Interested Article - Базилика Святого Димитрия

Базилика Святого Димитрия — пятинефная христианская базилика , построенная в греческом городе Салоники на месте римских терм, там, где, согласно преданию, погиб великомученик Димитрий Солунский . Первоначально на этом месте был сооружён небольшой мартирий , который сменила трёхнефная базилика. После землетрясений и пожаров в середине или конце VII века было возведено пятинефное здание базилики. Во время турецкого владычества, в 1493 году, была обращена в мечеть Касымие-джами. После возвращения города грекам, с 1912 года в базилике возобновились христианские богослужения. Во время пожара 6 августа 1917 года здание сильно пострадало. Восстановительные работы в базилике были начаты в 1930-х годах и велись до 1948 года. В 1988 году включена в перечень объектов Всемирного наследия в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник.

История базилики

Интерьер базилики

Византийский период

Первая церковь на месте темницы, где, по преданию, принял мученическую смерть святой Димитрий (по другой версии — над его могилой) была построена между 313 323 годами . Спустя сто лет, в 412 413 годах иллирийский вельможа Леонтий в память об избавлении его от паралича построил первую большую церковь между превратившимися в руины античными банями и стадионом. Алтарная часть построенной церкви была расположена над предполагаемым местом захоронения святого, и при её строительстве были обретены его мощи , тайно погребённые там, согласно житию, фессалоникийскими христианами в 306 году .

По другой версии, первая базилика, посвящённая святому Димитрию, была построена в Салониках только в V веке (имеются разногласия в датировке — либо его начало, либо последняя четверть) . Подобная датировка связана с версией о зарождении почитания святого Димитрия в городе Сирмий (современная Сремска-Митровица в Сербии ), откуда его мощи могли быть перенесены в Салоники либо после захвата города Аттилой в 441 году , либо аварами в 582 году (последнее предположение было оспорено археологами, производившими раскопки в базилике) .

Базилика пострадала от пожара в правление императора Ираклия (вероятно, в 629 634 годах ), но была быстро восстановлена. В этом пожаре пострадал серебряный киворий , стоявший в середине центрального нефа базилики: « Среди ночи внезапно… занялся огнём его святой серебряный киворий… Серебро, расплавленное огнём, как вода, …было все на полу, подобно реке » . Киворий имел шестиугольное основание, глухие стены и кровлю, увенчанную крестом. Внутри находилось серебряное ложе с изображением лика святого. Верующие могли заходить внутрь и возжигать перед ним свечи . Описание кивория было сделано фессалоникийским архиепископом Иоанном в середине VII века , также его изображение было на мозаике северной колоннады базилики (известно только по акварелям английского архитектора ).

После этого пожара были сделаны последние строительные работы, придавшие базилике современный вид. В этот же период была выполнена часть мозаик, украшающих базилику. Окончательно интерьер базилики сформировался к середине IX века . После пожара 1917 года на восточной колоннаде была обнаружена мозаичная надпись начала IX века : « Во времена Льва наблюдается расцвет храма Святого Димитрия, пострадавшего раньше от пожара ». Лев, упоминаемый в тексте, вероятно является отцом равноапостольных Кирилла и Мефодия , бывшим тогда друнгарием при военачальнике Салоник .

Колоннада базилики до пожара 1917 года (рисунок 1910 года )

О богослужениях в храмах Салоник (в том числе и о проводившихся в базилике Святого Димитрия) пишет Иоанн Камениата в своём труде « Взятие Фессалоники », посвящённом захвату и ограблению города арабами в 904 году (базилика тогда не пострадала):

…не уступает им и храм упомянутого уже мною достославного и победой венчанного мученика Димитрия, поставленный там, где он свершил святые подвиги и восприял победную награду. Собирая народ по чередою наступающим праздникам в своих стенах, храмы эти даруют прихожанам несказанное блаженство и духовную усладу. В каждом — свои чины священников, совершающих богослужение, и корпорации чтецов, исполняющих служебные песнопения. Попеременно затягивая слова гимнов и сопровождая эти звуки движениями рук, этот многоголосый и сладостный сонм и чарует взор великолепием сверкающих риз, и услаждает слух искусным псалмолением .

В 1185 году , когда Салоники были захвачены норманнами , базилика была разграблена, а гробница святого Димитрия осквернена (см. раздел ).

В конце XIII века к базилике был пристроен придел преподобного Евфимия , построенный в форме маленькой трёхскатной базилики. Придел был расписан несохранившимися фресками в 1303 году .

