Interested Article - Ван Гог, Винсент

Винсе́нт Ви́ллем Ван Гог ( нидерл. и фр. Vincent Willem van Gogh , нидерландский: [ˈvɪnsənt ˈʋɪləm vɑŋ ˈɣɔx] (инф.) ; 30 марта 1853 , , Северный Брабант 29 июля 1890 , Овер-сюр-Уаз ) — нидерландский художник - постимпрессионист , чьи работы оказали значительное влияние на живопись XX века.

За десять с небольшим лет создал более 2 100 произведений, включая около 870 картин маслом. Среди них — портреты , автопортреты , пейзажи , натюрморты и панно с изображением оливковых деревьев, кипарисов, полей пшеницы и подсолнухов. При жизни был практически обойдён вниманием критиков.

Биография

Детство и юность

Родился на юге Нидерландов, недалеко от бельгийской границы. Отцом Винсента был Теодор Ван Гог, родившийся 8 февраля 1822 года, пастор реформатской церкви , а матерью — Анна Корнелия Карбентус, дочь переплётчика и продавца книг из Гааги . Винсент был вторым из семи детей Теодора и Анны Корнелии. Его назвали в честь деда по отцовской линии, который также всю свою жизнь посвятил протестантской церкви. Это имя предназначалось для первого ребёнка Теодора и Анны, который родился на год раньше Винсента, но умер, не прожив и дня. Так Винсент, хотя и был рождён вторым, стал старшим из детей.

Четыре года спустя после рождения Винсента, 1 мая 1857 года, родился его брат Теодорус Ван Гог (Тео). Помимо него, у Винсента был брат Кор (Корнелис Винсент, 17 мая 1867) и три сестры — Анна Корнелия (17 февраля 1855), Лиз (Элизабет Губерта, 16 мая 1859) и Вил (Виллемина Якоба, 16 марта 1862). Домашние помнили Винсента как своенравного, трудного и нудного ребёнка со «странными манерами», за что его часто наказывали. По словам гувернантки, в нём было что-то необычное, что отличало его от других: из всех детей Винсент был ей менее приятен, и она не верила, что из него может выйти нечто стоящее. Вне семьи, напротив, Винсент был тихим, серьёзным, задумчивым и почти не играл с другими детьми. В глазах односельчан он был добродушным, дружелюбным, предупредительным, сострадательным, милым и скромным ребёнком. Когда ему исполнилось семь лет, он пошёл в деревенскую школу, но через год его забрали оттуда, и вместе со своей сестрой Анной он обучался дома, у гувернантки. 1 октября 1864 года уехал в школу-интернат в в 20 километрах от родного дома. Отъезд причинил много страданий Винсенту, он не мог забыть этого, даже будучи взрослым. 15 сентября 1866 года начал обучение в другом интернате — колледже Виллема II в Тилбурге . Винсенту хорошо давались языки — французский , английский , немецкий . Там же он получал уроки рисования. В марте 1868 года, посреди учебного года, Винсент неожиданно бросил школу и возвратился домой. На этом заканчивается его формальное образование. О своём детстве он вспоминал так: «Моё детство было мрачным, холодным и пустым…» .

Работа в торговой фирме и миссионерская деятельность

Винсент Ван Гог в возрасте 18 лет (ок. 1871—1872)

В июле 1869 года устроился на службу в гаагский филиал крупной художественно-торговой фирмы Goupil & Cie , владельцем которого являлся его дядя Винсент («дядя Сент»). Там он получил необходимое обучение в качестве продавца. Первоначально будущий художник с большим рвением взялся за работу, добился хороших результатов, и в июне 1873 года его перевели в лондонский филиал Goupil & Cie. Благодаря ежедневному контакту с произведениями искусства, Винсент начал разбираться в живописи и ценить её. Помимо этого, он посещал городские музеи и галереи, любуясь работами Жана-Франсуа Милле и Жюля Бретона . В конце августа Винсент переехал на улицу Хакфорд, в дом 87 и снял комнату в доме Урсулы Лойер и её дочери Евгении. Есть версия, будто он был влюблён в Евгению, хотя многие ранние биографы ошибочно называют её именем матери, Урсулы. В дополнение к этой неразберихе с именами, которая существует уже десятилетия, последние исследования свидетельствуют о том, что Винсент был влюблён вовсе не в Евгению, а в немку по имени Каролина Хаанебик. Что же было на самом деле, остаётся неизвестным. Отказ возлюбленной потряс и разочаровал будущего художника; постепенно он потерял интерес к своей работе и начал обращаться к Библии . В 1874 году Винсента перевели в парижский филиал фирмы, но после трёх месяцев работы он снова уезжает в Лондон . Дела у него шли всё хуже, и в мае 1875 года он опять был переведён в Париж , где посещал выставки в Салоне и Лувре и в конце концов сам начал пробовать свои силы в живописи. Постепенно это занятие стало отбирать у него больше времени, и Винсент окончательно охладел к работе, решив для себя, что «у искусства нет худших врагов, чем торговцы картинами». В результате в конце марта 1876 года его уволили из фирмы Goupil & Cie по причине плохой работы, несмотря на покровительство родственников — совладельцев компании.

