Interested Article - Истина

Статуя Истины у Верховного суда Канады , .

И́стина гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Мысль называется истинной (или истиной), если она соответствует предмету .

Определения

В философии

Классическая философская концепция истины, восходящая к Платону и Аристотелю , основывается на том, что истина есть мысль, соответствующая объективной (независимой от познающего субъекта) действительности .

Одно из известных определений истины было высказано Аристотелем и сформулировано Исааком Исраэли ; от Ибн Сины оно было воспринято Фомой Аквинским и всей схоластической философией . Это определение гласит, что истина есть интенциональное согласие интеллекта с реальной вещью или соответствие ей ( лат. conformitas seu adaequatio intentionalis intellectus cum re) . В частности, в Сумме Теологии Фома пишет: « истина состоит в согласованности ума и вещи » (veritas consistit in adaequatione intellectus et rei).

В общей философии , общественно-гуманитарных и естественных , технических науках под истиной подразумевают соответствие положений некоторому критерию проверяемости : теоретической , эмпирической .

В философии понятие истины совпадает с комплексом базовых концепций, позволяющих различить достоверное и недостоверное знание по степени его принципиальной возможности согласовываться с действительностью , по его логической противоречивости / непротиворечивости , по степени его соответствия априорным принципам .

В марксизме

Марксизм не отрицает существования вечной или абсолютной истины как динамической целостности бытия во всей своей полноте, и в своей теории познания рассматривает процесс постижения абсолютной истины в контексте диалектической взаимосвязи абсолютной и относительной истины. В. И. Ленин в своей работе « Материализм и эмпириокритицизм » утверждал, что «человеческое мышление по природе своей способно давать и даёт нам абсолютную истину, которая складывается из суммы относительных истин. Каждая ступень в развитии науки прибавляет новые зёрна в эту сумму абсолютной истины, но пределы истины каждого научного утверждения относительны, будучи то раздвигаемы, то суживаемы дальнейшим ростом знания» (ПСС, Т. 18, с. 137) . Ленин характеризовал истину, как надклассовое и надысторичное содержание наших представлений .

В логике

В логике , для которой значение истинности суждений и умозаключений является одним из преимущественных предметов изучения, критерием истинности выступает логическая правильность: относительная полнота формальных аксиоматических систем и абсолютное отсутствие в них противоречий .

В науке

В разделах науки ( физики , химии , истории , социологии и др.) категория истины обладает двойственной характеристикой. С одной стороны, истина есть в традиционном понимании цель научного познания, а с другой — это самостоятельная ценность , обеспечивающая принципиальную возможность научного знания совпадать с объективной реальностью , как минимум быть комплексом базовых решений теоретических и практических задач. [ источник не указан 4276 дней ]

В религии

В буддизме

В буддизме истина преимущественно связана с практическим достижением состояния сознания, в котором реальность видится такой, «как она есть» ( ятхабхутам ). Отдельно от соответствующей трансформации психики человека истина в буддизме не рассматривается . В связи с этим, в буддизме различают два уровня истины (сатья-двая): 1) истина относительная, эмпирическая — то, каким образом явления представляются в омрачённом сознании; 2) истина абсолютная, конечная — то, каким способом явления существуют в действительности .

Четыре благородные истины (чатвари арьясатьяни), четыре истины Святого — одно из базовых учений буддизма, которого придерживаются все его школы. Четыре благородные истины сформулировал сам Будда Шакьямуни, и кратко их можно изложить так: 1) существует страдание; 2) существует причина страдания — страстное желание , жажда ; 3) существует прекращение страдания — нирвана; 4) существует путь, ведущий к прекращению страдания, — восьмеричный путь. В восточно-азиатских школах уделяется внимание также Сутре сердца , в которой отрицается «реальность Четырёх благородных истин» , что соответствует учению о двух уровнях истины .

Дальневосточная буддийская школа дзэн утверждает, что истина не может быть выражена в словах . Профессор философии Д. Т. Судзуки выразил процесс нахождения истины в традиции дзэн следующим образом: «Истина непосредственно раскрывается перед вашим взором. Вот и всё, чего вы ещё хотите?» .

