Interested Article - Холокост в России

Холокост на территории России — систематическое преследование и истребление еврейского населения РСФСР немецкими нацистами , их союзниками и коллаборационистами в 1941—1944 годах в рамках политики « окончательного решения еврейского вопроса ».

На территории РСФСР было создано 41 гетто . По разным оценкам, за время оккупации в РСФСР без учёта Крыма погибло от 55 до 140 тысяч евреев.

С 1992 года в России действует Научно-просветительный центр «Холокост» . В националистических кругах существует явление отрицания Холокоста .

Причины

Корни Холокоста находятся в изначальной идеологии нацизма, основанной на расовой теории . Гитлер считал Советскую Россию центром мирового еврейства , утвердившего там свою власть .

Периодизация Холокоста

Периодизация Холокоста в России совпадает с периодизацией Холокоста на территории СССР с тем уточнением, что России была освобождена в июле 1944 года (с освобождением Пскова, Острова и всей территории Ленинградской области).

Илья Альтман выделяет следующие этапы в осуществлении Холокоста на территории СССР:

  1. 22 июня 1941 (нападение на СССР) — январь 1942 ( Ванзейская конференция )
  2. февраль 1942 — осень 1943 (ликвидация гетто и рабочих лагерей в немецких зонах оккупации)
  3. зима 1943/1944 — осень 1944 (перевод уцелевших евреев в концлагеря и полное освобождение от евреев оккупированной территории СССР)

Ицхак Арад рассматривает три этапа в следующих интервалах:

  1. 22 июня 1941 (нападение на СССР) — февраль 1942. За это время были убиты большинство евреев Литвы , Латвии , Эстонии , Молдавии , почти все евреи восточной Белоруссии , восточной Украины и занятых немцами районов РСФСР .
  2. весна 1942 — декабрь 1942. Уничтожено большинство евреев Западной Украины и Западной Белоруссии, а также южных районов РСФСР, оккупированных летом 1942 года.
  3. январь 1943 — конец лета 1944. Уничтожение немцами оставшихся евреев на оккупированных территориях перед отступлением.

Ход событий

В результате нападения Германии на СССР 22 июня 1941 года западная и юго-западная часть территории России попала под оккупацию войсками вермахта . 9 июля немецкие войска заняли Псков, 16 июля — Смоленск , 15 августа — Новгород , 6 октября был захвачен Брянск , 13-го — Калуга , 14-го — Калинин . На юге 17 октября был захвачен Таганрог . Ростов-на-Дону был оккупирован дважды — в ноябре 1941 и летом 1942 года. Также летом 1942 года были оккупированы Ставрополь , Майкоп , Краснодар , Моздок и Новороссийск .

Большую часть оккупированной российской территории контролировала военная администрация. и передвигались вслед за своими военными соединениями, а их места занимали тыловые штабы .

На оккупированных территориях немецкая администрация, вермахт и СС вели массовое уничтожение еврейского населения, оно сопровождалось грабежами и изъятием имущества .

Эвакуация евреев

Чем дальше на восток находилось еврейское население, тем большая его доля была эвакуирована и спасена от оккупации. Молодые мужчины были призваны в Красную армию . Население РСФСР было оповещено о Холокосте и евреи имели больше шансов на спасение, чем на Украине, и в Белоруссии .

Преследование и массовое уничтожение

В основном массовые расстрелы как мера «очистки тылов» наступающей немецкой армии осуществлялись айнзатцгруппами . В каждую из тыловых зон немецких фронтов назначался главный фюрер СС и полиции ( нем. Hohere SS-und Polizeifuhrer; HSSPf). Под его общим командованием находились части ваффен-СС , айнзацгруппы, полиция порядка и полицейские части — добровольцы из местного населения. Все они принимали участие в уничтожении евреев .

В оккупированных Псковской , Смоленской и Брянской областях РСФСР во всех местах со сколько-нибудь значительной концентрацией еврейского населения были созданы гетто и лишь затем начались массовые расстрелы .

В Калужской и Калининской областях в результате контрнаступления под Москвой в нескольких населённых пунктах (в частности, в Калуге ) оккупанты не успели уничтожить еврейское население. В самом Калинине из 250 оставшихся в оккупации евреев 200 были убиты .

