Interested Article - Марина лазоревая

Святая Марина с драконом. Русская икона, XIX век.

Мари́на лазо́ревая — день в народном календаре у славян , приходящийся на 17 (30) июля .

Народная этимология переосмыслила день памяти святой Марины в связи с большой водой или большим дождём, а день памяти преподобного Лазаря — с лазоревыми отблесками молний. Отсюда сложилось название «Марина Лазоревая» .

Другие названия дня

рус. Мария , Марины с Лазарем ; серб. Огњена Мариjа [ страница не указана 2688 дней ] ; макед. Огнена Марија ; болг. Марина Огнена, Опалена Мария ; Маринден .

Традиции восточных славян

Великомученице Марине молятся при разных недугах. В Белоруссии наговаривали воду: «Добры вечар, цёмна ноч! На табе, вада, маю бяду, а мне маё здароўе назад аддай» и затем умывались ею перед сном .

На Руси была известна легенда о морской царевне Марине и морском царе . Наскучило царевне жить в палатах отца, убежала она на землю. С тех пор каждый год, когда наступает день рождения Марины, вспоминает морской царь о дочере-беглянке, и во гневе пускает в небо огненные стрелы, которые видны как лазоревые отблески на небе. Считалось, что «сухие» молнии иссушают зрение, и смотреть на них нельзя .

Считалось, что неделю перед Ильиным днём нечистая сила старалась гадить человеку из последних сил, поэтому некоторые крестьяне считали ещё более опасной для купанья, чем русальная : «водяной в это время ищет себе жертв, и только самый отчаянный решится купаться в ильинскую неделю!» .

Обычаи южных славян

В сербских песнях молнии зовутся Марией, которая обычно имеют эпитет Огненной . В этот день во избежание пожара, грома, молнии соблюдаются запреты на все виды работ, особенно полевые, так как считалось, что «огненная святая» может сжечь урожаи. Македонцы на праздник Огнена Mapиja и в предшествующие дни не жнут и не веют хлеб, чтобы поле не воспламенилось само по себе, а также не выполняют тяжёлых работ по дому, чтобы избежать пожара в доме. В Куманово не пекут хлеб и не варят еду в этот день, соблюдая запрет зажигать огонь в доме или в поле. В восточной и южной Сербии в этот день не разжигают огонь и не месят хлеб, опасаясь, что нарушивший запрет будет убит громом или сожжён огнём. В родопских сёлах Маринден празднуется от грома, ударов молнии и пожаров; на юге Пловдивского края верят, что нарушение запретов приведёт к тому, что в огне сгорят дети. Во многих болгарских сёлах в первый день праздников (28—30 июля) гасят огонь в доме и только на третий день (праздник Огненной Марии) зажигают нов, млад, жив огън в ходе специального обряда, получения « живого огня ». Верят, что на третий день праздников огонь сам падает с неба .

Святая Марина считалась хозяйкой над змеями, поэтому в этот день запрещались работы с предметами напоминающими змей: нитками, пряжей, веревками. Змеи по поверьям находились на земле до этого дня (или до Преображения, Успения), а потом уходили в «нижний мир». Кроме того, к святой обращались как к целительнице, особенно в случае змеиных укусов и глазных болезней, и в этот день больные совершали омовение в целебных источниках .

В сербской народной песне указывается, что при дележе неба взяли: Святой Илья — «гром небесный», а Мария — «молнию и стрелы» .

Образ Огненной Марии

Икона Богородицы «Огневидная колесница Слова». Русская икона XIX века.

«Огненная Мария» — именование великомученицы Марины (Маргариты Антиохийской) в южнославянских традициях. Эпитет «Огненная» объясняется включением дня её памяти в перечень «огненных» праздников, когда нарушение запрета на сельскохозяйственные работы могло привести к появлению пожаров. В связи с тем, что и святая Марина, и Богородица понимаются как сестра Ильи пророка, произошло взаимное наложение их образов в виде «Огненной Марии» .

По народным верованиям сербов, святая Мария карает огнём. В преданиях рассказывается об огне и молниях, которые в тёплые праздничные дни сжигали жито, сено и дома тех, кто согрешил, работая в её день .

У болгар и сербов Огненная Мария считалась сестрой Ильи-пророка, чей праздник отмечается тремя днями позже. По поверьям, Мария вынуждена скрывать от брата день его именин, иначе он развеселился бы так, что громом и молниями уничтожил бы всё вокруг (серб., болг.); по другим версиям, «когда на святого Илию и после праздника не идёт столь необходимый дождь, народ говорит, что Огненная Мария ещё не напомнила об именинах своему брату Илии» .