Учитель тибетской традиции Гелуг Геше Джампа Тинлей отмечает, что, хотя переживание абсолютной истины невозможно передать словами, саму абсолютную истину можно объяснить с помощью отрицательных умозаключений . Именно таким способом конечные представления о реальности формулируются в высшей философской школе буддизма Махаяны — мадхьямаке -прасангике. В связи с этим выделяются два вида абсолютной истины: выразимая — та, которая постигается концептуально, и невыразимая — истина, постигаемая напрямую. Постигаемое в обоих случаях одинаково, однако различаются способы восприятия. В целом, абсолютная истина формулируется как отсутствие у всех феноменов независимого субстанционального существования; в силлогизмах это отстутствие является объектом отрицания . Феномены пусты от такого способа существования; именно этот смысл вкладывается в понятие пустоты ( шуньяты ), а не отсутствие существования феноменов вообще , как иногда неверно интерпретируется это понятие . Чже Цонкапа в «Большом руководстве к этапам пути Пробуждения» говорит о важности правильного определения объекта отрицания:

«…Поэтому очень важно точно определить отрицаемое, поскольку, не определив его, несомненно, породим воззрение этернализма [принятие за существующее того, чего в реальности не существует] и нигилизма [отрицание существующего].»

В даосизме

Из высказываний Лао-цзы :

«Высказанная вслух истина перестаёт быть таковой, ибо уже утратила первичную связь с моментом истинности». «Знающий не говорит, говорящий не знает».

В индуизме

По убеждению сторонников индуизма , истина познаётся только через целостный опыт восприятия. Причём не столько индивидом, сколько сущностью мира. Через созерцание «Я» внешнего «Я» внутренним и наоборот. Истина не может быть выражена в силу своей многогранности .

В исламе

Позиции, во многом схожей с позицией иудаизма, придерживались сторонники ислама, убеждённые в том, что слова, донесённые до правоверных пророком Мухаммедом и изложенные в сурах Корана , — это ключ к блаженному существованию после смерти тела. Отступление от данных слов неминуемо ведёт к погибели. Таким образом, в иудаизме и исламе истина — это спасительный Закон .

В иудаизме

В даосизме

Одним из базовых понятий в даосизме является дао:

道 (dào) — Дао-путь, Путь, истина, способ, метод, правило, обычай, мораль, нравственность.

В христианстве

Христианство истиной называет не некоторую абстрактную универсальную идею или какое-либо ныне существующее материальное явление (формирование), а основополагающую живую личность Иисуса Христа — Бога-Слова — Логоса , который изрёк: «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин. ). В этом смысле примечательно поведение Понтия Пилата , скептически спросившего Христа: «Что есть истина?» и не выслушавшего ответа от самой Истины (Ин.18,37-38). Следует заметить и другие слова Христа об истине, а именно, о тех случаях, когда истина попирается: «Ваш отец диавол ; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи» (Ин.8,44). Этим подчёркивается, что направленность свободной воли разумных существ определяет их причастность либо к истине и к вечной жизни (вечному бытию), либо ко лжи — вечной смерти и небытию. После грехопадения прародителей все люди подвержены влиянию диавола, поэтому псалмопевец Давид (с некоторым удивлением) восклицает: «Всяк человек — ложь» (Пс.115,1-2). Воскресение Христово рождает надежду на исправление человеческой природы. Таким образом, в христианстве истина — это спасительная Личность Иисуса Христа .

«Правда» и «истина»

Правда — понятие, сходное с понятием «истина», но в ряде случаев отличающееся от него и даже противопоставляемое. Правда, в отличие от истины, имеет онтологический характер, то есть отражает действительность значимым для личности образом, в согласии с нравственными категориями и в такой полноте, которая необходима для подлинного понимания и убеждённости , решимости действовать . Таким образом, если истина соответствует объективной действительности, то правда — духовной .

В русской философии, от Достоевского до Вл. Соловьёва , создаётся и воссоздаётся смысловая иерархия правды и истины. Выступать за правду — значит, искать такой истины, которой необходимо ещё добиться, воплощающей в себе жизненный идеал, в котором поступки отдельного человека находятся в согласии с нравственностью. В итоге истина оказывается подчинённой правде. С другой стороны, у русской философии появляется альтернатива жёсткой бинарной оппозиции «истина-ложь» — более приближённая к жизни тернарная структура «правда-истина-ложь» .