В Ленинградской и Новгородской областях, на Северном Кавказе и в Крыму (за небольшим исключением) уничтожение еврейского населения проводилось сразу же после захвата населённых пунктов и евреи перед расстрелом концентрировались в определённых зданиях лишь на несколько часов или дней . Зимой 1941/42 года в оккупированных городах царил такой же голод, как и в блокадном Ленинграде . В Ленинградской области у немцев была такса: полкотелка каши за выданного еврея, котелок за комиссара . По отчётам эйнзатцгруппы А на территории Ленинградской области было убито 3600 евреев . По оценке историков она приблизительно отражает масштаб произошедшего геноцида .

Убийства евреев Юга России и Северного Кавказа начались после оккупации нацистами этих регионов летом 1942 года. В этом регионе, оказавшемся в зоне контроля военной администрации, в непосредственной близости от линии фронта находились тысячи беженцев из ранее оккупированных районов СССР. В больших городах и местах массового проживания евреи уничтожались сразу в первые же недели после оккупации . 23 июля 1942 года произошло массовое убийство евреев Ростова-на Дону в Змиёвской балке .

Всего на территории трёх автономных республик, двух краёв и трёх областей РСФСР, оккупированных летом — осенью 1942 года, погибло около 70 000 евреев . Всего по разным оценкам на территории РСФСР погибло от 55-70 до 140 тысяч евреев . Разница связана с тем куда относятся погибшие евреи-военнопленные: считать их жертвами преступлений нацистов против евреев или против советских военнопленных? Часть авторов считают, что они одновременно испытывали преследования и как евреи, и как красноармейцы, часть нет . В Крыму были уничтожены около 40 тысяч евреев, среди них — около 6 тысяч крымчаков .

Еврейские гетто

По имеющимся сведениям, на оккупированной территории России было 41 гетто в 12 регионах и 40 населённых пунктах (в Невеле было два). Больше чем 2/3 от всех гетто были на территории трёх областей России. Из них 15 гетто, где оказалось свыше 11 000 узников, находились в Смоленской области, 9 гетто в Псковской области и 7 — в Брянской. Самое крупное гетто — 3000 узников — было в Смоленске . Общее число узников в гетто России (без Крыма) составило свыше 28 000 человек .

В ряде городов, таких как Орёл , евреев селили в находящиеся в разных районах города дома, но всегда они были под постоянным контролем со стороны нацистов и коллаборационистов .

По данным «Энциклопедии гетто в период Холокоста» (« Яд ва-Шем ») , книги «Холокост и еврейское сопротивление на оккупированной территории СССР» ( И. А. Альтман ), энциклопедии «Холокост на территории СССР» и других источников на территории РСФСР того времени гетто находились в следующих населённых пунктах (по предвоенному административному делению):

Область Список населённых пунктов, где были созданы гетто
Крымская АССР Джанкой , Ялта
Калининская область Локня , Невель , Опочка , Пустошка , Ржев , Себеж , Торопец
Курская область Дмитриев-Льговский
Ленинградская область Вырица , Псков , Старая Русса
Орловская область Клетня , Клинцы , Орёл , Мглин , Стародуб , Унеча , Злынка
Смоленская область Бежаницы , Гусино , Ильино , Карачев , Хиславичи , Красный , Любавичи , Микулино , Монастырщина , Петровичи , Починок , Рославль , Рудня , Шумячи , Смоленск , Татарск , Усвяты , Велиж , Захарино
Орджоникидзевский край (с 12.01.1943 — Ставропольский край) Ессентуки , Нальчик
Тульская область Калуга

Отношение местного населения

Как показывают результаты опросов населения граничащих с Белоруссией российских районов, местное население, разделяя многие антисемитские предрассудки и зачастую обвиняя евреев в «пассивности», в своей массе всё же не одобряло Холокост (хотя и редко выказывало сочувствие евреям, подчёркивая наличие жертв среди собственной этнической группы). Известно немало случаев помощи евреям со стороны славянского населения; многие отказывались помогать еврейскому населению из-за страха перед немецкими репрессиями (за укрывательство евреев предусматривалась смертная казнь). Другие местные жители активно участвовали в уничтожении евреев и разграблении их имущества. Большинство же занимало нейтральную позицию, не предпринимая никаких действий. По мнению историка Даниэля Романовского, чувство вины за неоказание помощи евреям побуждало местное население в послевоенных интервью «объяснять» Холокост отрицательными качествами и «пассивностью» самих евреев .