Турецкое владычество

После завоевания Салоник турками в 1430 году базилика была на короткое время оставлена христианам. Её передача была закреплена во время торжественной церемонии, которую провёл султан Мурад II Завоеватель . Он, по словам византийского историка Дуки , принеся в жертву барана, приказал оставить храм в распоряжении христиан , однако все украшения храма и гробницы святого Димитрия были турками уничтожены, храм оказался полностью разграбленным .

В 1493 году церковь была обращена в мечеть Касымие-джами и оставалась ею до 1912 года . В этот период для христиан был сохранен доступ к кенотафу святого Димитрия, установленному в небольшом приделе в западной части левого нефа базилики, куда был сделан отдельный вход. Тогда же фрески и мозаики храма были сокрыты под штукатуркой и новыми стенами .

Современное состояние

Мраморная чаша для освящения воды во дворе базилики

Базилика практически полностью выгорела при пожаре 6 августа 1917 года . Разрушения начали восстанавливать в 1926 году , в ходе реставрации был обнаружен вход в крипту , а под алтарём сосуд, предположительно с кровью великомученика Димитрия, а также были расчищены сохранившиеся фрески и мозаики . Реставрационные работы были завершены к октябрю 1948 года , когда было совершено освящение церкви .

В ходе великого пожара 1917 года сильно пострадала кровля и мраморная облицовка стен. При этом сохранился ряд мозаичных полотен, которые продолжают украшать стены базилики (часть мозаик помещена в музей, расположенный в крипте). При реставрации максимально были использованы старые колонны, сохранена старая настенная облицовка на внутренних сторонах арок и стенах выше их. Пол при реставрации был выложен цветной плиткой и мрамором, кровля была заново построена из бетона, но сохранила внешний вид беспотолочной деревянной кровли, характерной для эллинистических раннехристианских базилик .

После реставрации храм вновь стал действующим, проводятся регулярные богослужения. Доступ в саму базилику и в археологический музей в её крипте является свободным. В базилике, кроме мощей святого Димитрия, хранятся мощи Анисии Солунской (серебряная рака установлена недалеко от амвона ).

В современных Салониках базилика расположена в историческом центре, рядом с археологическим комплексом античной агоры на пересечении улиц Селевку и Святого Димитрия.

В 2003 году в склепе, построенном у входа в базилику, был погребён митрополит Фессалоникийский Пантелеимон II (Хрисофакис), трудами которого в храм были возвращены мощи святого Димитрия .

Включение в число объектов Всемирного наследия

15 января 1987 года Грецией для включения в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО была номинирована группа раннехристианских и византийских памятников в городе Салоники, включающая и храм Святой Софии. В сентябре 1988 года Международный совет по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест представил своё заключение с обоснованием возможности их включения в реестр . На 14-й сессии Комитета Всемирного наследия, состоявшейся в Бразилии 5—9 декабря 1988 года , указанная группа памятников была включена в Список объектов Всемирного наследия под номером 456 .

План базилики

Архитектурные особенности

Базилика построена в раннехристианском эллинистическом стиле и имеет форму четырёхугольника, к которому добавлены более поздние пристройки (придел святого Евфимия — XIII век, сводчатый перистиль для водосвятия — XV век). Для строительства использовался кирпич и камни от более ранних строений.

Базилика является пятинефной, длина храма с алтарной частью составляет 43,58 метра, ширина — 33 метра . Это самая крупная церковь в Салониках. Храм имеет два входа, ведущих в притвор . По амвону центральный неф пересекает трансепт , обрамлённый колоннадой.

Алтарная часть увенчана конхой и имеется только в центральном нефе, заканчивающимся апсидой , не выступающей за периметр храма . Справа от главного алтаря расположен выступающий на восток придел святого Евфимия, пристроенный к базилике.

Кровля состоит из пяти скатов (четыре пологих и один отлогий), храм не имеет купола. В каждом из боковых скатов и в нефе имеются балконы. Фасад базилики несимметричен, к левой части пристроена колокольня, увенчанная крестом . С наружной стороны алтарной части имеются, неиспользуемые в настоящее время, входы в крипту базилики, открытые при её реконструкции в первой половине XX века.

