Interested Article - Чезальпино, Андреа

Систематик живой природы
Названия растений, описанных им, могут отмечаться сокращением « »

С точки зрения Международного кодекса ботанической номенклатуры научные названия растений, обнародованные до 1 мая 1753 г., не считаются действительно опубликованными, и в современной научной литературе это сокращение практически не встречается.

на сайте IPNI

Андре́а Чезальпи́но , или Цезальпи́н ( итал. Andrea Cesalpino , лат. Andreas Caesalpinus , 6 июня 1519 , Ареццо , Тоскана , Италия 23 февраля 1603 , Рим , Италия), — итальянский врач , естествоиспытатель и философ .

Жизненный путь

Местом его деятельности была сначала Пиза .

Философия с ранних лет привлекала его. Отдавшись изучению её под руководством Аристотеля , он с первых же шагов своей самостоятельной преподавательской деятельности стал резко нападать на схоластику , господствовавшую в школьной философии того времени. Это возбудило против него вражду многих влиятельных лиц. Несмотря на наветы и даже прямые (неосновательные) обвинения в безбожии , Цезальпин не подвергся суду инквизиции и даже не был стесняем в своей преподавательской деятельности. Факт этот находит себе объяснение отчасти в самом характере его философского учения, оставлявшего место чудесам даже в естественном порядке природы, отчасти в благосклонном отношении к нему Римской курии (папа Климент VIII назначил его своим первым лейб-медиком ).

В Риме Цезальпин продолжал свою преподавательскую деятельность и там же умер.

Преподавал в Пизанском университете (1555) и в папской в Риме (1592).

Гербарий Цезальпина сохраняется во Флоренции .

Памятник Чезальпино установлен в Пизе.

Галерея Уффици, Флоренция. Скульптура Чезальпино работы Пио Феди ( итал. Pio Fedi , 1816—1892)

Скульптурное изображение Чезальпино установлено в Галерее Уффици во Флоренции.

Caesalpinia sappan L. Ботаническая иллюстрация Франсиско Мануэля Бланко ( исп. Francisco Manuel Blanco ) из книги Flora de Filipinas , 1880—1883?

В честь Чезальпино назван род растений Цезальпиния ( Caesalpinia ) L.

Медик

Некоторые учёные считают Чезальпино первым, ещё до Гарвея , открывшим кровообращение — он описал большой круг кровообращения .

Сердце он рассматривал в качестве центра движения крови и указал на центростремительный ток крови в венах . Он подробно описал клапаны сердца , малый круг кровообращения , отметил различия в структуре лёгочных артерий и вен, аналогичные различиям в структуре системных артерий и вен, но у него ещё не было ясного представления о большом круге кровообращения. Чезальпино обнаружил соединение между воротной и нижней полой венами, описал связь между расширением артерий и сокращением сердца и обратил внимание на вопрос возможного наличия сообщения между артериями и венами («Questionum medicarum libri II», 1593).

Гравюра на дереве 1765 с живописного портрета, находящегося в музее Ботанического сада в Пизе .

Философ

По словам одного из врагов его, идеи Цезальпина пользовались такой широкой известностью, что не только в Италии, но даже в Германии внушали к себе бо́льшее уважение, нежели изречения дельфийского Аполлона у греков . Цезальпин постоянно оставался или, вернее, перипатетиком , воспринявшим, однако, в своё философское учение некоторые позднейшие элементы. В истории философии установился тот взгляд, что Цезальпин преобразовал аверроистический аристотелизм в пантеизм . В этом смысле он признаётся одним из видных предшественников Спинозы . Своё философское учение он изложил в труде «Quaestiones peripateticae» (Венеция, 1571; ко 2-му изданию, 1593, присоединён другой философский трактат — «Daemonum investigatio peripatetica»).

Основные положения его учения сводятся к следующему. Наше мышление отправляется от всеобщего ; последнее выражается или в общих и основных принципах разума , или в общем представлении, которое слагается в нас благодаря показаниям чувств от соприкосновения с внешними предметами. Однако это всеобщее, познаваемое нами при помощи индукции , является лишь неопределённым и смутным целым, преобразующимся в отчётливое и ясное познание лишь благодаря усмотрению различий.

Процесс определения понятий показывает нам, что такое субстанция , и приводит нас к противоположности между формой и материей вещей, а также к причине, объясняющей, почему субстанция такова, какова она есть на самом деле; но мы никогда не в силах доказать, что сущее есть на самом деле. Там, где мы не встречаем сочетания материи и формы, определение понятий не может иметь применения. Чистая форма не подлежит объяснению; она есть самое всеобщее и простое, сущее, которое не может иметь причины. Это одухотворяющее формирующее начало, этот принцип всех форм и есть Бог , первый и высший разум, а следовательно, первое, абсолютно чистое и простое действие. Эта первоначальная субстанция является источником первичной силы; она не имеет ничего общего с количеством и потому не может быть названа ни конечной, ни бесконечной; она не может быть продуктом чьего-либо творчества и не может действовать ради какой-нибудь определённой цели в собственном смысле этого слова, так как сама является конечной целью всех возможных целей, неподвижной самой в себе; она заслуживает безусловной любви. Но для того, чтобы божественное, или абсолютное, добро могло быть абсолютно желательным, должны быть ещё и такие субстанции, такие существа, который могли бы избирать его целью своих стремлений. Поэтому-то независимо от первичной субстанции есть ещё другие, существование которых сводится к ней и которые являются субстанциями лишь постольку, поскольку они сопричастны этому принципу одухотворяющей формы. В нём-то и коренится единство мировой системы.

