Interested Article - Умиление (новгородская икона)

Богоматерь Умиление — русская икона новгородского происхождения, которая датируется последней третью XII века — началом XIII века . Находится в Успенском соборе Московского Кремля .

Иконография

Икона имеет новгородское происхождение. Мастер копировал византийский прототип, соединив в иконе элементы иконографических типов Одигитрии и Умиления . Младенец Иисус , хотя и прижимается щекой к голове Богородицы , изображён в позе типичной для извода Одигитрии. В правой руке он держит свиток , а левая изображена с подобием благословляющего жеста (пальцы её разжаты, как в иконографии Умиления, где левая рука Богомладенца изображается направленной к щеке Богоматери). По мнению академика Виктора Лазарева , «такого рода контаминация различных иконографических типов лишний раз говорит о работе местного мастера, не привыкшего, в отличие от византийцев, точно копировать прототипы» .

Лики и одежды на иконе сохранились, имеются утраты на нимбе и грунта на полях.

История

Историю иконы можно проследить по описям Успенского собора только с XVIII века . До этого времени она теряется в многочисленных иконах Умиления и поясных иконах Богородицы. Без указания иконографческого типа в описи 1701 года упоминается в киоте у северного столпа с северной стороны « образ пресвятыя Богородицы поясной » в серебряном окладе . Опись 1771—1773 годов повторяет эту запись, добавляя к ней перечисление драгоценных камней в венцах Богородицы и Иисуса. О том, что данная икона является образом Богородицы Умиление XII века, свидетельствует её схематичное изображение, опубликованное в 1911 году Н. П. Лихачёвым с гравюры XVIII века. Опись 1815—1818 годов указывает, что икона находилась на том же месте — у северо-восточного столпа с северной стороны, но имеет уже другой более простой оклад (вероятно древний драгоценный был похищен наполеоновскими войсками в 1812 году ) .

В описях 1841—1843 и 1853—1854 годов икона называется уже «Афонской», а приписка середины XIX века к первой из указанных описей сообщает о перемещении иконы в иконостас у южной стены собора. Название « Афонская » связывается с новоявленной святыней — Акафистной Хиландарской иконой Божией Матери . При поновлении иконы и изготовлении для неё нового серебряного оклада в 1875 году на поле оклада была прочеканена надпись — « Акафистная Прес[вя]тыя Б[огороди]цы находящейся [в] хиле[ндар]ском монастыре Саввы Сербского ». При этом иконография московской иконы отличается от афонской .

От массивного серебряного оклада 1875 года икона была раскрыта в 1961 году . Тогда же была снята потемневшая олифа под которой вначале была обнаружена живопись конца XVII — начала XVIII веков (возможно, эта запись принадлежит царскому изографу , который в этот период занимался поновлением ряда древних икон Успенского собора). При дальнейшем раскрытии иконы была обнаружена живопись XII—XIII веков .

Примечания

  1. Толстая Т. В. Успенский собор. — М. , 2008. — С. 136. — ISBN 978-5-88678-189-2 .
  2. Лазарев В. Н. // Русская иконопись от истоков до начала XVI века. — М. : Искусство, 2000.
  3. Зонова О. В. // Древнерусское искусство. Художественная культура домонгольской Руси. — М. , 1972. — Т. 6 . — С. 270—288 . 3 мая 2011 года.
  4. Пивоварова Н. В. // Православная энциклопедия . — М. , 2000. — Т. I : « А Алексий Студит ». — С. 382. — 752 с. — 40 000 экз. ISBN 5-89572-006-4 .
Источник —

Same as Умиление (новгородская икона)