В 1876 году Винсент возвратился в Англию , где нашёл неоплачиваемую работу в качестве учителя в интернате в Рэмсгейте. В это же время у него возникает желание стать священником, как и его отец. В июле Винсент перешёл в другую школу — в Айзлворте (под Лондоном), где он выполнял работу учителя и помощника пастора. 4 ноября Винсент прочитал свою первую проповедь. Его интерес к Евангелию рос, и он загорелся идеей проповедовать беднякам.

На Рождество Винсент поехал домой, и родители уговорили его не возвращаться в Англию. Винсент остался в Нидерландах и в течение полугода работал в книжном магазине в Дордрехте . Эта работа была ему не по душе; большую часть времени он проводил, делая наброски или переводя отрывки из Библии на немецкий, английский и французский. Пытаясь поддержать стремление Винсента стать пастором, семья посылает его в мае 1877 года в Амстердам , где он поселился у своего дяди, адмирала Яна Ван Гога. Здесь он усердно занимался под руководством своего дяди Йоганесса Стрикера, уважаемого и признанного теолога, готовясь к сдаче вступительного экзамена в университет на отделение теологии. В конце концов он разочаровался в учёбе, бросил свои занятия и в июле 1878 года уехал из Амстердама. Желание быть полезным простым людям направило его в Протестантскую миссионерскую школу пастора Бокмы в Лакене под Брюсселем , где он прошёл трёхмесячный курс проповеди (однако существует версия, что он не окончил полный курс обучения и был выгнан из-за неряшливого внешнего вида, вспыльчивого характера и частых приступов ярости).

В декабре 1878 года Винсент направился на полгода миссионером в посёлок Патюраж в Боринаже, бедном шахтёрском районе на юге Бельгии , где развернул бурную деятельность: навещал больных, читал неграмотным Писание, проповедовал, обучал детей, а по ночам для заработка рисовал карты Палестины. Подобная самоотверженность расположила к нему местное население и членов Евангелического общества, ему назначили жаловане в пятьдесят франков. Пройдя полугодичный стаж, Ван Гог намеревался поступить в Евангельскую школу для продолжения образования, но счёл введённую плату за обучение проявлением дискриминации и отказался от обучения. В это же время Винсент обратился к дирекции шахт с ходатайством от имени рабочих об улучшении условий их труда. Ходатайство было отклонено, а сам Ван Гог был отстранён от должности проповедника синодальным Комитетом протестантской церкви Бельгии. Это сильно подкосило его морально.

Становление как художника

Спасаясь от депрессии и меланхолии, вызванной событиями в Патюраже, Ван Гог снова обратился к живописи, всерьёз задумался об учёбе и в 1880 году при поддержке брата Тео уехал в Брюссель , где начал посещать занятия в Королевской Академии изящных искусств . Однако через год Винсент бросил учёбу и вернулся к родителям. В этот период жизни он считал, что художнику вовсе не обязательно иметь талант, главное — много и усердно трудиться, поэтому он продолжил занятия самостоятельно.

В это же время Ван Гог испытал новое любовное увлечение, влюбившись в свою кузину, вдову Кее Вос-Стрикер, гостившую вместе с сыном в их доме. Женщина отвергла его чувства, но Винсент продолжал ухаживания, чем настроил против себя всех родных. В результате его попросили уехать. Ван Гог, испытав новое потрясение и решив навсегда отказаться от попыток устроить свою личную жизнь, уехал в Гаагу, где окунулся в занятия живописью и брал уроки у дальнего родственника — представителя гаагской школы живописи Антона Мауве . Винсент много работал, наблюдал за городской жизнью, особенно в бедных кварталах. Экспериментируя с цветом, он смешивал на одном холсте разные техники — мел, перо, сепию, акварель («Задворки», 1882, перо, мел и кисть на бумаге, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло; «Крыши. Вид из мастерской Ван Гога», 1882, бумага, акварель, мел, частное собрание Ж. Ренана, Париж). Большое влияние на художника оказало пособие Шарля Барга «Курс обучения рисунку». Он копировал все литографии пособия в 1880/1881 годах, а затем вновь в 1890 году, но уже только часть.