Некоторые жители РСФСР на неоккупированных территориях декларировали безразличие к страданиям евреев или даже готовность способствовать их истреблению в случае прихода немцев. По мнению историка Олега Будницкого , антисемитские настроения среди населения РСФСР были довольно распространены; именно с ними учёный связывает замалчивание Холокоста и позднесталинский государственный антисемитизм .

Спасители евреев

Израильский Институт Катастрофы и героизма « Яд ва-Шем » присваивает почётное звание « Праведник мира » тем, кто спасал евреев в период Холокоста. Звания были присвоены 217 россиянам. По состоянию на 10 октября 2022 года из российских праведников мира в живых оставался 1 человек .

Во многих европейских странах, где живут праведники мира, например в Великобритании , Германии , Австрии , Украине , они награждаются национальными наградами . В 2004 году руководители научно-просветительного центра «Холокост» Алла Гербер и Илья Альтман обратились к президенту России Владимиру Путину с просьбой отметить заслуги российских праведников мира, но через год материалы были возвращены . Позже Илья Альтман заявил :

Россия — единственное государство, которое не награждает никак государственными наградами людей, признанных Яд-Вашем «праведниками мира».

Российский еврейский конгресс с 1996 года оказывал каждому российскому праведнику мира ежемесячную материальную помощь . Предпоследний из живших в России праведников украинец Иван Левчук умер 10 октября 2022 года .

Отрицание Холокоста в России

В начале Великой Отечественной войны в центральной советской печати достаточно систематически отмечались факты уничтожения нацистами еврейского населения. 24 августа 1941 года в Москве состоялся радиомитинг, в котором приняли участие известные еврейские деятели культуры и науки, которые заявляли об уничтожении советских евреев — как о целенаправленной политике нацистов . В СССР после окончания войны Холокост замалчивался по идеологическим причинам . Согласно советской версии, нацисты и их пособники убивали евреев не за то, что они были евреями, а за то, что они были советскими гражданами . Из общих потерь гражданского населения России в 7,4 млн человек, русские составляли 6,3 млн и не было заметной относительной разницы . Упоминали о многочисленных жертвах среди евреев прежде всего в Германии и других оккупированных нацистами государствах, прежде всего в Польше , но не на территории СССР. Советская историография не выделяла сведения об уничтожении евреев нацистами на территории СССР в самостоятельную исследовательскую проблему . Замалчивание продолжалось и в постсоветской России в 1990-е и 2000-е годы . Данная тема отсутствовала в учебных программах и практически не отражалась в учебниках до 2004 года; ещё и в 2008 году совместная экспертная группа РАН и Российского еврейского конгресса отмечала неудовлетворительное освещение Холокоста в предназначенных для школ учебных материалах (хоть и признала прогресс в этом вопросе по сравнению с советским периодом): в ряде учебников, полагают авторы доклада экспертной группы, Холокост тривиализируется или вообще замалчивается . Однако в целом во второй половине 2000-х и позже ситуация существенно изменилась: тема преследования и геноцида евреев включена почти во все школьные учебники и программу ЕГЭ .

Государственный антисемитизм в СССР после его распада способствовал появлению в России националистических и профашистских движений. В середине 1990-х годов появилась литература, в которой отрицался сам факт Холокоста или ставились под сомнение его существенные аспекты . Учёные отмечают низкий уровень и отсутствие у российских отрицателей каких-либо самостоятельных свежих идей .

26—27 января 2002 года в Москве прошла « Международная конференция по глобальным проблемам всемирной истории », в которой приняли участие известные в мировом ревизионистском движении активисты . Западные отрицатели утверждают, что именно в России им удалось найти понимание и поддержку .

В то же время, начиная с конца 2000-х имеются факты признания судами отдельных высказываний, отрицающих Холокост, нарушающими нормы законодательства о противодействии экстремизму (в том числе ст. 282 УК РФ) , запрета к распространению публикаций отрицателей как экстремистских материалов . С мая 2014 года предусмотрена уголовная ответственность за отрицание фактов, установленных приговором Нюрнбергского трибунала , одобрение преступлений, установленных им . По мнению правоведов, данный закон похож на зарубежные аналоги, которые криминализируют различные виды исторического ревизионизма и в первую очередь отрицание Холокоста. Принятие закона было расценено рядом СМИ как запрет отрицания Холокоста .

