Interested Article - Кауфман, Ангелика

Автопортрет. 1770—1775

Мария Анна Анге́лика Катарина Ка́уфман ( нем. Maria Anna Angelika/Angelica Katharina Kauffmann , 30 октября 1741 , Куре , Лига дома Божьего 5 ноября 1807 , Рим ) — художница: живописец и график, представительница неоклассицизма . Одна из двух женщин — основателей Королевской академии искусств в Лондоне в 1768 году .

Биография

Автопортрет. 1771. Бумага, карандаш. Йельский центр искусств
Музей Ангелики Кауфман в Шварценберге , Форарльберг , ( Австрия )

Дочь художника Йоганна Йозефа Кауфмана, выросла в Форарльберге , Австрия . Самостоятельно выучила несколько языков, много читала, увлекалась музыкой (соревнование поэзии, музыки и живописи — частый сюжет картин Кауфман). Рисовать начала с шести лет, помогала отцу в мастерской , в одиннадцать лет получила свой первый заказ. C двенадцати лет работала как профессиональный живописец. В 1754 году после смерти матери побывала с отцом в Милане , с 1763 года жила в Риме и Венеции . В 1772 году стала членом Академии изящных искусств Флоренции . В Риме познакомилась с Иоганном Иоахимом Винкельманом , немецким историком искусства, который стал её первым сторонним учителем и другом. Он отзывался о Кауфман: «Она может быть очень красива, и в пении может соперничать с нашими лучшими виртуозами».

В 1766 году по предложению английского посла и его супруги уехала в Лондон , где прожила пятнадцать лет. В Англии стала единственной женщиной-художницей, которая была принята в члены лондонской Королевской академии искусств. Её портрет написал знаменитый Джошуа Рейнольдс ( 1766 ), она в ответ написала портрет Рейнольдса. В его записной книжке её имя значилось как «Мисс Анжелика» или «Мисс ангел». Другой пример её дружеских отношений с Рейнольдсом можно найти в её интерпретации классической темы « Et in Arcadia ego », которую Рейнольдс повторил несколько лет спустя в своем портрете Миссис Бувери и Миссис Крю. В 1767 году Кауфман была соблазнена самозванцем под именем графа Фредерика де Хорна, за которого она вышла замуж, но в следующем году они расстались.

Кауфман была среди основателей Королевской Академии художеств в Лондоне, участвовала в создании росписей собора Св. Павла . Она провела несколько месяцев в Ирландии в 1771 году, в качестве гостя лорда-лейтенанта Ирландии , и выполнила там ряд портретных заказов. Среди её друзей был Жан-Поль Марат , живший тогда в Лондоне и занимавшийся медициной, с которым у неё, возможно, был роман. В 1781 году Ангелика вышла замуж за художника Антонио Дзукки и вернулась в Рим. Дружила со многими известными деятелями культуры своего времени: Винкельманом , Антоном Рафаэлем Менгсом , Иоганном Вольфгангом фон Гёте , Антонио Кановой , Соломоном Гесснером и другими. Её последняя выставка состоялась в Риме в 1797 году. В 1810 году биографию художницы написал итальянский историк Джованни Баттиста де Росси .

Кауфман продолжала время от времени участвовать в деятельности Королевской академии в Лондоне, её последняя выставка состоялась в 1797 году. После этого она работала мало. В 1807 году умерла в Риме, удостоившись пышных похорон. Многие члены Академии Святого Луки , духовные лица и ценители искусства, последовали к её гробнице в римской церкви Сант-Андреа-делле-Фратте . Как и при погребении Рафаэля , две её лучшие картины были пронесены в процессии.

Творчество

Живописное творчество Ангелики Кауфман — портреты, картины на библейские, исторические, литературные и античные мифологические сюжеты — развивалось в границах эстетики неоклассицизма . Сама художница относила своё творчество прежде всего к исторической живописи, что было необычным для этого жанра , считавшегося в XVIII-м веке исключительно мужским занятием, как, впрочем, и живопись вообще. Историческая живопись особенно почиталась в академическом искусстве того времени, однако под руководством сэра Джошуа Рейнольдса Королевская Академия приложила все усилия, чтобы поддержать энтузиазм художницы в этом направлении. Но несмотря на популярность, которой Кауфман пользовалась в британском обществе, и её успех там как художницы, она была разочарована относительной апатией англичан к исторической живописи. В конце концов ей пришлось покинуть Британию и отправиться на континент, где историческая живопись была лучше известна, пользовалась большим уважением и покровительством меценатов и коллекционеров .