В Гааге художник попытался создать семью. На этот раз его избранницей стала беременная уличная женщина Христин, с которой Винсент познакомился прямо на улице и, движимый сочувствием к её положению, предложил переехать к нему вместе с детьми. Этот поступок окончательно рассорил художника с его друзьями и родственниками, но сам Винсент был счастлив: у него появилась модель. Однако у Христин оказался тяжёлый характер, и вскоре семейная жизнь Ван Гога превратилась в кошмар. Очень скоро они расстались. Художник не мог больше оставаться в Гааге и направился на север Нидерландов, в провинцию Дренте , где поселился в отдельной хижине, оборудованной под мастерскую, и целые дни проводил на природе, рисуя пейзажи. Однако он не очень увлекался ими, не считая себя пейзажистом, — много картин этого периода посвящено крестьянам, их повседневному труду и быту.

Ранние работы Ван Гога могут быть отнесены к реализму, хотя манеру исполнения и технику назвать реалистичными можно лишь с определёнными существенными оговорками. Одной из множества проблем, вызванной отсутствием художественного образования, с которыми столкнулся художник, стало неумение изобразить человеческую фигуру. В конце концов это привело к одной из основополагающих особенностей его стиля — толкованию человеческой фигуры, лишённой плавных или размеренно-грациозных движений, как неотъемлемой части природы, в чём-то даже уподобляющейся ей. Очень хорошо это видно, например, в картине «Крестьянин и крестьянка, сажающие картофель» (1885, Кунстхауз, Цюрих), где фигуры крестьян уподоблены скалам, а высокая линия горизонта словно давит на них, не позволяя разогнуться или хотя бы поднять голову. Подобный подход к теме можно увидеть и в более поздней картине « Красные виноградники » (1888, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). В серии картин и этюдов середины 1880-х гг. (« Выход из протестантской церкви в Нюэнене » (1884—1885), «Крестьянка» (1885, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), « Едоки картофеля » (1885, Музей Винсента Ван Гога, Амстердам), « Старая церковная башня в Нюэнене » (1885), написанных в тёмной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздавал гнетущую атмосферу психологической напряжённости. В это же время у художника сформировалось и собственное понимание пейзажа: выражение своего внутреннего восприятия природы через аналогию с человеком. Его художественным кредо стали собственные слова: «Когда рисуешь дерево, трактуй его как фигуру».

Осенью 1885 года Ван Гог покинул Дренте, потому что на него ополчился местный пастор, запретивший крестьянам позировать художнику и обвинивший его в аморальности. Винсент уехал в Антверпен , где снова начал посещать занятия живописью — на сей раз в живописном классе при Академии художеств. Вечерами ходил в частную школу, где рисовал обнажённые модели. Однако уже в феврале 1886 уехал из Антверпена к брату Тео в Париж, где тот торговал картинами.

Начался парижский период жизни Винсента, оказавшийся очень плодотворным и богатым на события. Художник посещал престижную частную художественную студию знаменитого на всю Европу педагога Фернана Кормона , изучал живопись импрессионизма , японскую гравюру , синтетические произведения Поля Гогена . В этот период палитра Ван Гога стала светлой, исчезли землистого оттенка краски, появились чистые голубые, золотисто-жёлтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок (« Агостина Сегатори в кафе „Тамбурин“ » (1887—1888, Музей Винсента Ван Гога, Амстердам), «Мост через Сену» (1887, Музей Винсента Ван Гога, Амстердам), «Папаша Танги» (1887, Музей Родена, Париж), « Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик » (1887, Музей Винсента Ван Гога, Амстердам).

