Interested Article - Колпак (головной убор)

Дервиши в колпаках. Картина Василия Верещагина «Дервиши».
Ататюрк в колпаке в турецком стиле

Колпа́к (от тюрк. kalpak — высокая шапка ) — головной убор конусообразной , о круглой или цилиндрической формы.

Есть разные виды этого головного убора:

  • Национальный колпак (у киргизов, каракалпаков, казахов)
  • Шутовской или дурацкий колпак (прежде надевавшийся шутами , иногда с бубенчиками).
  • Поварской колпак.
  • Ночной колпак (мужской головной убор для сна ).
  • Банный колпак
  • Колпак гномиков

Колпак у народов Европы

Колпаки ( нем. Mütze , фр. bonnet ) были распространены у народов Центральной, Северной и Западной Европы, в особенности у небогатых горожан и на селе. Часто колпак надевался под шляпу [ неавторитетный источник ] . Колпаки чаще всего были белыми, но могли краситься в синий, красный цвет или в полоску. Вдовцы в Англии XVII могли заказывать себе чёрные ночные колпаки [ неавторитетный источник ] . У эстонцев колпаки ( эст. , tutimüts ), вязавшиеся из шерсти, были белого цвета, но вышивались красными нитями. На островах Сааремаа , Рухну и Вормси колпаки носили и женщины. На двух последних островах траурные колпаки, помимо чёрного, могли быть синего цвета . Колпак как часть немецкого народного костюма стал непременным атрибутом Немецкого Михеля ( нем. Deutsche Michel ), персонажа, олицетворяющего немецкий народ. Также красный колпак является непременным атрибутом гномов и их скандинавских аналогов — ниссе .

Во Франции колпак попал в народ из гардероба знати и среднего класса в XVII веке. Колпаки носили ремесленники, моряки и крестьяне . Особо они полюбились жителям побережий , поскольку колпак защищал от непогоды и холода . В XIX веке колпаки изготовлялись на круглоткацких станках . Особенно колпаки полюбились жителям Нормандии , куда они проникли в середине XVIII-го века. Во времена Наполеона колпак из мужского гардероба заимствовали женщины . И если мужчины носили колпак, закинув верхний конец назад , то нормандки носили их концом как угодно: закинув налево, направо, на перед или назад. С коплаком могли носиться и чепцы. В какой-то момент мода на колпаки среди нормандок дошла до такой степени, что их стали носить даже в церкви, духовенство осуждало подобную практику, называя колпак на голове женщин «отвратительным головным убором» ( фр. coiffure abominable ). Промысел изготовления колпаков в Нормандии существовал в Фалезе , где существовало несколько ткацких фабрик, где и производили колпаки. К началу XX века колпак среди женщин практически вышел из употребления, сохраняясь лишь в некоторых бокажах .

У моряков и рыбаков некоторых стран (в Италии и Скандинавии ) колпак был частью формы , в Сардинии и на Сицилии такой колпак назывался берритта ( итал. и сиц. berritta ), в Каталонии — барретина ( кат. baretina ), а в Калабрии — барритта ( итал. barritta ).

Колпак был известен и на Руси в XIII-XVII веках, его носили представители всех социальных групп, изготавливался он из льна, хлопка, шерсти, шёлка, атласного бархата, или тканей с золотным шитьём , а также вязался иглой. Колпак обладал полуовольной формой, и в зависимости от формы головы владельца мог подгибаться. Внизу присутствовали короткие продольные разрезы, украшавшиеся пуговицами, пряжками, запонками и брошками . Этот головной убор упоминается во многих документах того времени: так, в документе 1589 года описывается колпак будущего царя Бориса Годунова :

Колпак саженой; на нем 8 запон; в запонах каменье изумруды и яхонты и алмазы ; у 5-ти запон по жемчугу по вислому да у 6-й запоны крыжик 3 зерна; да на прорехе 5 пугвиц яхонты лазоревы на спнех на золотых, на закрепках по зерну по бурминскому.

Забелин И. Г. // Домашний быт русских царей в XVI и XVII ст. . — СПб. : Типография Императорской академии наук, 1865. — С. 19. — 351 с.

Древнейшим дошедшим до нас изображением древнерусского колпака является изображение гусляра на браслетах XII века. Также подобные головные уборы встречаются и на фресках киевского Софийского собора . Историк Г. Г. Громов считал, что собственно русский колпак имел закругленный верх, а татарский — заострённый . В постпетровской России существовали вязаные белые колпаки и валяные из овечьей шерсти мужские колпаки в виде шапки, сужавшейся к верху, иногда с полями, плотно примыкавшими к тулье. Вязаные носились поморами и в некоторых деревнях Вологодчины , где были будничными; а валяные были распространены более широко — в Архангельской , Вологодской , Вятской , Воронежской , Смоленской и Енисейской губерниях . На Урале XIX века были распространены валяные из войлочной шерсти колпаки овальной формы или низкие округлые, служившие летним мужским головным убором. Они изготовлялись на дому из шерсти белого, коричневого и чёрного . Кроме того, у русских существовала шапка мурмолка , по форме напоминавшая колпак. Конусообразный или плоский верх мурмолки шился из ткани, околыш имел меховую опушку и разрез, который можно было подогнать наружу, иногда у мурмолок были пуговицы на тулье. Как и в случае с колпаками, мурмолки могли украшаться ювелирными украшениями и пуговицами . В XIX веке мурмолку с меховой верхом и стёганой подкладкой носили лишь крестьяне Новгородской , Псковской и Петербургской губерний , однако славянофилы (в частности, её носил Константин Аксаков ) «вернули» её в высший свет .