Историческая живопись, согласно академической теории искусства, считалась наиболее возвышенным жанром. Её предметом было создание композиций , основанных на темах из истории, мифологии, литературы и текстах Священного Писания. Для этого требовались обширные познания в библейской и классической литературе, теории искусства и практическая подготовка, включавшая изучение пластической анатомии, истории костюма, вооружений и прочих специальных областей. Большинство женщин были лишены доступа к такой подготовке, особенно возможности рисовать с обнажённых моделей; тем не менее Кауфман сумела пересечь гендерную границу, чтобы приобрести необходимые навыки, и достигла репутации успешной художницы исторического жанра .

Оценки и критика

Ангелика Кауфман относительно скоро приобрела широкую европейскую известность. В 1762 году она стала членом флорентийской Академии искусств , с 1765 — членом Академии Св. Луки в Риме, с 1768 года — Французской и Британской Королевских академий. В 1810 году её биографию написал известный итальянский историк Джованни Баттиста де Росси, с тех пор её жизнь не раз становилась сюжетом популярных романов. Образ художницы послужил прототипом героини популярного романа Жермены де Сталь «Коринна, или Италия» (1807).

Чарльз Уилсон Пил (1741—1827), живописец, патриот и основатель американской художественной династии, назвал свою дочь в честь художницы. Произведения Кауфман воспроизводили и тиражировали в гравюрах Ф. Бартолоцци и его ученик Г. И. Скородумов в технике цветного пунктира , наиболее подходящей для передачи нюансов живописи. Почитателем художницы был Этьен Морис Фальконе . Сама Ангелика испытала влияние идей не только Винкельмана, но и Антона Рафаэля Менгса . Тем не менее, слава Ангелики Кауфман не была абсолютной. Несмотря на принадлежность к эпохе неоклассицизма и даже проявлений некоторых тенденций романтизма , в творчестве художницы преобладают качества салонного сентиментализма , которые в то время оценивали положительно как «превосходный римский вкус». Многое, и, прежде всего, критические оценки и обвинения в салонности, сближает творчество Кауфман и другой художницы Э. Виже-Лебрен .

Известность Кауфман в России

Художница была знаменита и в современной ей России. Оду «К Анжелике Кауфман» ( 1798 ) сочинил Г. Р. Державин . В 1774 году, во время работы в Санкт-Петербурге над памятником Петру I , Этьен Морис Фальконе делился с английским путешественником Рэкселлом своими впечатлениями от работ художницы и сообщал, что «является обладателем почти всех её произведений» . Великая княгиня, а затем императрица Мария Фёдоровна , супруга императора Павла I , писала миниатюры на стекле, используя в качестве оригиналов гравюрные воспроизведения картин художницы.

Гравюры с произведений Кауфман служили образцами для скульптуры. В частности, их использовал скульптор Ф. И. Шубин , работая над серией медальонов для украшения Мраморного зала Мраморного дворца в Санкт-Петербурге.

В петербургском Эрмитаже имеется несколько картин Ангелики Кауфман:

В 2007 году в Шварценберге , Форарльберг ( Австрия ) был основан Музей Ангелики Кауфман. Ежегодно меняющиеся выставки посвящены различным аспектам и темам её творчества . На выставке 2019 года «Анжелика Кауфман — неизвестные сокровища из частных коллекций Форарльберга» многие её картины были представлены публике впервые, так как большая часть её произведений принадлежит частным коллекционерам . Музей расположен в старом фермерском доме («Kleberhaus») в типичном архитектурном стиле региона .

В её честь назван кратер Кауфман на Венере .

Галерея

  • Миранда и Фердинанд. Драма Шекспира «Буря». 1782. Галерея Бельведер, Вена
    Миранда и Фердинанд. Драма Шекспира «Буря». 1782. Галерея Бельведер, Вена
  • Баронесса фон Крюденер с сыном. 1786. Лувр, Париж
    Баронесса фон Крюденер с сыном. 1786. Лувр, Париж
  • Венера уговаривает Елену любить Париса. 1790. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
    Венера уговаривает Елену любить Париса. 1790. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
  • Ариадна, покинутая Тесеем. 1774. Музей изящных искусств, Хьюстон
    Ариадна, покинутая Тесеем. 1774. Музей изящных искусств, Хьюстон
  • Портрет Элеоноры, графини Лодердейл. Ок. 1780. Музей изящных искусств, Хьюстон
    Портрет Элеоноры, графини Лодердейл. Ок. 1780. Музей изящных искусств, Хьюстон
  • Ф. Бартолоцци по оригиналу А. Кауфман. Прекрасная Родопа, влюбленная в Эзопа. 1782. Цветной пунктир
    Ф. Бартолоцци по оригиналу А. Кауфман. Прекрасная Родопа, влюбленная в Эзопа. 1782. Цветной пунктир
  • Ваза с росписью по картине А. Кауфман. 1775. Фарфор. Мануфактура Челси-Дерби, Англия
    Ваза с росписью по картине А. Кауфман. 1775. Фарфор. Мануфактура Челси-Дерби, Англия
  • Девы, пробуждающие купидона. По картине А. Кауфман. 1780. Бисквит. Мануфактура Дерби, Англия
    Девы, пробуждающие купидона. По картине А. Кауфман. 1780. Бисквит. Мануфактура Дерби, Англия