Кроме того, на различии правды ( лат. iustitia , ср. серб. Правда — правосудие ) и истины ( лат. veritas) настаивает славянский перевод 84 (85 в масоретской традиции ) псалма:

Истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес

Современное словоупотребление делает особый акцент на субъективном и преходящем характере правды, в отличие от вечного и внечеловеческого характера истины ( научной или божественной ) .

История понятия

Впервые философское понятие истины введено Парменидом как противопоставление мнению . Основным критерием истины признавалось тождество мышления и бытия. Наиболее разработанной теорией истины в античной философии выступала концепция Платона , согласно которой истина есть сверхэмпирическая идея (вечный « эйдос истины»), а также вневременное свойство остальных «идей». Причастность человеческой души миру идей связывает душу с истиной, знание которой есть результат воспоминания души о своём пребывании в мире вечных идей, когда она ещё не соединилась с телом. В средневековой философии Августин , опиравшийся на взгляды Платона, проповедовал учение о врождённости истинных понятий и суждений (в XVII в. эта концепция развивалась Рене Декартом ). Начиная с XIII в. была распространена теория Фомы Аквинского , придерживавшегося учения Аристотеля и развивавшего это учение с позиции гармонического единства познающего разума и верующего (христианского) мышления.

До сих пор наиболее распространённой концепцией истины является корреспондентская или классическая концепция истины . Её основные положения сформулированы Аристотелем, главное из них сводится к формуле: истина есть соответствие вещи и интеллекта ( лат. veritas est adaequatio rei et intellectus). В классическом смысле истина — это адекватная информация об объекте , получаемая посредством чувственного и интеллектуального изучения либо принятия сообщения об объекте и характеризуемая с позиции достоверности. Более упрощённая трактовка совпадает с таким тезисом: истина есть адекватное отображение действительности в сознании .

Понимание истины как соответствия знаний и вещей было свойственно в античности Демокриту , Эпикуру , Лукрецию . Классическая концепция истины признавалась Фомой Аквинским, Г. Гегелем , К. Марксом и другими мыслителями. В частности, французские философы-сенсуалисты (например, Э. Кондильяк ) определяли истину, постулируя её в своих формулах в принципе как адекватное отображение действительности и тем самым присоединяясь к приверженцам корреспондентской теории. Общая ориентация на классические воззрения присуща также и некоторым философам XX в. ( А. Тарский , К. Поппер и др.).

В классической концепции действительность трактуется, главным образом, как объективная реальность , существующая независимо от нашего сознания. Действительность включает в себя не только воспринимаемый мир, но и субъективную, духовную сферу. Особым образом здесь следует сказать о познании; его результат (истина), а также сам объект познания понимаются неразрывно связанными с предметно-чувственной деятельностью человека. Позднее к этому прибавилось понимание истины не только как статичного явления, но и как динамичного образования или процесса.

Некоторые сторонники классической концепции трактовали истину более возвышенно, но также и более неопределённо. Они понимали истину как свойство субъекта, совпадающее с его согласием с собой, комплексом априорных форм чувственности и мышления ( И. Кант ) или даже в виде вечного, вневременного, неизменного и безусловного свойства идеальных объектов (Платон, Августин). Сторонники таких воззрений составляли достаточно многочисленную группу философов. Они видели истину в идеале, в некотором недостижимом пределе. Это понимание долгое время господствовало, имея таких последователей как Р. Декарт, Б. Спиноза , Г. Лейбниц , И. Фихте и другие мыслители.

В границах ещё одного направления, эмпиризма , истина понималась как соответствие мышления ощущениям субъекта ( Д. Юм в XVIII в., Б. Рассел в XX в.), либо в качестве совпадения идей и поступков со стремлениями личности ( У. Джемс , Х. Файхингер ). Р. Авенариус и Э. Мах понимали истину как согласованность ощущений. М. Шлик и О. Нейрат рассматривали истинность как последовательную связь предложений науки и чувственного опыта. Конвенционалисты (например, А. Пуанкаре ) утверждали, что дефиниция истины и её содержание носят условно-договорный характер.