Кроме того «огненной» Дева Мария считалась на Сретенье ( Пресвятая Мария Громница ) и на Благовещенье ( словен. Marija Ognjenica и Marija Glavnjenica от glavnja «головня»). Сохранились поверья о падении на Сретенье и Благовещенье небесной головни, напоминащие рассказы о громовых стрелах, пускаемых во время грозы Богом или святым Ильёй .

В сложении образа Огненной Марии определённую роль сыграла библейско-христианская традиция, малоизученный иконографический тип Богоматери Огневидной, а также славянские образы красной девицы, весны краснóй . Иконография Богоматери Огневидной также связана с праздником Сретения, известным в Польше и Юго-Западной Руси под названиями «Огненная Мария», «Громница» .

Поговорки и приметы

  • «За Финогеем Марины с Лазарем ладят зорям па́зори » .
  • Замолкают птицы .
  • Время грозовых отблесков и поздних сенокосов .

См. также

Примечания

  1. , с. 182.
  2. , с. 424.
  3. .
  4. , с. 57.
  5. , с. 378.
  6. .
  7. , с. 44.
  8. , с. 102.
  9. , с. 213.
  10. , с. 364.
  11. , с. 229.
  12. , с. 195.
  13. , с. 183.
  14. .
  15. , с. 239.
  16. . Дата обращения: 11 марта 2017. 12 марта 2017 года.
  17. , с. 240.
  18. , с. 24.
  19. .
  20. , с. 327.
  21. , с. 243.
  22. от 27 января 2016 на Wayback Machine // «Российская газета», 30.07.2009

Литература

  • Бобрик М. Богоматерь Огневидная, Весна красна и Красна девица // Новое литературное обозрение . . — 1999. — № 39 . — С. 24–41 .
  • Веселовский А. Н. Избранное: Традиционная духовная культура. — СПб. : Росспэн, 2009. — 624 с. — (Российские Пропилеи). — ISBN 978-5-8243-1279-9 .
  • Ермолов А. С. . — СПб. : Типография А.С.Суворина, 1901. — Т. 2. Всенародный меяцеслов. — 528 с.
  • Журавлёв А. Ф. / Отв. ред. . — М. : Индрик , 2005. — 1004 с. — ( Традиционная духовная культура славян . Современные исследования.). — ISBN 5-85759-318-2 .
  • Иванов Й. . — СПб. : Типографія Императорской академіи наукъ, 1904. — 35 с.
  • Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн. : Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. ISBN 978-985-471-335-9 .
  • Коринфский А. А. // . — М. : Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 323—332.
  • О Тебе радуется : русские иконы Богоматери XVI — нач. XX вв. : каталог выставки из фондов Музея им. А. Рублева / сост. Л. П. Тарасенко; авт. вступ. ст. Н. И. Корнеева, Л. П. Тарасенко. — М. : Авангард, 1995. — 79 с.
  • / Авт.-сост. Н. Будур. — М. : Олма-пресс, 2005. — С. 89–92. — 608 с. — ISBN 5-224-05128-2 .
  • Платонов О. А. // . — М. : Институт русской цивилизации, 2007. — С. 424 . — ISBN 978-5-902725-05-3 . 21 февраля 2014 года.
  • Мария (Марина) Огненная / Плотникова А. А. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 182–183. — ISBN 5-7133-1207-0 .
  • Плотникова А. А. . — М. : Индрик, 2004. — 768 с. — ISBN 5-85759-287-9 .
  • Самойловский А. Л. // . — М. , 2022.
  • Узенева Е. С. Лексика народной культуры трех сел Северной Болгарии // . — М. : Институт славяноведения РАН, 2006. — С. 95–113 . — ISBN 5-7576-0203-1 .
  • Усов В. В. Русский народный православный календарь. — М. : Издательский Дом МСП, 1997. — Т. 2. — 576 с. — ISBN 5-7578-0028-3 .
  • Шеппинг Д. О. Значения Перуна и Волоса в договорах Олега и Игоря с Царьградом // . — М. : Типография Бахметьева, 1862. — Т. 1. — С. 195-196. — 211 с.
  • Энциклопедия обрядов и обычаев / Сост.: Л. И. Брудная, З. М. Гуревич, О. Л. Дмитриева. — СПб. : Респект, 1996. — ISBN 5-7345-0063-1 .
  • . (серб.) . — Београд: Вук Караџић, 1990. (серб.)
Источник —

Same as Марина лазоревая