых наличниками и разделённых пилястрами, высота которых равна высоте окон. На третьем ярусе имеются круглые окна со всех четырёх сторон, расположенные в нишах . Фасад башни сверху обрамлён карнизом , над которым расположено невысокое опорное кольцо, несущее шатёр в виде вогнутого конуса, завершающийся шпилем . Размеры: диаметр — 6 метров, высота — 12,6 метра (до перекрытия), 20 метров со шпилем.

Службы

Службы (1830—40-е годы) расположены на парадном дворе усадьбы. Два здания идентичны по своим архитектурным формам. Основные объёмы построек в стиле позднего классицизма выполнены из кирпича, лишь мезонины — деревянные. Здания прямоугольной формы, поверхность стен отштукатурена. Центральные части главных фасадов акцентированы большими полуциркульными нишами, в которые вписана портики первого этажа тосканского ордера, поддерживающие балконы мезонина с балюстрадой . По бокам от главных входов установлены скульптуры спящих львов.

Парк

Качановский парк расположен на двух ярусах. На верхнем расположена небольшая регулярная часть с геометрическим планированием возле дворца, состоящая из аллеи от дворца до церкви, партера, сквера и площадки. Две главные аллеи, что ведут в усадьбу с севера и с юга, высажены каштанами.

На нижнем ярусе расположен один из крупнейших пейзажных парков на Украине и в Европе . Его площадь составляет 560 гектаров. Он возник на основе природного леса и насчитывает более 50 пород деревьев и 30 видов кустовых. В формировании художественного образа парка особую роль играют хвойные породы, акклиматизированы в лесостепи — ель, европейский кедр , веймутова сосна , лиственница , сибирская пихта , . Из экзотов привлекают внимание бархат амурский , лох узколистный , птелея , катальпа . Из сооружений в этой части парка сохранились парковые мосты, горки Любви и Верности, «романтические руины» на берегу Большого пруда, которые являются памятником садово-паркового искусства XVIII века, носящего следы сентиментализма . Многочисленные живописные аллеи и дорожки пересекают парк во всех направлениях. Общая длина парковых дорожек — 60 километров.

Павильон Глинки

Беседка Глинки

Павильон Глинки расположен на вершине холма у пруда на территории парка. Выстроен в кирпиче в 1830-е годы в стиле романтизм , оштукатурен. Восьмигранный в плане, на погребах, увенчан фигурным, практически барочным куполом с фигурным шпилем. Окна и дверной проём — стрельчатой формы, над ними медальоны и профилированный карниз . Стены сплошь выбелены побелкой, фасады украшены медальонами, расписанными по сюжетам оперы «Руслан и Людмила». Покрытие пола — металлическая плитка. Купол окрашен в зелёный цвет.

Под павильоном в толще холма находится грот с сводом, с декоративными нишами и пристеночной лестницей. Подвал имеет четыре дверных проёма, три из которых заложены. Перед входами находятся трапециевидные площадки, ограниченные подпорными стенами, построенными по срезу холма. Общая высота павильона (с подвалом) 16 метров.

В годы Великой Отечественной войны павильон сильно пострадал и был реставрирован в 1947 году.

Церковь Георгия Хозевита

Георгиевская церковь со стороны западного портала

Усадебная церковь посвящена святому Георгию Хозевиту . Выстроена в 1817—1828 годах в стиле позднего классицизма. Стены выложены из кирпича, руст на фасадах густо забелён без выделения архитектурных деталей. Крестообразная в плане с удлинённой западной частью, с полукруглой апсидой и угловыми прямоугольными в плане камерами, равными по высоте основному объёму. Западный портал акцентирован четырёхколонным портиком со спаренными колоннами, над которым расположен антаблемент с триглифами во фризе . Отверстия прямоугольные и полуциркульные, декорированные пилястрами , сандриками , архивольтами . Центральная часть здания покрыта куполом, в западной части церкви — хоры , на которые ведёт винтовая лестница в толще стены. Над апсидой — конха .

В 1853 году у церкви были погребены Григорий Тарновский и его жена, умершие в один день. Позже они были перезахоронены в склепе под церковью. Там же находилась белая мраморная гробница работы Ипполита Монигетти , в которой похоронен Василий Тарновский-старший. Утрачены боковые портики церкви и два верхних яруса колокольни , что заметно исказило её архитектурный облик.

