Interested Article - Египтизирующий стиль

Египтизи́рующий стиль , египетский стиль , неоегипетский стиль , египетские мотивы ( фр. retour d'Égypte, ретур-д’ежипт ) — стилевое течение в европейском искусстве , использующее темы, сюжеты, образы и формы искусства Древнего Египта , проявление египтомании . Интерес к древнеегипетской традиции возникал спорадически: впервые во времена Древнего Рима , однако апогей египтизирующего стиля приходится на конец XVIII — начало XIX веков, когда в результате Египетского похода Наполеона Бонапарта европейцы заново открыли для себя культуру Древнего Египта. Египетские мотивы стали неотъемлемой частью стиля ампир и многих неостилей второй половины XIX — начала XX века.

Важный этап развития египтизирующего стиля и возникновения моды на египетские мотивы связан с открытием в 1922 году английским археологом Говардом Картером гробницы фараона Тутанхамона . Последний раз египтомания затронула Европу в конце XX века, когда у стен Лувра появилась стеклянная пирамида , а на набережной Невы — очередной сфинкс .

В более узком смысле «египтизирующий стиль» — это третий стиль древнеримской живописи .

Ранний период

Древний Рим

Связь египетской царицы Клеопатры с Юлием Цезарем (с 48 г. до н. э.), её жизнь в Риме, а затем Последняя война Римской республики , завоевание Египта и превращение его в провинцию Римский Египет после морского сражения при мысе Акциум в 31 г. до н. э., проведение триумфа и доставка военных трофеев из Египта повлияли на распространение египетских мотивов в Риме. Древнеегипетское искусство, каким бы чуждым оно ни казалось римлянам, впечатляло таинственностью, экзотичностью и мистическим содержанием. Августовский классицизм с идеологией возвеличивания власти императоров, идеей божественного происхождения рода Юлиев, стремлением к монументальности и триумфальности архитектурных сооружений, оказался идеологически восприимчивым к таинственным формам египетского искусства, проникнутого своеобразным, но таким же имперским духом, в особенности искусства Нового царства империи Рамсесов (XIII—XI в. до н. э.). Кроме того, именно в это время с Востока в Рим проникали мистические религиозные культы, в том числе египетские.

Известно, что в 43 г. до н. э. на Марсовом поле были возведены храм Исиды и храм- серапеум Сераписа , окружённые стеной, украшенные обелисками и статуями. Третий район Рима даже носил название Isis et Serapis в честь другого, двойного храма этим богам. Раскопан храм Исиды в Помпеях. Вилла Адриана также несёт отчетливые черты влияния культа Сераписа, туда были вывезены статуи из Каноба .

Римляне ввели обычай, сохранявшийся столетиями — перевозить египетские обелиски и статуи и украшать ими свои города. До наших дней в Риме сохранилось 13 обелисков (из них 8 — подлинные, остальные — позднейшего происхождения; см. Список обелисков Рима ). На Капитолийском холме были установлены фигуры львов из чёрного базальта египетского происхождения. В XVI в. их перенесли к подножию . Они сохранились до настоящего времени.

Египтомания затронула и римскую архитектуру, возводимые на рубеже II в. до н. э. — I в. н. э. сооружения. Наиболее известный пример — Пирамида Цестия — искусная стилизация под древнеегипетские пирамиды. Влияние египтомании демонстрирует Третий стиль древнеримской живописи (т. н. «орнаментальный» или «египтизирующий») (например, , Вилла Мистерий в Помпеях).

В Византии около 450 года также отмечается «египтизирующий стиль» , но вероятно, речь идёт о каких-то эллинистических проявлениях. В Константинополе на Ипподроме c 390 г. стоял древнеегипетский Обелиск Феодосия .

Ренессанс

Джулио Кловио (?). Страница из «Служебника Колонна», ок. 1512

Эпоха Возрождения характерна вниманием художников не только к античному наследию, но и к иным древностям, в том числе египетским, ранее уже привнесенным римлянами в свою культуру. Древнеегипетские обелиски, доставленные в Рим при Октавиане Августе и его преемниках и поверженные на землю в Средневековье, были подняты и снова превратились в градообразующие элементы. Их устанавливали в центре римских площадей, причём эта процедура представляла собой сложнейшую техническую задачу, например установка Ватиканского обелиска Д. Фонтана в 1585 г. Около 1512 года Джулио Кловио (предположительно) выполнил миниатюры «Служебник Колонна» для кардинала Помпео Колонна с элементами декора древнеегипетского происхождения.

Однако достоверного изобразительного материала было немного и художники в большей степени пользовались свои воображением. Большой вклад внесли гуманисты , изучавшие античные тексты. Поджо Браччолини перевёл Диодора , описывающего чудеса Египта, — Аммиана Марцеллина , который в IV веке описал свою поездку в Египет и чудеса, что он видел. В 1419 году была найдена рукопись Гораполлона «Иероглифика», содержавшая ошибочные попытки перевода египетских иероглифов. В 1517 году перевёл это сочинение с греческого на латынь. В 1463 году Марсилио Фичино перевёл текст Corpus Hermeticum, приписываемый египетскому мудрецу Гермесу Трисмегисту . В 1488 году изображение Гермеса Трисмегиста, почитавшегося в эзотерическом христианстве, было включено в композицию мозаичного пола Сиенского собора.