С конца XIX в философии усиливается иррационалистический подход к пониманию истины. Ф. Ницше считал иллюзией существование абсолютной истины и связывал возникновение этой иллюзии с волей к власти , особенностями субъективного опыта, идеями вечного изменения, возвращения, становления и переоценки ценностей . Ж.-П. Сартр считал, что сущность истины есть свобода; экзистенциалисты в целом противопоставляли объективной истине представление о личной истине, в границах которой интуитивно раскрывается бытие в его подлинности.

Согласно наиболее распространённым воззрениям в западной философии середины XX в. истина есть особый идеальный объект ( Ж. Маритен , Н. Гартман и др.). Такое понимание истины неразрывно связано с пониманием бытия как трансцендентного, сверхчувственного и рационально до конца не постижимого феномена.

Одним из важных итогов философских исследований выступает различие между абсолютной и относительной истиной:

  • абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о мире как о сложно организованной системе.
  • относительная истина — это неполное, но в некоторых отношениях верное знание о том же самом объекте; правда .

Возникший в XX веке неопозитивизм разделяет истины на эмпирические (подтверждаемые опытом ) и логические (не зависящие от опыта, априорные ). Представители так называемого социально-психологического направления ( Томас Кун , Пол Карл Фейерабенд ) в противовес неопозитивистской трактовке научной истины как эмпирической подтверждаемости предложили вообще аннулировать понятие научной истины, особые нападки с их стороны вызывало понятие объективности истины . В некотором смысле, доводя эту точку зрения до логического завершения теоретики постмодернизма Жак Деррида , Жиль Делёз изображали познание как процесс вечной погони за истиной как иллюзией или симулякром ( Ж. Бодрийяр ). Для постмодернизма истина не может быть безусловной догмой, абсолютом, сковывающим творческое мышление, а только относительной, конвенциональной, обозначающей некоторый результат соглашения между участниками диалога . С точки зрения аналитической философии ( Витгенштейн, Людвиг ), истина представлена как значение, имеющее множество контекстов (плюрализм контекстов) и определяемое структурой языка как элемент языковой игры , не имеющей прямого отношения к реальности.

Также необходимо выделить тезис о конкретности истины. Конкретность истины в марксистской концепции есть зависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, совокупности исторического опыта, на основании которого знания существуют и развиваются. В содержание этого тезиса входит идея, которая была востребована в сравнительно позднее время при достижении понимания мира как динамичного целого, изменяющейся материальной системы. Марксизм рассматривает конкретность истины не как неизменный факт, а как относительное явление, в контексте общего процесса познания, диалектической взаимосвязи гносеологических категорий абстрактного и конкретного , как движение по спирали, отрицание отрицания , восхождение от абстрактного к конкретному и обратно . Марксизм рассматривает абстракцию не только как наиболее общее понятие или категорию, но и как неизбежно одностороннее восприятие действительности, которое требует уточнения по мере накопления конкретного опыта, открытия новых природных взаимосвязей . В свою очередь, расширение смыслового содержания абстрактных понятий на основе нового конкретного опыта позволяет по-новому рассмотреть полученные факты, их обобщить и открыть новые общие закономерности.

Основные теории истины

  • Авторитарная теория истины исходит из факта доверия к авторитетному источнику, который является гарантом истинности того или иного высказывания .
  • Когерентная теория истины утверждает связность и непротиворечивость основных критериев истины. Активно разрабатывалась неопозитивистами, хотя истоки концепции восходят к Пармениду и прослеживаются у Канта .
  • Конвенциональная теория истины определяет истину как результат соглашения .
  • Корреспондентная теория истины определяет истину как соответствие фактам. Разрабатывалась Альфредом Тарским .
  • Прагматическая концепция истины исходит из практической значимости получаемого в процессе познания результата .

Уровни понимания истины

Теоретическое осмысление истины

Все теории можно разделить на дающие реальное определение истине и устанавливающие правила употребления слова «истина».

Истина одна и сама обозначает всё . Никакие определения, теории и обозначения не есть самою истиною, ибо истина сама определяет реальное бытие и действительность. Разнообразные определения не могут ограничить саму истину, а лишь являют обнаружение существования истины и цель их — познание смысла и сути полноты целостной истины .