У замужних донских казачек XIX века был распространён колпак клинообразной формы наподобие чулка и с кисточкой на конце, вязавшийся из шёлка и хлопчатобумажных тканей, и иногда украшавшийся бисером и яркой вышивкой. Колпак надевался на пучок волос, его широкий край снизу загибался обшлагом, за который закладывался верхний конец. Выходя на улицу, поверх колпака накидывали платок. В основном колпак носили вместе с платьем-кубельком. В начале XX века колпак был вытеснен файшонкой — черной кружевной косынкой с длинными концами, собранными спереди на нитку, свисавшими по бокам, закидывавшимися на плечи или завязывавшимися бантом . Кроме того, колпак в качестве женского головного убора носили в некоторых южнорусских губерниях. В качестве девичьего головного убора колпак был известен в Вологодской губернии, частично в Вятской губернии, и в некоторых деревнях Воронежской, Рязанской и Тамбовской губерний, в Нижнем Поволжье и в Западной Сибири. Он вязался на спицах из хлопка или льна, сужался к верху и оканчивался кисточкой. Женский колпак был белым, как и чисто белым, так и с красными/синими узорами на белом фоне. На Русском Севере его могли носить лишь просватанные девушки, при этом коса помещалась в сам колпак, а к лобной части прикреплялась т.н. повязка . В то же время на юге России колпак девушки носили по праздникам, он завязывался на затылке шёлковым платком, сложенном в виде ленточки, коса также укладывалась в колпак. В Енисейской губернии колпак был головном убором невесты, его надевали на голову невесты сразу же после венчания в церкви, и в нём же невеста присутствовала на свадебном пиру. Колпак надевался на оплетённые вокруг головы две косы .

Киргизский колпак

В Кыргызстане традиционному войлочному колпаку из белой шерсти ( кирг. ак калпак ), уделяется большое внимание. В честь колпака в 2011 году был учреждён День колпака, который ежегодно отмечается 5 марта . Колпак является не только атрибутом праздничного костюма, но и практичным повседневный головным убором. Благодаря полям он защищает от солнца в жару и от дождя в плохую погоду. Колпак более популярен в сельской местности, так как там одеваются более традиционно. Колпак часто служит подарком для мужчин. Мужская парадная форма официальных делегаций и спортивных команд, представляющих Кыргызстан на международных мероприятиях и соревнованиях обязательно включает в себя белый колпак.

Башкирский колпак

Среди головных уборов башкир есть и колпак ( башк. ҡалпаҡ ). Носили его и мужчины, и женщины. Но мужские и женские колпаки различаются между собой формой, способом изготовления, ношения и материалом. Мужские колпаки изготавливались из войлока или соломы и были похожи на шляпы .

Женский колпак был схож с татарским калфаком , но отличался формой, размером и украшениями. Башкирские калфаки были более объемными. Носили их в основном незамужние девушки и под платком .

Прусский подданный, известный фотограф Карл Андреевич Фишер с 1878 г. проживал в Оренбургской губернии и создал огромную коллекцию фотографий местного населения. В 1912 году журнал «Вестник фотографий» пишет: «коллекция эта содержит около 1000 съемок башкир и киргизов от 5-летнего до старческого возраста и представляет большой этнографический и антропологический интерес. <…> К. А. Фишер принес её в дар Московскому Политехническому музею, где она находится в распоряжении профессора Д. Н. Анучина» . Среди фотографий есть и снимок, где изображена башкирка в колпаке — башк. ҡалпаҡ . Такой тип колпака носил название «артлы ҡалпаҡ», то есть колпак с задником.

Казахский колпак

Колпак казахов — представляет собой шляпу с полями, загнутыми кверху. Отличается от киргизского отсутствием раздвоенности, и тем что он не белый как у киргизов, и не чёрный как у каракалпаков, а до XX века имел клановые цвета, например, красный у аргынов . Он изготавливается из тонкого войлока, а снаружи отделывается бархатом или атласом, у богачей расшивается золотыми нитями . Казахский колпак в настоящее время используется в редких случаях.

Каракалпакский колпак

У каракалпаков отличительной чертой является ношение колпаков чёрного цвета, благодаря чему они получили своё название ( каракалп. қарақалпақлар — чёрные колпаки).