Текст и рисунки «Иероглифики», а также иероглифы, скопированные с фриза древнеримского храма в Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура , были использованы в сновидческом романе « Гипнэротомахия Полифила » (1499), который пользовался огромной популярностью ещё несколько веков и повлиял на создание многих произведений искусства. Новая «Иероглифика» , представляющая собой книгу- эмблемату , была выполнена в 1575 году Пьерио Валериано Больцани, имела изображения иероглифов и псевдо-иероглифов, расположенных в энциклопедическом порядке, с систематизацией для морального и теологического анализа явлений природы с их символическим толкованием. Книгу активно цитировали и копировали в последующие эпохи . В 1531 году была опубликована новая эмблемата (Alciati). Загадочные псевдоегипетские пиктограммы можно обнаружить в записках Леонардо да Винчи , Мантеньи , Пинтуриккио , Джулио Романо , Альбрехта Дюрера . В портретной живописи «облагороженные» иероглифы-символы («дисциплина, стойкость, осторожность, благоразумие и сила духа») были использованы Себастьяно дель Пьомбо в надписи каменного парапета на его «Портрете Андреа Дориа» (1526). Надпись создает ребус, который легко читался образованными людьми того времени, знакомыми с указанными сочинениями.

Иероглифическое письмо, несмотря на то, что попытки расшифровать его с помощью текста Гораполлона были безуспешными, очаровали гуманистов эпохи Возрождения. Многие из них считали египетский язык первоначальным , существовавшим до Грехопадения, чему способствовало замечание в «Книге Бытия», о том, что Адам дал всем существам имена (свидетельство того, что какой-то язык он знал). Проект воссоздания такого языка был идеей, от которой гуманисты эпохи Возрождения и их преемники не могли отказаться. Идея была изложена Леоном Баттиста Альберти в трактате «Об архитектуре» (1452), где он предположил, что иероглифы были потерянным универсальным языком . Изображение иероглифа-глаза можно увидеть на медали в его рельефном «Автопортрете» (1438). Этот же глаз можно найти на реверсе его медальерного портрета работы Маттео де Пасти .

Для популяризации искусства Древнего Египта было важно, что итальянские гуманисты вынесли из античных текстов мысль о том, что Семь мудрецов древности были учениками и последователями египетских жрецов (например, Пифагор — Трисмегиста). Например, мудрость египтян превозносил Геродот (Histories ii. 77). Благодаря этому возникла : Египет стали рассматривать как источник классической культуры, а этруски и римляне — его прямые потомки и наследники. Иероглифы воспринимались в качестве архетипов платоновых символов, то есть наглядных представлений идей божественного мира (логосов), высшей формы реальности . Платон и Гермес Трисмегист рассматривались ими как предтечи Христа, и их тексты следовало интегрировать в христианский корпус .

Барокко и рококо

Статуя слона с обелиском на площади Минервы в Риме. Э. Феррата. Проект Дж. Бернини . 1667

Большим любителем «Гипнэротомахии Полифила» был философски образованный папа Александр VII . Именно он обратился к скульптору Бернини с тем, чтобы тот изготовил для привезённого древнеегипетского обелиска постамент в виде слона, вроде того, который описывается в книге. Одна из иллюстраций к венецианскому изданию романа показывает такую композицию: обелиск на спине слона. На вершине римского обелиска — крест, опирающийся на «шесть гор» — эмблему Папы Александра VII из семьи Киджи, заказчика монумента. В новой иконографии обелиск символизирует Божественную мудрость, которая спускается на твердую голову, изображаемую слоном, о чём говорит надпись на постаменте с намеком на мудрость папы.

В эпоху маньеризма (XVI век) был воскрешён такой загадочный персонаж, как сфинкс , но не в греческом, а во «французском варианте»: с поднятой головой и женской грудью, серьгами, жемчугом и натуралистически трактованным телом. Отметим важное различие, существовавшее ещё в античности между «египетскими» львиными сфинксами и «греческими» — крылатыми и женского пола. Изображения последних были впервые обнаружены в 1485 г. в росписях терм Траяна, возведённых на руинах Золотого дома Domus Aurea — дворца императора Нерона на вершине холма Оппия в центре Рима. Такие росписи назвали гротесками , поскольку они были найдены в полузасыпанных землей руинах (гротах). Росписи скопировали флорентийские живописцы, работавшие в то время в Риме, Д. Гирландайо, Пинтуриккио, Перуджино, Филиппо Липпи. Их изучали Рафаэль с учениками.

Мотив сфинксов был включен в иконографический корпус классических гротесков (в России XVIII в. их называли арабесками), и распространялся по странам Западной Европы посредством орнаментальных гравюр XVI—XVIII веков, в частности знаменитых беренад — орнаментальных композиций французского архитектора-декоратора Жана Берена Старшего . Такие же композиции использовали художники в эпоху барокко и позднего французского Регентства (1715—1723). Благодаря французскому влиянию скульптурные изображения сфинксов становятся непременным украшением садов и парков регулярного и пейзажного стилей по всей Европе ( Бельведер (Вена) , Сан-Суси (Потсдам), Дворец Браницких (Белосток), Ла-Гранха (Испания) и вариант позднего рококо в португальском Дворце Келуш ).