Исследования и мемориализация

Памятник в Светлограде на месте расстрела евреев с надписью «Здесь захоронены мирные советские граждане расстрелянные фашистскими оккупантами в 1942 г.»

В связи с отношением властей к теме Холокоста в советские годы мемориализация была затруднена. На памятниках погибшим евреям вместо слова «евреи» писали «мирные жители» или «советские граждане» . Замалчивание темы в СССР оказало на российское общество, власти и науку большее влияние, чем где-либо на постсоветском пространстве в Европе : так, согласно проведённому в России в 1996 году социологическому исследованию, 91 % опрошенных россиян не знал значения термина « Холокост », а 49 % ничего не слышали об Освенциме , Дахау и Треблинке .

«Никогда больше…» на почтовой марке России 2000 года, посвящённой памяти жертв Холокоста ( ЦФА [ АО «Марка» ] № 583)

Тем не менее, в 1992 году Министерством юстиции России была зарегистрирована первая на постсоветском пространстве специализированная общественная организация ― Научно-просветительный центр «Холокост» . Он пытается реализовать концепцию сохранения памяти о Холокосте как составной части истории трагедии и героизма советского народа в годы Второй мировой войны. В 1994—2002 годах Центр организовал в Москве четыре международные научные конференции «Уроки Холокоста и современная Россия» и в дальнейшем подготовил ряд публикаций, включая «Энциклопедию Холокоста на территории СССР» .

Россия до сих пор не является членом межправительственной организации « Международный альянс в память о Холокосте », проводящей образовательные программы в этой области для преподавателей. Несмотря на неоднократные обращения к властям, на официальном уровне не установлено отмечание Международного дня памяти жертв Холокоста (РФ была среди инициаторов резолюции Генеральной ассамблеи ООН, рекомендовавшей странам-членам отмечать этот день). В частности, в мае 2011 года в ответ на соответствующее обращение в Администрации президента РФ заявили, что в России уже есть день поминовения, посвящённый всем жертвам войны, — День памяти и скорби 22 июня . В отличие от многих государств мира в России до сих пор нет музейно-образовательного центра, посвящённого осмыслению трагедии Холокоста (хотя в 1998 году в Мемориальной синагоге на Поклонной горе в Москве президентом России была открыта первая в СНГ экспозиция по истории Холокоста) .

По мнению Ильи Альтмана , Россия явно отстаёт от соседних стран по числу мест, где установлены памятники жертвам Холокоста , они ставятся в основном по инициативе отдельных энтузиастов .

В 1991 году в городе Пушкин был установлен памятник евреям — жертвам нацизма « Формула скорби » скульптора Вадима Сидура .

В 1997 году на территории Поклонной горы Зурабом Церетели был воздвигнут памятник , изначально имевший название «Трагедия еврейского народа», однако позже переименованный в « Трагедию народов ». На памятнике на языках всех оккупированных нацистами восточноевропейских стран высечена надпись: «Да будет память о них священна, да сохранится она на века». В выпущенной правительством Москвы в 2001 году брошюре о Поклонной горе Холокост назван «одним из самых драматичных эпизодов Второй мировой и Великой Отечественной войны». По мнению исследователей, память о Холокосте таким образом оказывается подчинена памяти о Великой Отечественной войне, а трагедия еврейского народа уступает место трагедии народов Восточной Европы, особенно русского .

