Interested Article - Сосновский, Лев Семёнович

Лев Семёнович Сосновский ( 1886 , Оренбург , Российская Империя 3 июля 1937 , Москва , СССР ) — российский революционер и советский политический деятель, журналист, публицист.

Биография

Родился в Оренбурге в семье отставного кантониста -еврея. С 1897 года учился в гимназии и подрабатывал в переплётной мастерской отца и в его небольшой адвокатской конторе. Об отце сам Л. Сосновский сообщал в своей автобиографии, что он был «отставной николаевский солдат, прошедший… чуть не 25 лет солдатчины». Человек малограмотный, Семён Сосновский сумел, однако, превратиться в «предпринимателя уездного масштаба» и дать образование сыну. Уже в гимназические годы Л. Сосновский обнаружил журналистские способности и «сатирические» наклонности: «Мы стали издавать рукописный ученический журнальчик, где я в стихах вышучивал кое-каких педагогов. Стихи были, конечно, неважные» . Стихов Сосновский позже не писал, но, став профессиональным журналистом, в отличие от большинства партийных публицистов, остался им и после революции.

Начало революционной деятельности

В 1903 году в Самаре Сосновский познакомился с людьми, которые ввели его в социал-демократический кружок; там он стал читателем ленинской « Искры » и чуть позже, по собственным словам, начал оказывать партии «посильные услуги (технического характера)»: «Аптека, где я служил, была очень удобна и для хранения всякой нелегальщины, и для встреч с нелегальными работниками. На моё имя получалась переписка из-за границы и иная. Приезжавшие из разных мест партийные работники являлись в аптеку и от меня получали адреса явок» . В конце концов он решил сам наведаться по одному из тех адресов, которыми снабжал партийных работников, — и вступил в нелегальную организацию большевиков.

В революционном 1905 году Сосновский был направлен на работу в Златоуст , но, уже в начале 1906 года вынужденно его покинув («через Урал потянулась карательная экспедиция одного из кровавых генералов»), и не найдя никаких организаций ни в Самаре , ни в Одессе , отправился познавать мир: «Забрался в трюм первого попавшегося парохода, не справившись даже, куда он идёт. За Константинополем вылез из трюма и был поставлен капитаном на чёрную работу. В Алжире (Сев. Африка) я с парохода удрал, так как капитан угрожал предать меня в Англии суду за самовольное проникновение на судно. С тремя рублями начал жизнь эмигранта. Работал на табачной фабрике, в аптеке, пока удалось добраться до Парижа … Безработный, часто бездомный, голодный, я жадно вбирал в себя впечатления новой для меня обстановки. Посещал лекции, диспуты, занимался в библиотеках, посещал собрания профсоюзов Парижа, попал даже на конгресс профсоюзов Франции в Амьене (1906 г.)» .

Между двумя революциями

Вернувшись в Россию, Сосновский занялся созданием профсоюзов. Первым опытом стал союз печатников в типографии газеты « Туркестанский курьер» в Ташкенте , куда он устроился наборщиком. В 1909 г. он уже секретарь профсоюзов текстильщиков и кожевников Москвы . Арест, призыв в армию в качестве поднадзорного («Это вам будет похуже ссылки, в казарме вам покажут») и не совсем законное — благодаря взятке — освобождение от солдатской службы, заставили Сосновского искать прибежище у брата, издававшего в маленьком уездном городе газету. Здесь он и обратился наконец к своему давнему призванию: «Обычно газета при всей её левизне редко выходила за пределы местных тем. Моё пребывание в газете совпало с сильным неурожаем в крае. И тут, наблюдая деятельность царских правительственных органов в борьбе с последствиями неурожая, наблюдая воровство, бездарность, бюрократизм, бездушное отношение властей к голодающему населению, мы стали разоблачать начальство ядовитыми фельетонами. Посыпались штрафы, конфискации газеты» . Это было первое признание.

Работал в Баку .

В 1913 г. стал литсотрудником « Правды », организовал рабочий журнал «Вопросы страхования», в котором и был секретарем, но продолжалось это недолго: в том же году осенью Сосновский был арестован и до 1916 года отбывал ссылку в Челябинске , где он «по возможности проводил влияние „Правды“ в рабочую массу, вербовал подписчиков и корреспондентов, проникал в кооперативы, союзы, пользовался всякими возможностями легального и отчасти нелегального порядка». По окончании срока ссылки поселился в Екатеринбурге и стал членом Екатеринбургского губернского и городского комитетов РСДРП(б).

В 1917 году

Революция застала Сосновского в Екатеринбурге, где он и работал на протяжении всего года, пользуясь успехом как журналист и оратор, и внёс свой вклад в победу РСДРП(б) в большинстве уральских Советов. Став председателем областного Совета Урала , Сосновский в конце ноября 1917 г. баллотировался в Учредительное собрание от Пермской губернии и в декабре, как избранный депутат, отправился в Петроград , где уже открылась новая страница истории партии.