В 1710 году в Палаццо Нуово на Капитолии в Риме установили 5 найденных на Марсовом поле египетских статуй (из стоявших там храмов) , после этого в различных дворцах и виллах Италии создавали комнаты в египетском вкусе (Sala Egizia). Таковы Кабинет папирусов (Gabinetto dei Papiri) в Ватикане, украшенный живописцами Антоном Рафаэлем Менгсом и Кристофом Унтербергером, Египетский зал в Галерее Боргезе в Риме, созданный для размещения коллекции египетских статуй и декорированный Антонио Аспруччи в 1770—1782 годах . Раскопки на Вилле Андриана в Тиволи, где было найдено много произведений египетского искусства, также способствовали усилению интереса к культуре Древнего Египта. Ныне на вилле Боргезе можно видеть Египетские ворота, обелиск Антиноя (XIX в.). На вилле Торриджани в Камильяно близ Лукки — ворота, статую Осириса-Антиноя в саду виллы, парк с масонскими символами, среди которых были и египетские мотивы.

Своеобразным пособием по египетскому стилю стали работы Бернара де Монфокона «Античная эпоха; с комментариями и гравюрами» (1719) и графа Клода де Кейлюса «Свод древностей египетских, этрусских, греческих и римских» (Recueil d’antiquités égyptiennes, étrusques, greques et romaines, 1752—1768) .

Джованни Баттиста Пиранези был сторонником панримской теории о примате египетской мудрости над античной. Если неоклассицисты Винкельман и Ложье считали римское искусство наследником древнегреческого, то Пиранези придерживался преемственности: Египет → этруски → Рим . В архитектурных фантазиях Пиранези развалины Рима предстают дополненными, в том числе, и статуями фараонов, что сам автор обосновывал в текстовых пояснениях. В 1760 году он начал проектировать «Английское кафе» (Caffee degli Inglesi) на Пьяцца-ди-Спанья в Риме. Интерьер кафе оформлен в египетском стиле. Свои проекты Пиранези опубликовал в альбоме гравюр «Различные виды украшения каминов и других частей домов, взятые из Египетской, Этруской и Греческой архитектуры…» (Diversi maniere d’adornare i cammini : ed ogni altra parte degli edifizj desunte dall’architettura Egizia, Etrusca, e Greca con un Ragionamento apologetico in difesa dell’architettura Egizia e Toscana, 1769). «Корпус Пиранези» был составлен на основе изучения коллекций кардиналов Альбани, Борджиа и Бембо, собрания египетского кабинета Капитолийского музея, а также собственных раскопок Пиранези на вилле Адриана. Этот корпус стал наиболее влиятельным источником египетских мотивов для искусства конца XVIII — начала XIX вв."

Во Франции традиции искусства Пиранези соединились со стилем эпохи Людовика XVI: и в стилистике рококо образовалась традиция использования египетских мотивов в неегипетской манере, например, в интерьерах, внутреннем декоре и малых архитектурных формах (покои королевы Марии Антуанетты в Версале и Фонтенбло) , статуи в Сан-Суси.

Неоклассицизм

На обороте долларовой банкноты напечатано изображение Большой печати США , где с 1782 года находится масонский символ — незавершённая пирамида и Всевидящее Око

Египтизирующий стиль стал важной составляющей западноевропейского неоклассицизма второй половины XVIII века, причем не только в реальных постройках, но и в фантастических проектах — в так называемой бумажной архитектуре , родоначальником которой считается Дж. Б. Пиранези. Основными представителями этого течения во Франции были представители школы мегаломанов : К.-Н. Леду , Э.-Л. Булле , Ж. Гондуэн . Монументальность древнеегипетской архитектуры отвечала актуальным потребностям зодчества эпохи Просвещения и французской революции. Элементы египтизирующего стиля присутствуют в проекте дворца в Сен-Жермен-ан-Ле Булле. Для творчества рисовальщика и архитектора Жан-Жака Лекё также характерны фантастические проекты с использованием египетских мотивов.

Форма египетской пирамиды была востребована в виде уменьшенных копий — павильонов- капризов , мемориальных монументов, надгробий и кенотафов, которые в конце XVIII века повсеместно украшали сады и парки загородных поместий, но они же могли быть выполненными «под античность» или в виде «готической руины». Романтические композиции живописца Юбера Робера с изображениями египетских руин, также способствовали распространению моды на египетскую экзотику. Герцог Вюртембергский построил в Замке Монбельяр мост и купальню в «египетском стиле».