Согласно социологическому опросу 2008 года (где респондентам нужно было выбрать один правильный ответ из четырёх), 52,1 % россиян знают, что такое Холокост; 55,3 % знают, что пострадавшими от Холокоста были евреи (35,6 % выбрали вариант «мирное население»), 68,7 % считают, что причиной преследований была национальная ненависть (21,7 % — что расовая); 93,2 % осведомлены об Освенциме , 72,4 % утверждают, что помогали бы жертвам нацистских преследований, если бы жили во время Холокоста, а 64,4 % считают, что в России логично создать музей Холокоста; 25,9 % знают, что такое Яд-Вашем (30,0 % ответили, что это концентрационный лагерь, 23,6 % — место выдающегося сражения, 20,5 % — место компактного национального проживания); 29,4 % знают, когда отмечается Международный день памяти жертв Холокоста . Также 42,0 % россиян полагают, что палачи и жертвы Холокоста всегда имели разные национальность и вероисповедание (36,8 % считают, что национальность и вероисповедание палачей и жертв могли как совпадать, так и отличаться, ещё 16,5 % считают, что палачи не обращали внимание на национальность и вероисповедание); 36,9 % — что жертвы Холокоста были непричастны к его проведению (24,7 % полагают, что жертвы сами спровоцировали Холокост, 21,2 % — что они активно боролись за власть, 17,2 % — что они были виновны в его начале); 37,5 % — что повторение Холокоста невозможно ни при каких условиях (35,5 % — «возможно при определённых условиях», 20,7 % — «возможно, но не уверен(-а)», 6,3 % — «в обязательном порядке»). При этом только 7,0 % узнали о Холокосте из учебной программы (из художественных произведений — 32,6 %, из прессы — 28,7 %, от родных и друзей — 16,8 %), 91,4 % опрошенных не изучали Холокост ни в одном учебном заведении, 54,8 % не смогли назвать ни одного произведения литературы или искусства о Холокосте .

Исследование российских учебников, проведённое в 2017 году по методике IHRA , показало, что тема Холокоста не замалчивается в российских учебниках, однако упоминания слишком фрагментарны, а раскрытие темы — поверхностно .

Отношение властей

В 1998 году президент России Борис Ельцин открыл «Музей Холокоста» в Москве на Поклонной Горе .

В 1999 году денежные средства, выплачиваемые гражданам РФ — жертвам Холокоста, были отнесены к материальной помощи и освобождены от подоходного налога .

В 2004 году, в Международный день памяти жертв Холокоста группа депутатов Госдумы предложила почтить погибших евреев минутой молчания. Однако В. В. Жириновский отказался почтить их память, его в этом поддержала Н. А. Нарочницкая . Проведённый в 2007 году опрос среди российских депутатов Государственной думы показал единодушное неприятие введения специальной нормы, предусматривающей уголовную ответственность за отрицание Холокоста . По мнению российских парламентариев, эту проблему не следует выделять в ряду отрицания иных преступлений фашизма . Общая норма, устанавливающая ответственность за отрицание таких преступлений, была включена в УК РФ в 2014 году .

В ноябре 2012 года на церемонии открытия « Еврейского музея и центра толерантности » президент России Владимир Путин сказал :

Мы должны четко понимать, что любые попытки пересмотреть вклад нашей страны в великую победу, отрицать Холокост — позорную страницу мировой истории — это не просто цинично и беспринципная ложь, это забвение уроков истории, которое может привести к повторению трагедии

Отрицание Холокоста неоднократно осуждалось в заявлениях государственных органов РФ, в том числе МИД РФ и Совета Федерации .

