Interested Article - Еврейский коллаборационизм во Второй мировой войне

Еврейский коллаборационизм во Второй мировой войне — сотрудничество евреев с оккупационными властями нацистской Германии в период Второй мировой войны . В основном такое сотрудничество было связано с созданными нацистами временными органами еврейского «самоуправления» на территории оккупированных стран. Иногда еврейский коллаборационизм рассматривается в контексте присоединения Западной Украины и Белоруссии в 1939 году .

Особенности еврейского коллаборационизма

Еврейская коллаборация, в отличие от коллаборации неевреев, практически никогда не имела под собой идеологической основы. Кроме того, органы еврейского самоуправления , в отличие от других местных коллаборационистских органов, часто формировались в принудительном порядке .

Так, по версии Василия Гроссмана , в Минске немцы просто задержали на улице 10 первых попавшихся мужчин-евреев и объявили, что они являются еврейским советом, обязанным исполнять немецкие приказы. Как утверждал руководитель подполья минского гетто Гирш Смоляр , офицер просто спросил группу евреев «Кто знает немецкий?» Илья Мушкин сделал шаг вперёд и тут же был назначен руководителем гетто .

Но одной покорности, по мнению Ханны Арендт — основоположницы теории тоталитаризма , было бы недостаточно для возникновения еврейской коллаборации. Арендт, исследуя источники трагических событий в истории XX века, указывает на то, что без помощи самих евреев в административной и полицейской работе проведение столь масштабного геноцида — Холокост — было бы невозможно. Поэтому нацисты и создавали организационные структуры, включавшие признанных лидеров местных евреев, и наделяли их огромной властью — распределять материальные и нематериальные блага: «Для евреев роль еврейских лидеров в уничтожении их собственного народа, несомненно, стала самой мрачной страницей и в без того мрачной истории» . В качестве примера Арендт отмечает, так называемое, дело Рудольфа Кастнера , организовавшего отправку в Швейцарию 1684 (по данным Арендт) «видных» венгерских евреев, за которых был выплачен выкуп, в обмен на «спокойствие и порядок» обречённых на уничтожение евреев в Венгрии .

Кандидат исторических наук Евгений Розенблат делит еврейских коллаборантов на две большие группы :

Первая группа отождествляла себя со всеми остальными жителями гетто и старалась по возможности добиться системы, при которой целому ряду категорий еврейского населения предоставлялись дополнительные шансы на выживание — например, опека юденратов над многодетными семьями, малоимущими, стариками, одинокими людьми и инвалидами. Представители второй группы противопоставляли себя остальным евреям и использовали все средства для личного выживания, в том числе ведущие к ухудшению положения или гибели остальных.

Юденраты

На территориях стран Оси и оккупированных нацистами по их инициативе в местах массового проживания евреев создавались юденраты ( нем. Judenrat — «еврейские советы») административные органы самоуправления. Отдельный юденрат мог отвечать за определенное гетто, отдельную территорию, регион или даже за целую страну.

В полномочия юденрата входило обеспечение хозяйственной жизни и порядка в гетто, сбор денежных средств, отбор кандидатов для работы в трудовых лагерях, а также исполнение распоряжений оккупационной власти. Юденрату формально подчинялась еврейская полиция , которая выполняла следующие функции :

  • Выполнение немецких приказов, полученных через юденрат или непосредственно от оккупационных властей;
  • Выполнение распоряжений юденрата в связи с его мероприятиями: сбор контрибуций.
  • Удовлетворение внутренних нужд еврейского общества: охрана улиц гетто, охрана входа и выхода из гетто.

Члены юденратов сотрудничали с немцами по разным мотивам. Некоторые считали, что таким образом они помогают сохраниться еврейской общине — особенно такие идеи были популярны до начала кампании массового уничтожения. Некоторые сотрудничали в надежде спасти себя и свои семьи или из-за власти или материальных благ . Члены юденратов часто тайно сотрудничали с антинацистским подпольем, например в рижском гетто , многие пытались теми или иными способами облегчить участь заключённых гетто . Судьба членов юденратов в итоге оказалась такой же как и у остальных евреев — большинство из них были убиты нацистами .