В Парке Монсо (Париж) (1778) Филиппа Эгалите, герцога Шартрского и парке (в Бри, ок. 1780) маркиза Монтескье были установлены пирамиды — «гробницы» с ложными могилами и статуями. Важно, что оба владельца, а также архитекторы — Кармонтель и Броньяр были масонами , причём Филипп Эгалите был Великим магистром ложи «Великий Восток» (см. История масонства во Франции ). Декоративное убранство обоих парков было насыщено масонской символикой, а сами пирамиды использовались во время церемоний братства. Древний Египет вообще играл большую роль в «мифологии» масонов. Зодчий Хирам , строитель храма Соломона в Иерусалиме, отождествлялся с Осирисом и подобно египетскому богу был убит учениками, а сцена его погребения разыгрывалась в масонских мистериях. Постановки оперы Моцарта « Волшебная флейта », насыщенной масонской символикой, обычно осуществляли в «египетских» декорациях, хотя место действия оперы не определено.

Пирамида символизировала вечность и бессмертие, поэтому пирамидальную форму придавали многим монументальным надгробиям. Так, во время французской революции 26 августа 1792 года в память погибших при атаке на дворец Тюильри, в саду Тюильри была установлена деревянная пирамида, обтянутая тканью, к подножию которой возлагали гирлянды из цветов и дубовых листьев . Египетские сфинксы не менее пирамид были востребованы в качестве атрибутов оформления неоклассической дворцовой и парковой архитектуры, причём рисовальщики и архитекторы-декораторы использовали упрощенные варианты, известные по ренессансным гротескам . Масоны считали египетского сфинкса символом мистерий и использовали их в своей архитектуре, рассматривая как «стражей врат храма». 1770-х годах знаменитый мастер-керамист Джозайя Уэджвуд , создатель знаменитой фаянсовой мануфактуры, изобрел чёрную «базальтовую» глинокаменную массу, которая вызывала ассоциации с египетскими статуями из базальта. Массу так и назвали: «египетской».

В России

В. Боровиковский. « Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке » (вариант с Кагульским обелиском), 1800—1810
. «Благодетельное призрение и попечение императрицы Марии Фёдоровны о бедных», 1812. Аллегорическая картина, на которой жена Павла изображена на фоне пирамиды

Египетские мотивы проникали в искусство екатерининского классицизма , ориентированного на неоклассические тенденции в западноевропейской архитектуре второй половины XVIII века. «Распространившееся масонство, в мистике и сложной символике которого важное место получили египетские божества Осирис и Исида и другие мотивы, повлияло на садово-парковую и погребальную архитектуру. Изученные объекты свидетельствуют о преобладании на ранней стадии проявления стиля „элинизирующей“ тенденции. Причина этого кроется, скорее всего, в том, что русские архитекторы знакомились с образцами этого стиля в Европе, прежде всего, в Италии» .

памятники
  • Петергоф :
    • Фонтан «Пирамида» . Фонтан «Пирамида» возник ещё при Петре I, по инициативе самого императора, тогда же получил своё название в честь необычной формы, во многом взятой с Версальского «обелиска».
  • Царское Село
    • Гробница левретки Екатерины II Земиры в Царском Селе, Екатерининский парк (1770—1772). Пирамида построена по проекту В. И. Неелова. В 1774 году была разобрана и в 1782—1783 годах отстроенная заново Чарльзом Камероном . Одну сторону Пирамиды, сооружённой из кирпича и облицованной тесаным гранитом, прорезает вход; по углам некогда стояли четыре колонны на пьедесталах, вытесанные из серого уральского мрамора. Внутреннее помещение павильона перекрыто сферическим куполом с отверстием в центре; в стенах устроены ниши для хранения урн.
    • Кагульский обелиск (1771) по проекту архитектора Антонио Ринальди
  • Павловский дворец , принадлежавший вел.кн. Павлу Петровичу, имел много масонских элементов — псевдоегипетских, так как это отвечало его мировоззрению.
    • Нижний вестибюль Павловского дворца (1786) по проекту Камерона. Одна из лестниц имеет семь ступеней — согласно масонской символике восхождения. Пострадал в пожаре, в XIX веке восстановлен Воронихиным.
    • Кровать в парадной спальне с вензелями Павла I и его супруги была украшена в псевдоегипетском стиле.
  • Гатчина (ещё одно владение Павла)
  • Румянцевский обелиск (1798—1799 годы), архитектор В. Бренна
  • Строгановские владения:
    • Андрей Воронихин , придворный архитектор Строганова, оформил для него Физический кабинет в «египетском стиле» в здании Строгановского дворца (1792—1793). Перед входом в кабинет позднее сделали надпись: «Art Aegiptiaca Petropoli Renata» (лат.) — «Искусство египетское, в Петрополе возобновлённое».
    • Сфинксы (первые в России) на пристани у дачи А. С. Строганова по проекту А. Н. Воронихина (теперь во дворе Строгановского дворца ). На даче — Египетские ворота.
  • Шереметьевские владения:
  • архитектор Николай Львов :
    • погреб-пирамида в собственной усадьбе архитектора Никольское-Черенчицы в селе Никольском Торжокского района Тверской области
    • ещё 2 погреба-пирамиды: в усадьбе своего родственника в деревне Митино, в усадьбе Ф. И. Глебова-Стрешнева Знаменское-Раёк .