Внутреннее убранство

Колоннада

Капитель, украшенная головами баранов

Нефы базилики разделяет колоннада из белых, зелёных и тёмно-красных мраморных колонн. Вероятно, они были заимствованы из более старых строений (они различаются по высоте и по внешнему виду капителей ) . Во время реконструкции базилики после пожара (позднее 634 года) к колоннам среднего нефа были добавлены столбы прямоугольного сечения . Капители весьма разнообразны; особенно изящно выглядят капители с листьями колючего кустарника (аканфа), развевающегося на ветру. Этот тип был распространён в V—VIII веках, но образцов его сохранилось немного. Такие капители есть, например, в храме святого Аполлинария в Равенне , а также в базилике Ахиропойитос и Храме Святой Софии (оба — в Салониках), в Египте, Малой Азии, Сирии . Листья имеют форму кружев и заключены в зубчатую рамку, над двумя рядами листьев имеются завитки как у коринфских капителей, а выше находится площадка, на которой держится арка. В другом типе капителей листья расположены вертикально и их кончики зубчатой формы смотрят вниз. В углах расположены завитки, на которых держится опорная площадка для арок. В некоторых местах вместо завитков в углах расположены головы баранов с витыми рогами .

Фронтоны арок были украшены плитами из тёмно-голубого или зеленоватого мрамора, а в их внутренней части имелся геометрический орнамент со вставками из белого, чёрного и красного мрамора . В настоящее время украшения на колоннаде практически отсутствуют, их внешний вид известен только по рисункам, сделанным в начале XX века .

Мозаики

В ходе реставрации удалось сохранить некоторые мозаичные полотна VII - VIII веков (остальные погибли во время пожара и известны только по фотографиям) — едва ли не единственные, пережившие в Византии эпоху иконоборчества . Трудно сказать, почему иконоборцы решили пощадить эти изображения. В мозаиках заметна античная традиция, но лики уже аскетически строги, напоминая поздневизантийские иконы . Однако, при сравнении мозаик из базилики Святого Димитрия с константинопольскими памятниками того же периода, заметно обилие восточных типов, склонность к фронтальным построениям и более подчёркнутая линейность композиций. На всех мозаиках великомученик Димитрий имеет индивидуальные черты лица, что свидетельствует о различном времени их исполнения.

Считается, что часть мозаик (расположенные над аркадой) были своеобразным вотивом , выполненным по специальному заказу, что объясняется случайным характером композиций .

К наиболее хорошо сохранившимся мозаичным полотнам относятся:

Мозаика « Святой Георгий и дети »
Мозаика « Святой Димитрий с ктиторами »
  • Димитрий со священнослужителями

Мозаика была обнаружена в ходе реставрационных работ при сносе стены, построенной турками с правой стороны алтарной части базилики. Святой изображен держащим руку на плече священника , выражая свою благожелательность. Первоначально светлая прямоугольная рамка вокруг головы священнослужителя была принята за нимб , однако после обнаружения мозаики «Святой Димитрий с ктиторами» был сделан вывод, что этот квадрат является бойницей в городской стене, на фоне которой изображены фигуры. Низ мозаики содержит надпись « Счастливейший мученик Христов, любящий город, окружён заботой жителей и гостей города ».

  • Св. Георгий и дети

Мозаика расположена в западной части алтаря. Лица детей имеют индивидуальные черты и мозаика, вероятно, является вотивным изображением от родителей в благодарность за исцеление детей. Святой держит руку на плече одного из них, а другая поднята с раскрытой ладонью. Этот жест, вероятно, условно изображает, что святой молится. Это одна из самых древних мозаик базилики (вероятно выполнена сразу после её ремонта в середине VII века ). На ней святой представлен молодым человеком с идеализированными чертами лица и короткими прямыми русыми волосами, одетым в хитон и роскошную мантию .

  • Димитрий с ктиторами

Также одно из старейших мозаичных полотен. Димитрий изображён в окружении церковного (справа) и светского (слева) правителей города. Считается что это префект Леонтий и архиепископ Иоанн, которые организовали восстановление базилики после пожара VII века . Благожелательность святого к ним выражается положением его рук, которые он держит на их плечах. Под мозаикой имеется надпись следующего содержания: « Справа и слева видны строители славного строения мученика Дмитрия, который отразил волну варварских флотов и спас город ». Речь идёт об осаде города славянами в 616 году . Святой одет в мантию, украшенную таблионом — четырёхугольной нашивкой другого цвета на уровне груди , что отражает знатное происхождение Димитрия, упоминаемое в его житии.

