Interested Article - Ржевская, Антонина Леонардовна

Антони́на Леона́рдовна Рже́вская ( 12 [24] февраля 1861 , Ржев, Тверская губерния 15 июля 1934 , Таруса , Калужская область ) — русская художница , одна из двух женщин-живописцев, принятых в Товарищество передвижных художественных выставок .

Биография

«Весёлая минутка» , (1897), холст, масло , Государственная Третьяковская галерея .

Антонина Леонардовна Ржевская (урождённая Попова) родилась 12 (24) февраля 1861 года в городе Ржеве , Тверской губернии в богатой, но потом обедневшей дворянской семье помещиков Поповых Зубцовского уезда . Её дедом со стороны отца был отставной полковник Николай Попов, бабушкой Анна Егоровна. Со стороны мамы дедушкой был камергер и майор Иван Дмитриевич Нарышкин, а бабушкой — хоровая цыганка Раиса Николаева. После разорения отец Леонард Николаевич и мама Александра Ивановна с тремя детьми переезжают в 1875 году в Тверь , где Антонина поступает в Мариинскую женскую гимназию, а после переезда в Москву , в московскую четвертую женскую гимназию . С 1880 года в качестве вольнослушательницы училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества под руководством В. Е. Маковского . В это же время брала частные уроки у живописца Н. А. Мартынова . В 1886 году вышла замуж за представителя древнего рода Николая Федоровича Ржевского (1861—1928). В браке родила дочерей Елену и Антонину. Мастерская Антонины Ржевской находилась сначала в старом, а потом в новом шестиэтажном доходном собственном доме № 13 в Селезневском (Сущёвском) тупике в Москве .

Товарищество передвижных художественных выставок

«Девочка у окна» , (ранее 1934), холст, масло , Тарусская картинная галерея .

Начала выставляться на различных художественных выставках с 1892 года. В 1893 году картину «Сироты» приобретает для своей галереи известный московский книгоиздатель К. Т. Солдатенков .

С 1897 года экспонент Товарищества передвижных художественных выставок . Выставленная на юбилейной, XXV выставке ТПВХ картина «Весёлая минутка» приносит Ржевской большой успех . Ещё до выставки картину приобретает для своей галереи П. М. Третьяков . Картина выставлялась без указания авторства. По признанию внучки Ржевской Ирины Ватагиной, она боялась ставить свою подпись на картине из-за существовавших в то время дворянских предрассудков. На XXVI выставке ТПХВ 1898 года экспонировалась ее картина «Да исправится молитва моя!», местонахождение которой неизвестно. В 1899 году Ржевская была принята в члены Товарищества и стала второй и последней женщиной-живописцем, принятой в Товарищество. В 1913 году вышла из Товарищества, объяснив свой поступок в письме тогдашнему руководителю ТПХВ Н. Н. Дубовскому тем, что отдалилась от товарищей..

В 1903 году А. Л. Ржевская пишет ещё одно, имевшее большой успех полотно «Музыка». Картину приобретает для своей коллекции «Переславский Третьяков», меценат И. П. Свешников .

Искусствовед, директор Румянцевского музея Н. И. Романов писал о картине :

Особенно типична для нового искусства и по теме, и по исполнению прекрасная картина госпожи Ржевской «Музыка». Среди русских женщин-художниц госпоже Ржевской принадлежит теперь едва ли не первое место...

Последние годы жизни

С 1915 года художница каждое лето приезжала в Тарусу к своему зятю, скульптору и художнику-анималисту В. А. Ватагину , после путешествия по Индии построившему по собственному проекту дом в Тарусе. Дом Ватагина запечатлен на картине Ржевской «Дом в Тарусе» После смерти жены Нины (второй дочери Антонины Ржевской) В. А. Ватагин женился на первой её дочери Елене . Свою жизнь при большевиках художница оценивала, как «абсолютную обособленность» при полном «разорении семейного гнезда».

C 1920 года вместе с другим выдающимся художником-передвижником Н. А. Касаткиным , организовавшим художественную просветительную студию для детей, тяжело больных костным туберкулёзом, работала в санатории «Захарьино» в деревне Куркино (c 1940 года Химкинский район Московской области ). Специально для санатория А. Л. Ржевская написала фреску «Дети — цветы жизни» . Подрабатывала заказами в кооперативе «Художник». Писала портреты (актрис Малого театра Н. Смирновой, Е. К. Лешковской , Е. Д. Турчаниновой ), Любови Бялыницкой-Бирули, акварели. Замечательны картина «Девочка у окна» и акварель «Дом в Тарусе», экспонированные в Тарусской картинной галерее, а также акварель «Дедушка и внучка». Своим внучкам Людмиле, Ирине и Наташе художница посвятила воспоминания, написанные в 1931—1933 годах. Они так и называются «Мои внучки».