Взятая художником за образец японская живопись и ксилография (гравюра по дереву), кроме палитры, внесла в его творчество элементы спокойствия и умиротворения, характерные и для других импрессионистов. С некоторыми из них — Анри де Тулуз-Лотреком , Камилем Писсарро , Эдгаром Дега , Полем Гогеном , Эмилем Бернаром — художник познакомился вскоре после приезда в Париж благодаря брату. Эти знакомства оказали самое благотворное влияние на художника: он обрёл родственную среду, которая его оценила, с увлечением принимал участие в выставках импрессионистов — в ресторане «Ла Фурш», кафе «Тамбурин», затем — в фойе «Свободного театра». Однако публика пришла в ужас от картин Ван Гога, что заставило его снова заняться самообразованием — изучать теорию цвета Эжена Делакруа , фактурную живопись Адольфа Монтичелли , японские цветные гравюры и плоскостное восточное искусство вообще. На парижский период жизни приходится наибольшее количество созданных художником картин — около двухсот тридцати. В их числе выделяются серии натюрмортов и автопортретов, серия из шести полотен под общим названием «Башмаки» (1887, Художественный музей, Балтимор), пейзажи. Меняется роль человека в картинах Ван Гога — его нет совсем, или же он является стаффажем . В работах появляются воздух, атмосфера и сочный цвет, однако художник по-своему передавал световоздушную среду и атмосферные нюансы, расчленяя целое, не сливая формы и показывая «лицо» или «фигуру» каждого элемента целого. Ярким примером такого подхода может служить картина «Море в Сент-Марье» (1888, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). Творческие поиски художника привели его к истокам нового художественного стиля — постимпрессионизма.

Последние годы. Расцвет творчества

Несмотря на творческий рост Ван Гога, публика по-прежнему не воспринимала и не покупала его картины, что весьма болезненно воспринималось Винсентом. К середине февраля 1888 года художник решил покинуть Париж и перебраться на юг Франции — в Арль , где намеревался создать «Мастерскую Юга» — своеобразное братство художников-единомышленников, работающих для будущих поколений. Самую важную роль в будущей мастерской Ван Гог отдавал Полю Гогену. Тео поддержал начинание деньгами, и в том же году Винсент переехал в Арль. Там окончательно определились своеобразие его творческой манеры и художественная программа: «Вместо того, чтобы пытаться точно изобразить то, что находится перед глазами, я использую цвет более произвольно, так, чтобы наиболее полно выразить себя». Следствием этой программы стала попытка выработать «простую технику, которая, видимо, будет не импрессионистской». Кроме того, Винсент начал синтезировать рисунок и цвет, чтобы полнее передать саму суть местной природы.

Хотя Ван Гог и заявил об отходе от импрессионистских методов изображения, влияние этого стиля сильно ощущалось в его картинах, особенно в передаче световоздушности («Персиковое дерево в цвету», 1888, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) или в использовании больших колористических пятен («Мост Англуа в Арле», 1888, Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн). В это время, подобно импрессионистам, Ван Гог создавал серии работ с изображением одного и того же вида, правда, добиваясь не точной передачи изменчивых световых эффектов и состояний, а максимальной интенсивности выражения жизни природы. Его кисти этого периода принадлежит также ряд портретов, в которых художник опробовал новую художественную форму.

Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах (« Жёлтый дом » (1888), « Кресло Гогена » (1888), «Жатва. Долина Ла-Кро» (1888, Музей Винсента Ван Гога, Амстердам), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах (« Ночная терраса кафе » (1888, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло); динамика цвета и мазка наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей (« Красные виноградники в Арле » (1888, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина , Москва )), но и неодушевлённые предметы (« Спальня Ван Гога в Арле » (1888, Музей Винсента Ван Гога, Амстердам)). Картины художника становятся более динамичными и напряжёнными по своему колориту (« Сеятель », 1888, Фонд Э. Бюрле, Цюрих), трагичными по звучанию (« Ночное кафе », 1888, Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен; « Спальня Ван Гога в Арле » (1888, Музей Винсента Ван Гога, Амстердам).

Жанна Кальман , прожившая в Арле всю жизнь, по её словам, в 13-летнем возрасте встретила Ван Гога в лавке своего отца. Художник показался ей «грязным, плохо одетым и недружелюбным» . В другом интервью она сказала, что не стала обслуживать его, поскольку «он был страшен как смертный грех, имел мерзкий нрав, и от него пахло выпивкой» .