Примечания

  1. ↑ (нидерл.)
  2. Angelica Kauffmann // (англ.)
  3. (англ.) — 2008.
  4. ↑ Кауфман Ангелика // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  5. .
  6. .
  7. .
  8. .
  9. , pp. 766–770.
  10. , p. 766.
  11. Wraxell N. A tour through some of the northern parts of Europe, particularly Copenhagen, Stockholm and Petersburgh, in a series of letters. — London, 1774. — Р. 228. Русский пер.: Екатерининский Петербург глазами иностранцев. Неизданные письма 1770-х гг. — СПб., 2013. — С. 121
  12. ↑ (англ.) . www.schwarzenberg.at (28 августа 2019). Дата обращения: 10 сентября 2019. 3 апреля 2019 года.
  13. (англ.) . Bregenzerwald in Vorarlberg . Дата обращения: 10 сентября 2019. 25 декабря 2019 года.

Литература

Основные исследования
  • Федотова Е. Д. Ангелика Кауфман / [Автор текста Елена Федотова. — М. : Белый город, 2004. — 47, [1] с. : ил., цв. ил. — (Мастера живописи). — 1500 экз. — ISBN 5-7793-0810-1 .
  • Manners V., Williamson G. C. : Her Life and Her Works : [ англ. ] / by Lady Victoria Manners and Dr. G. C. Williamson. — Reprint of the 1924 ed. published by Bodley Head, London. — New York : Hacker Art Books, 1976. — XIII, 268 p., [32] p. fig. — ISBN 0-87817-183-5 . — LCCN . — OCLC .
  • Obermeier S. Die Muse von Rom : Angelika Kauffmann und ihre Zeit : [ нем. ] / Siegfried Obermeier. — Frankfurt am Main : Oberon, 1987. — 220, [4] S. : Portr. — ISBN 3-925844-05-8 . — OCLC .
  • . : Art and Sensibility : [ англ. ] / Angela Rosenthal. — New Haven, CT; London : Yale University Press, 2006. — IX, 342 p. — ISBN 0-300-10333-6 . — ISBN 978-0-300-10333-5 . — LCCN . — OCLC .
  • : A Continental Artist in Georgian England : [ англ. ] / edited by Wendy Wassyng Roworth; with essays by D. Alexander, M. F. Adam and M. Mauchline, A. Rosenthal, W. W. Roworth; published in association with the Royal Pavilion, Art Gallery and Museums, Brighton. — London : Reaktion Books, 1992. — 216 p. — ISBN 0-948462-41-8 . — LCCN . — OCLC .
  • Roworth W. W. : [ англ. ] / Wendy Wassing Roworth // Eighteenth-Century Studies. — Fishkill, NY : American Society for Eighteenth-Century Studies, 2004. — Vol. 37, no. 3. — P. 478–482. — ISSN . — doi : .
Каталоги выставок
  • Baumgärtel B. : Retrospective : Anläβlich der Ausst., Kunstmuseum Düsseldorf, Samml. Kunstakad. (NRW), 15. Nov. 1998-24. Jan. 1999 etc. : Katalog / Hrsg. u. bearb. von Bettina Baumgärtel ; Mit Beitr. von Brian Allen et al.. — Ostfildern-Ruit : Hatje, 1998. — 471 s. : Ill., Farbill., Facs., Portr. — ISBN 3-7757-0756-5 .
  • Sandner O. Angelika Kauffmann und ihre Zeitgenossen : [ нем. ] : Bregenz, Vorarlberger Landesmuseum, 23. Juli bis 13. Oktober 1968 ; Wien, Österreichisches Museum für Angewandte Kunst, 8. November 1968 bis 1. Februar 1969 / Veranst. der Ausstellung Verein Bregenzer Kunstausstellungen...; hrsg. von Oscar Sandner. — Bregenz : Verein Bregenzer Kunstausstellungen [u.a.], 1968. — XXIV, 143 S., [6], [138] S. fig. — OCLC .
  • Swozilek H. Angelika Kauffmann : Restaurierungen : [ нем. ] : Begleitheft zur Ausstellung ; Vorarlberger Landesmuseum, Bregenz, 12. Oktober bis 3. November 1991 / Hrsg.: Vorarlberger Landesmuseum,. — Bregenz : Vorarlberger Landesmuseum, 1991. — 15 S. : zahlr. Ill. — OCLC .
