Interested Article - Кальвинизм

Символ (знак) кальвинистов

Кальвини́зм — направление протестантизма , созданное и развитое французским теологом и проповедником Жаном Кальвином . Современный кальвинизм существует в трёх формах: пресвитерианство , реформатство и конгрегационализм . Вместе с тем кальвинистские взгляды имеют распространение и в иных протестантских деноминациях, включая баптистов , пуритан , пятидесятников , методистов , евангельских христиан , а также представителей парахристианских учений , например мормонов .

История

Несмотря на то, что кальвинизм номинально должен начинаться с Жана Кальвина, его историю часто возводят к Ульриху Цвингли . Во многом это объясняется не формальной, а содержательной стороной вопроса.

История Реформации начинается 31 октября 1517 года, когда Мартин Лютер прибил 95 тезисов к воротам церкви в Виттенберге . Однако лютеранство не стало единственным направлением в протестантизме .

Швейцарско-немецкий кальвинизм

В 1529 году во время Марбургского диспута обозначился раскол между лютеранами (немецкими протестантами) и реформатами (швейцарскими протестантами), которых представлял Ульрих Цвингли. При общей приверженности идеям Реформации их разделил вопрос о причастии. Реформаты настаивали на символическом характере причастия, тогда как Лютер утверждал, что в евхаристии христиане принимают истинное тело и кровь Христа. Цвингли рано погиб в столкновениях с католиками (1531), но дело его Реформации продолжил обосновавшийся в Швейцарии француз Жан Ковен (Кальвин). Связующим звеном между Цвингли и Кальвином был Гийом Фарель . В 1536 году швейцарские протестанты приняли Гельветское исповедание , затем в год окончания католического Тридентского собора (1563) был принят Гейдельбергский катехизис .

Французский кальвинизм

Попытка кальвинистов закрепиться во Франции, где они были известны под именем гугенотов , не имела успеха. Впервые они о себе заявили в 1534 году в ходе так называемого « Дела о листовках ». В 1559 году состоялся первый гугенотский синод, на котором было принято Галликанское исповедание . В 1560 году примерно 10 % населения Франции были гугенотами (чуть менее 2 миллионов человек) . Всю вторую половину XVI века во Франции полыхали Гугенотские войны . Оплотом гугенотов были города Орлеан , Ла-Рошель , Ним , Тулуза . В 1572 году католики убили около 3 тысяч кальвинистов в Париже в ходе т. н. Варфоломеевской ночи . Тем не менее гугенотам удалось добиться себе некоторых послаблений благодаря Нантскому эдикту ( 1598 год ), который был отменён в 1685 году.

Восточноевропейский кальвинизм

Очень рано проник кальвинизм в два важных государства Восточной Европы: Венгрию и Речь Посполитую . В 1567 году Гельветское исповедание распространилось в Венгрии, где его приняла верхушка княжества Трансильвания и образовалась влиятельная Венгерская реформатская церковь , которая ныне охватывает пятую часть верующих венгров.

В Речи Посполитой кальвинизм не стал массовым движением, однако им активно заинтересовалась шляхта . Первая кальвинистская община образуется в 1550 году в городе Пиньчув . В Литве (современная Белоруссия ) активным проводником кальвинизма был Николай Радзивилл . По его инициативе кальвинистским пастором Клецка становится Симон Будный . Значительно ослабили кальвинизм идеи антитринитариев , которые проповедовали польские братья и социане . В 1570 кальвинисты попытались объединиться с другими протестантами против католиков, заключив Сандомирский договор . В ходе Контрреформации зачатки кальвинизма были вытравлены из Речи Посполитой, а поляки и литовцы остались преимущественно в католическом исповедании. Также в результате каливинстских гонений, в Речь Посполитую, в частности в Великое Княжество Литовское , прибыло более 40 тысяч шотландцев , исповедующих кальвинизм .

Голландский кальвинизм

Кальвинисты прочно закрепились в Голландии, где в 1571 году образовалась Нидерландская реформатская церковь . В 1566 году они инициировали Иконоборческое восстание , положившее начало Нидерландской революции. В 1618 году состоялся Дордрехтский синод , подтвердивший Гейдельбергский катехизис . Вместе с голландскими колонистами кальвинизм проник в 1652 году в Южную Африку, где появилась Голландская реформатская церковь Южной Африки . Из Голландии кальвинисты проникли в Великобританию, где они стали известны под именем пуритан . Кальвинизм оказал значительное влияние на формирование голландского национального характера.

