Interested Article - Сандро Боттичелли

Са́ндро Боттиче́лли ( итал. Sandro Botticelli , настоящее имя Алесса́ндро ди Мариа́но ди Ва́нни Филипе́пи ( итал. Alessandro di Mariano di Vanni Filipepi ); 1445 17 мая 1510 ) — итальянский живописец , один из значимых мастеров эпохи раннего итальянского Возрождения , представитель флорентийской школы живописи периода кватроченто . Автор картин « Весна », « Венера и Марс », а также « Рождение Венеры », которые принесли художнику мировую известность.

Биография и творчество

Боттичелли родился в семье кожевника Мариано ди Джованни Филипепи и его жены Смеральды в квартале Санта-Мария-Новелла во Флоренции . Прозвище «Боттичелли» (бочонок) перешло к нему от старшего брата Джованни, который был толстяком .

Обучение мастерству (1460—1468)

«Мадонна Евхаристии»

Боттичелли пришёл к живописи не сразу: сначала он два года был учеником у золотых дел мастера Антонио (существует версия, что свою фамилию юноша получил от него ). В 1462 году (по некоторым источникам — около 1464 ) начал учиться живописи у Фра Филиппо Липпи , в мастерской которого пробыл пять лет.

Молодой художник испытал «влияние творческой манеры учителя, сочетавшей трёхмерность передачи объёмов на плоскости с позднеготической декоративностью линейных ритмов», а также братьев Поллайоло — Антонио и Пьеро . Совместно с Пьеро дель Поллайоло работал над аллегориями Добродетелей для зала Торгового суда во Флоренции («Аллегория Силы», 1470) .

В связи с отъездом Липпи в Сполето Боттичелли перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо , куда чуть раньше поступил подмастерьем юный Леонардо да Винчи .

Первые самостоятельные произведения Боттичелли — несколько изображений Мадонны — по манере исполнения демонстрируют близость к работам Липпи и Мазаччо , наиболее известны: «Мадонна с Младенцем, двумя ангелами и юным Иоанном Крестителем» (1465—1470), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468—1470), «Мадонна в розовом саду» (около 1470), «Мадонна Евхаристии» (около 1470).

Ранние работы (1470—1480)

Портрет молодой женщины

С 1470 года Боттичелли имел собственную мастерскую (одним из его учеников был сын Фра Филиппо Липпи — Филиппино ) неподалёку от Церкви Всех Святых . Картина «Аллегория Силы» (Fortitude), написанная в 1470 году, знаменует обретение художником собственного стиля. В 1470—1472 годах он пишет диптих об истории Юдифи : «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна».

В 1472 году Боттичелли вступил в Гильдию Св. Луки — его имя впервые упоминается в «Красной книге» гильдии. Там же указывается, что у него работает ученик Филиппино Липпи .

Картина Сандро Боттичелли «Святой Себастьян» на празднике в честь святого 20 января 1474 года с большой торжественностью была размещена на одном из столбов во флорентийской церкви Санта-Мария-Маджоре , чем объясняется вытянутый формат произведения.

«Поклонение волхвов» (около 1475)

Около 1475 года живописец написал для состоятельного горожанина Гаспаре дель Ламы прославленную картину « Поклонение волхвов », на которой помимо представителей семейства Медичи изобразил и самого себя. Вазари писал: «Поистине произведение это — величайшее чудо, и оно доведено до такого совершенства в колорите, рисунке и композиции, что каждый художник и поныне ему изумляется» .

В это время Боттичелли становится известным и как портретист. Наиболее значительны « Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи Старшего » (1474—1475), а также портреты Джулиано Медичи и флорентийских дам.

В 1476 году умирает Симонетта Веспуччи — по версии ряда исследователей, тайная любовь и модель целого ряда картин Боттичелли, который никогда не был женат.

Пребывание в Риме (1481—1482)

«Призвание Моисея»

Быстро распространявшаяся слава Боттичелли вышла за пределы Флоренции. С конца 1470-х годов художник получает многочисленные заказы. «И тогда он завоевал себе… во Флоренции и за её пределами такую славу, что папа Сикст IV, построивший капеллу в своём римском дворце и пожелавший расписать её, распорядился поставить его во главе работы» .

В 1481 году папа Сикст IV призвал Боттичелли в Рим . Вместе с Гирландайо , Росселли и Перуджино Боттичелли украсил фресками стены папской капеллы в Ватикане , которая известна как Сикстинская капелла . После того как в 1508—1512 годах потолок и алтарную стену при Юлии II распишет Микеланджело , она обретёт всемирную славу.