Американский исследователь Иехиэль Трунк привёл данные о судьбах 720 членов юденратов в Польше :

Еврейская полиция в Варшавском гетто
Судьба Количество Процент
Подали в отставку 21 2,9
Удалены или арестованы 13 1,8
Убиты до высылок на уничтожение 182 25,3
Убиты при депортации или депортированы 383 53,2
Самоубийство 9 1,2
Естественная смерть 26 3,6
Выжили 86 12
Итого 720 100

Члены юденратов по-разному относились к сопротивлению и акциям вооружённого подполья в гетто. В некоторых случаях они налаживали связь и сотрудничество с подпольем и партизанами, в других — стремились не допустить акций сопротивления, опасаясь, что немцы будут мстить всем жителям гетто .

Известные коллаборационисты

Примером двойственности положения и трагической судьбы является история руководителя еврейской полиции, а затем и руководителя юденрата вильнюсского гетто Якоба Генса , который для спасения жителей гетто выдал нацистам руководителя подполья Ицхака Виттенберга , неоднократно отправляя на расстрел хронически больных и старых евреев вместо женщин и детей оправдывался тем, что так он пытается спасти «будущее еврейского народа» . 14 сентября 1943 года Генс был казнён гестаповцами за сотрудничество с подпольем.

Э. Беркович.

«…всякая жестокость, совершенная узниками лагерей по отношению к своим товарищам, — вина немцев, их величайшее преступление. Тот, кто сравнивает полицейских гетто с их немецкими начальниками, не представляет себе всей чудовищности преступления немцев против человечества. Существует огромная разница между жестокостью палачей и жестокостью жертв. Первые, уверенные, что они хозяева мира, жиреющие на награбленном, по собственной воле выбрали путь служения злу. Вторые — несчастные жертвы, мораль которых сломлена чудовищным варварством. Жестокость первых — противоестественна. Жестокость вторых — естественный результат невообразимой бесчеловечности убийц. Наоборот, невозможно понять, как удалось подавляющему большинству узников сохранить свой человеческий облик до самого конца и даже достичь таких высот самопожертвования!»

Одним из наиболее известных представителей еврейского коллаборационизма является руководитель юденрата варшавского гетто Адам Черняков . После того как он узнал, что депортации, списки на которые он подписывал, обозначают смерть тысяч евреев, он покончил с собой . Печальную известность приобрел Хаим Румковский — глава гетто Лодзи , активно сотрудничавший с немцами и произнесший речь перед узниками гетто с рефреном «Отдайте мне ваших детей!» пытаясь убедить узников, что ценой жизни детей можно будет спасти остальных .

Ряд коллаборационистов (например, Альфред Носсиг и Якуб Лейкин ) были казнены еврейскими подпольщиками.

Курт Шлезингер и руководили еврейской «службой безопасности» в транзитном лагере Вестерборк , регулярно издевались над новоприбывшими, отбирали у них ценные вещи и принуждали женщин к сексуальным «услугам». В конце войны оба эмигрировали в США и смогли избежать преследования (их вина стала достоянием общественности уже после их смерти) .

В Израиле после войны состоялся ряд процессов по обвинению видных деятелей юденратов в коллаборационизме. Около 40 евреев были обвинены в пособничестве нацистам и приговорены к тюремному заключению . В частности, широкий резонанс вызвало дело Рудольфа Кастнера , лидера венгерской общины евреев. Хотя Кастнер был оправдан Верховным судом Израиля, через 3 года после его смерти на собственном процессе Адольф Эйхман свидетельствовал о содействии Кастнера нацистам: в обмен на переправку около тысячи евреев в Палестину тот соглашался содействовать «депортации» прочих евреев .

Известен также ряд примеров евреев-коллаборационистов (например, уроженец Львова Хаим Сыгал ), которые, выдавая себя за неевреев, принимали непосредственное участие в преступлениях нацистов, включая массовые убийства .