Примечания

  1. , с. 3.
  2. (рус.) . Дата обращения: 10 ноября 2009. Архивировано из 30 августа 2011 года.
  3. Акции истребления // Уничтожение евреев СССР в годы немецкой оккупации (1941-1944). Сборник документов и материалов / Ицхак Арад . — Иерусалим : Яд ва-Шем , 1991. — С. 9. — 424 с. — ISBN 9653080105 .
  4. Ковалев Б. Н. Введение // Нацистская оккупация и коллаборационизм в России. 1941-1944. — М. : АСТ, Транзиткнига, 2004. — 544 с. — (Военно-историческая библиотека). — 5000 экз. — ISBN 5-17-020865-0 , 5-9578-0487-8.
  5. Балашов А. И., Рудаков Г. П. История Великой Отечественной войны. — Питер, 2005. — С. 84, 90, 108, 113. — 456 с. — ISBN 9785469008194 .
  6. Арад И. Катастрофа евреев на оккупированных территориях Советского Союза (1941—1945). — Днепропетровск: Ткума, 2007. — С. 268—288.
  7. (рус.) . Дата обращения: 9 сентября 2020. 19 февраля 2020 года.
  8. (рус.) Дата обращения: 12 октября 2020. 30 мая 2011 года.
  9. ↑ , с. 149.
  10. (рус.) . Яд ва-Шем . Дата обращения: 2015-7-22. 23 июля 2015 года.
  11. в этом разделе названия областей даны по современному административному делению
  12. Альтман И. А . Глава 5. Уничтожение евреев СССР. § 4. Истребление евреев России и Крыма // / Под ред. проф. А. Г. Асмолова . — М. : Фонд «Холокост» , 2002. — С. 173-196. — 320 с. — ISBN 5-83636-007-7 .
  13. Альтман И. А. Глава 5. Уничтожение евреев СССР. § 4. Истребление евреев России и Крыма // . — М. : Научно-просветительный центр «Холокост» , 2002. — С. 173—196. — 319 с. — ISBN 5-88636-007-7 . от 14 ноября 2012 на Wayback Machine
  14. , с. 5.
  15. (рус.) . Дата обращения: 17 сентября 2020. 2 июня 2021 года.
  16. , с. 11—32.
  17. , с. 8.
  18. , с. 159.
  19. (рус.) . Дата обращения: 18 сентября 2020. 31 марта 2022 года.
  20. М. И. Тяглый ХОЛОКОСТ В КРЫМУ Документальные свидетельства о геноциде евреев Крыма в период нацистской оккупации Украины (1941—1944) с. 8
  21. , с. 872.
  22. Альтман И. А . Глава 4. Гетто и лагеря на территории СССР. § 2. Организация и ликвидация гетто // / Под ред. проф. А. Г. Асмолова . — М. : Фонд «Холокост» , 2002. — С. 93-105. — 320 с. — ISBN 5-83636-007-7 .
  23. Ковалев Б. Повседневная жизнь населения России в период нацистской оккупации. — М.: Молодая гвардия, 2011. — C. 59. — ISBN 978-5-235-03451-8 .
  24. The Yad Vashem Encyclopedia of the Ghettos during the Holocoust / G. Miron. — Jerusalem : Yad Vashem , 2009. ISBN 9653083457 , ISBN 9789653083455
  25. входила в состав РСФСР
  26. В период войны — Смоленская область, ныне — Тверская
  27. Daniel Romanovsky. The Holocaust in the Eyes of Homo Sovieticus: A Survey Based on Northeastern Belorussia and Northwestern Russia (англ.) // Holocaust and Genocide Studies. — Winter 1999. — Vol. 13, no. 3 . — P. 355—382.
  28. (рус.) Дата обращения: 2 февраля 2016. Архивировано из 5 августа 2016 года.
  29. (англ.) — Yad Vashem .
  30. (рус.) . vesti.ru (10 октября 2022). Дата обращения: 15 декабря 2022. 1 декабря 2022 года.
  31. (рус.) Великая Эпоха (4 мая 2009). Дата обращения: 2015-7-21. 21 июля 2015 года.
  32. ↑ , с. 201.
  33. Нателла Болтянская. (рус.) . Эхо Москвы (30 января 2008). Дата обращения: 2015-9-27. 22 июля 2015 года.
  34. (рус.) . Российский еврейский конгресс . Дата обращения: 2015-9-27. Архивировано из 12 января 2011 года.
  35. (рус.) . ТАСС (10 октября 2022). Дата обращения: 10 октября 2022.
  36. (рус.) . Дата обращения: 10 июня 2011. 20 сентября 2011 года.
  37. Толстой И. (рус.) . Радио Свобода (21 марта 2010). Дата обращения: 22 апреля 2011. 7 июня 2010 года.
  38. Альтман И. А. , Чарный С. А. (рус.) // Еврейский обозреватель. — 2006. — Февраль (№ 3 (118)). 25 мая 2009 года.
  39. Я. Грыцак , Холокост по-простому, Ab imperio , № 1, 2010
  40. (рус.) . Дата обращения: 17 сентября 2020. 16 сентября 2019 года.
  41. (рус.) . Дата обращения: 9 сентября 2020. 15 августа 2014 года.
  42. Альтман И. А . Глава 1. Холокост как объект исследования. § 2. Историография и источники // / Под ред. проф. А. Г. Асмолова . — М. : Фонд «Холокост» , 2002. — С. 14-26. — 320 с. — ISBN 5-83636-007-7 .
  43. Фишман А. (рус.) . ФЕОР (15 июня 2004). Дата обращения: 2011-4-25. Архивировано из 4 марта 2016 года.
  44. Klas-Göran Karlsson. The Holocaust and Russian Historical Culture: A Century-Long Perspective // Echoes of the Holocaust: Historical Cultures in Contemporary Europe. Edited by Klas-Göran Karlsson and Ulf Zander. — Lund: Nordic Academic Press, 2003. — PP. 213—215.