  • Теории истины (концепции истины), дающие определение истине:
    • Классическая линия понимания истины:
    • Неклассические концепции:
      • Конвенциональная теория: истина — это результат соглашения ( А. Пуанкаре , Т. Кун )
      • Когерентная теория: истина — это характеристика непротиворечивого сообщения, свойство согласованности знаний ( Р. Авенариус , Э. Мах ). Истина требует, чтобы элементы должным образом соответствовали всей системе. Требуется, чтобы суждения в когерентной (целостной) системе поддерживали друг друга. Поэтому полнота и всесторонность основного набора понятий является критически важным фактором в оценке достоверности и полезности целостной системы. Распространённым принципом когерентной теории является идея, что истина — это прежде всего собственность системы утверждений, и может быть присвоена отдельным утверждениям только при условии их согласованности с целой системой.
      • Прагматическая теория : истина — это полезность знания, его эффективность, то есть истинным является сообщение, позволяющее достичь успеха ( Ч. С. Пирс )
  • Теории истины (концепции истины), устанавливающие правила употребления термина «истина» при разворачивании исследований:
    • Дефляционная теория (концепция избыточности (redundancy)): слова «истина», «истинный», «истинно» излишни, поскольку избыточны для процесса познания: если делать утверждение об истинности некоторого предложения, то приходится высказывать само это предложение, отрицание же предложения означает его простое отрицание (А. Айер, М. Даммит и др.)
    • Перформативная теория: слова «истина», «истинный», «истинно» являются перформативами в рамках теории речевых актов (П. Ф. Стросон )

