Interested Article - Бронников, Фёдор Андреевич

Фёдор Андре́евич Бро́нников ( 17 [29] сентября 1827 , Шадринск , Пермская губерния 1 [14] сентября 1902 , Антиколи-Коррадо , Лацио ) — русский художник , профессор исторической живописи .

Биография

Автопортрет (1856)

Ф. Бронников родился 17 ( 29 ) сентября 1827 года, происходил из мещан города Шадринска Пермской губернии . Отец — иконописец .

С детских лет увлекался рисованием. Отец дал ему первые уроки живописи. После смерти отца шестнадцатилетним отправился с попутным обозом в Санкт-Петербург , мечтая поступить в Академию художеств . Но двери этого заведения оказались закрытыми для Бронникова. Тогда он стал учеником в гравёрной мастерской ксилографа Е. Е. Бернардского . На способного юношу обратил внимание известный скульптор Пётр Клодт . Он и выхлопотал ему бесплатный билет вольнослушателя классов рисования академии. Фёдор Бронников успешно прошёл все классы и получил серебряную медаль.

Но только после того, как по ходатайству покровителей художника в Шадринске в 1850 году дали согласие отчислить его из своего мещанского общества, он стал учеником Академии, где занимался у профессора исторической живописи А. Т. Маркова . В 1853 году Ф. А. Бронников окончил Императорскую Академию художеств . За картину на заданную тему «Божия матерь — всех скорбящих радость» получает большую золотую медаль , звание художника и командировку в Италию.

В 1854 году отправился за границу пенсионером Академии и поселился в Риме. Перед поездкой за границу Фёдор Андреевич побывал в родном городе. В Риме на Виа Виттория у него была своя студия. В Италии он много работал: писал портреты состоятельных граждан, итальянские пейзажи, улицы городов и селений, жанровые сцены из итальянской жизни, картины на темы из истории Древнего Рима и Средневековья. В Италии он остался и после окончания срока командировки, так как слабое состояние здоровья требует тёплого и мягкого климата. Бронников писал картины на темы из древнегреческой, древнеримской истории, а также на темы современной ему итальянской народной жизни.

В 1863 году Бронников привёз в Россию большое полотно: « Квестор , читающий смертный приговор сенатору Тразею Пету ». За эту работу он получил звание профессора исторической живописи.

Поездка на родину явилась переломным моментом в творчестве Фёдора Бронникова. Здесь он сблизился с передвижниками и под их влиянием написал ряд жанровых картин: «Бедное семейство, выгоняемое из квартиры», «Старик-нищий» ( Третьяковская галерея ), «Золотая свадьба» и другие. В 1870 году Академия присудила ему золотую медаль имени Виже-Лебрен за картину «Бедное семейство, прогоняемое с квартиры».

В 1873 году Бронников вступил в Товарищество передвижных художественных выставок . Протокол о его приёме подписан Крамским , Мясоедовым , Перовым , Шишкиным , Клодтом , Саврасовым и другими. Вместе с лучшими русскими мастерами Фёдор Андреевич экспонирует свои работы. В их числе — «Больной у католического монастыря», «Покинутая», «Художники в приёмной богача». Последняя пользуется большим успехом у зрителей и знатоков. Известный критик В. В. Стасов писал: «Одна из самых замечательных картин передвижной выставки — это небольшая картина г. Бронникова „Художники в приемной богача“, … одна из удачнейших маленьких комических сцен, выраженных живописью, работа деталей превосходна…»

В 1878 году Фёдор Бронников создал замечательное полотно «Проклятое поле», трагический живописный рассказ о жестокой расправе рабовладельцев-патрициев над рабами. «Эта картина — образец удивительного воздействия композиции, красок и рисунка… всё полно правды, все говорит, всё обличает»,— писал В. В. Стасов.

В 1870-80-е годы Фёдор Бронников писал также картины на сюжеты современной ему Италии.