  45. Мухамедьярова Л. // Независимая газета . — 2008. — № 027 (4269), 13 февраля . 5 февраля 2009 года.
  46. Локшин А. (рус.) . Евроазиатский еврейский ежегодник - 5768 (2007/2008) . Евроазиатский Еврейский Конгресс (2008). Дата обращения: 12 сентября 2015. Архивировано из 9 октября 2015 года.
  47. Альтман И. (рус.) . Программа просветительской деятельности «Холокост и ООН» . Организация Объединённых Наций. Дата обращения: 9 сентября 2015. 10 октября 2015 года.
  48. Альтман М. М. Раздел 3. Отрицание Холокоста в России // / И. А. Альтман (состав.). — М. : Фонд «Холокост», 2001. — 88 с. — (Российская библиотека Холокоста). — ISBN 5-89897-008-8 . от 10 марта 2012 на Wayback Machine
  49. Rock S. "Revisionists of the World Unite!" Collaborative Myth-Making in Russia Today (англ.) // Холокост и дело Еврейского антифашистского комитета. Материалы IV международной конференции «Уроки Холокоста и современная Россия» / под ред. И. А. Альтмана. — М. : Научно-просветительный центр «Холокост» , 2003. — P. 125—131 .
  50. , с. 485.
  51. Чарный С., Степанищев С. ( МБПЧ ). . — ОО «Казахстанское Международное бюро по правам человека и соблюдению законности», 2005. 21 февраля 2009 года.
  52. Степанов А. (рус.) Русская линия (27 января 2002). Дата обращения: 2015-7-24. 22 июля 2015 года.
  53. (англ.) . Institute for Historical Review . Дата обращения: 2011-5-12. 12 мая 2012 года.
  54. Погодин И. В. Практика рассмотрения дел о преступлениях экстремистской направленности районными судами // Уголовное судопроизводство. — 2011. — № 4 . — С. 20—23 .
  55. (рус.) . РосПравосудие (1 февраля 2011). Дата обращения: 6 сентября 2015. Архивировано из 17 августа 2017 года.
  56. (рус.) . ИАЦ «СОВА» (26 сентября 2011). Дата обращения: 2015-8-4. 4 июля 2015 года.
  57. Также запрещена копия книги «Вся правда о холокосте», автор Марк Вебер (номер 1487 Федерального списка экстремистских материалов ) и др.
  58. ↑ (рус.) Радио Свобода (17 мая 2014). Дата обращения: 2015-7-24. 24 июля 2015 года.
  59. (англ.) . Еврейское телеграфное агентство (5 мая 2014). Дата обращения: 8 сентября 2015. 2 сентября 2018 года.
  60. (англ.) . (8 апреля 2014). Дата обращения: 8 сентября 2015. Архивировано из 4 марта 2016 года.
  61. , с. 473.
  62. Смиловицкий Л. Л. Глава 4. Покушение на память // . — Тель-Авив: Библиотека Матвея Черного, 2000. — С. 279. — 432 с. — ISBN 9789657094242 .
  63. , с. 214.
  64. Альтман И. А. // «Неприкосновенный запас» : журнал. — М. , 2005. — Вып. 2—3 (40-41) . 20 сентября 2011 года.
  65. , с. 151.
  66. , с. 215.
  67. , с. 153.
  68. , с. 160.
  69. Золотоносов М. Н. . 98. Мемориал евреям-жертвам нацистов // Бронзовый век: иллюстрированный каталог памятников, памятных знаков, городской и декоративной скульптуры Ленинграда-Петербурга, 1985-2003 гг. (рус.) / Фотограф Ю. Ю. Калиновский. — СПб. : Новый мир искусства, 2005. — С. 200. — 623 с. — ISBN 5-902640-01-6 .
  70. М. А. Чегодаева. (неопр.) . 5 марта 2016 года. // Российская академия художеств
  71. Stefan Rohdewald. Post-Soviet Remembrance of the Holocaust and National Memories of the Second World War in Russia, Ukraine and Lithuania // Forum for Modern Language Studies. — Volume 44. — Number 2 (April 2008). — PP. 174—175.
  72. Lars Karl. (неопр.) . 27 сентября 2015 года. // Zeitgeschichte Online, Mai 2005
  73. Берно-Беллекур И. В. (неопр.) 10 декабря 2015 года. — СПб—Иерусалим: Открытый университет Израиля, 2008. — 61 с. — С. 19—34.
  74. Зиннатов И. А. // Казанский вестник молодых учёных. 2017. № 3 (3)
  75. Альтман М. М. Введение // / И. А. Альтман (состав.). — М. : Фонд «Холокост», 2001. — 88 с. — (Российская библиотека Холокоста). — ISBN 5-89897-008-8 . от 3 февраля 2015 на Wayback Machine
  76. (неопр.) . 4 марта 2016 года. : постановление Правительства РФ от 10.05.1999 № 522.
  77. Альтман И., Чарный С. (неопр.) . 25 мая 2009 года. // Еврейский обозреватель, февраль 2006.
  78. , с. 476.
  79. , с. 475—477.
  80. (рус.) . Российская газета (8 ноября 2012). Дата обращения: 2015-7-25. 26 июля 2015 года.
  81. Шестаков Е. (рус.) . Российская газета (21 сентября 2009). Дата обращения: 15 декабря 2022. 15 декабря 2022 года.
  82. (неопр.) . 7 апреля 2015 года. : постановление СФ ФС РФ от 28.01.2015 № 15-СФ.