Англосаксонский кальвинизм

Кальвинисты сыграли также важную роль в Английской революции , богословский результат которой неочевиден. С одной стороны, Церковь Англии разделяет кальвинистскую теологию ( Вестминстерское исповедание 1648 года), однако радикальные кальвинисты усмотрели в англиканстве слишком много «папистских» черт в пышной церковной иерархии. Несогласные кальвинисты разделились на конгрегационалистов и пресвитериан . Первые обосновались в британской колонии Новая Англия и сыграли важную роль в Американской революции XVIII века. Вторые же определили религиозную ситуацию в Шотландии.

Современность

В 1817 году на волне празднования 300-летия Реформации начался процесс сближения кальвинистов и лютеран ( Прусская уния )

Белоруссия

Сохранилось около 10 храмов из более 150 , которые изначально строились как кальвинские сборы , или передавались кальвинистам в период реформации, ни один из них сейчас кальвинистам не принадлежит. Существует 2 общины: реформатов в Минске и пресвитериан в Могилёве (см. Религия в Белоруссии ).

Доктрина, вероучение

Если Мартин Лютер начал протестантскую Реформацию церкви в XVI веке по принципу «убрать из церкви всё, что явно противоречит Библии», то французский юрист Жан Кальвин пошёл дальше — он убрал из церкви всё, что в Библии не требуется. Поэтому протестантская Реформация церкви по Кальвину — кальвинистское богословие — характеризуется склонностью к рационализму и часто недоверием к мистике.

Центральная доктрина кальвинизма, из которой рационально следуют все остальные доктрины — суверенитет Бога , то есть верховная власть Бога во всём. Из этой доктрины следуют главные отличия кальвинизма от других христианских конфессий (католицизма, православия и пр.):

  • Толкование Библии на основе только Библии. Любое место Библии толкуется кальвинистами не с позиций какого-либо человеческого авторитета (будь то Папа Римский, православный священник, пастор, руководитель какой-то религиозной организации и т. п.), а исключительно с помощью авторитета Божьего — других мест Библии, как, по мнению кальвинистов, это делал Иисус Христос и как отражено в Вестминстерском исповедании веры 1648 года:

1.9. Непогрешимое правило толкования Писания есть само Писание, и таким образом, когда возникает вопрос об истинном и полном смысле какого-либо места в Писании (которое не бывает многозначно, но однозначно), следует исследовать и познавать другие места, говорящие об этом более ясно .

Среди других отличий кальвинизма от иных христианских конфессий можно отметить следующие:

«31.4. Все синоды и соборы, созываемые с апостольских времён, будь то общие или поместные, могут ошибаться и многие ошибались, поэтому их решения не являются сами по себе правилами веры или практической деятельности, но принимаются в помощь им ( Еф. ; Деян. ; 1Кор. ; 2Кор. )» ( Вестминстерском исповедании веры , Глава 31. О Синодах и Соборах, пункт 4)

  • Отсутствие монашества. Потому что, по мнению кальвинистов, Бог создал мужчин и женщин для создания семьи и рождения детей:

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» ( Быт. )
«Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною: груди её да упоявают тебя во всякое время, любовью её услаждайся постоянно» ( Прит. , )

«Он избрал нас в Нём прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей… верующих по действию державной силы Его» ( Еф. , , , ; )
«уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни» ( Деян. )
«Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» ( Ин. )
«Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; Ей, Отче! ибо таково было Твоё благоволение» ( Мф. , )

  • Признавая доктрину о двойном предопределении, кальвинисты тем не менее говорят, что спасение подаётся только по вере во Христа и дела веры для спасения не нужны, но по ним определяется, истинна ли чья-либо вера или нет. Есть дела — значит есть вера. Понять это можно одним простым уравнением: вера = спасение + дела, а не вера + дела = спасение.
  • Регулятивный принцип .

Примечания

  1. от 7 апреля 2019 на Wayback Machine , Большая российская энциклопедия
  2. . Дата обращения: 22 июня 2016. 14 октября 2012 года.
  3. . Дата обращения: 31 октября 2022. 31 октября 2022 года.
  4. Белорусская ССР: Краткая энциклопедия в 5 т. / Ред. колл.: П. У. Бровка и др. — Мн. : Гл. ред. Белорус. Сов. Энциклопедии, 1981. — Т. 4. Население. Этнография и фольклор. Литература. Искусство. Архитектура. — С. 619. — 712 с. — 50 000 экз.
  5. Мф. , ; ; ,
  6. Мф. , ; 2Пет. , ; Деян. ,
  7. Иногда в храмах присутствуют витражи с изображениями Христа, ангелов и евангельских персонажей, например, в от 3 марта 2001 на Wayback Machine .

Литература

Ссылки

  • — материалы о кальвинизме (англ.)
  • — статья на сайте католического информационно-просветительского центра
Источник —

Same as Кальвинизм