25 октября 1888 года в Арль приехал Поль Гоген , чтобы обсудить идею создания южной мастерской живописи. Однако мирное обсуждение очень быстро переросло в конфликты и ссоры: Гоген был недоволен безалаберностью Ван Гога, сам Ван Гог же недоумевал, как Гоген не хочет понять саму идею единой живописи во имя будущего. В конце концов Гоген, искавший в Арле покойной работы и не нашедший его, решил уехать. Вечером 23 декабря после очередной ссоры Ван Гог набросился на друга с бритвой в руках. Гогену случайно удалось остановить Винсента. До сих пор неизвестна вся правда об этой ссоре и обстоятельствах нападения (в частности, есть версия, что Ван Гог напал на спящего Гогена, и последнего спасло от смерти лишь то, что он вовремя проснулся), однако в ту же ночь Ван Гог отрезал себе мочку уха. По общепринятой версии, это было сделано в порыве раскаяния; в то же время некоторые исследователи считают, что это было не раскаянием, а проявлением безумия, вызванного частым употреблением абсента . Есть также версия, что в ту ночь Ван Гога ранил Гоген, когда тот бросился на него с бритвой. Будучи хорошим фехтовальщиком, он рапирой отсек Ван Гогу мочку левого уха, после чего выбросил оружие в реку . На следующий день, 24 декабря, Винсента отвезли в психиатрическую лечебницу, где приступ повторился с такой силой, что врачи поместили его в палату для буйных больных с диагнозом « эпилепсия височных долей ». Сообщив о произошедшем Тео, Гоген спешно покинул Арль, не навестив Ван Гога в больнице.

В периоды ремиссии Винсент просил отпустить его назад в мастерскую, чтобы продолжать работу, однако жители Арля написали заявление мэру города с просьбой изолировать художника от остальных жителей. Ван Гогу было предложено отправиться в больницу для душевнобольных Сен-Поль в Сен-Реми-де-Прованс , недалеко от Арля, куда Винсент и прибыл 3 мая 1889 года. Там он прожил год, неустанно работая над новыми картинами. За это время им было создано более ста пятидесяти картин и около ста рисунков и акварелей. Основными видами полотен в этот период жизни становятся натюрморты и пейзажи, главными отличиями которых становятся неимоверное нервное напряжение и динамизм (« Звёздная ночь », 1889, Музей современного искусства, Нью-Йорк), противопоставление контрастных цветов и — в некоторых случаях — использование полутонов («Пейзаж с оливами», 1889, Собрание Дж. Г. Уитни, Нью-Йорк; «Пшеничное поле с кипарисами», 1889, Музей Метрополитен, Нью-Йорк).

В конце 1889 года его пригласили участвовать в брюссельской выставке « Группы двадцати », где работы художника сразу вызвали интерес у коллег и любителей живописи. Однако это уже не радовало Ван Гога, как не обрадовала и первая восторженная статья о картине «Красные виноградники в Арле» за подписью Альбера Орье , появившаяся в январском номере журнала «Меркюр де Франс» в 1890 году.

Весной 1890 года художник перебрался в Овер-сюр-Уаз , местечко под Парижем, где впервые за два года увиделся с братом и его семьёй. Он по-прежнему продолжал писать, но стиль его последних работ изменился окончательно, став ещё более нервным и гнетущим. Главное место в творчестве занял прихотливо искривлённый контур, словно зажимающий собой тот или иной предмет («Сельская дорога с кипарисами», 1890, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло; «Улица и лестница в Овере», 1890, Городской художественный музей, Сент-Луис; « Пейзаж в Овере после дождя », 1890, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). Последним светлым событием в личной жизни Винсента стало знакомство с художником-любителем доктором Полем Гаше.

«Ван Гог на смертном одре». Рисунок Поля Гаше

В 20-х числах июля 1890 года Ван Гог написал своё знаменитое полотно « Пшеничное поле с воронами » (Музей Ван Гога, Амстердам). 27 июля, выйдя на прогулку с материалами для рисования, художник выстрелил себе в область сердца из револьвера (по другой версии из ружья ), купленного для отпугивания птичьих стай во время работы на пленэре , однако пуля прошла ниже. Благодаря этому он самостоятельно добрался до номера гостиницы, где жил. Владелец гостиницы вызвал врача, который осмотрел рану и оповестил Тео, который приехал на следующий же день и провёл с Винсентом всё время, до самой его смерти спустя 29 часов после ранения от потери крови (в 1:30 ночи 29 июля 1890 года). В октябре 2011 года появилась альтернативная версия смерти художника. Американские историки-искусствоведы Стивен Найфех и Грегори Уайт Смит выдвинули предположение, что Ван Гог был подстрелен одним из подростков, которые регулярно составляли ему компанию в питейных заведениях .

