Interested Article - Тот

Тот (иначе Теут , Тут , Туут , Тоут , Техути , Джехути др.-греч. Θώθ , Θόουτ от егип. ḏḥwty , возможно произносится ḏiḥautī ) — древнеегипетский бог мудрости, знаний, Луны , покровитель библиотек, учёных, чиновников, государственного и мирового порядка. Является одним из самых ранних египетских богов . Основным центром его почитания был Шмун, или Эшмунен ( Гермополь Великий). Стервятник.

Он изображался, как правило, в виде человека с головой ибиса , в руках он держал посох и анх . Однако кроме этого варианта было множество других вариантов его изображения. Священными животными Тота были павиан и ибис .

Считается, что Маат была женским дополнением Тота .

История изучения

Работы о боге Тоте были ещё до расшифровки Шампольоном египетской письменности, они опирались на сведения древнегреческих и римских авторов. Наиболее известной из подобных трудов была книга Яблонского «Pantheon Aegyptiorum sive de di iseorum commentariius» (1724), в которой он выступал против популярной в то время точки зрения, что Тот — историческое лицо, возможно один из царей, и придерживался позиции, что он был мифологическим персонажем .

Египетские памятники как источник информации о Тоте первым использовал сам Шампольон, невзирая на бессистемность и устарелость сведений, ему первому удалось установить, что это божество было связано с Луной и загробным миром. Достаточно много информации о нём в древнеегипетских памятниках нашёл Карл Лепсиус : некоторые надписи из гробниц Гермопольских номархов , издание Книги мертвых и изучение Гермопольской огдоады дали много материала для изучения Тота. Достаточно долго этот материал было невозможно корректно использовать, по той причине, что египтология придерживалась мнения о застойности египетской культуры. Из-за этого разные данные привлекались как единое целое, а свидетельства древнегреческих источников ставились в один ряд с данными о Древнем и Среднем царствах . Из-за этого научные работы о Тоте грешили огромным количеством неточностей, в частности, в работе Бругша была сделана попытка изучить его как местную форму Шу , близкую к Хепри и Хнуму .

Ранние представления

Культ Тота происходил из города Шмун, или Эшмунен ( Гермополь Великий), там же был центр его почитания . Изначально в этом городе был распространён культ зайца. Он был вытеснен из города культом Тота, а из всех священных животных, почитавшихся там (павиана, змеи и восьми божеств-лягушек), продолжили почитать только павиана, бывшего ведущим животным на праздниках фараона, уже в качестве воплощения Тота . А в более ранней гермопольской мифологии он был архигетом этих восьми божеств .

Первоначально почитался в качестве ибиса , возвещавшего разлив Нила , уничтожавшего гадов и олицетворявшего лучшие качества человека . Возможно, тогда же он был астральным богом и следил за равновесием на небе . Кроме того, в Текстах пирамид Тот был богом, желавшим быть помощником царя в загробном мире. Цари очень желали его помощи, но его конкретная роль в тех верованиях из текста не ясна .

Неизвестно, имел ли он характеристики лунного божества ещё во времена его регионального почитания в Гермополе, или же это значение он приобрёл в дальнейшем, однако, изначальное влияние Тота как лунного божества вполне вероятно: бог Луны может быть наравне или даже влиятельнее солнечного, у многих древних народов лунные боги считались покровителями, защитниками скота и людей, а также, такие божества часто изображались мудрыми .

В первоначальной системе верований Тот-Луна считался левым глазом Хора (Солнце считалось правым глазом Гора ), повреждённым в ходе сражения с Сетом . Позже, в эпоху Древнего царства, Тот трансформировался в самодостаточного бога, которого иногда называли сыном Ра . Тем не менее, его продолжали считать языком Птаха и сердцем Ра .