После революции

Сосновский Л. С. в компании В. И. Ленина и московского фоторепортера А. И. Савельева во время закладки первого камня памятника К. Марксу на Театральной площади в Москве, 1 мая 1920
Сосновский Л. С. в компании В.И. Ленина и московского фоторепортера А.И. Савельева во время закладки первого камня памятника К. Марксу на Театральной площади (на тот момент площадь Свердлова ) в Москве, 1 мая 1920

После революции Сосновский занимал ряд ответственных постов: в 1917 — 1924 гг. был членом Президиума ВЦИК , в 1919 1920 гг. — председателем Харьковского губкома КП(б)У, в 1921 г. заведовал агитпропом ЦК РКП(б) . С 25 апреля 1923 по 23 мая 1924 — был членом Центральной контрольной комиссии РКП(б) . Однако истинным его призванием была журналистика. В конце 1917 — начале 1918 г. Сосновский вместе с В. Володарским редактировал «Красную газету» в Петрограде; в мае 1920 г., с началом кампании по восстановлению транспорта, ненадолго возглавил газету « Гудок », тогда же преобразованную в ежедневную . И. о. наркома путей сообщения в своём приказе призвал творческий коллектив газеты «оповещать весь путейский мир и всю страну о жизни нашего транспорта — каждой дороги, каждого участка, мастерской, области, реки, района, затона и пр.» , — задача эта была бы невыполнима без активного участия самих работников транспорта, и Сосновскому здесь мог пригодиться опыт, накопленный в газете «Беднота», редактором которой он был, с небольшими перерывами, с 1918 до 1924 года . «В Москве на меня возложена была задача создания массовой крестьянской газеты. Пришлось слить существовавшие в то время газеты партии „Дерев. Беднота“ (Петроград) и „Дерев. Правда“ (Москва)» . Новая газета очень скоро приобрела популярность и к концу 1919 г. достигла значительного для того времени тиража в 750 тыс. экземпляров . Активное участие в газете принимали сами крестьяне (а в годы гражданской войны — и солдаты); их письма, сообщения, жалобы на местных работников постоянно публиковались в « Бедноте », а редакция готовила для председателя Совнаркома специальные обзоры крестьянских писем под названием «Барометр бедноты» . «Работа в „ Бедноте “, — писал Сосновский, — чтение массы крестьянских и солдатских писем впервые сблизили меня с крестьянскими делами. В 1918 г. по жалобе одного крестьянина на безобразия местных властей я был командирован в Бежецкий уезд Тверской губ. для расследования. Поездка <…> меня очень многому научила, заставила продумать многое в отношении деревенских дел. Летом 1919 г. я был в числе других работников командирован в провинцию для инструктирования и выправления партийной политики мест и попал <…> в ту же Тверскую губ. Проехав несколько уездов, разбирая всевозможные жалобы, выступая на множестве крестьянских собраний, я продолжал учиться этому сложному и ответственному делу, ранее мне не известному, — политике партии в деревне».

Неудивительно, что Сосновский оказался одним из тех, кто ещё в 1920 году считал необходимым изменение экономической политики, и на X съезде РКП(б) , принявшем декрет о замене продразвёрстки продналогом , говорил: «Мне представляется, — не знаю, как товарищам, работающим на местах, — что для многих районов России эта уступка, которую сейчас мы будем обсуждать, кое-где явится запоздалой или недостаточной; она была бы гораздо более действенной в прошлом году об эту пору. И надо сказать, что кое-кто именно в прошлом году, перед партийным съездом, предлагал это и обращал внимание на необходимость такого шага» .

В оппозиции

Лидеры оппозиции в 1927 году незадолго до их высылки из Москвы. Сидят слева направо: Л. Серебряков, К. Радек, Л. Троцкий, М. Богуславский и Е. Преображенский; стоят: Х. Раковский, Я. Дробнис, А. Белобородов и Л. Сосновский.

В октябре 1923 года Сосновский подписал «Заявление 46-ти» и за принадлежность к Левой оппозиции в 1924 году был отстранён от редактирования «Бедноты», — вплоть до 1927 г. довольствовался ролью ответственного сотрудника «Правды». В 1927 году подписал «Заявление 83-х» и прошёл весь путь, предначертанный для «неисправимых» оппозиционеров: на XV съезде ВКП(б) в декабре 1927 года в числе 75 «активных деятелей троцкистской оппозиции» был исключён из партии ; в 1928 году отправлен в ссылку, 29 апреля 1929 года , находясь в Барнауле , вновь был арестован и приговорён Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ 24 мая 1929 г. по ст. 58-10 УК к 3 годам лишения свободы. По мнению В. З. Роговина , причиной или поводом для такого ужесточения наказания могла стать резкая критика политики Сталина в деревне в письмах оппозиционерам ; так, в одном из них, ещё летом 1928 года, Сосновский писал:

Закрытие рынка, поголовный обход дворов, введение в употребление термина „излишки“, запрещение молоть крестьянам зерно выше скудной потребительской нормы, принудительное распределение (с наганом) облигаций займа, нарушение всех сроков взимания налога, самообложение, как дополнительный внезапный налог на середняка ( кулака окулаченный аппарат не очень беспокоил) — где в нашей платформе или контр-тезисах что-нибудь подобное? Упразднение НЭПа в деревне — кому из нас могло это прийти в голову даже в горячке дискуссии? А ЦК всё это осуществил. Пусть не играют комедии с обвинениями в перегибе. Достаточно официальных документов имеется, чтобы изобличить руководство в отмене на практике нэпа .

Содержался сначала в Челябинском политизоляторе; в январе 1930 года в « Бюллетене оппозиции » было опубликовано письмо ссыльного оппозиционера, в котором сообщалось, что заключенные изолятора издавали под редакцией Л. Сосновского журнал «Правда за решеткой» . Позже был переведен в Томский политизолятор. 13 апреля 1932 года срок заключения был продлён тем же органом ещё на 2 года (по этому приговору был реабилитирован 4 июля 1993 года прокуратурой Алтайского края).

Сосновский Лев Семёнович с сыном Андрюшкой (3 июля 1927)
Сосновский Лев Семёнович с сыном Андрюшкой (3 июля 1927)
Сосновская Ольга Даниловна с детьми: Володей, Андреем и Лёвой (14 августа 1930)
Сосновская Ольга Даниловна с детьми: Володей, Андреем и Лёвой (14 августа 1930)

Последние годы

После формального отречения от оппозиции, вслед за Раковским , в 1934 году Сосновский был возвращён в Москву, стал членом редколлегии газеты «Социалистическое земледелие», сотрудничал в качестве фельетониста в «Известиях»; был даже восстановлен в партии в 1935 г., но ненадолго: 23 октября 1936 г. он был вновь арестован, а 3 июля 1937 г. Военной коллегией Верховного Суда СССР приговорён к расстрелу по обвинению во вредительстве и участии в антисоветской троцкистско-террористической организации. Расстрелян был в тот же день, 3 июля 1937 г. Реабилитирован 28 июня 1958 г. ВКВС СССР.

Семья

Жена — Ольга Даниловна Сосновская-Гержеван с 1937 года находилась в заключении, в сентябре 1941 года была расстреляна в Орловской тюрьме.

Сын — Владимир Львович Сосновский был арестован в 1941 году и до 1 декабря 1953 года находился в сталинских лагерях. В январе 1990 года участвовал в Учредительной конференции общества «Мемориал», в дальнейшем был председателем Бийского городского отделения общества «Мемориал»; автор воспоминаний о ГУЛАГе . Умер в 2004 году .

Сочинения

  • Весь хлеб — всему народу : (О продовольственных рабочих отрядах) — Москва : Изд-во Всерос. центр. испол. ком. сов. р., с., и к. д., 1919. — 24 с.
  • Что такое «антоновщина» и кому она выгодна? — [Москва] : Гос. изд-во, 1921. — 16 с. — (Рабоче-крестьянские листовки)
  • Расея. — [Москва] : Гос. изд-во, [1922]. — 18, [2] с. — (Серия агитационно-художественная)
  • — Ленинград : Прибой, 1927. — 46, [2] с. — (Дешёвая библиотека)

Примечания

  1. Lev Semenovič Sosnovskij // — 2002.
  2. Lev Semenovič Sosnovskij // (польск.)
  3. Deutsche Nationalbibliothek Record #1019222425 // (нем.) — 2012—2016.
  4. . Дата обращения: 13 октября 2009. Архивировано из 14 декабря 2013 года.
  5. . Дата обращения: 15 сентября 2011. 21 декабря 2014 года.
  6. «Гудок» (газета железнодорожников) // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  7. Дата обращения: 13 октября 2009. 28 января 2020 года.
  8. «Деревенская беднота» // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  9. «Беднота» // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  10. X съезд РКП(б). Стенографический отчёт. М., 1963. С. 79
  11. . Дата обращения: 14 сентября 2011. Архивировано из 27 сентября 2013 года.
  12. Роговин В. З. от 15 июня 2008 на Wayback Machine
  13. . Дата обращения: 20 ноября 2018. Архивировано из 4 марта 2016 года.
  14. . Дата обращения: 20 ноября 2018. Архивировано из 5 марта 2016 года.
  15. Роговин В. от 28 апреля 2011 на Wayback Machine

Источники

  • В. Роговин.
  • В. Роговин.
  • Л. Г. Протасов. Люди Учредительного собрания: портрет в интерьере эпохи. М.: РОССПЭН , 2008.
Источник —

Same as Сосновский, Лев Семёнович