По словам Тео, последними словами художника были: La tristesse durera toujours («Печаль будет длиться вечно») . Винсент Ван Гог был похоронен в Овер-сюр-Уаз 30 июля. В последний путь художника провожали брат и немногочисленные друзья. После похорон Тео взялся за организацию посмертной выставки работ Винсента, но заболел нервным расстройством и через полгода, 25 января 1891 года, скончался в Голландии . Через 23 года в 1914 году его останки были перезахоронены вдовой рядом с могилой Винсента .

Наследие

Признание и продажи картин

Художник на пути в Тараскон , август 1888 года, Винсент Ван Гог на дороге у , холст, масло, 48×44 см, бывший музей Магдебурга ; предполагается, что картина погибла в огне во время Второй мировой войны

Распространено ошибочное утверждение, что при жизни Ван Гога была продана только одна его картина — « Красные виноградники в Арле ». Данное полотно лишь было первым, проданным за существенную сумму (на брюссельской выставке «Группы двадцати» в конце 1889 года; цена за картину составила 400 франков). Сохранились документы о прижизненной продаже 14 работ художника, начиная с 1882 года (о чём Винсент написал брату Тео: «Первая овечка прошла через мост»), и в реальности сделок должно было произойти больше .

После первой выставки картин в конце 1880-х годов известность Ван Гога постоянно росла среди коллег, искусствоведов, дилеров и коллекционеров . После его смерти мемориальные выставки были организованы в Брюсселе , Париже , Гааге и Антверпене . В начале XX столетия состоялись ретроспективы в Париже (1901 и 1905) и Амстердаме (1905) и значимые групповые выставки в Кёльне (1912), Нью-Йорке (1913) и Берлине (1914) . Это оказало заметное влияние на последующие поколения художников . К середине XX века Винсент Ван Гог рассматривается как один из величайших и самых узнаваемых художников в истории . В 2007 году группа голландских историков составила « » для преподавания в школах, в котором Ван Гог был помещён в качестве одной из пятидесяти тем, наряду с другими национальными символами, такими как Рембрандт и художественная группа «Стиль» .

Наряду с творениями Пабло Пикассо работы Ван Гога являются одними из первых в списке самых дорогих картин , когда-либо проданных в мире, согласно оценкам с аукционов и частных продаж. В число проданных за более чем 100 миллионов (в эквиваленте 2011 года) входят: « Портрет доктора Гаше » , « » и « Ирисы » . Картина « » была продана в 1993 году за 57 млн долларов, невероятно высокую цену в то время, а его « Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой » был продан в частном порядке в конце 1990-х годов. По оценкам, цена продажи составила 80—90 миллионов долларов . Картина Ван Гога « Портрет доктора Гаше » была продана на аукционе за 82,5 млн долларов . «Вспаханное поле и пахарь» ушла с аукциона в Нью-Йоркском аукционном доме Christie’s за 81,3 млн долларов.

14 мая 2021 года в Нью-Йорке на аукционе « Кристис » картину импрессиониста «Мост в Тренктае» продали за 39 с лишним миллионов долларов .

Влияние

В своём последнем письме к Тео Винсент признался, что, поскольку у него не было детей, то он рассматривает свои картины как потомство. Размышляя над этим, историк Саймон Шама пришёл к выводу, что он «действительно имел ребёнка — экспрессионизм , и много-много наследников». Шама упоминает широкий круг художников, которые адаптировали элементы стиля Ван Гога, в их числе — Виллем де Кунинг , Говард Ходжкин и Джексон Поллок . Фовисты расширили область применения цвета и свободу в его использовании, так же как и немецкие экспрессионисты из группы « Die Brücke » и другие ранние модернисты . Абстрактный экспрессионизм 1940-х и 1950-х годов рассматривается как частично вдохновлённый широкими, жестикуляционными мазками Ван Гога. Вот что говорит искусствовед Сью Хаббард о выставке «Винсент Ван Гог и Экспрессионизм» :

В начале двадцатого века Ван Гог дал экспрессионистам новый живописный язык, который позволил им выйти за рамки внешнего поверхностного видения и проникнуть глубже в сущность истины. И вряд ли случайно, что в это же время Фрейд открывал глубины тоже модернового по сути понятия — подсознания . Эта прекрасная интеллектуальная выставка ставит Ван Гога на место, которое принадлежит ему по праву, — место первопроходца искусства модерна .