Ампир

Летняя вилла Наполеона, «египетский зал»
Камин в Компьене со стилизованными «египетскими» кариатидами

Характерной чертой стиля ампир является сочетание декоративных элементов, заимствованных из предшествовавших эпох, а именно древнеримских, этрусских и египетских мотивов. Художники французского ампира использовали, главным образом в проектах оформления дворцовых и аристократических интерьеров и мебели, мотивы египетских папирусов , цветов лотоса , пальм, сфинксов , масок фараонов , изображений скарабеев и кобр, совмещая их с ликторскими связками, мечами, стрелами, щитами-пельтами и легионерскими штандартами.

Главным источником стилизаций стали материалы, доставленные в Париж после Египетского похода Наполеона Бонапарта 1798—1801 годах Поход был неудачным в военном отношении, но исключительно плодотворным для развития науки и искусства. Вместе с Великой армией в Египет отправились 175 французских учёных самых разных специальностей. Научную и художественную часть экспедиции возглавил барон Доминик-Виван Денон , который стал открывателем древнеегипетского искусства. Он зарисовывал пирамиды и обелиски, снимал кальки с рельефов и росписей. Бонапарт назначил Денона директором художественного департамента Института Египта в Каире , а по возвращении в Париж, в 1804 году он стал директором Музея Наполеона, позднее переименованного в Музей Лувра.

В 1802—1813 и 1818—1828 годах в Париже издавалось «Путешествие по Верхнему и Нижнему Египту» ( фр. Voyage dans la basse et la haute Egypte , 10 томов текста и 12 томов гравюр по рисункам Денона). В 1802 году — 24-томное « Описание Египта » Франсуа Жомара (переиздания 1810 и 1826 гг.), также иллюстрированное гравюрами с рисунков Денона и других художников. В 1809 году был опубликован альбом гравюр английского дипломата, путешественника и коллекционера У. Гамильтона «Египетские памятники». Этими материалами пользовались художники французского ампира и других стран. Главными создателями французского стиля ампир считаются придворные рисовальщики-декораторы Бонапарта Шарль Персье и Пьер Фонтен . Их проекты копировали и варьировали другие художники, в том числе и такие знаменитые мастера, как А. Н. Воронихин и К. Росси в России.

Примером британского здания в этом стиле является Старая синагога в Кентербери .

Декоративно-прикладное искусство

Египетские мотивы использовали знаменитые мастера декоративно-прикладного искусства: мебельщик Жорж Жакоб Старший, бронзовщик Пьер-Филипп Томир . С 1805 г. Томир был «придворным чеканщиком» Бонапарта, он изготавливал бронзовые детали мебели, канделябры, треножники, вазы и корпуса часов. В изделиях его мастерской можно видеть характерное для ампира сочетание римских и египетских мотивов, красного дерева и золоченой бронзы, а также бронзы патинированной, матово-черной, ассоциирующейся с базальтами Египта. Египетские мотивы использовали живописцы и скульпторы-модельеры Севрской фарфоровой мануфактуры. В 1804—1806 гг. в Севре изготавливали большой «Египетский сервиз» (146 предметов) с росписями и фигурными предметами по гравюрам с рисунков Денона. Наполеон преподнес этот сервиз в дар императору Александру в 1808 г. во время их встречи в Эрфурте в память о заключении Тильзитского мира между Францией и Россией (1807). Сервиз хранился в Москве, в Оружейной палате. Ныне часть изделий экспонируется в Музее керамики в подмосковном Кусково, другая часть в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

В России

А. Варнек. Портрет Александра Сергеевича Строганова. 1814 (деталь). Обратите внимание на вазу и мебель с египетскими мотивами
Сфинксы на Университетской набережной
Храм-памятник воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году

В России египетские мотивы включены в стиль раннего александровского классицизма (1801—1812, определение И. Э. Грабаря), а также последовавший за ним русский ампир, предпосылки которого складывались ещё до войны 1812 г., но апогей стиля приходится на послевоенное время 1810—1820-х годов. Наиболее известными представителями архитектуры русского ампира были К. Росси и В. П. Стасов. В архитектуре использовали формы египетских пилонов, пирамид, лотосовидные колонны, обелиски , сфинксы . В этот период отмечены две тенденции использования египетских форм и мотивов: их «эллинизирующая» интерпретация (например, проект мавзолея Павла I) и возведение объектов в подлинно «египетском стиле» .

Покровителями моды на Египет были великий князь Павел Петрович, склонявшийся к масонству под влиянием вернувшегося из Франции архитектора В. И. Баженова, и видный масон Александр Сергеевич Строганов , который в 1800—1811 гг. был президентом Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Его протеже, молодой архитектор А. Н. Воронихин (бывший крепостной графа Строганова), в 1792—1793 гг. оформил в здании Строгановского дворца на р. Мойке Физический кабинет в «египетском стиле», а в 1803 г. — Египетский вестибюль в Большом дворце в Павловске с большими «египетскими фигурами», выкрашенными под темную, патинированную бронзу. Сохранились парные фигуры «египтянок с чашами» (Павловск, Эрмитаж), мотив, навеянный гравюрами из «Описания Египта» Э.-Ф. Жомара. В 1834 году в Санкт-Петербурге на набережной перед зданием Императорской Академии художеств, оформленной в «помпейском стиле» по проекту академического архитектора К. А. Тона были установлены подлинные египетские сфинксы из заупокойного храма фараона Аменхотепа III в Фивах ( Сфинксы на Университетской набережной ), ранее с большими трудностями доставленные из Египта благодаря литератору А. Н. Муравьеву и решению императора Николая I. Пристань превратилась в наглядное пособие по истории искусства, далеко выходящего за академические «границы изящного», принятые в то время. Однако другой проект (О. Монферрана) предусматривал установку на набережной между сфинксами статуи египетской богини Исиды.

