Interested Article - Армянская церковь Святой Екатерины (Санкт-Петербург)

Це́рковь Свято́й Екатери́ны ( арм. Սանկտ Պետերբուրգի Սուրբ Կատարինե եկեղեցի ) — храм Армянской апостольской церкви в Санкт-Петербурге . Расположен по адресу Невский проспект , д. 40-42.

История

Первые армяне появились в Санкт-Петербурге почти сразу после основания города. В 1710 году они создали свою общину. В это время они собирались в частных домах. Первое прошение о постройке армянской церкви от архимандрита Минаса было подано в 1714 году, но было отклонено властями. Только 25 сентября ( 6 октября ) 1725 года столичная община, насчитывавшая 30 дворов, получила согласие Синода на открытие молитвенного дома в деревянном здании на 3-й линии Васильевского острова. В январе 1740 года Лука Ширванов (Гукас Ширванян) получил разрешение построить « церковь армянскую небольшую каменную своим иждивением ». Но после смерти Анны Иоанновны строительство прекратилось. В соответствии с манифестом, изданным в июле 1763 года , о свободном отправлении церковных обрядов всеми народами, поселившимися в России , в обеих столицах были отведены места под строение иноверческих церквей и причастных к ним зданий.

Иван Лазарев

22 мая ( 2 июня ) 1770 года по челобитной главы армянской общины И. Л. Лазарева (Ованес Лазарян) « с прочими армянами » последовало устное повеление Екатерины II « дозволить им построить в Петербурге церковь » . Место для церкви было отведено на участке бывшей Малой придворной конюшни « в знатном у столице положении на Большом проспекте , против каменного гостиного двора, почему и сооружение церкви требовало немалого капиталу... » .

Работы велись по проекту Ю. М. Фельтена достаточно быстро и уже в 1772 году церковь была освящена. Её строительство обошлось в 33 тыс. рублей . На сооружение храма И. Л. Лазарев лично пожертвовал 30 тыс. рублей , на которые и была сооружена церковь в соответствии с парадным великолепием центра столицы. За такую услугу общиной было позволено ему возвести на церковной земле свой собственный дом с южной стороны в линию с застройкой проспекта ( Невском пр., 42 ). Выстроенное по проекту Фельтена жилое здание обошлось Лазареву в 50 000 рублей . Строительство северного флигеля производилось на десятилетие позднее. Построив здания целиком на свои деньги, Лазарев тем самым упрочил авторитет наиболее влиятельного лица в армянской общине. Позже он продал дома за ту же цену церковному приходу .

18 февраля 1780 года армянский архиепископ Иосиф (Аргутинский) при участии восьми священников и в присутствии князя Г. А. Потемкина-Таврического совершил освящение храма во имя великомученицы Екатерины , небесной покровительницы Императрицы . Церковь стала центром армянской культуры в Петербурге: при ней была открыта типография и национальная школа, действующая и по сей день.

В 1794—1797 годах перед церковью были выстроены ворота.

В 1841 году был произведён первый капитальный ремонт церкви архитектором Л. Ф. Вендрамини .

В конце 1858 года была установлена чугунная решетка ворот, отлитая на фабрике Шопена по проекту Н. П. Гребёнки (существовала до конца XIX века).

В 1865 году первоначальная башенка была превращена в колокольню для трёх колоколов.

В 1887 году художник И. К. Айвазовский подарил общине картину «Христос на Тивериадском озере».

В 1900—1906 годах А. И. Таманян произвел новый капитальный ремонт здания, укрепив стены и перекрытия и сделав хоры.

План церкви

В 1915 году из ризницы Большой церкви Зимнего дворца были переданы частицы мощей апостола Фаддея и святого Григория Просветителя . Приход подчинялся Нахичевано-Бессарабскому епископату с центром в Кишинёве.

В мае 1930 года церковь была закрыта. В 1931—1934 была разделена перекрытиями. В здании находился штаб ПВО, а после войны — мастерская декораций театра музыкальной комедии.

В 1990 году армянская община обратилась с просьбой о возвращении церкви. Однако для того, чтобы получить в своё ведение храм и использовать его по назначению, необходимо было, в первую очередь, создать и зарегистрировать религиозное объединение. В соответствующую инстанцию был представлен список из четырнадцати лиц, составляющих основу данного объединения. Вот их имена: Аветисян Армен Азатович , , , , , , , Калантарян Рубина Рубеновна , , , , , , . 14 марта 1993 года в ней состоялось первое богослужение, после чего началась реставрация.

Полное освящение храма осуществил 12 июля 2000 года католикос всех армян Гарегин II в присутствии Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. В этот день из Эрмитажа общине были возвращены мощи святого Григория.

Архитектура

Фронтон церкви
Внешний вид

Здание было построено архитектором Ю. М. Фельтеном в глубине участка, в створе домов № 40 и 42 , фасады которых вытянуты по линии Невского проспекта (строительство северного флигеля производилось на десятилетие позднее, возможно, помощником Фельтена арх. Егором Соколовым ). Из-за этого и главный фасад церкви неизбежно должен был быть ориентирован на Невский, а главный вход в храм — находиться не с западной, как принято, а с южной стороны. При том что единственная апсида церкви ориентирована на восток, внутреннее пространство церкви приобретает достаточно сложный характер.

В основу архитектурного решения фасада зодчий положил те же принципы, которыми он руководствовался и создавая чуть ранее лютеранскую церковь Св. Екатерины на Васильевском острове , но при этом заметно усилил его декоративное оформление, а сам портик получил более сильный вынос и дополнительные боковые стенки, с торцов оформленные пилястрами. Для того чтобы придать большее разнообразие поверхности стены, используются разные формы проёмов: прямоугольные и арочные в первом ярусе и небольшие круглые окошки (сочетающиеся с квадратными филёнками) — во втором. Вместо строгих капителей тосканского ордера здесь в колоннах портика и сдвоенных пилястрах, закрепляющих углы фасада, Фельтен использовал ионические капители «с висюльками», а на стенах между оконными проёмами первого и второго яруса размещены барельефы, воспроизводящие типичный барочный мотив — головки путти в облаках. Ангелочки же водружают крест над входной дверью в храм. Поле фронтона заполняет многофигурная композиция: «Католикос Григор Просветитель свершает крещение царя Трдата III».

В интерьере главный элемент декора — 20 парных колонн композитного ордера, размещённых по углам подкупольного квадрата и в преддверии алтарной апсиды. Облицованные жёлтым искусственным мрамором, с белыми капителями, они выразительно смотрятся на фоне беломраморных стен. Над колоннами — не прерываясь, по всему периметру помещения — тянется декоративный карниз с дентикулами .

См. также

Примечания

  1. П. Н. Петров История Санкт-Петербурга. СПб., 1885, с. 92, 401
  2. РГИА , ф. 880, оп. 5, д. 108, л. 21
  3. РГИА , ф. 880, оп. 1, д. 87, л. 23, 29
  4. Газета Հավատամք «Аватамк» («Веруем») № 7 (253), 2014 г. Стр.4

Литература

  • Шлект Э. , Коцюбинский Д. А. // Международный научно-исследовательский журнал : журнал. — 2020. — Август ( № 8 (98) ). — С. 147—161 . — ISSN . — doi : .

Ссылки

Источник —

Same as Армянская церковь Святой Екатерины (Санкт-Петербург)