Роды и виды существ вечны, одни лишь индивидуумы имеют преходящее бытие; несмотря на индивидуальную смерть отдельных существ, творческая сила первичной субстанции неиссякаема, творческий процесс вечен. Начало, одухотворяющее живые существа, проникает собою и всю Вселенную вплоть до её мельчайших частей; им же проникнуто и атомистическое строение косного принципа — материи. Частицы материи, наполняющие собой мироздание , квалифицируются Цезальпином различно с точки зрения их совершенства.

Градация устанавливается отношением к центру материального мира — к солнцу и небу как сфере последнего. В нём источник их жизни и движения . Небесного огня или источника тепла недостаточно ещё, однако, для образования жизни, хотя, по-видимому, процессы разложения материи (например, гниение) порождают живые организмы, дотоле не существовавшие; заблуждением было бы предполагать, что одних материальных условий достаточно для такого самозарождения: без участия конечной движущей причины мира, без воздействия творческой формы никакая жизнь не мыслима.

В психологии Цезальпин является чистым спиритуалистом . Духовное начало человека резко различается им от душ других живых существ. Только человек обладает разумной, мыслящей и бессмертной душой . Действия его души не зависимы от тела; причинной связи здесь не существует. Соединяя все отдельные члены тела в гармоническое единство, душа является формой для тела. Не локализируясь ни в одной из частей последнего, она лишь проникает его собою. Если уже непременно желательно говорить о её седалище, то эта роль всего скорее может быть приписана сердцу, источнику движения и деятельности всего организма. Здесь средоточие нашей .

Чувственные образы , воспринятые нашей душой, не имеют пространственного протяжения. Познавая единое во всех вещах нашего внешнего опыта , а вечное и божественное начало — в нас самих, в недрах собственной духовной субстанции, мы приобщаемся к истинному блаженству Божества , которое, однако, лишь тогда станет нашим совершенным и неотъемлемым достоянием, когда в акте смерти наш интеллект отрешится окончательно от чисто человеческих черт своей деятельности и вступит в состояние чистого о себе бытия. Такими чертами характеризуется психология Цезальпина.

Допуская чудеса, как акты специального проявления Божества в мире естественных явлений, Цезальпин решительно отвергал веру в тёмные силы природы, в магию и волшебство , столь распространённую в его время.

Ботаник

Чезальпино открыл период искусственных систем в ботанике . В его главном сочинении 16 книг о растениях ( лат. De plantis libri XVI , Флоренция, 1583), кроме описания многочисленных растений, изложена принципиально новая система, основанная на дедуктивном подходе Аристотеля — на строении семян , цветков и плодов , то есть на разбиении множества по пути от общего к частному, и на знании огромного фактического материала из области морфологии растений .

Соглашаясь со взглядами Конрада Геснера , он в своём труде распределяет 840 видов на 15 классов чисто ботанического характера. Сообщив в начале своего труда всё известное относительно организации явнобрачных растений, он основывает свою классификацию прежде всего на деревянистых или смолистых свойствах стебля (что позволяет ему установить 2 первые группы), затем, в первом случае, на положении зародыша в семени , во втором случае — на присутствии или отсутствии семян (мхи, лишайники и т. д.). Это даёт ему отделы второго порядка. Наконец, форма плода, верхняя или нижняя завязь, число семян, присутствие или отсутствие их покрова, форма корня и т. д. помогают ему определить 15 классов (которые, правда, классами не названы) и подразделить их на 47 секций. То значение, которое Чезальпино придаёт семенам, позволяет считать его прямым предшественником будущих классификаторов.

Чезальпино использовал 4 категории жизненных форм Теофраста , но объединил их в 2: древесные ( деревья и кустарники ) и травянистые ( полукустарники и травы ). Важным признаком Чезальпино считает положение «души», которая, по его мнению, должна быть у растений скрыта в сердцевине, и «сердца» — в семени (он полагает, что оно находится в месте отхождения семядолей от гипокотиля ). Далее используется число семян в плоде, строение перикарпия и отчасти соцветия .

Система классификации растений

Цезальпин различал такие классы растений:

  • Классы 1 и 2 обнимают деревья и кустарники, различая их по положению зародыша в семени. Сердце у верхушки семени. Семена чаще одиночные ( Дуб , Липа , Лавр , Слива и др.).

Остальные классы обнимают полукустарники и травянистые растения.

Большинство групп Чезальпино было составлено совершенно искусственно, но в некоторых случаях он интуитивно нащупал действительно существенные особенности строения и довольно удачно очертил объём, например, у зонтичных или бурачниковых вместе с губоцветными . Но, как правило, им бралось слишком мало признаков без оценки их относительной значимости, в результате система оказалась классификацией не столько растений, сколько признаков и их вариаций.

Основные печатные труды

  • Quaestionum peripateticarum libri V, Venetiis, 1571 (лат.)
  • De medicamentorum facultatibus libri II (Венеция, 1593) (лат.)
  • De metallicis libri III (Нюрнберг, 1602) (лат.)
  • Appendix ad libros de plantis (Рим, 1603) (лат.)
  • Kotoptron sive speculum artis medicae Hippocraticum (1605) (лат.)
  • Daemonum investigatio peripatetica (лат.)
  • Quaestilonum medicorum libri II (лат.)

Примечания

  1. Чезальпино Андреа: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  2. (англ.) : An International Work of Reference on the Constitution, Doctrine, Discipline, and History of the Catholic Church — New York City: , 1913.
  3. (англ.) : a dictionary of arts, sciences, literature and general information / H. Chisholm — 11 — New York City, Cambridge: University Press , 1911.

Литература

Источник —

Same as Чезальпино, Андреа