Романтические руины

Романтические руины относятся к постройкам ещё румянцевского периода владения Качановкой. Представляли собой бутафорскую крепость, построенную как дань тогдашней моде. Со временем происхождение руин забылось и Василий Тарновский-младший в 1859 году даже затеял на их месте археологические раскопки, свидетелем которых стал заехавший в усадьбу Тарас Шевченко. Происхождение руин объяснил историк Александр Лазаревский , знавший, в частности, изображение «руин» маслом, оставленное Штернбергом. Повторно, руины сбили историков с толку уже в 70-х годах XX века когда историк архитектуры С. К. Килессо и археолог Р. А. Юра начали поиск «замка Богдана Хмельницкого» в Суботове , опираясь на рисунок художника Сергея Васильковского « Руины в Субботове ». Позднее, анализ истории рисунка позволил выяснить, что в действительности на нём изображены «Романтические руины» в Качановском парке, которые в своё время зарисовал Тарас Шевченко. Когда, кем и для чего был переименован рисунок — неизвестно.

Руины послужили натурой для картины « Вакханалия » Константина Маковского .

Хозяйственная постройка

Служебный флигель

Хозяйственная постройка (конец XIX века) дошла до наших дней с небольшими перестройками. Стилистически близка сооружениям дворцового комплекса в стиле неоклассицизма . Здание построено из кирпича, снаружи побелено, прямоугольной формы с ризалитом по центру восточного фасада, одноэтажное. Корпус значительной протяжённости, северный фасад членится пилястрами. Подфризовый поясок, переходит в обрамление круглых окон, выделяет на фасаде горку. Центральная часть главного фасада акцентирована четырёхколонным портиком, над удвоенными колоннами которого находится антаблемент и треугольный фронтон. Сооружение с плоским сводом, четырёхскатной крышей на деревянных стропилах, кровля металлическая. На фасадах под карнизом — кругообразные верхние окна.

Комментарии

  1. Прасковья Андреевна Остроградская, дочь подкомормия. В первом браке за киевским губернаторским маршалом Степаном Яковлевичем Тарновским.
  2. В. В. Стасов в статье «Живописец Штеренберг» писал:

    … В 1837 году камер-юнкер Г. С. Тарновский дал средства академисту Штеренбергу писать с натуры в селе своём Качановке и в Киеве, что чрезвычайно богаты живописными пейзажами, величием и прелестями южной природы. Академия не может не засвидетельствовать ему своей благодарности…

  3. Об украинском периоде творчества Штернберга упоминает в своей работе, посвящённой М. И. Глинке, В. В. Стасов :

    Несколько времени Глинка прогостил тогда у одного богатого малороссийского помещика Григория Степановича Тарновского, большого любителя музыки. У него был свой оркестр, и посреди многочисленных обедов, балов, иллюминаций, затейливых прогулок, которыми радушный хозяин старался доставить удовольствие гостившим у него приятелям и знакомым (в числе которых находился знаменитый наш художник Штернберг, набросавший именно в это время лучшие свои произведения, юмористические сцены малороссийской жизни).

  4. Куплена императором Николаем I для супруги, императрицы Александры Фёдоровны .
  5. Куплена императором Николаем I для дочери, великой княжны Марии Николаевны .
  6. Находилась в коллекции императора Александра III .
  7. от 2 декабря 2013 на Wayback Machine . Возможно, что именно эта картина указана с ошибкой в названии в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона как " М. И. Глинка в имении Г. С. Перовского за сочинением оперы «Руслан и Людмила ».
  8. от 2 декабря 2013 на Wayback Machine :

    Картина художника Штернберга. Писана в 1838 году в имении Г. С. Тарновского Качановке Черниговской губ. Комната эта была рабочим кабинетом М. И. Глинки — за партитурой «Руслан и Людмила» и историк Малороссии Н. А. Маркевич, занятый сохранением текста баллады Финна. За мольбертом сам художник, а сзади его владелец Качановки. Здесь в 1835 году была первая проба оркестровых и хоровых партий Руслана. Сходство лиц и в особенности фигур замечательное. Очевидец, кому тогда было семь лет, сын историка А. Маркевич

  9. На картине изображена комната в Качановке, носящая название «Фонарик», с модными для того времени готическими мотивами в отделке. Среди сидящих за столом лиц слева — хозяин поместья Григорий Степанович Тарновский; облокотясь на спинку его кресла, стоит Василий Васильевич Тарновский-старший , за столом — его жена Людмила Владимировна. Девушка в белом платье — Юлия Васильевна Тарновская, предмет увлечения художника П. А. Федотова в последние годы его жизни.
  10. На картине изображены Г. С. Тарновский с племянницей Юлией (в белом платье), на скамейке - Надежда Тарновская, слева В. В. Тарновский-старший с женой. Себя Волосков изобразил себя сидящим справа.
  11. Надежда Васильевна на самом деле приходилась кумой Тарасу Шевченко — вместе они крестили сына Василия Тарновского.
  12. Украинский род Тарновских считал, что ведёт свою родословную от одноимённого польского рода .
  13. Михаил Александрович Урусов (1871—1914) — внук своего полного тёзки белорусского генерал-губернатора Михаила Александровича Урусова , кавалергард, адъютант командующего 1-й Маньчжурской армией во время русско-японской войны.
  14. Михаил Сергеевич Олив (1881—1956) — сын члена Государственного Совета Сергея Васильевича Олива , кавалергард, коллекционер.
  15. Назван в честь одного из владельцев хутора Качановка в XVIII веке — секунд-майора Михаила Каченовского.