Представления во время расцвета Древнего Египта

Позже его представляли в первую очередь как мудрейшего бога, изобретателя иероглифов , письменности и календаря , автора священных книг, покровителя библиотек, мага, покровителя учёных и чиновников . С ним связывалось знание всех наук, особенно магии . Как бог Луны, он был заместителем бога Ра . Он был членом триады Птах -Хор-Тот, позднее трансформировавшейся в Ра-Хор-Тот . Кроме того, он был богом слова , его слова приводили к действиям (в качестве бога слова он имел титул «могущественный в речах») . Согласно древнеегипетской мифологии, он создал весь мир словом .

Будучи богом Луны (эти функции всё больше переходили сыну Амона Хонсу ) с титулом «Серебряный Атон », полученным в период Позднего Египта , Тот через фазы этого небесного тела был связан с любыми астрономическими или астрологическими наблюдениями, что и вызвало в итоге превращение Тота в бога мудрости и магии . В династический период постепенно забывалась роль Тота как творца, а всё больше подчёркивалось то, что он создал письменность, был богом мудрости, сохранял баланс между днём и ночью в начале вселенной, был судьёй между Гором и Сетом и имел абсолютную беспристрастность и справедливость . В какой-то момент Тот фактически стал руководить судом мёртвых вместо Осириса .

Тот
иероглифами
G26 t
Z4
Тот в Книге Мертвых, в руках у него тросточка и палетка

Его считали создателем письма, покровителем архивов, Гермиопольской библиотеки и писцов . Помимо письменности, он считался изобретателем или учредителем большинства религиозных и повседневных обрядов. Поэтому он опекался измерениями и разнообразными событиями, происходящими в мире. В пантеоне богов он занимал почётное место писца, секретаря и визиря верховного бога Ра, и вместе с богиней справедливости и порядка Маат во время небесного путешествия Ра стоял сразу за ним .

В качестве протоколиста Тот присутствовал на суде мёртвых Осириса . Занимая особое место среди древнеегипетских богов , он был могущественнее Осириса и даже бога Ра. Он был крайне важным богом в Книге мертвых : там он называется «Писец Маат в эннеаде богов », на изображениях в Книге Мертвых у него в руках инструменты для письма: палетка и палочка из тростника . Считался автором ряда заупокойных текстов .

Поздние представления

Во время Третьего переходного периода, когда Гермополь стал играть важную роль в египетской политике, культ Тота становился всё более популярным. Растущая популярность Тота привела к появлению новой интерпретации мифа о творении, основанного на принципах Огдоады — Тот в образе ибиса снёс яйцо, из которого на свет появился Ра / Хепри / Атум / Нефертум . Модификацией этого мифа стал миф о рождении Ра из Золотого яйца, снесённого гусём .

В эллинистический период его считали создателем священных книг, включая Книгу Дыхания .

Миф об изменении календаря

Тоту также приписывали изобретение года, состоящего из 365, а не 360 дней. Согласно Плутарху , он выиграл эти пять дополнительных дней, составлявших 1/72 года, в игре в кости, и, добавив их в конец года, посвятил их празднествам в честь Осириса , Сета, Хорура, Исиды и Нефтис (Нефтиды) — богов, родившихся именно в эти пять дополнительных дней (поздний вариант мифа повествует о том, что богине Нут было запрещено рожать в 360 календарных дней, поэтому её дети появились на свет на протяжении пяти дней, выигранных Тотом) .

Египтяне также верили, что он вёл счёт времени и создал его разделение на месяцы и годы. Тот имел титул «владыка времени» , и считался одним из его богов наряду с Хех .

Священные животные

Священными животными Тота были птица ибис и обезьяна ( павиан ) . Из них основным и более древним символом был ибис: неизвестно, когда павиан стал его вторым символом, поскольку в древнейших текстах он в этом качестве не упоминается .

Причин, по которым ибис стал главным священным животным Тота, было немало: сама эта птица сообразительна, красива, её отличают мерная походка и красивый полёт. Охотится эта птица на насекомых и ящериц, что также в глазах древних египтян делало её благодетелем. Вероятно, они также обратили внимание на связь жизни этой птицы и Луны . В результате, он стал главным символом этого божества, зачастую слова «Тот» и «Ибис» египтяне использовали как синонимы, что приводило к различным играм слов .