В 1830-е г. архитектор Н. Е. Ефимов после поездки в Египет написал теоретический трактат о воздействии древнеегипетской архитектуры на происхождение древнегреческих архитектурных ордеров. В 1827—1830 годах по проекту шотландского архитектора Адама Менеласа при въезде в Александровский парк Царского Села возвели Египетские ворота . Адам Менелас в 1784 году приехал в Россию и вначале числился помощником Ч. Камерона и Н. А. Львова.

В архитектуре этого сооружения соединились характерные для «запоздалого классицизма» (определение И. А. Фомина) две тенденции — ампира и историзма. Это оригинальное сооружение, не имеющее аналогов в западноевропейском искусстве. Если художники французского ампира стремились к точному воспроизведению египетских мотивов, то в Царском Селе появился памятник, оригинальный по форме, необычный по содержанию, к тому же выполненный в новых материалах и технике. Идея сооружения принадлежит императору. Все детали ворот отлиты из чугуна и собраны на месте в 1827—1829 гг. Рельефы, украшающие пилоны ворот, созданы В. И. Демут-Малиновским по рисункам В. Додонова с гравюр французского альбома « Описание Египта » Э. Ф. Жомара (третье издание 1826 г.). Мотивы рельефов воспроизводят рисунки древнеегипетской «Книги мертвых» (ок. 1550 г. до н. э.), повествующей о странствиях душ по загробному миру бога Осириса . Изобразительная часть памятника имеет, таким образом, скрытый символический и даже эзотерический смысл . Исследователи предполагают заказ Николая I в первую годовщину таинственного ухода от бремени власти императора Александра I. Памятник «стал данью памяти императора Николая своему старшему брату». Вспоминается строка из поэмы «Император АлександрI» П. А. Вяземского: «Сфинкс, не разгаданный до гроба!» .

В литературе отражением общественного интереса к теме Древнего Египта являются незавершенная повесть Пушкина Египетские ночи » (1837), стихотворение «Клеопатра»)(1824). Известно, что Пушкин, проживавший в 1831 г. в Царском Селе, интересовался египетской темой в беседах с египтологом И. А. Гульяновым. Известны также портреты актрисы Е. С. Семёновой в образе Клеопатры (или Клитемнестры?) в двух вариантах: рисунок О. А. Кипренского, гравированный Н. И. Уткиным, и живописный, приписывается кисти Кипренского.

Санкт-Петербург
Москва
  • Египетский павильон, Померанцевая оранжерея (1813) в усадьбе Голицыных Влахернское-Кузьминки . Возможно, автором идеи строительства кухни является А. Н. Воронихин, завершал строительство здания Д. И. Жилярди.
  • Львиная пристань с египетскими львами в усадьбе Кузьминки
  • Провиантские склады — египетские по пропорциям дверные проёмы
  • Архангельское (усадьба) — «Египетский зал» Большого дворца и другие элементы
прочее

Новейшее время

Историзм

Декорации для «Аиды», 1876
Элизабет Йерихау-Бауман. «Египтянка из феллахов», 1878

В период историзма архитекторы и рисовальщики также отдавали дань египетским мотивам, но стремились к большей достоверности. Этому способствовали успехи египтологии, накопление научных археологических данных и предыдущий опыт. В 1822 г. Ф. Шампольон расшифровал египетские иероглифы . Общественный интерес вызывали археологические открытия Ф.-О. Мариэтта , строительство Суэцкого канала (1869), раскопки Тель-Амарны . Развитие идеологии и эстетики ориентализма добавляло стремление к более «реалистичному», но при этом романтизирующему изображению культуры Востока.

Научная египтология способствовала созданию «египтизирующих» художественных произведений («Роман с мумией» Теофиля Готье , опера Верди « Аида », 1871, и др.). Идейная основа египетского стиля демократизировалась. «Это уже не стиль государственной мощи, а стиль основательности буржуазии . Он привлекает эффектом стабильности и надёжности, который производит статичная массивность форм. Египетские элементы и декор используются в архитектуре промышленных и нежилых зданий, предназначенных для большого количества людей» .

В России

Египетский зал ГМИИ , Москва

В России также развивалась научная египтология. С 1825 года в Петербурге формировалась египетская коллекция при Петербургской академии наук . Был создан «Египетский музеум», помещение для него отвели на первом этаже восточного крыла Кунсткамеры . Первой древнеегипетской скульптурой, приобретённой для Императорского Эрмитажа , была монументальная статуя богини Сехмет - Мут (середина XIV в. до н. э.). Статую из руин храма богини Мут-Сохмет в Фивах приобрел в 1837 г. известный русский путешественник и писатель А. С. Норов . Вначале она хранилась в Академии художеств .