Примечания

  1. (неопр.) . Дата обращения: 3 февраля 2022. 3 февраля 2022 года.
  2. (неопр.) . Дата обращения: 22 ноября 2013. 3 мая 2013 года.
  3. (неопр.) . Дата обращения: 22 ноября 2013. 3 декабря 2013 года.
  4. (неопр.) . Дата обращения: 22 ноября 2013. 2 декабря 2013 года.
  5. (неопр.) . Дата обращения: 22 ноября 2013. 2 декабря 2013 года.
  6. (неопр.) . Дата обращения: 22 ноября 2013. 15 декабря 2011 года.
  7. (неопр.) . Дата обращения: 22 ноября 2013. 3 декабря 2013 года.
  8. (неопр.) .
  9. (неопр.) . Дата обращения: 24 ноября 2013. Архивировано из 2 декабря 2013 года.
  10. (неопр.) . Дата обращения: 22 ноября 2013. 3 декабря 2013 года.
  11. (неопр.) . Дата обращения: 22 ноября 2013. 4 марта 2016 года.
  12. (неопр.) . Дата обращения: 22 ноября 2013. 2 декабря 2013 года.
  13. (неопр.) . Дата обращения: 22 ноября 2013. 3 декабря 2013 года.
  14. (неопр.) .
  15. (неопр.) . Дата обращения: 25 ноября 2013. 29 октября 2013 года.
  16. (неопр.) . Дата обращения: 23 ноября 2013. 3 декабря 2013 года.
  17. (неопр.) . Дата обращения: 23 ноября 2013. 2 декабря 2013 года.
  18. (неопр.) . Дата обращения: 10 декабря 2013. 19 июля 2014 года.
  19. (неопр.) . Дата обращения: 22 ноября 2013. 26 июля 2015 года.
  20. (неопр.) . Дата обращения: 23 ноября 2013. 13 ноября 2012 года.
  21. (неопр.) . Архивировано из 2 декабря 2013 года.
  22. (неопр.) . Дата обращения: 23 ноября 2013. 7 мая 2015 года.
  23. Вестник Европы. Кн. 2, 1910 г. , с.151-157.
  24. Гребер П. Л. Акклиматизационные сады И. М. Скоропадского и некоторых других помещиков Полтавской губернии, Прилукского уезда. Труды отдела ботаники. Т. 1. Москва; 1899, с.91-95
  25. (неопр.) . Дата обращения: 25 ноября 2013. Архивировано из 2 декабря 2013 года.
  26. (неопр.) . Архивировано из 2 декабря 2013 года.
  27. (неопр.) .
  28. (неопр.) . Дата обращения: 25 ноября 2013. Архивировано из 2 декабря 2013 года.
  29. (неопр.) . Дата обращения: 26 ноября 2013. Архивировано из 2 декабря 2013 года.
  30. (неопр.) . Дата обращения: 26 ноября 2013. 19 июня 2015 года.
  31. Лист карты [web.archive.org/web/20110820150749/mapm36.narod.ru/map1/im36042.html M-36-42] Парафиевка . Масштаб: 1 : 100 000. Состояние местности на 1986 год. Издание 1990 г.
  32. (неопр.) . Дата обращения: 28 ноября 2013. 25 декабря 2013 года.
  33. (неопр.) . Дата обращения: 28 ноября 2013. Архивировано из 3 декабря 2013 года.
  34. (неопр.) . Дата обращения: 28 ноября 2013. Архивировано из 3 декабря 2013 года.
  35. (неопр.) . Дата обращения: 28 ноября 2013. Архивировано из 3 декабря 2013 года.
  36. (неопр.) . Дата обращения: 22 ноября 2013. 4 декабря 2013 года.

Литература

  • Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР, т. 4. К., 1986;
  • Памятники истории и культуры Украинской ССР: Справочник-каталог. К., 1987;
  • Вечерський В. Палацово-парковий ансамбль у Качанівці. «Пам’ятки України: історія та культура», 2000, № 1.
  • Новгородов В., Нельговский Ю., Пидгора В. Реставрация дворца в с. Качановка . Ж. «Строительство и архитектура», № 4, 1976, Киев.

Ссылки

Same as Качановка (усадьба)