См. также

Примечания

  1. Истина // Философия: Энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина . — М. : Гардарики, 2004. — 1072 с. — ISBN 5-8297-0050-6 .
  2. Порус В. Н. от 30 июля 2021 на Wayback Machine // Большая российская энциклопедия . Том 12. Москва, 2008, стр. 97
  3. от 11 мая 2013 на Wayback Machine
  4. (неопр.) Дата обращения: 17 февраля 2019. 18 февраля 2019 года.
  5. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А. А. Ивина. 2004.
  6. от 2 апреля 2015 на Wayback Machine // Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв , В. Г. Панов .— E.: Советская энциклопедия , 1983. — 840 с.
  7. Алексеев П. В. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . — 2-е изд., испр. и допол. — М. : Мысль , 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9 .
  8. Никифоров А. Л. от 18 июня 2019 на Wayback Machine // Эпистемология & философия науки, Т. XVI, № 2, 2008, с. 50—65
  9. Лепехов С. Ю. Буддийская философия как идейная основа буддийской цивилизации // / Отв. ред. Г. Б. Шаймухамбетова. — М. , 1998. — С. 21—22. — 105 с. — ISBN 5-201-01985-4 . 1 октября 2016 года.
  10. Шохин В. К. Две истины / Философия буддизма: Энциклопедия (рус.) / под ред. М. Т. Степанянц. — М. : Восточная литература, 2011. — С. 267. — 1045 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-02-036492-9 .
  11. Устьянцев Д. Абсолютное и относительное в буддизме (рус.) / под ред. А. Орлова, пер. с тиб. Д. Устьянцева. — М. : Ганга / Сватан, 2012. — С. 7. — 192 с. — 1200 экз. — ISBN 978-5-98882-182-3 .
  12. Лысенко В. Г. Чатвари арья сатьяни / Философия буддизма: Энциклопедия (рус.) / под ред. М. Т. Степанянц. — М. : Восточная литература, 2011. — С. 781. — 1045 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-02-036492-9 .
  13. Поповцев Д. В., Парибок А. В. Сокровищница Татхагаты. Буддийские сутры в русских переводах / Сутта запуска колеса проповеди (рус.) / под ред. В. Ю. Трофимова. — СПб. : Евразия, 2012. — С. 81. — 416 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-91852-033-8 .
  14. Андросов В. П. Индо-тибетский буддизм. Энциклопедический словарь / Тришна (рус.) / под ред. Е. Половниковой, Е. Леонтьевой, О. Сокольноковой. — М. : Ориенталия, 2011. — С. 364. — 448 с. — (Самадхи). — 2000 экз. — ISBN 978-5-91994-007-4 .
  15. Ермакова Т. В., Островская Е. П. Классический буддизм (рус.) / под ред. Т. В. Уваровой. — СПб. : Издат. дом "Азбука-классика"; "Петербургское Востоковедение, 2009. — С. 53. — 256 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-395-00325-6 . — ISBN 978-5-85803-389-9 .
  16. (рус.) // Буддизм. Учение старцев : сайт. 4 августа 2019 года.
  17. , с. 67—69.
  18. Андросов В. П. Учение Нагарджуны о срединности (рус.) / под ред. Т. М. Швецовой. — М. : Восточная литература, 2006. — С. 410—421. — 846 с. — 1300 экз. — ISBN 5-02-018488-8 .
  19. .
  20. , с. 30.
  21. Геше Джампа Тинлей. Воззрения четырех буддийских философских школ (рус.) / под ред. А. Коноваловой. — Новосибирск: ООО «Издательство Дже Цонкапа», 2019. — С. 33. — 502 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-904974-35-0 (в пер.).
  22. Геше Джампа Тинлей. Воззрения четырех буддийских философских школ (рус.) / под ред. А. Коноваловой. — Новосибирск: ООО «Издательство Дже Цонкапа», 2019. — С. 288. — 502 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-904974-35-0 (в пер.).
  23. Геше Джампа Тинлей. Воззрения четырех буддийских философских школ (рус.) / под ред. А. Коноваловой. — Новосибирск: ООО «Издательство Дже Цонкапа», 2019. — С. 42—43. — 502 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-904974-35-0 (в пер.).
  24. Чже Цонкапа. Большое руководство к этапам пути Пробуждения. В 2 т. (рус.) / под ред. А. Терентьева. — 6-е, испр.. — СПб. : Изд-е А. Терентьева, 2019. — Т. 2. — С. 33. — 816 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-901941-35-5 . — ISBN 978-5-901941-37-9 (т.2).
  25. Кохановский В., Яковлев В. История философии
  26. Армстронг К. История Бога: Тысячелетние искания в иудаизме, христианстве и исламе
  27. Осипов А. И. от 22 декабря 2015 на Wayback Machine
  28. Мень А. В. Сын Человеческий //« Смена », 1990, № 6-12 текст книги
  29. Успенский Б. А. Семантика «правды» и «истины» в связи с распределением функций церковнославянского языка // Краткий очерк истории русского литературного языка (XI—XIX вв.). М., 1994, с. 191
  30. (неопр.) Дата обращения: 24 декабря 2019. 13 декабря 2019 года.
  31. (неопр.) . Дата обращения: 24 декабря 2019. 14 марта 2022 года.
  32. Знаков В. В. Категории правды и лжи в русской духовной традиции и современной психологии понимания //Вопросы психологии. — 1994. — №. 2. — С. 55-64.
  33. Смирнова Е. Е. Смысловое наполнение концептов ПРАВДА и ИСТИНА в русском языковом сознании и их языковая объективация в современной русской речи //Нижний Новгород. — 2016.
  34. от 4 марта 2016 на Wayback Machine // Ницше Ф. Песни Заратустры. Веселая наука. — СПб: Азбука , 1997
  35. Чудинов Э. М. Природа научной истины. — 2 изд. — М.: УРСС , 2010. — 312 с. ISBN 978-5-397-01376-5
  36. * Швырёв В. С. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. Восхождение от абстрактного к конкретному // Философский энциклопедический словарь. — Советская энциклопедия (рус.) . — М. , 1983. // Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв , В. Г. Панов .— М.: Советская энциклопедия , 1983. — 840 с.
  37. Гегель Г. В. Ф. от 28 января 2015 на Wayback Machine // Знание – сила . — № 10. — 1973. — С. 41-42
  38. от 8 мая 2014 на Wayback Machine // Лекций по философии науки прочитанных профессором МФТИ Ю. И. Семёновым в 2005—2006 учебном году
  39. ↑ от 7 июня 2015 на Wayback Machine // Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»: учебное пособие / Под редакцией З. А. Медведевой. — Кемерово: КемТИПП , 2008.
  40. от 8 мая 2014 на Wayback Machine // Философия УМК. — Мн.: , 2009
  41. (неопр.) . Дата обращения: 15 июня 2020. 15 июня 2020 года.
  42. Касавин И. Т. от 7 марта 2012 на Wayback Machine // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. — М.: Мысль, 2000—2001. — ISBN 5-244-00961-3 .

Литература

Ссылки

Same as Истина