Interested Article - Ийеш, Дьюла

Дьюла Ийеш ( венг. Illyés Gyula , [ˈijːeːʃ ˈɟulɒ]; 2 ноября 1902 , Фельшёрацегрешпуста, медье Тольна 15 апреля 1983 , Будапешт ) — венгерский поэт, писатель, переводчик и общественный деятель, один из лидеров «народных писателей» — реалистического направления в венгерской литературе второй четверти XX века.

Биография

Сын кузнеца. В революционные 1918—1919 годы участвовал в различных левых движениях, сотрудничал с Красной помощью , ставил театральные постановки для рабочих. Первое его стихотворение было опубликовано социалистической газетой Népszava 22 декабря 1920 года. Некоторое время учился в Будапештском университете , где изучал венгерскую и французскую филологию, но уже в 1921 году был вынужден покинуть Венгрию в связи с политическими преследованиями.

Узнав о том, что в Венгрии на него выдан орден на арест, остался в эмиграции, почти пять лет жил в Вене, Лихтенштейне, Берлине и Париже. В Париже Ийеш посещал Сорбонну, сотрудничал с профсоюзными объединениями венгерских эмигрантов и познакомился с левыми писателями и поэтами из числа сюрреалистов и дадаистов Полем Элюаром , Тристаном Тцарой , Андре Бретоном , Луи Арагоном и Рене Кревелем . В 1926 году вернулся в Венгрию. Был знаком с Аттилой Йожефом , Лёринцем Сабо , Ласло Неметом , , Петером Верешем , , близко дружил с Михаем Бабичем .

В 1934 году приезжал в СССР, посетил проходивший в Москве антифашистский Международный конгресс писателей в защиту культуры, где встретил Андре Мальро и Бориса Пастернака ; оставил книгу «Россия. 1934» (переведена на русский язык). В 1930-е годы Ийеш сотрудничал с известным литературным журналом Nyugat («Запад») и написал свои наиболее известные работы, в том числе «Люди пу́сты ». Был соучредителем Мартовского фронта (1937—1939) — левого антифашистского движения. В 1937—1948 годах, параллельно с писательской деятельностью, работал пресс-секретарём Национального банка Венгрии.

Во время Второй мировой войны находился в Венгрии. После немецкой оккупации страны и установления открыто нацистского режима Ференца Салаши в 1944 году, Дьюла Ийеш вместе с Ласло Неметом , опасаясь репрессий за антифашистскую деятельность, скрывался от ареста.

В 1945 году был избран членом парламента от левой, но некоммунистической Национальной крестьянской партии . В конце 1940-х ушёл из общественной жизни, в 1949 году был лишён звания академика Венгерской академии наук , куда был принят в 1945 году (восстановлен посмертно в 1989 году). Во время революции 1956 года был избран в ЦК Национальной крестьянской партии, восстановленной под названием Партии Петёфи. Ийеша снова стали публиковать после 1961 года, в годы политической либерализации при Яноше Кадаре . С 1962 года смог выезжать за границу, посетил Флоренцию, в 1963 году объехал Европу и США с трёхмесячным турне.

Творчество

Первоначально его творчество носило оттенок авангардизма , но уже в 1930-е годы стало носить реалистический характер. Особый интерес для Ийеша представляла тема венгерской деревни. Исследователями отмечается сложная для классификации жанровая специфика произведений Ийеша, а также диалогический характер повествования и дословное копирование отдельных частей текста из одного своего произведения в другое . Также Ийеш занимался переводческой деятельностью и опубликовал книгу «Петёфи» о жизни и творчестве Шандора Петёфи (переведена на русский язык). Ранее он обращался к сходной тематике, написав сценарий «Двое мужчин» (1950) о Шандоре Петёфи и Юзефе Беме в венгерской революции 1848-1849 годов .

Ийеш — лауреат нескольких престижных венгерских литературных наград: премий имени Лайоша Кошута (1948, 1953, 1970), Ференца Баумгартена (1931) и Аттилы Йожефа.

Именем Ийеша назывался венгерский национальный театр в Берегове ( Закарпатская область Украины ) .

Примечания

  1. неправильная передача Иллеш
  2. . Дата обращения: 14 июня 2010. 12 августа 2014 года.
  3. . Дата обращения: 14 июня 2010. 1 октября 2009 года.

Ссылки

Источник —

Same as Ийеш, Дьюла