В 1840 году была опубликована книга А. С. Норова «Путешествия по Египту и Нубии в 1834—1835 гг.». В России работали выдающиеся египтологи: Владимир Семёнович Голенищев , Оскар Эдуардович Лемм , Борис Александрович Тураев . В 1862 году знаменитый балетмейстер Мариус Петипа создал для Большого Императорского театра в Санкт-Петербурге балет в 3 актах и 9 картинах « Дочь фараона ». Это была впечатляющая фантазия на египетские темы, с оживающими мумиями и ядовитыми змеями.

памятники

Модерн

Дом Михайловых на Большой Дмитровке

«В эпоху модерна и начале XX века „египетский стиль“ применяется в строительстве самых разных по назначению объектов: кинотеатров, колледжей, библиотек и музеев, заводов и фабрик, тюрем; синагог и масонских лож. Строгие, массивные, монументальные формы используются во всех областях архитектуры и декорации интерьера. В то же время египетские цитаты придают постройкам и интерьерам оригинальность и красочность» . В оформлении интерьера и мебели архитекторы-декораторы чаще пользовались не методом целостной стилизации, а сочетанием элементов различных стилей ( эклектика ).

Успешное исполнение Сарой Бернар роли царицы Клеопатры в пьесах Сарду и Шекспира , роман Анатоля Франса и опера Массне « Таис » также способствовали постоянному интересу к истории и искусству Древнего Египта.

В России

Музей в Красноярске

Для русской культуры «серебряного века», периода символизма, декаданса , моды на мистические учения, увлечения эзотерической философией интерес к Египту приобрел иной, камерный характер. Внимание к мистической стороне египетских культов очевидно на примерах сочинений В. С. Соловьёва и В. В. Розанова , работ художников А. Н. Бенуа , М. Чюрлёниса («Соната пирамид») . В 1908 году был поставлен балет А. А. Аренского «Египетские ночи». В 1916 году В. Я. Брюсов издал стилизованное продолжение поэмы Пушкина «Египетские ночи». К. Д. Бальмонт в конце 1909 года посетил Египет, написав серию очерков, которые составили впоследствии книгу «Край Озириса» (1914). Египетские мотивы использованы в постройках архитектора Ф. О. Шехтеля .

Доходный дом Л. И. Нежинской на Захарьевской улице
Санкт-Петербург
Москва
  • Дом Левина ( Мясницкий проезд , 3). Выполнен по мотивам ассиро-вавилонской и древнеегипетской архитектуры. Ограды балконов имеют проёмы в виде саркофагов мумий, пирамидо-подобные башенки — напоминают пирамиду Джосера, колонны входа — с хаторическими капителями — уменьшенные копии храма богини Хатхор в Дендерах. Простенки на фасаде изобилуют масками Ибисов и египетских жрецов. Возможно — напоминание о исходе евреев из Египта, ведь владелец здания, Левин был иудеем.
  • дом Михайловых на Большой Дмитровке
  • Стоматологический институт на Долгоруковской улице
  • Ф. О. Шехтель :
прочее

Ар деко

Брошь от Тиффани , нач. XX века, копия украшения, найденного в гробнице принцессы Меререт

Открытие гробницы Тутанхамона в 1922 году, вызвавшее очередной подъём египтомании , нашло отражение в новом художественном стиле ар-деко «Египетский стиль прочно укоренился в ар-деко, использовался в мебели, ювелирных украшениях, одежде, отразился на искусстве книжной иллюстрации и театральных декорациях» . В моду вошли короткие женские прически «под египтянок».

Метро « Аэропорт » — лотосовидные колонны вестибюля

В Советском Союзе

«В советскую эпоху радикально изменились идеологические задачи искусства, главной целью которого стало прославление революции, её героев и вождей. Революция представлялась событием всемирного масштаба, что неизбежно выдвинуло на первый план монументальность как стилевую доминанту . Это в первую очередь сказалось на облике Москвы. Памятники советской эпохи должны были нести идею величия и вечной памяти. Актуальность обелиска и пирамиды выступила на фоне поисков новой символики, отличной от христианской. Под революционный памятник был приспособлен обелиск („ Обелиск свободы “, 1918), который получил широкое распространение в силу простоты, лаконичности и выразительности своего образа» . Памятник-обелиск в Александровском саду , поставленный к 300-летию дома Романовых , был переделан в честь героев революции

Мавзолей Ленина (арх. А. В. Щусев ) использует тему пирамиды как классический вариант величественного мемориала . В том же конкурсе участвовал проект, составленный Ф. О. Шехтелем в 1924 году — он имеет вид египетской пирамиды. Более ранний Памятник Мировому страданию (1916) Ивана Шадра в виде пирамиды остался нереализованным, хотя об осуществлении проекта думали и после революции.

«Важность наследия архитектуры Древнего Египта в советскую эпоху подтверждают проекты представителя авангарда Ивана Леонидова (Проект Дворца Культуры пролетарского района, 1930) и архитектора-новатора Алексея Душкина (станция метро „ Кропоткинская “), построившего подземный „город солнца“» . Евгений Шервинский , используя египетские темы ар-деко, создаёт интерьеры общежития в Тюфелевой роще (не сохранились).