Бронников награждён орденом Святой Анны III степени . Он стал командором одного из итальянских орденов. В Академии Художеств в Санкт-Петербурге имел все чины, которые даются только тем, истинные заслуги которых вполне признаны, и потому ему дали не только звание академика, но и профессора, и он даже был избран почётным членом Академии.

Фёдор Бронников умер 1 ( 14 ) сентября 1902 года в коммуне Антиколи-Коррадо провинции провинция Рим области Лацио Королевства Италия . Похоронен на Римском некатолическом кладбище Тестаччо . Прожив долгие годы в Италии, он никогда не забывал своего отечества, родного города. Об этом свидетельствует его завещание о передаче Шадринску свыше 300 картин, эскизов, рисунков и 40 тысяч рублей для основания здесь художественной школы. Желание живописца было выполнено только в советское время. Сейчас в городе открыто такое учебное заведение. А завещанные работы стали основой художественного отдела краеведческого музея.

Живопись

Разносторонний художник Фёдор Андреевич являлся большим мастером портретной живописи. Его работы этого жанра, находящиеся в Шадринском краеведческом музее им. В. П. Бирюкова , отличаются тонким рисунком, поразительным сходством с натурой, их отличает психологическое содержание портрета и убедительность изобразительного языка. В пейзажах художник правдиво и проникновенно передаёт состояние окружающего мира. Они отмечены колористической гармонией и чистотой красок. Любовь к природе у художника зародилась с детских лет в Зауралье. Не случайно в письмах к родственникам в Шадринск он часто вспоминает красоту родных мест. «Нет здесь тех безграничных полей, что у вас там, в России, нет дремучих лесов… и это жаль. Я люблю простор и поля наши русские, точно море беспредельное», — делился своими чувствами с земляками Фёдор Андреевич.

Известные произведения Бронникова — «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу», «Освящение гермы», «Проклятое поле» и другие находятся в Государственной Третьяковской галерее. Большинство произведений Бронникова находится в России, но многие приобретены также любителями из Англии, Америки, Венгрии, Италии и Дании. Из последних произведений следует упомянуть: «Покинутая», картина, принадлежащая датской королеве; «Бродяги на площади Popolo в Риме», приобретённая Барретом из Лондона. Лучшие работы экспонировались на Всемирных выставках вместе с выдающимися произведениями русской школы.

Галерея

Память

  • Шадринская художественная школа носит имя Ф. А. Бронникова.

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. Дата обращения: 15 декабря 2019. Архивировано из 2 апреля 2019 года.
  3. . Дата обращения: 19 мая 2013. Архивировано из 3 декабря 2013 года.

Литература

  • / А. М. Муратов // Большой Кавказ — Великий канал. — М. : Большая российская энциклопедия, 2006. — С. 232. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 4). — ISBN 5-85270-333-8 .
  • Чуйко В. В. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1891. — Т. IVa. — С. 722.
  • Калмановская Л.Н. (рус.) // «Вісник Одеського художнього музею» : сборник. — 2015. — № 2 . — С. 59-64 . — ISBN 978-966-413-563-1 .
  • Кожевников Г. И. Федор Андреевич Бронников / Г. И. Кожевников // Русское искусство : очерки о жизни и творчестве художников. Вторая половина девятнадцатого века : в 2 т. / под ред. А. И. Леонова. — М. : Искусство, 1962. — Т. 1. — С. 403–420. — 692 с. : ил. — 20 000 экз. OCLC .
  • Кондаков C. Н. : в 2 т. / составил С. Н. Кондаков. — СПб. : Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 2 : Часть биографическая. — С. 24. — [4], VI, 454, [5] с. : ил., портр. — OCLC .
  • Шестимиров А. А. Фёдор Бронников: загадки и исследования картин // "Филокартия" - 2019 - № 3 (63) - с. 24-30.
  • Седых С. А. Об “Эскизе” Ф.А. Бронникова, хранящемся в Одесском художественном музее и ранее находившемся в собрании А.П. Руссова // "Филокартия" - 2019 - № 3 (63 - с. 25.

Ссылки

  • (недоступная ссылка)
Источник —

Same as Бронников, Фёдор Андреевич