Interested Article - Борисов-Мусатов, Виктор Эльпидифорович

Ви́ктор Эльпидифо́рович Бори́сов-Муса́тов ( 2 [14] апреля 1870 26 октября [ 8 ноября ] 1905 ) — русский живописец и рисовальщик , мастер символических изображений «дворянских гнёзд» .

Биография

Виктор Борисов-Мусатов родился в Саратове 2 (14) апреля 1870 года в семье Эльпидифора Борисовича и Евдокии Гавриловны Мусатовых (урожд. Коноплевой), бывших крепостных , приписавшихся к мещанскому сословию . Отец был железнодорожным служащим. Незаурядной личностью был дед будущего художника, Борис Александрович Мусатов — его имя впоследствии художник присоединил в качестве первой фамилии к своей родовой, отсюда двойная фамилия мастера — Борисов-Мусатов.

В 1873 году, в возрасте трёх лет, Виктор, неудачно упав со скамейки, получил тяжелую травму позвоночника. В результате этого несчастного случая у него начал расти горб ; проблемы со здоровьем не прекращались у художника в течение всей его жизни.

Общее образование Виктор получил в Саратовском I-ом Александро-Мариинском реальном училище , в котором получил первоначальные знания и навыки рисования от преподавателя рисования Ф. А. Васильева . В эти годы Виктор много рисует, пытливо вглядываясь в окружающий его мир и пишет картину («Окно», 1886) почти иллюзорно изображающую уголок сада . С 1884 по 1887 гг. проходил обучение в двухклассной рисовальной школе свободного художника И. Ф. Ананьева — первом в Саратове специальном учебном заведении, расположенном в доме Недоноскова , которое ставило своей задачей обучение изобразительному искусству, подготовку к поступлению в Академию художеств . В 1890-х учился изобразительному искусству в студии под руководством В. В. Коновалова , затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в петербургской Академии художеств , где его учителем был Павел Петрович Чистяков .

Учился также в студии Ф. Кормона в Париже . Был близок художникам « Мира искусства ». В 1895 году путешествовал по Крыму и Кавказу . Вступил в Союз русских художников .

С 1898 года жил в основном в Саратове (ныне — Дом-музей В. Э. Борисова-Мусатова ), с 1901 года — в имении Зубриловка Саратовской губернии. Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая её владельцами. В 1902 году было написано, пожалуй, главное произведение — полотно « Водоём ». Этот год был счастливым для мастера . В том же году Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей — будущей женой.

Его сестра Елена вспоминала:

Глубокая осень в Зубриловке также увлекла брата по своим блеклым тонам красок умирающей природы… Возле дома, где он нас писал в солнечные летние дни, краски уже были печальные, серые, все гармонировало с темным осенним небом, покрытым тучами. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Это и дало настроение брату написать картину — « Призраки »… Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома — «все уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин .

Эти две поездки в усадьбу нашли отражение в работах «Гобелен» (1901), «Прогулка при закате» (1903), «Призраки» (1903), «Сон божества» (1904—1905).

С 1903 года жил в Подольске , а с 1905 года — в Тарусе на даче Цветаевых в «Песочном» .

В декабре 1904 года в семье Мусатовых родилась дочь Марианна .

Могила в Тарусе

Борисов-Мусатов скончался в Тарусе 26 октября ( 8 ноября ) 1905 . Похоронен на окраине Тарусы, на высоком берегу реки Оки .

На могиле художника в 1910 году установлено надгробие работы его одноклассника, саратовского скульптора А. Т. Матвеева . В память о художнике место его захоронения называют Мусатовским косогором .

В 1906 году Борисову-Мусатову был посвящён третий номер журнала « Золотое руно ».