Литература

  • Холокост на территории СССР. Энциклопедия / Гл. ред. И. А. Альтман . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : РОССПЭН , 2011. — 1143 с. — ISBN 978-5-8243-1463-2 .
  • Альтман И. А . / Под ред. проф. А. Г. Асмолова . — М. : Фонд «Холокост» , 2002. — 320 с. — ISBN 5-83636-007-7 .
  • Альтман И. А. // Гл. ред. Михаил Членов. Евроазиатский еврейский ежегодник - 5768 (2007/2008). — М. : Паллада, 2008. — С. 148—163 . — ISBN 978-5-91665-003-7 . 23 июля 2015 года.
  • Войтенко Е. А. . — Ставрополь.: диссертация, на правах рукописи, 2005. — 236 с.
  • Плоткин К. М. (рус.) . — СПб. : НПРО: «Новая еврейская школа», 2004. — 104 с. — ISBN 5-901925-18-1 .
  • Il’ja Al’tman . Der Stellenwert des Holocaust im historischen Gedächtnis Russlands (нем.) // Erinnerung an Diktatur und Krieg: Brennpunkte des kulturellen Gedächtnisses zwischen Russland und Deutschland seit 1945.(Quellen und Darstellungen zur Zeitgeschichte. Hrsg. vom Institut für Zeitgeschichte. — Band 107.) / Hrsg. von Andreas Wirsching, Jürgen Zarusky, Alexander Tschubarjan, Viktor Ischtschenko. — München: De Gruyter Oldenbourg, 2015. — S. 213—225 .
  • Полян П. М. Между Аушвицем и Бабьим Яром. Размышления и исследования о Катастрофе. — М. : РОССПЭН , 2010. — 583 с. — ISBN 978-5-8243-1504-2 .
  • // Esquire : журнал. — 2010. — Декабрь (№ 61). — С. 189—204 .
  • Скворцова Елена. (неопр.) . Sobesednik.ru (23 марта 2020). Дата обращения: 18 мая 2021. 18 апреля 2021 года.
  • В'ячеслав Ліхачов. (укр.) // Історична Правда. — 2023. — 14 серпня.

Ссылки

  • Полина Ковалевич. (рус.) . Jewish.Ru — Глобальный еврейский онлайн центр (14 сентября 2011). Дата обращения: 16 августа 2017. 16 августа 2017 года.
  • Анастасия Быченкова. (рус.) . Портал donnews.ru (14 декабря 2011). Дата обращения: 16 августа 2017. 16 августа 2017 года.
  • Svetlana Shklarov. (англ.) . World Federation of Jewish Child Survivors of the Holocaust and Descendants (27 августа 2006). Дата обращения: 2015-9-30. Архивировано из 30 сентября 2015 года.

Same as Холокост в России