«Еврейская гвардия свободы»

Организация «Жагев» ( польск. Żagiew ; Факел ), созданная нацистами из польских евреев сотрудничала с Гестапо , цель её состояла в том, чтобы выявлять поляков, которые укрывали евреев за пределами гетто. Многие из членов «Жагева» были связаны с «Группой 13» А. Ганцвайха . Тадеуш Беднарчик, боец польского сопротивления утверждает, что в организации состояло до 1000 агентов гестапо, евреев по происхождению . Некоторым из агентов даже разрешалось владеть огнестрельным оружием. Под одноименным названием издавалась газета (редактор — Шайн), содержавшая провокационные ультралевые лозунги .

Контекст присоединения к СССР

Некоторые историки рассматривают активное участие местных евреев в советизации Литвы, Латвии и Эстонии после присоединения их к Советскому Союзу в 1940 году как коллаборационизм, поскольку точка зрения о том, что страны Балтии были оккупированы СССР, является доминирующей в западной историографии . Аналогичный образ евреев сложился в польском общественном мнении после присоединения в сентябре 1939 года к СССР Восточной Польши (Западной Белоруссии и Западной Украины) .

Примечания

  1. , p. 98.
  2. "Существенным отличием еврейской коллаборации является то, что она практически не имела под собой идеологической основы"
    Розенблат Е. С. // Сост. Басин Я. З. Уроки Холокоста: история и современность : Сборник научных работ. — Мн. : Ковчег, 2009. — Вып. 1 . — ISBN 978-985-6756-81-1 . 12 июля 2015 года.
  3. Михман Д. Еврейские лидеры и еврейское сопротивление // Катастрофа европейского еврейства. — 1. — Тель-Авив: Открытый университет Израиля , 2001. — Т. 4. — С. 263. — ISBN 965-06-0233-X .
  4. Арендт, Ханна. Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме / перевод Кастальский С., Рудницкая Н.. — М. : Европа, 2008. — С. 177. — 424 с. — ISBN 978-5-9739-0162-2 .
  5. . История антисемитизма и катастрофа . — По материалам курса Открытого университета Израиля . Дата обращения: 2 апреля 2011. Архивировано из 19 марта 2012 года.
  6. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  7. Беркнер С. . Дата обращения: 25 марта 2010. 1 апреля 2010 года.
  8. . Учебные материалы по истории антисемитизма и Шоа . — По материалам курса Открытого университета Израиля . Дата обращения: 2 апреля 2011. Архивировано из 19 марта 2012 года.
  9. Кардаш А. // Вести : газета. — декабрь 2006. 18 февраля 2013 года.
  10. Телушкин Д. Часть седьмая: Катастрофа. Глава 190. Юденрат. Капо // / пер. с англ. Н. Иванова, В. Владимирова. — Мосты культуры , 2009. — 623 с. — 2000 экз. ISBN 978-5-93273-292-2 . 3 декабря 2013 года.
  11. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  12. (англ.) . datasync.com. Дата обращения: 22 октября 2011. Архивировано из 25 августа 2012 года.
  13. Anna Hájková от 27 января 2016 на Wayback Machine
  14. Шехтман Г. // Народ мой : газета. — СПб. , 30.08.2007. — Вып. 16 (404) . 23 октября 2022 года.
  15. Савельева Я. Jewish.ru . ФЕОР (28 октября 2009). Дата обращения: 3 июля 2010. 20 июня 2013 года.
  16. (англ.) Piotrowski, Tadeusz . (англ.) . — Jefferson, NC and London: McFarland & Company , 1997. — P. .
  17. от 15 июня 2015 на Wayback Machine
  18. Зубкова Е. Ю. Прибалтика и Кремль. 1940-1953. — М. : Российская политическая энциклопедия , 2008. — С. 98. — 351 с. — (История сталинизма). — 2000 экз. ISBN 978-5-8243-0909-6 .

Литература

  • Jan T. Gross. A Tangled Web: Confronting Stereotypes Concerning Relations between Poles, Germans, Jews, and Communists (англ.) // István Deák, Jan T. Gross, & Tony Judt. The Politics of Retribution in Europe: World War II and Its Aftermath. — Princeton University Press , 2009. — P. 74—130 . — ISBN 9781400832057 .
  • Isaiah Trunk. Judenrat: the Jewish councils in Eastern Europe under Nazi occupation. — University of Nebraska Press, 1972. — 663 p. — ISBN 9780803294288 .


Источник —

Same as Еврейский коллаборационизм во Второй мировой войне