Hubbard, Sue. « ». Independent , 2007

В 1957 году британский художник Фрэнсис Бэкон (1909—1992) на основе репродукции картины Ван Гога «Художник на пути в Тараскон» , оригинал которой был уничтожен во время Второй мировой войны, написал серию своих произведений. Бэкон был вдохновлён не только самим изображением, которое он описал как «навязчивое», но и самим Ван Гогом, которого Бэкон расценивал как «отчуждённого лишнего человека» — положение, резонировавшее с настроением Бэкона.

Памятник Ван Гогу в Нюэнене

В дальнейшем ирландский художник отождествил себя с теориями Ван Гога в искусстве и процитировал строки из письма Ван Гога к брату Тео: «настоящие художники не рисуют вещи такими, как они есть… Они рисуют их, поскольку сами чувствуют себя ими» .

С октября 2009 по январь 2010 года в музее Винсента Ван Гога в Амстердаме состоялась выставка, посвящённая письмам художника , затем, с конца января по апрель 2010 года, выставка переехала в Королевскую академию художеств Лондона .

Галерея

Акции вандализма над картинами

14 октября 2022 года в Лондонской национальной галерее две активистки вылили консервированный томатный суп на картину Ван-Гога « Подсолнухи ». Стоимость картины оценивается в 84 млн долларов. Во время акции Фиби Пламмер, одна из активисток, заявила: «Топливо недоступно для миллионов голодных и холодных семей. Они не могут позволить себе даже разогреть банку супа». Девушки входят в состав группы Just Stop Oil, которая опубликовала пост об акции на своей странице в Twitter. Фотография активисток сопровождалась текстом: «Стоит ли искусство больше, чем жизнь? Больше, чем еда? Больше, чем справедливость? Рост цен и климатический кризис обусловлены нефтью и газом» .

Память

Кирк Дуглас в роли Ван Гога в фильме « Жажда жизни »
  • В честь Ван Гога назван кратер на Меркурии .
  • Художник изображён на бельгийской почтовой марке 1974 года.
  • В честь Винсента Ван Гога в городке Овер-сюр-Уаз, где художник прожил последние месяцы жизни, названа улица.
  • Его портрет использован для дизайна банкноты в B£20 ( брикстонских фунтов ) первого выпуска в 2009 году .

Примечания

  1. (англ.)
  2. (нидерл.)
  3. (нидерл.)
  4. . Вечерняя Москва . из оригинала 2 декабря 2018 . Дата обращения: 2 декабря 2018 .
  5. (англ.) . www.vangoghmuseum.nl. Дата обращения: 25 мая 2020. 11 июня 2020 года.
  6. (англ.) . CNN (4 августа 1997). Дата обращения: 24 ноября 2013. 22 марта 2014 года.
  7. Morris D. (англ.) // Daily Mail : газета. — (англ.) , 2008. 21 января 2014 года.
  8. . Дата обращения: 4 октября 2021. 4 октября 2021 года.
  9. . Дата обращения: 24 апреля 2012. 7 июня 2012 года.
  10. , с. 171.
  11. . Дата обращения: 17 октября 2011. Архивировано из 17 октября 2011 года.
  12. van Gogh, Theodorus . Webexhibits.org. — «he said, "La tristesse durera toujours" [The sadness will last forever]». Дата обращения: 28 апреля 2015. 24 июня 2011 года.
  13. , 152; , 260–264.
  14. , 367.
  15. Григорий Козлов . от 28 сентября 2014 на Wayback Machine // Вокруг света .
  16. John Rewald . Studies in Post-Impressionism (англ.) / The Posthumous Fate of Vincent van Gogh 1890—1970, p. 244—254, published by Harry N. Abrams 1986, ISBN 0-8109-1632-0 .
  17. Dorn, Roland, Leeman, Fred & alt. Vincent van Gogh and Early Modern Art, 1890—1914 (exh. cat). Essen & Amsterdam, 1990. ISBN 3-923641-33-8 (англ.) ISBN 3-923641-31-1 (нем.) ISBN 90-6630-247-X (нид.) .
  18. Rewald, John . The posthumous fate of Vincent van Gogh 1890—1970 (англ.) . Museumjournaal , August-September 1970. Republished in Rewald (1986), 248.
  19. (англ.) , Life Magazine , 10 October 1949, p. 82—87.
  20. от 17 апреля 2006 на Wayback Machine (англ.) . (недоступная ссылка с 14-05-2013 [3901 день]) .
  21. (нидерл.) . De Canon van Nederland . Foundation entoen.nu (2007). 17 августа 2012 года.
  22. Andrew Decker . от 25 июля 2011 на Wayback Machine The Silent Boom (англ.) , Artnet.com .
  23. (англ.) , TipTopTens.com . 17 марта 2013 года. .
  24. G. Fernández . от 9 июня 2021 на Wayback Machine (англ.) , TheArtWolf.com .
  25. . Мир Ван Гога . Дата обращения: 24 апреля 2012. 7 июня 2012 года.
  26. от 14 ноября 2017 на Wayback Machine .
  27. от 14 мая 2021 на Wayback Machine .
  28. Schama, Simon . Wheatfield with Crows (англ.) . Simon Schama’s Power of Art, 2006. Documentary, from 59:20.
  29. (англ.) , Tate. от 17 мая 2010 на Wayback Machine .
  30. David Minthorn . (англ.) , USA Today, 2007.
  31. Farr, Dennis; Peppiatt, Michael; Yard, Sally . Francis Bacon: A Retrospective (англ.) . Harry N Abrams, 1999. 112. ISBN 0-8109-2925-2 .
  32. (англ.) . от 20 ноября 2012 на Wayback Machine .
  33. (англ.) . Royal Academy of Arts. 17 августа 2012 года.
  34. . www.kommersant.ru (14 октября 2022). Дата обращения: 14 октября 2022. 22 октября 2022 года.
  35. (англ.) . Турбина.ру (21 марта 2019). Дата обращения: 26 мая 2021. 26 февраля 2020 года.

