Interested Article - Василенко, Сергей Никифорович

Серге́й Ники́форович Василе́нко ( 18 (30) марта 1872 , Москва 11 марта 1956 , Москва ) — русский и советский композитор , дирижёр и педагог ; доктор искусствоведения (1943). Народный артист РСФСР (1940) . Народный артист Узбекской ССР (1939). Лауреат Сталинской премии первой степени (1947).

Биография

Внешние изображения

Происходил из дворянской семьи. Родился 18 ( 30 ) марта 1872 года в Москве в семье управляющего имениями. В 1882 году их семья перебралась в деревню Царёвка (ныне Долгоруковский район Липецкой области ). В книге «Воспоминания» Василенко писал о своих впечатлениях от первой поездки в деревню с матерью: как удивило его кваканье лягушек, шум деревьев и вся сельская округа. « Я приезжал туда с мамашей в конце мая. Мне все там нравилось, начиная с дороги. От Ельца ехали на лошадях, день склонялся к вечеру. По бокам дороги тянулись поля ароматной ржи, цветущей, дышащей мёдом гречихи; проезжали через темные, покрытые кустарником балки (овраги); в них журчали ручьи, кричали коростели и стонали лягушки. Осторожно спускались к мельничной плотине, где таинственно поблескивала заснувшая река. От всего я был в восторге » .

В 1882 году был отдан в 1-й класс гимназии Креймана , где пробыл только один год.

В 1891 году, после получения среднего образования, по желанию отца поступил на юридический факультет Московского университета , который окончил в 1895 году с дипломом 1-й степени. Первоначально занимался уголовным правом (судебной медициной) под руководством В. А. Легонина , но на последнем курсе принял решение «сменить юридическую карьеру на музыкальную» и поступить в консерваторию. По словам Василенко, «Легонин был необычайно поражён, более того, он, вероятно, решил, что я сошёл с ума…» .

Музыке серьёзно обучался с 1888 года, брал частные уроки у Ричарда Ноха, затем — у А. Т. Гречанинова (теория музыки), Г. Э. Конюса (композиция) и Сергея Протопопова (гармония). Встреча с П. И. Чайковским оставила большое впечатление и он в 1895 году поступил в Московскую консерваторию . В мае 1901 года он её окончил с золотой медалью (по классам контрапункта и фуги у С. И. Танеева , композиции у М. М. Ипполитова-Иванова и дирижирования у В. И. Сафонова ). Под руководством С. В. Смоленского изучал древнерусское крюковое пение, образцы которого использовал в опере-кантате «Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светояре» (на сюжет старообрядческой легенды, 1901; поставлена в 1903 году в Москве).

Путешествовал по Турции, Италии, Австрии, Швейцарии, Франции, посетил Германию, Голландию, Норвегию, Египет.

В 1903—190г годах был вторым дирижёром Московской частной русской оперы С. И. Мамонтова . В 1907 году организовал при ИРМО общедоступные Исторические концерты и в течение десяти лет дирижировал ими. В том же 1907 году получил место профессора инструментовки и композиции в Московской консерватории, работал на этой должности до самой смерти (с перерывом в 1941—1943 годах).

С 1918 года — организатор и руководитель общедоступных концертов и концертов-лекций в Москве; в 1925 году принимал участие в организации радиотрансляций классической музыки. Совместно с М. А. Ашрафи в 1938 году в Ташкенте работал над созданием первой узбекской оперы « ». За годы работы в Московской консерватории воспитал ряд известных музыкантов, среди которых А. В. Александров , А. Н. Александров , Н. С. Голованов , В. В. Нечаев , М. Абдраев , П. И. Сеница , А. Ф. Козловский , Г. С. Милютин , Л. А. Половинкин , Д. Р. Рогаль-Левицкий , Н. А. Рославец , А. И. Хачатурян и др.

Могила Василенко

Умер 1 марта 1956 года . Похоронен на Введенском кладбище (5 уч.).

Творчество

Ранние сочинения Василенко отмечены влиянием русского фольклора и старообрядческих напевов, с 1906 года прослеживается связь творчества композитора с поэзией символизма (оркестровые пьесы «Сад смерти» и «Полёт ведьм», романсы на стихи А. А. Блока и В. Я. Брюсова ), между 1910 и 1920 он начинает интересоваться народной музыкой Востока и уже в советское время неоднократно использует её мотивы в своих произведениях (балеты « » и « »). Его произведения отличаются богатой колористической оркестровкой, яркой, блещущей остроумием и игрой фантазии музыкой. Василенко — автор учебного пособия «Инструментовка для симфонического оркестра» и книги воспоминаний, вышедшей в Москве в 1979 году.

Написал несколько дополнительных номеров к балету Ц. Пуни « Эсмеральда » в редакции Р. М. Глиэра .

Сочинения

Оперы и оперетты

  • «Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светояре» (1900—1902)
  • «Сын солнца» (1929)
  • «Христофор Колумб» (1933)
  • «Поп и поручик» (1935)
  • «Девушка из кофейни» (1938)
  • «Буран» (1938, совместно с М. Ашрафи)
  • «Великий канал» (1939, совместно с М. Ашрафи)
  • «Суворов» (1941)

Балеты

  • «Нойя» (1923)
  • « » (1924—1925)
  • «Лола» (1925—1926)
  • «В солнечных лучах» (1925—1926)
  • «Треуголка» (1935)
  • «Цыганы» (1936)
  • «Акбиляк» (1942)
  • « » (1943)
  • « Мирандолина » (1946)