Мозаика расположена в южной стороне алтарной части и относится к рубежу IX и X веков . Богоматерь и святой Феодор изображены молящимися, а в вышине над ними видна фигура Христа , благословляющего их правой рукой. В руках Богородицы свиток со словами: « Господь Бог, соизволь услышать голос моей молитвы, так как я молюсь за людей ». Считается, что мозаика была заказана верующими, получившими исцеление от болезней. Об этом свидетельствует благодарственная надпись под ней: « …я Тебе посвятил в знак благодарности, хоть и был разочарован людьми, Твои силы вдохнули в меня жизнь ».

Прочие мозаики, менее хорошо сохранившиеся:

  • Святой Димитрий с подводимым к нему юношей (Димитрий изображён в позе оранта, ладони выложены золотой смальтой ), Святой Димитрий и два ангела (возможно, это изображение Димитрия Солунского в Царствии Небесном — аллюзия на эпизод из его жития с увенчанием его ангелом в темнице) — мозаики западной части храма, конец V VI века ;
  • Вотивный цикл, иллюстрирующий основные этапы жизни девочки включает сцены: «Димитрий подводит донатора к восседающей на престоле Богоматери с Младенцем», «Димитрий на престоле на фоне кивория принимает ребёнка из рук матери», «Димитрий в позе оранта, с матерью и детьми, подносящими святому свечи», «Ребёнок, сопровождаемый родителями, подносит голубей святому Димитрию» . Мозаики размещались во внутреннем северном нефе, созданы в начале VII века ;
  • Святые Сергий, Вакх и Димитрий с восстановителями храма после пожара — мозаики алтарных столбов, середина VII века .

Фрески

Торжественный въезд императора в город

Фрески , украшавшие ранее стены базилики, сохранились только в её правом нефе . Фресковый цикл был выполнен в несколько этапов в VIII XIV веках . Среди них в наиболее хорошем состоянии находятся:

  • Преподобный Лука (Стириот) ;
  • Нашествие варваров на Салоники . Изображена осада города славянскими племенами в 616 году , победа греков при которой приписывается заступничеству святого Димитрия . На фреске видно изображение церкви, которую принято считать базиликой Святого Димитрия, и надпись « святая церковь у стадиона »;
  • Молящийся святой Димитрий ( XII век );
  • Димитрий укрывает плащом архиерея с нимбом, в саккосе и омофоре , который кадит святому, выше Богородица с младенцем Христом. Фреска выполнена в последней третьи XIV века . Существует мнение, что архиерей — это Григорий Палама , архиепископ Салоник, а Богородица изображена не с Христом, а с Иоасафом Индийским (патрон по монашескому имени императора Иоанна VI Кантакузина ). Данной интерпретации противоречат иконографические признаки изображённых ;
  • Аллегорическая фреска с изображением человека, которого преследует дикое животное;
  • Император, подъезжающий к городу — наиболее хорошо сохранившаяся, выполненная на высоком художественном уровне, сцена подъезда византийского императора (возможно Юстиниана II ) к Салоникам .

По данным проведённых в начале XXI века исследований, одним из авторов фресок базилики является знаменитый греческий иконописец Мануил Панселин .

Конха апсиды базилики (фрески выполнены при реставрации в первой половине XX века ) Епископская кафедра Киворий для раки с мощами святого Димитрия (расположен в левом нефе базилики)

Крипта базилики

Крипта базилики (навес с колоннами)
Крипта базилики

Крипта была обнаружена под базиликой в 1918 году при проведении реставрационных работ в разрушенном храме после пожара 1917 года . В древности вход в крипту осуществлялся через проёмы, которые располагались снаружи здания со стороны алтаря . Сейчас вход в крипту осуществляется по лестнице справа от алтаря.

Крипта включает в себя место, где по преданию был убит великомученик Димитрий, и располагается под алтарной частью базилики . Ансамбль крипты состоит из однопридельной базилики в которой в древности покоились мощи святого, а также полукруглого пространства с парапетами и колоннами, окружённого цистернами для воды . В центре рядом с мраморным сводчатым навесом, который поддерживают семь колонн, имеется мраморная раковина, предназначенная для сбора мира , по преданию, истекавшего из мощей Димитрия . В северной части крипты находился ряд захоронений епископов Салоник.

В крипте с раннехристианских времен существовал источник воды (происходил из римских терм ), которая текла по устроенному в X веке водопроводу. Колодец с источником воды существует в настоящее время .

В 1980-х годах в крипте был открыт археологический музей, где представлены скульптуры и другие находки, сделанные в ходе раскопок, а также часть мозаик, ранее украшавших стены базилики. К наиболее ценным экспонатам музея относят чашу для помазания миром , связанную с культом святого Димитрия, а также восстановленный амвон храма и архитектурные скульптуры раннего храма .

