Interested Article - Флексатон

Флексато́н ( англ. flex-a-tone от лат. flexus ― «изогнутый» и греч. τόνος ― «напряжение» или «тон») ― ударный музыкальный инструмент , металлический идиофон с определённой высотой звучания. Запатентован в США в 1924 году.

Конструкция

Флексатон
Предлагаемая нотация музыки для флексатона с использованием символов рулона для тремоло и приблизительной высоты тона
Ритмический паттерн, легко воспроизводимый на флексатоне

Флексатон представляет собой тонкую стальную пластинку, слегка изогнутую у концов, длиной около 180 миллиметров, шириной около 60 миллиметров у основания, сужающуюся к противоположному концу. Широкий конец пластинки неподвижно закреплён у основания проволочной рамы с рукояткой, а к узкому прикрепляются два гибких стержня, на концах каждого из которых находится металлический или деревянный шарик.

Техника исполнения

При игре исполнитель держит флексатон в правой руке за рукоятку, большим пальцем нажимая на свободный конец пластины. При встряхивании инструмента шарики ударяются о язычок, производя звук. Высота звука регулируется нажимом большого пальца: чем сильнее изогнута пластинка, тем выше будет звук. Тембр флексатона звенящий, завывающий, в верхнем регистре ― пронзительный. Высота звука трудно поддаётся регулированию, однако при наличии определённых технических навыков возможно извлекать звуки в пределах примерно двух октав: от до первой до до третьей и выше. Среди экспериментальных приёмов игры на флексатоне ― использование вместо встроенных колотушек палочек от треугольника или ксилофона и даже скрипичного смычка .

Использование флексатона в музыке

На первых порах своего существования флексатон использовался в джазе , однако вскоре заинтересовал и композиторов классической музыки: в своих сочинениях его применяли Артюр Онеггер («Антигона»), Эрвин Шульхоф (Первая симфония), Арнольд Шёнберг (Вариации для оркестра; оперы «С сегодня на завтра» и «Моисей и Аарон»), Дмитрий Шостакович (оперы « Нос » и « Леди Макбет Мценского уезда »), Арам Хачатурян ( ). Несмотря на то, что широкого применения флексатон не получил, его специфический тембр иногда бывает востребован в эстрадной музыке, кино. Партии флексатона есть в сочинениях Ханса Вернера Хенце , Дьёрдя Лигети , Кшиштофа Пендерецкого , Софии Губайдулиной , Альфреда Шнитке , Сергея Слонимского и других композиторов-авангардистов.

Ноты для флексатона записываются в скрипичном ключе согласно действительному звучанию. В партитуре симфонического оркестра партия флексатона обычно пишется под партией трубчатых колоколов , над партией треугольника (в зависимости от того, как ударные инструменты сгруппированы по исполнителям, положение той или иной партии в партитуре может меняться).

Примеры

Примечания

  1. Miller, R. J. (2014). , p. 34. "The instrument has traditionally been used to create a comic glissando effect." Routledge. ISBN 978-0-415-74190-3 .
  2. (2008). All About Hand Percussion: Everything You Need to Know to Start Playing Now! , p.27. "The flexatone is primarily use as a sound effect, often heard in classic cartoon sound tracks. The sound of this instrument can be compared to that of the musical saw, a 'flexible' tone that changes smoothly in pitch." ISBN 9780739049648 .

Литература

  • // Музыкальная энциклопедия. Том 5. — М. : Советская энциклопедия, 1981. — Стб. 848—849.
  • Андреева О. Ф. Ударні інструменти сучасного симфонічного оркестру. Киев: Музична Украïна, 1985.
Источник —

Same as Флексатон