Сочинения для оркестра

  • «Эпическая поэма» (1900—1903)
  • Симфония № 1 (1904):
  • «Сад смерти», симфоническая поэма (1908)
  • «Полёт ведьм», симфоническая картина (1909)
  • «В солнечных лучах», сюита (1910—1911)
  • Симфония № 2 (1911—1913)
  • «Сюита на темы лютневой музыки XIV—XVII вв.» (1914)
  • «Зодиак», сюита на темы французских композиторов XVIII в. (1914)
  • «Испанские танцы», сюита (1925—1926)
  • «Индусская сюита» (1927)
  • «Китайская сюита № 1» (1928):
  • «Китайская сюита № 2» (1931)
  • «Туркменские картины», сюита (1931)
  • «Советский Восток», сюита (1932)
  • Симфония № 3 «Итальянская» (1934)
  • Симфония № 4 «Арктическая» (1934)
  • «Узбекская сюита» (1943)
  • «В деревне», сюита (1943)
  • «Торжественная увертюра» (1943)
  • «6 славянских плясок» (1944)
  • «Украина», сюита (1945)
  • Симфония № 5 (1947)
  • «Сюита на китайские народные темы» (1954)
  • «Колхозная сюита» (1955)

Концерты и другие сочинения для солирующего инструмента с оркестром

  • Концерт № 1 для скрипки с оркестром (1913)
  • Концерт для балалайки с оркестром (1930)
  • 2 пьесы для виолончели с оркестром (1937)
  • Концерт для виолончели с оркестром (1944)
  • Концерт-поэма для трубы с оркестром (1945)
  • Концерт для арфы с оркестром (1949)
  • Концерт для фортепиано с оркестром (1949)
  • Концерт № 2 для скрипки с оркестром (1952)
  • Концерт для кларнета с оркестром (1953)
  • Концерт для валторны с оркестром (1953)
  • «Весной», сюита для флейты и камерного оркестра (1954)
  • Вариации для виолончели с оркестром (1955)

Вокальные сочинения

Внешние аудиофайлы
  • 3 романса для голоса и фортепиано (1904)
  • «Заклинания», сюита для 2-х голосов и фортепиано (1909)
  • «Маорийские песни» для голоса и фортепиано (1913)
  • «Экзотическая сюита» для голоса, струнного квинтета, квинтета деревянных духовых, арфы и барабана (1915—1916)
  • 6 романсов для голоса и фортепиано (1921)
  • «8 алтайских песен» для голоса и фортепиано (1931)
  • «2 турецкие песни» для голоса и фортепиано (1931)
  • «4 романса на тексты старинных туркменских поэтов» для голоса и фортепиано (1932)

Камерные сочинения

  • Струнный квартет (1899)
  • Серенада для виолончели и фортепиано (1918)
  • «4 пьесы на темы лютневой музыки XVI и XVII вв.» для виолончели (или альта) и фортепиано (1918):
  • «Восточный танец» для кларнета (или альта) и фортепиано (1922)
  • Соната для альта и фортепиано (1923)
  • «Испанские танцы», сюита для фортепианного трио и малого барабана (1925—1926)
  • «Мелодии казанских и уральских татар» для гобоя, кларнета, фагота и фортепиано (1926)
  • 5 пьес для скрипки и фортепиано (1926—1932)
  • Струнный квартет (1926—1927)
  • «Квартет на туркменские народные темы» для флейты, гобоя, кларнета, фагота и малого барабана ad libitum (1930)
  • «Японская сюита» для флейты, гобоя, кларнета, фагота и ксилофона (1930)
  • Баллада для скрипки (или балалайки) и фортепиано (1931)
  • 5 пьес для скрипки (или балалайки) и фортепиано (1932)
  • Фортепианное трио (1932)
  • «Китайский скетч» для флейты, гобоя, кларнета и фагота (1933)
  • «Квартет на американские темы» для флейты, гобоя, кларнета и фагота (1933)
  • Сюита для балалайки и баяна (или фортепиано) (1945)
  • 6 пьес для скрипки и фортепиано (1950)
  • 5 пьес для виолончели и фортепиано (1950)
  • 5 пьес для скрипки и фортепиано (1951)
  • Сюита для скрипки и фортепиано (1951)
  • 10 пьес для балалайки и фортепиано (1955)
  • Обработки народных песен, хоровые произведения.
Музыка к фильмам
Музыка к театральным постановкам

Награды и премии

Память

На д. 7 по Брюсову переулку в Москве установлена мемориальная доска С. Н. Василенко.

Библиография

  • Поляновский Г. Сергей Василенко: жизнь и творчество. — М. , 1964
  • Василенко С. Н. Воспоминания. — М. , 1979

Примечания

  1. Новая Российская энциклопедия: в 12 т. / Редкол.: А. Д. Некипелов, В. И. Данилов-Данильян и др. — М. : ООО «Издательство „Энциклопедия“», 2007. Т. 3.
  2. Воспоминания. — М. , 1979. — С. 44—45.
  3. , с. 114.
  4. // Музыкальный словарь : в 3 т. / сост. Х. Риман ; доп. русским отделом при сотруд. П. Веймарна и др.; пер. и все доп. под ред. Ю. Д. Энгеля . — пер. с 5-го нем. изд. — Москва—Лейпциг : изд. Б. П. Юргенсона , 1904 .
  5. . Дата обращения: 10 августа 2010. 26 декабря 2009 года.

Литература

  • // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  • Павлов А. Т. ВАСИЛЕНКО Сергей Никифорович // А. Ю. Андреев , Д. А. Цыганков Императорский Московский университет: 1755—1917 : энциклопедический словарь. — М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — С. 114—115 . — ISBN 978-5-8243-1429-8 .
  • Артамонов М. Д. Введенские горы. — М. : Московский рабочий, 1993. — С. 115.

Ссылки

  • . Летопись Московского университета . Дата обращения: 28 августа 2017.
Источник —

Same as Василенко, Сергей Никифорович