Татарский колпак

Колпак ( тат. калфак ) — женский головной убор. В традиционном татарском костюме колпаки по праву занимают особое место. Об их великом разнообразии и большом декоративном значении говорил этнограф Н. И. Воробьёв, профессор, автор изданного в 1953 г. фундаментального труда «Казанские татары». В группе женских головных уборов выделяется богато украшенный праздничный калфак, имеющий несколько вариантов и разнообразный по материалу изготовления и способу декорирования. Этот девичий головной убор, бытовавший среди татарок в XIX — начале XX вв., по своей форме представлял, как это ни прозаично, простой колпак. Калфак надевали на голову, надвигая на лоб, а конусообразный конец, откидывали назад или слегка набок . Калфак носили исключительно горожанки. Существует легенда, согласно которой калфак является видоизменённым высоким конусовидным головным убором времён Казанского ханства . После того, как оно было покорено Русским царством , татарки в знак протеста согнули свои головные уборы пополам .

Турецкий колпак

У турок колпаком ( тур. kalpak ) называется высокая цилиндрическая меховая шапка, похожая на папаху. Калпак являлся форменным зимним головным убором османской и позднее турецкой армии , кроме того, он стал одной из фирменных черт основателя современного турецкого государства — Мустафы Кемаля Ататюрка. Вот как описывал Ататюрка советский дипломат Семён Аралов :

Носил он [Ататюрк] барашковую высокую папаху коричневого цвета и часто сидел в ней, будучи в помещении.

Аралов С. И. // . — М. : Издательство Института международных отношений, 1960. — С. 70. — 244 с.

Слово в подобном значении перешло в болгарский язык: традиционная болгарская шапка, родственная молдавско-румынской кушме и македонской шубаре называется именно так. В средневековых Валахии и Молдове , бывших вассалами , словом «калпак» ( рум. и молд. calpac ) называлась боярская шапка наподобие перевёрнутого горшка с тканым верхом. Пахарники — кравчие при дворе господаря носили калпаки с зелёным верхом.

Гагаузский колпак

У гагаузов словом «калпак» ( гаг. kalpak ) называлась барашковая шапка белого или чёрного цвета, носившаяся в прохладную погоду, например, зимой. По форме существовало два вида калпака: с плоским верхом и высокие остроконечные ( гаг. sivri kalpak ). Зимой носили шапку-ушанку ( гаг. kulaklı kalpak ) .

Галерея

См. также

Примечания

  1. Ученица 8 «Б» класса Юлия Павлычева, руководитель: Учитель немецкого языка Якушкина Т. Н. . . Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 85 с углубленным изучением отдельных предметов г. Н. Новгорода. Дата обращения: 19 апреля 2019. 20 мая 2017 года.
  2. Катерина Коути. . b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com (23 февраля 2006). Дата обращения: 2 апреля 2019. 19 апреля 2019 года.
  3. . (англ.) . — New York: Dover Publications , 1992. — 273 p. — ISBN 0-486-27142-2 .
  4. . Дата обращения: 17 июля 2019. 17 июля 2019 года.
  5. George Dubosc. // Chroniques du Journal de Rouen. — 1924. — 23 ноября. 8 июня 2021 года.
  6. Народы зарубежной Европы. Этнографические очерки. В 2-х т. — М. : Наука, 1965. — Т. 2. — С. 378-381. — 999 с.
  7. (фр.) // Folklore de Champagne. — Némont S.A., 1985. — Апрель ( n o 92 ).
  8. (фр.) // Folklore de Champagne. — Némont S.A., 1989. — N o 114 .
  9. . Дата обращения: 15 апреля 2022. 19 апреля 2019 года.
  10. Вячеслав Печняк. . ruvera.ru . Русская вера. Дата обращения: 17 сентября 2022. 20 сентября 2022 года.
  11. Соснина Н. Н., Шангина И. И. . — СПб. : Искусство-СПб, 1998. — С. 122-123.
  12. . — СПб. : Азбука-классика , 2003. — С. 537-538. — 688 с. — 5000 экз. — ISBN 5 352 00337 Х.
  13. . Дата обращения: 7 октября 2022. 7 октября 2022 года.
  14. Алёна Яблокова. . Свет станиц (20 мая 2018). Дата обращения: 9 августа 2021. 28 февраля 2021 года.
  15. Беловинский Л. В. . — М. : Издательство Московского государственного университета культуры, 1995. — С. 75. — 112 с. — 3000 экз. ISBN 5-85652-032-7 .
  16. . Дата обращения: 14 марта 2015. Архивировано из 2 апреля 2015 года.
  17. Башҡорт теленең һүҙлеге. 2 томлыҡ. — Мәскәү, 1993. — 1-се том, 861 бит. −621-се бит
  18. от 27 января 2018 на Wayback Machine .
  19. Дата обращения: 20 февраля 2019. 2 октября 2018 года.
  20. от 20 апреля 2019 на Wayback Machine // Орынганым Танатарова, «Русская семёрка», 09.10.2017
  21. . Дата обращения: 20 апреля 2019. 20 апреля 2019 года.
  22. . Дата обращения: 15 апреля 2022. 7 августа 2020 года.
  23. Ляйсан Кадырова. . kazanfirst.ru . KazanFirst (16 декабря 2019). Дата обращения: 7 мая 2022. 7 мая 2022 года.
  24. . Дата обращения: 17 сентября 2022. 5 октября 2022 года.
  25. Дата обращения: 17 сентября 2022. 20 сентября 2022 года.
Источник —

Same as Колпак (головной убор)