Боттичелли создал для Сикстинской капеллы три фрески: «Наказание Корея , и », « Искушение Христа » и « Призвание Моисея », — а также 11 папских портретов.

Светские произведения 1480-х годов

Боттичелли посещал Платоновскую академию Лоренцо Великолепного (представителя семейства Медичи ), где встречался с Фичино , Пико и Полициано , тем самым подпав под влияние неоплатонизма , что нашло отражение в его картинах светской тематики.

Самое известное и самое загадочное произведение Боттичелли — « Весна » (Primavera) (1482). Картина вместе с « Палладой и кентавром » (1482—1483) Боттичелли и «Мадонной с Младенцем» неизвестного автора предназначалась для украшения флорентийского дворца Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи, или , кузена Лоренцо Великолепного. На создание полотна живописца вдохновил, в частности, фрагмент из поэмы Лукреция « О природе вещей »:

«Весна»

Вот и Весна, и Венера идёт, и Венеры крылатый
Вестник грядёт впереди, и, Зефиру вослед, перед ними
Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,
Красками всё наполняет и запахом сладким…
Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближеньем
Тучи уходят с небес, земля-искусница пышный
Стелет цветочный ковёр, улыбаются волны морские,
И небосвода лазурь сияет разлившимся светом.

Аллегоричность «Весны» вызывает многочисленные дискуссии относительно интерпретации картины.

В 1483 году флорентийский купец Антонио Пуччи заказал Боттичелли четыре картины вытянутого формата со сценами любовной истории из « Декамерона » Джованни Боккаччо о Настаджо дельи Онести .

Теме любви посвящена картина « Венера и Марс » (около 1485).

«Рождение Венеры»

Также около 1485 года Боттичелли создаёт прославленное полотно « Рождение Венеры ». «…Что отличает творчество Сандро Боттичелли от манеры его современников — мастеров кватроченто, да, впрочем, и живописцев всех времён и народов? Это особая певучесть линии в каждой из его картин, необычайное чувство ритма, выраженное в тончайших нюансах и в прекрасной гармонии его „Весны“ и „Рождения Венеры“. Колорит Боттичелли музыкален, в нём всегда ясен лейтмотив произведения. Мало у кого в мировой живописи так звучит пластика линии, движения и взволнованного, глубоко лирического, далекого от мифологического или иных схем сюжета. Художник сам режиссёр и композитор своих творений. Он не пользуется ходульными канонами, потому его картины так волнуют современного зрителя своей поэзией и первичностью мировидения» .

В 1480—1490 годах Боттичелли выполняет серию иллюстраций пером к « Божественной комедии » Данте (в 1495 году он также нарисовал портрет поэта ). «Рисовал Сандро исключительно хорошо и так много, что ещё долго после его смерти каждый художник старался заполучить его рисунки» .

Религиозные картины 1480-х годов

«Мадонна Маньификат»

« Поклонение волхвов » (1478—1482), « Мадонна с Младенцем на троне » ( алтарь Барди ) (1484), «Благовещение» (1485) — религиозные работы Боттичелли этого времени являются высшими творческими достижениями живописца.

В начале 1480-х годов Боттичелли создал « Мадонну Маньификат » (1481—1485), картину, прославленную уже при жизни художника, о чём свидетельствуют многочисленные копии. Она является одним из тондо Боттичелли. Подобные картины в форме круга были очень популярны во Флоренции XV века. Фоном картины является пейзаж, как и в «Мадонне с книгой» (1480—1481), «Мадонне с Младенцем, шестью ангелами и Иоанном Крестителем» (около 1485), «Мадонне с Младенцем и пятью ангелами» (1485—1490).

В 1483 году вместе с Перуджино, Гирландайо и Филиппино Липпи он работает над фресками на вилле Лоренцо Великолепного близ Вольтерры .

Около 1487 года Боттичелли пишет «Мадонну с гранатом». Гранат, который держит в руке мадонна, представляет собой христианский символ (у « Мадонны Конестабиле » Рафаэля в правой руке также первоначально вместо книги был гранат).

Поздние работы (1490—1497)

«Юдифь, покидающая палатку Олоферна»

В 1490 году во Флоренции появляется доминиканский монах Джироламо Савонарола , в проповедях которого звучал призыв к покаянию и отказу от грешной жизни. Савонарола считал, что художник должен трудиться во славу Бога. Боттичелли был вынужден отказаться от своего прежнего стиля и писать в основном на религиозные мотивы. С этих пор стиль Боттичелли резко изменяется, он становится аскетичным, гамма красок теперь сдержанная, с преобладанием тёмных тонов.