Реликвии святого Димитрия

Рака с мощами святого Дмитрия Солунского

Базилика, построенная на месте мученичества святого Димитрия, с самого её основания была хранилищем реликвий, связанных с этим святым. Изначально центральное место в культе святого Димитрия занимал его киворий , который в житии и чудесах святого описывается как место, откуда святой общался с верующими . Позднее акцент сместился на поклонение мощам святого, которые с середины XI века почитались как мироточивые.

Мощи святого

В настоящее время мощи хранятся в северном нефе базилики в мраморном кивории, созданном вместо утраченного при пожаре в VII веке серебряного (это второй мраморный киворий святого Димитрия, первый был уничтожен в 1430 году при захвате города турками). Предположительно в конце XII — начале XIII века , возможно, в период существования латинского королевства Фессалоники , они были вывезены из Салоник в Италию . Мощи были обнаружены в 1520 году в аббатстве города Сан-Лоренцо-ин-Кампо и вернулись обратно в Салоники только в XX веке : в 1978 году — честная глава, а в 1980 году — основная часть мощей (в Италии осталось шесть больших частиц).

Раковина для сбора мира в крипте базилики

Мощи с древности почитались как мироточивые ( Димитрий Ростовский сообщает, что мироточение известно с VII века , но Иоанн Скилица первый письменно сообщил о том, что мироточение впервые появилось в 1040 году ). Верующие, приходившие в базилику для поклонения святому, набирали миро в стеклянные ампулы, самые ранние из которых датируются XI XII веками . Миро почиталось не только христианами. Иоанн Анагност , описавший захват города турками, сообщает что миро набирали и мусульмане, считавшие его медицинским снадобьем от любых болезней .

С XIV века вместо истечения миро-елея от мощей стало упоминаться об истечении миро-воды из колодца в крипте (первое письменное упоминание сделано в 1330 году Никифором Григора ) . В этот же период по причине исчезновения мощей из храма возникла легенда, что они были спрятаны в колодце, находившемся в крипте. Упоминания о мироточении из колодца прекратились в 1493 году , когда базилика была превращена в мечеть (православным был сохранён доступ для поклонения к кенотафу святого Димитрия, оставшемуся после исчезновения мощей).

В древности истечение мира было очень обильным — Никита Хониат описывает, как норманны , захватившие в 1185 году Салоники, кощунственно набирали миро в кастрюли, жарили на нём рыбу и мазали им обувь . Хоть мироточение мощей в настоящее время прекратилось, раку святого открывают на вечерни в канун дня памяти святого и раздают верующим вату , пропитанную ароматной жидкостью, не отождествляемой с тем миром, о котором в XIV веке писал Димитрий Хризолог .

Кровь святого

Культ крови великомученика возник уже в раннехристианский период (Димитрий Ростовский сообщает, что Лупп , раб святого Димитрия, « благоговейно взял ризу своего господина, орошенную его честною кровью, в которой омочил и перстень. Сею ризою и перстнем он сотворил много чудес » ). При раскопках в алтаре под престолом в крестообразном углублении в мраморном ковчеге был обнаружен стеклянный сосуд с засохшей кровью. Считается что под алтарём изначально была расположена гробница святого Димитрия в которой, по мнению ряда исследователей, в средневизантийский период была земля, смешанная с кровью. Сохранились мощевики XI XII веков с кровью великомученика (в Великой Лавре на Афоне ), с пропитанной кровью землёй (в Ватопедском монастыре на Афоне), а также с кровью и миром ( энколпион XII XIII века в Британском музее ) .