Литература

  • Ван Гог. Письма / Пер. с голл. — Л. М. , 1966.
  • Бейли, Мартин. Неизвестный Ван Гог. Последний год жизни художника / Пер. с англ. И. Матвеевой; научная редакция Л. Левицкая. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2019. — 224 с. — ISBN 978-5-00146-220-0 .
  • Ревалд Дж. Постимпрессионизм / Пер. с англ. — Т. 1. — Л. М. , 1962.
  • Перрюшо А. Жизнь Ван Гога / Пер. с франц. — М. , 1973.
  • Эник, Натали. Слава Ван Гога. Опыт антропологии восхищения / Пер. с фр. Карена Саркисова. — М. : V-A-C press, 2014. — 384 с. — 1500 экз. ISBN 978-5-9904389-6-5 .
  • Мурина Елена . Ван Гог. — М. : Искусство , 1978. — 440 с. — 30 000 экз.
  • Найфи, Стивен; Уайт-Смит, Грегори. Ван Гог. Жизнь: В 2 томах / пер. с англ. О. Якименко, Е. Желтовой; под ред. А. Щениковой-Архаровой. — СПб. : Азбука, 2016. — 672 с. — ISBN 978-5-389-06935-0 .
  • Дмитриева Н. А. Винсент Ван Гог. Человек и художник. — М. : Наука, 1980. — 404 с.
  • Стоун И. Жажда жизни (книга) . Повесть о Винсенте Ван Гоге / Пер. с англ. — М. : Правда, 1988.
  • Constantino Porcu. Van Gogh. Zijn leven en de kunst . — Нидерланды, 2004. — (Серия Kunstklassiekers ). (нид.)
  • Wolf Stadler. Vincent van Gogh . Amsterdam Boek, 1974. (Серия De Grote Meesters ) (нид.)
  • Frank Kools. Vincent van Gogh en zijn geboorteplaats: als een boer van Zundert . De Walburg Pers, 1990. (нид.)
  • Козлов Г. // Вокруг света. — 2007. — № 7.
  • Ван Гог В. Письма к друзьям / Пер. с фр. П. Мелковой. — СПб. : Азбука; Азбука-Аттикус, 2012. — 224 с. — (Азбука-классика). — 5000 экз. — ISBN 978-5-389-03122-7 .
  • Гордеева М., Перова Д. Винсент Ван Гог // Великие художники. — Т. 18. — К. : Комсомольская правда — Украина, 2010. — 48 с.
  • David Sweetman. . — Touchstone, 1990. — ISBN 978-0-671-74338-3 .
  • Deborah Hayden. . — Basic Books, 2003. — ISBN 978-0-465-02881-8 .
  • Wouter Van der Veen, Peter Knapp. Van Gogh in Auvers: His Last Days. — Monacelli Press, 2010. — ISBN 978-1-58093-301-8 .

Ссылки

Источник —

Same as Ван Гог, Винсент