Новый подход художника к созданию произведений хорошо виден в «Короновании Марии» (1488—1490), «Оплакивании Христа» (1490) и ряде изображений мадонны с младенцем. Портреты, созданные художником в это время, например портрет Данте (около 1495), лишены пейзажных или интерьерных фонов.

Особенно заметны изменения стиля при сравнении «Юдифи, покидающей палатку Олоферна» (1485—1490) с созданной приблизительно за 25 лет до того картиной на тот же сюжет.

В 1491 году Боттичелли участвует в работе комиссии по рассмотрению проектов фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре .

Единственной поздней картиной на светскую тему явилась « Клевета Апеллеса » (около 1495).

Последние работы (1498—1510)

«Мистическое Рождество»
Захоронение А. Филипепи (С. Боттичелли) в церкви Оньисанти во Флоренции

В 1498 году Савонарола был схвачен, обвинён в ереси и приговорён к смерти. Эти события глубоко потрясли Боттичелли.

В 1500 году он создаёт « Мистическое Рождество » — единственное подписанное и датированное им произведение, где имеется сделанная по-гречески надпись: «Эту картину я, Алессандро, написал в конце 1500 года в неурядицах Италии в половине времени после времени, когда исполнится [сказанное в главе] одиннадцатой Иоанна, о втором горе Апокалипсиса, в то время, когда дьявол на три с половиной года был выпущен. Затем он был закован в кандалы в соответствии с двенадцатой, и мы увидим его [попранным на земле], как на этой картине».

Среди последних немногочисленных работ художника этого периода — сцены из историй римлянок Виргинии и Лукреции , а также сцены из жизни Св. Зиновия .

В 1504 году живописец участвует в работе комиссии художников, которая должна была выбрать место для установки « Давида » Микеланджело.

Боттичелли «отошёл от работы и в конце концов постарел и обеднел настолько, что если бы о нём не вспомнил, когда ещё был жив, Лоренцо деи Медичи, для которого он, не говоря о многих других вещах, много работал в малой больнице в Вольтерре, а за ним и друзья его, и многие состоятельные люди, поклонники его таланта, он мог бы умереть с голоду» . 17 мая 1510 года, на 66-м году жизни, Сандро Боттичелли скончался. Живописец был похоронен в церкви Всех Святых во Флоренции, как он и завещал «в ногах» своей возлюбленной Симонетты Веспуччи. В боковом приделе церкви находится семейная капелла Веспуччи. В углу капеллы в пол вмонтирована круглая плита с памятной надписью, сообщающей, что здесь в 1510 году похоронен Алессандро Филипепи (настоящее имя художника) .

«Сандро не идёт в свите других, но, соединив в себе весьма многое, что было разбросано, он с удивительной полнотой отражает идеалы своего времени. Не только нам нравится он, но большим успехом пользовался он и у своих современников. Его чисто личное искусство отразило лицо века. В нём, как в фокусе, соединилось всё, что предшествовало тому моменту культуры, и всё, что тогда составляло „настоящее“» .

Галерея

Память

В честь Боттичелли назван кратер на планете Меркурий .

Фильмы

  • Сандро Боттичелли является персонажем фильма « » («Тайны фламандцев») 1974 г.
  • 2009 — Секреты Весны Боттичелли / I Segreti della Primavera / I Misteri della Primavera (реж. Алессандра Джиганте / Alessandra Gigante)
  • Сандро Боттичелли появляется в сериале «Великолепные Медичи» (2018 г.) в исполнении Себастьяна де Соузы .

Примечания

  1. — 1998.
  2. Sandro Botticelli // (фр.) — 2009.
  3. (англ.) — 2018.
  4. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  5. . Электронная библиотека книг iknigi.net . из оригинала 12 августа 2018 . Дата обращения: 11 августа 2018 .
  6. Джорджо Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. — М. : АЛЬФА-КНИГА, 2008.
  7. Тит Лукреций Кар. О природе вещей. — М. : Художественная литература, 1983.
  8. Долгополов И. В. Мастера и шедевры. — М. : Изобразительное искусство, 1986. — Т. I.
  9. Botticelli. L’opera completa. — Milano: Rizzoli Editore, 1978. — P. 12
  10. Бенуа А. История живописи всех времён и народов. — М. : Нева, 2004. — Т. 2.

Литература

Ссылки

  • . Архивировано из 4 января 2014 года. // art-klyan.com
  • в Web Gallery of Art (англ.)
  • (недоступная ссылка — ) .
Источник —

Same as Сандро Боттичелли