Умерла в 1934 году, похоронена на городском кладбище в Тарусе , где рядом также похоронены дочери Елена Польстер и Антонина Ватагина, зятья Адольф Польстер и Василий Ватагин, внучки Людмила Польстер и Ирина Ватагина, муж Людмилы Александр Файншмидт.

Адреса

В Москве художница жила в собственном усадебном доме, купленном её супругом в 1895 году у А. П. Бессоновой, а с 1910 года — в новом шестиэтажном доходном, построенном Н. Ф. Ржевским в 1910 году в Селезневском ( Сущёвском) тупике (совр. адрес Сущёвская улица , дом 16, стр. 8) по проекту архитектора Э. К. Нирнзее. Специально для неё Николай Фёдорович устроил на верхнем этаже дома остеклённую художественную мастерскую. Здесь на чаепитиях у Ржевской бывали многие известные художники того времени. Фрагмент интерьера этой мастерской запечатлён на картине художницы Надежды Бом-Григорьевой .

В советское время шестиэтажный доходный дом был надстроен двумя этажами. В марте—апреле 2015 года собственник здания, ВНИИА имени Духова , устроил его самовольный снос .

Галерея

Примечания

  1. Рогинская Ф. Г. // . — М. : Искусство, 1989. — 429 с. — 30 000 экз. ISBN 5-87685-054-3 .
  2. Ватагина И. В. // Московский журнал. История государства Российского : журнал / Грубее А. А.. — М. : ГУП «Редакция журнала «Московский журнал. История государства Российского», 2001. — № 5, май . 4 марта 2016 года.
  3. Біографическій очеркъ. Портретъ // = Сборникъ на помощь учащимся женщинамъ. — М. : Типо-литография Т-ва И. Н. Кушнерёв и Ко, 1901. — С. 161. — 386 с. 3 октября 2017 года.
  4. // Большая советская энциклопедия (В 51 томах). — 2-е изд. — М. : Гос. науч. изд-во «Большая советская энциклопедия», 1955. — Т. 36: Раковник — Ромэн. — С. 462. — 672 с. — 300 000 экз.
  5. . Православие и мир (5 мая 2008). Дата обращения: 19 февраля 2010. Архивировано из 18 апреля 2012 года.
  6. Абалихина Анастасия. // Церковный вестник. — М. : Изд-во Московской Патриархии, 2008. — Апрель ( № 7 (380) ). 24 октября 2017 года.
  7. . Калужский Областной Художественный Музей. Дата обращения: 19 февраля 2010. 18 апреля 2012 года.
  8. Книга о Тарусе. Очерки. Воспоминания. — Москва: Русское слово, 2009. — С. 140. — 334 с. — ISBN 978-5-9932-0294-5 .
  9. . Портал города Химки . Дата обращения: 19 февраля 2010. Архивировано из 29 апреля 2009 года.
  10. Дата обращения: 17 апреля 2019. Архивировано из 25 декабря 2017 года.
  11. от 20 июня 2021 на Wayback Machine // «Фронде ТВ», 7 апреля 2015.

Литература

  • Плясов Н. Ф. "В знак оправдания моей деятельности" // Плясов Н. Ф. «Дама пишет красками» : Рассказы о русских художницах. — Симферополь, 2016. — С. 90-214.
  • Чернов М. А. Ее творчеством восторгались современники… // Антиквариат: Предметы искусства и коллекционирования. — 2013. — № 5. — С. 23-68.
  • Плясов Н.Ф. "В знак оправдания моей деятельности". Антонина Ржевская (1861-1934). Жизнь и творчество. - Симферополь, 2017. - 176 стр. с илл.

Ссылки

  • (недоступная ссылка — ) . Галерея . издательство «Белый Город».
  • . Artru.info. Дата обращения: 19 февраля 2010. Архивировано из 18 апреля 2012 года.
  • . портал Таруска.ру. Дата обращения: 19 февраля 2010. 18 апреля 2012 года.


Источник —

Same as Ржевская, Антонина Леонардовна