Примечания

  1. Папахатзис Н. Памятники Салоник . Салоники: MOLHO. С. 80. ISBN 960-7964-05-5
  2. 26 февраля 2008 года.
  3. David Woods Thessalonica’s Patron: Saint Demetrius or Emeterius? // The Harvard Theological Review, Vol. 93, No. 3. (Jul., 2000), p. 222
  4. . Дата обращения: 23 ноября 2008. 6 июня 2014 года.
  5. . Дата обращения: 8 ноября 2020. 14 ноября 2020 года.
  6. Charalambos Bakirtzis Pilgrimage to Thessalonike: The Tomb of St. Demetrios // Dumbarton Oaks Papers, Vol. 56. (2002), p 176.
  7. Cormack, R. The Church of Saint Demetrios: The Watercolours and Drawings of W. S. George (Thessaloniki, 1985)
  8. Кирилл и Мефодий // Новый энциклопедический словарь. Том 21. 1914 год
  9. . Дата обращения: 8 января 2008. 12 января 2008 года.
  10. Папахатзис Н. Памятники Салоник . С. 77
  11. Византийские историки Дука и Франдизи о падении Константинополя / Перевод и предисловие А. С. Степанова. — М. , 1953.
  12. . Дата обращения: 10 января 2008. 3 июля 2008 года.
  13. // Православная энциклопедия . — М. , 2007. — Т. XV : « Димитрий Дополнения к „Актам Историческим“ ». — С. 199-204. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-026-4 .
  14. Папахатзис Н. Памятники Салоник. С. 78
  15. 16 августа 2004 года.
  16. (англ.) . Дата обращения: 14 апреля 2010. 29 января 2012 года.
  17. (англ.) . Дата обращения: 14 апреля 2010. 29 января 2012 года.
  18. Полевой В. Искусство Греции. Древний мир. Средние века. Новое время. — М. : Советский художник, 1984. — С. 179.
  19. . Дата обращения: 15 января 2008. 11 октября 2009 года.
  20. Полевой В. Искусство Греции. Древний мир. Средние века. Новое время. — М. : Советский художник, 1984. — С. 178.
  21. Вельманс Т., Корач В., Шупут М. Византийский мир. Храмовая архитектура и живопись / пер. Е. Михайлов. — М. : Белый город, 2006. — С. 327.
  22. Полевой В. Искусство Греции. Древний мир. Средние века. Новое время. — М. : Советский художник, 1984. — С. 189.
  23. Папахатзис Н. Памятники Салоник. С. 79
  24. Райс, Дэвид Тальбот. Искусство Византии . Москва: Слово, 2002. Стр. 60-64.
  25. . Дата обращения: 2 апреля 2008. 22 ноября 2011 года.
  26. . Дата обращения: 21 ноября 2007. 24 декабря 2010 года.
  27. Папахатзис Н. Памятники Салоник . С. 88-89
  28. . Дата обращения: 16 февраля 2013. Архивировано из 28 марта 2016 года.
  29. Папахатзис Н. Памятники Салоник . С. 92
  30. . Дата обращения: 9 января 2008. 4 мая 2005 года.
  31. Папахатзис Н. Памятники Салоник . С. 93
  32. Grabar. L’empereur dans l’art byzantin, 131, 234, pl. VII-2
  33. (англ.) . Iero Isichastirio Pantokratoros Melissochori (официальный сайт монастыря Пантократор ) . Дата обращения: 27 марта 2010. 19 августа 2011 года.
  34. Папахатзис Н. Памятники Салоник. С. 82
  35. Папахатзис Н. Памятники Салоник. С. 83
  36. . Дата обращения: 20 ноября 2007. Архивировано из 17 ноября 2007 года.
  37. Charalambos Bakirtzis Pilgrimage to Thessalonike: The Tomb of St. Demetrios // Dumbarton Oaks Papers, Vol. 56. (2002), p 187.
  38. Charalambos Bakirtzis Pilgrimage to Thessalonike: The Tomb of St. Demetrios // Dumbarton Oaks Papers, Vol. 56. (2002), p 185.
  39. Nicetae Choniatae Historia / Ed. J. Van Dieten. B., 1975. Pars. 1. P. 306
  40. . Дата обращения: 7 января 2008. 10 января 2010 года.

Литература

Флаг ЮНЕСКО Всемирное наследие ЮНЕСКО , объект № 456
• •
  • Папахатзис Н. Памятники Салоник. — MOLHO. — 159 с. — ISBN 960796405-5 .
  • Полевой В. Искусство Греции Древний мир. Средние века. Новое время. — М. : Советский художник, 1984.
  • Jack Finegan. . — Taylor & Francis, 1981. — С. 114-116. — ISBN 0709910061 .
  • Райс, Дэвид Тальбот. Искусство Византии. — М. : Слово, 2002.
  • Cormack, R. The Church of Saint Demetrios: The Watercolours and Drawings of W.S. George. — Thessaloniki, 1985.
  • David Woods. Thessalonica’s Patron: Saint Demetrius or Emeterius? // The Harvard Theological Review. — 2000. — Т. 93 , № 3 . — С. 221–234 .
  • James C. Skedros. Response to David Woods // The Harvard Theological Review. — 2000. — Т. 93 , № 3 . — С. 235–239 .

Ссылки

  • (англ.)
Источник —

Same as Базилика Святого Димитрия