  • Tuchscherer, Thilo. Verrückt nach Angelika : Porzellan und Anderes Kunsthandwerk nach Angelika Kauffmann : [ нем. ] : Hetjens-Museum, Deutsches Keramikmuseum, Düsseldorf, 15. November 1998 bis 24. Januar 1999 ; Haus der Kunst, München, 5. Februar bis 18. April 1999 ; Rätisches Museum, Chur, 7. Mai bis 11. Juli 1999 : : Katalog. — Stuttgart : Dr. Cantz'sche Druckerei, 1998. — 132 p.
Словари и энциклопедии
  • Власов В. Г. Кауфманн Ангелика Мария Анна Катарина // Стили в искусстве : Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура : словарь : в 3 т. / В. Г. Власов. — СПб. : Кольна, 1996. — Т. 2 : Словарь имён : А—Л. — С. 403. — 543 с., [8] л. ил. : ил. — ISBN 5-88737-005-X . — OCLC .
  • Камчатова А. В., Котломанов А. О., Кроллау Н. Е. Германия. Англия. XV–XIX века : биографический словарь / А. В. Камчатова, А. О. Котломанов, Н. Е. Кроллау. — СПб. : Азбука-Классика, 2008. — С. 23, 24, 100–101. — 480 с. : ил., цв. ил. — (Художники Западной Европы). — ISBN 978-5-91181-907-1 . — OCLC .
  • ] / Е. Д. Федотова // Канцелярия конфискации — Киргизы. — М. : Большая российская энциклопедия, 2009. — С. 380. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 13). — ISBN 978-5-85270-344-6 .
  • Сомов А. И. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1895. — Т. XIVa. — С. 774–775.
  • / E. Bénézit // Dictionnaire critique et documentaire des peintres, sculpteurs, dessinateurs et graveurs de tous les temps et de tous les pays, par un groupe d'écrivains spécialistes français et étrangers : [ фр. ] : en 10 vol. / entièrement refondue, revue et corrigée sous la direction des héritiers de E. Bénézit. — Nouvelle edition. — Paris : Gründ, 1976. — . — P. 172–173. — 778 p. — ISBN 2-7000-0154-0 . — OCLC .
  • Roworth W. W. / Wendy Wassing Roworth // Dictionary of Women Artists : [ англ. ] : in 2 vol. / edited by Delia Gaze. — London, Chicago : Fitzroy Dearborn, 1997. — . — P. 764–770. — XLVIII, 1512 p. : ill. — ISBN 1-884964-21-4 . — LCCN . — OCLC .
  • Tietze H. Kauffmann (auch Kauffman, fälschlich Kaufmann), Angelica (Maria Anna C. Catharina) / H. Tietze // Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler von der Antike bis zur Gegenwart, begründet von Ulrich Thieme und Felix Becker : unter Mitwirkung von etwa 400 Fachgelehrten bearbeitet und redigiert von H. Vollmer, B. C. Kreplin, J. Müller, L. Scheewe, H. Wolff, O. Kellner : [ нем. ] : in 37 Bd. / herausgegeben von Hans Vollmer. — Leipzig : E. A. Seemann, 1927. — Bd. 20 : Kauffmann — Knilling. — S. 1–5. — 600 S. — OCLC .
  • Walch P. / Peter Walch // : [ фр. ] : en 34 vol. / edited by Jane Turner. — New York : Grove's Dictionaries, 1996. — . — P. 850–854. — XIII, 927 p. : ill. — Reprinted ed. with minor corrections, 1998. — ISBN 1-884446-00-0 . — LCCN . — OCLC .
Справочные указатели
  • Freitag W. M. : A Basic Bibliography of Monographs on Artists / Wolfgang M. Freitag, ed.. — 2nd ed. — New York, London : Garland Publishing, 1997. — P. . — XXVI, 542 p. — (Garland Reference Library of the Humanities ; vol. 1264). — Nos. 5922–5934. — ISBN 0-8240-3326-4 . — LCCN . — OCLC .

Ссылки

Same as Кауфман, Ангелика