Характерные черты

Египетский стиль подразумевает орнамент в виде египетских иероглифов . Из скульптурных композиций характерны кошки, сфинксы , грифоны и скарабеи . Статуи инкрустировались, украшались и нередко помещались в стенные ниши. Помещение стен покрывалось фресками на тему загробной жизни ( Древнеегипетская Книга мёртвых ), закрепленными стеклом. Лица непременно изображались в профиль (лишь барельефы фараонов могли изображаться в фас). Орнаментированные колонны с капителями в форме цветков лотоса делили внутренние помещения на нефы. В цветовой гамме присутствовал сапфировый цвет и золотые украшения . Другим популярным цветом является песчано-желтый . Для отделки интерьера используется светлый мрамор , а деревянные детали (мебель) имеют темный оттенок . Потолок часто синий с изображением золотых звезд и луны. Ткани светлые, льняные. Именно египтяне изобрели стул со спинкой .

Примечания

  1. Дубровина В. А. Египетские мотивы в архитектуре Западной Европы и России XVIII — начала XX веков. Автореферат дис. канд. искусствоведения. М., 2011. — URL: от 31 августа 2021 на Wayback Machine
  2. . Дата обращения: 23 апреля 2013. 6 февраля 2011 года.
  3. Шпенглер Освальд. . Lib.ru . az.lib.ru. Дата обращения: 25 декабря 2017. 27 декабря 2017 года.
  4. Pierio Valeriano. . — 1685. — 1372 с. 26 декабря 2017 года.
  5. . www.emblematica.com. Дата обращения: 25 декабря 2017. 5 января 2018 года.
  6. . www.camrax.com. Дата обращения: 25 декабря 2017. 10 сентября 2017 года.
  7. Peter Maurice Daly. . — University of Toronto Press, 1998. — 304 с. — ISBN 9780802078919 . 26 декабря 2017 года.
  8. . jaxroe.blogspot.ru. Дата обращения: 25 декабря 2017. 26 декабря 2017 года.
  9. . Дата обращения: 23 апреля 2013. Архивировано из 2 мая 2013 года.
  10. М. М. Шахнович. Санкт-Петербургское философское общество 211—213. anthropology.ru (2000). Дата обращения: 25 декабря 2017. 1 июня 2013 года.
  11. . Дата обращения: 26 июня 2022. 4 марта 2016 года.
  12. Власов В. Г. . Египетские мотивы // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. III, 2005. — С. 562
  13. Ходасевич Г. Д. Метафизика Египетских ворот // Петербург — место встречи с Европой. Материалы IX Царскосельской научной конференции. — СПб.: ГМЗ «Царское Село», 2003. — С. 360
  14. . Дата обращения: 7 декабря 2019. 7 декабря 2019 года.
  15. . Дата обращения: 7 декабря 2019. 7 декабря 2019 года.
  16. . Дата обращения: 7 декабря 2019. 7 декабря 2019 года.
  17. . Дата обращения: 7 декабря 2019. 7 декабря 2019 года.
  18. . Дата обращения: 7 декабря 2019. 7 декабря 2019 года.
  19. . Дата обращения: 7 декабря 2019. 7 декабря 2019 года.

Литература

  • Большаков А. О. Египтология-египтомания : к 200-летию дешифровки египетских иероглифов Жаном-Франсуа Шампольоном / Государственный Эрмитаж. — СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2022. — 94 с. — ISBN 978-5-93572-995-0 .
  • Власов В. Г. Египетские мотивы // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства в 10 т. Спб.: Азбука-Классика. Т. 3, 2005. С. 557—562.
  • Дегтярева А., Солкин В. «Вдохновение вечностью: египетские и египтизирующие памятники в России» // «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 6 (18) июнь 2004.
  • Египтомания. К 200-летию дешифровки египетских иероглифов Ж.-Ф. Шампольоном : каталог выставки / науч. ред. А. О. Большаков, А. Н. Николаев ; Государственный Эрмитаж [и др.]. — СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2023. — 664 с. — ISBN 978-5-907653-12-2 .
  • Солкин В. В., Ларченко В. Н. // Древний Египет. Сборник трудов Ассоциации по изучению Древнего Египта «МААТ». — М. : Бета-Фрейм, 2005. — Вып. I . — С. 148—161 .
  • Egyptomania; Egypt in Western Art; 1730—1930 , Jean-marcel Humbert, Michael Pantazzi and Christiane Ziegler, 1994
  • The Egyptian revival : its sources, monuments, and meaning, 1808—1858, Richard G. Carrott, 1978
  • The Egyptian Revival: Ancient Egypt as the Inspiration for Design Motifs in the West, James Stevens Curl, 2005
  • Household Furniture and Interior Decoration, Thomas Hope, 1807
  • .
  • Brian Curran. The Egyptian Renaissance. The Afterlife of Ancient Egypt in Early Modern Italy. University of Chicago Press, 2007
  • Rudolf Wittkower. Hieroglyphics in the Early Renaissance

Ссылки

  • Кулаков В. А.
Источник —

Same as Египтизирующий стиль