Основные работы

  • Майские цветы, 1894;
  • Агава, 1897;
  • Автопортрет с сестрой, 1898;
  • Встреча у колонны;
  • Дафнис и Хлоя, 1901;
  • Гобелен, 1901;
  • Весна , 1901;
  • Водоём , 1902;
  • Призраки , 1903;
  • Изумрудное ожерелье, 1903—1904;
  • Осенняя песнь, 1905;
  • Реквием, 1905

Семья

  • Дед — Борис Александрович Мусатов.
  • Родители — Евдокия Гавриловна и Эльпидифор Борисович Мусатов.
  • Мусатова (Немирова) Агриппина Эльпидифоровна (1875—1959, Киев) — сестра художника. Замужем (с 1896 г.) за Федором Егоровичем Немировым, владельцем типографии в Саратове. В семье было 10 детей. А. Э. Немирова — инициатор создания в Саратове музея художника . Она же была в числе первых дарителей произведений брата в Саратовский государственный художественный музей .
  • (1883—1974) — младшая сестра художника, модель множества его полотен. Окончила Строгановское училище . Работала художником по фарфору и керамике на фабрике Цинделя , переводчиком в Государственной библиотеке СССР имени В. И. Ленина . Ее воспоминания о Борисове-Мусатове хранятся в Отделе рукописей Государственной Третьяковской галереи. Похоронена рядом с братом на кладбище в Тарусе.
  • (1874—1921, Крым) — с 1903 г. жена Борисова-Мусатова, также художница. Окончила Московское училище живописи, ваяния и зодчества (именно там они познакомились с В.Борисовым-Мусатовым), в 1898—1902 годах училась в Мюнхене в художественной школе Антона Ашбэ . Была участницей выставок Московского Товарищества Художников, Нового общества художников, 8-й выставки картин журнала «В мире искусств», Художественно-промышленной выставки. Почти все работы Елены Владимировна погибли в Крыму, где она жила последние годы, во время Гражданской войны. После смерти мужа Елена Владимировна организовала посмертную выставку, на которой Третьяковская галерея приобрела «Призраки», «Изумрудное ожерелье», этюд «Осенняя песнь», «Ветер» и несколько этюдов к «Реквиему». Через несколько лет «Реквием» она передала Третьяковской галерее в дар .
  • (1905—1991, Москва) — дочь художника, также художница, книжный график. Окончила Ленинградское художественно-промышленное училище. Её муж — Сергей Николаевич Тройницкий (1882—1948), доктор искусствоведения, первый выборный директор Эрмитажа (1918—1927) .

Примечания

  1. БОРИСОВ-МУСАТОВ // М. : Большая российская энциклопедия , 2004.
  2. Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  3. « Матвеева приводило в ярость определение Мусатова как певца „уходящих усадеб“ ( Врангель ) или „зыбкого мира старых теней“ ( Эфрос )… Это не аллегорические обитательницы „дворянских гнёзд“, воплощающие „тоску по прошлому“. Скорее это мусатовская „Прекрасная дама“, …она такая же условность и такая же реальность, как лирическая муза поэта… „Всюду у Мусатова за зеркальной поверхностью тишины буря романтики“, — тонко подметил Андрей Белый » — Александр Матвеев. Альбом. — М.: Советский художник. 1979
  4. Энциклопедия русской живописи / О.Ю. Николаева. — «ОЛМА Медиа Групп», 2010. — С. 52. — 496 с. — ISBN 978-5-373-02769-4 .
  5. Савельева Е. К. «Дабы возвысить образовательное дело юношества…» // Волга: Литературно-художественный и общественно-политический журнал. Саратов, 1998. № 2/3. С. 149—155
  6. . Дата обращения: 14 июня 2023. 19 февраля 2020 года.
  7. . Дата обращения: 5 марта 2015. 2 апреля 2015 года.
  8. . Дата обращения: 23 июля 2008. 2 октября 2008 года.
  9. . radmuseumart.ru . Дата обращения: 2 сентября 2023.
  10. . museum.ru . Дата обращения: 2 сентября 2023.
  11. (англ.) . radmuseumart.ru. Дата обращения: 15 июля 2017. 23 августа 2017 года.

Библиография

Ссылки

  • « » — статья в журнале « Православие и мир »
  • в передаче «Собрание Третьяковки» радиостанции « Эхо Москвы » 26.11.2006
  • в передаче «Собрание Третьяковки» радиостанции « Эхо Москвы » 27.07.2008
  • Дмитриенко А. Ф., Кузнецова Э. В., Петрова О. Ф., Федорова Н. А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971 г.
  • Кочик О. Я. Живописная система В. Э. Борисова-Мусатова. Цветная и тоновая фотосъёмка А. П. Дорофеева М. Искусство 1980 г. 234с., с илл.
Источник —

Same as Борисов-Мусатов, Виктор Эльпидифорович