Павиан, будучи вторым его священным животным, мог получить такое значение по нескольким причинам: по мнению Масперо , древние народы любили приписывать обезьянам человечность, способность говорить и т. д. Кроме того, причинами были связь жизни павианов с луной , их отвращение к запрещённой жрецам рыбе, на египетском слово, обозначавшее павиана-гамадрила, было удвоением глагола «писать» .

Изображения

Изображение Тота в виде павиана

Чаще всего он изображался в образе человека с головой ибиса, в руках у него был скипетр и анх . В других изображениях он, как лунный бог Аах, изображался как мумия с локоном волос Гарпократа , на таких изображениях у него были месяц и полная луна, а в руках — различные атрибуты Осириса .

Иногда встречаются изображения Тота в образе павиана, так как эта обезьяна считалась весьма разумным созданием . Павиан играл важную роль в Книге мертвых, в ней он показан восседающим на опоре весов, на которых взвешивались души. Роль павиана заключалась в наблюдении за весовой стрелкой, если стрелка показывала равновесие, то он сообщал эти данные Тоту. Генрих Карл Бругш считал, что павиан — олицетворение Тота в качестве бога равновесия и павиан был символом двух равноденствий : осеннего и весеннего. Павиан был связан с Луной, что подтверждается изображениями, где на голове у павиана полумесяц и диск. Также он был представителем Тота как «владыки божественных слов и писца богов», что доказывается изображением, где он держит в лапе палетку Тота и письменный тростник и именуется вышеуказанными титулами .

Головные уборы

Изображение Тота с короной Хемхемет

Поскольку Тот был летописцем, на некоторых изображениях у него на голове был полумесяц , на других изображениях он носил корону Хемхемет , на которой были кобра, рога, солнце и прочее . Как у бога, который считал годы и время вообще, на некоторых изображениях у него на голове были полумесяц и диск. Он был воплощением одного из вариантов богов Ин-Хера и Шу , поэтому на части изображений у него на голове были короны этих богов. На некоторых изображениях Тот носил двойную корону Юга и Севера .

Происхождение

В древнеегипетской мифологии Бог мудрости, знаний, письма, магии и луны. А также сын Хекат и Хнума . Его священное животное ибис или павиан, с головой которого он изображался.

Помощники Тота и его фараоны-тезки

Мраморный бюст фараона Тутмоса III

Считалось, что помощником Тота был павиан по имени Астенну (или Истен), один из четырёх павианов, наблюдающих за судом Осириса в загробном мире ( Дуат ) и иногда считавшимся воплощением самого Тота. Богиня письменности Сешат обычно считалась дочерью Тота. .

Во время Второго переходного периода один из фараонов XVI династии носил имя , то есть Тот. Имя Тота также входило в состав имён четырёх могущественных фараонов XVIII династии Тутмосидов , в том числе Тутмоса III (Джехутимесу III).

Культ и места почитания

Основным центром почитания Тота был Шмун, или Эшмунен ( Гермополь Великий) . Именно в этом городе находился главный храм Тота .

Однако, его почитали в той или иной степени и по всему Древнему Египту . Храмы Тота также были в: Бахе, Пер-абе, Урите, Та-уре, Талмисе, Пселкете, Сепе, Хате, Иа-джа-Мутете, Имен-хери-ибе, Та-кенсе , Рехуи, Хесерте и Абидосе .

В эпоху Третьего переходного периода и Позднего Царства Гермополь становится столицей Египта, что позволяет культу Тота выйти на новый уровень. В честь Тота в Гермополе миллионы ибисов были подвержены мумификации .

Культ в Гермополе

Поскольку египетская религия всегда сохраняла определённую региональность поклонений, наиболее торжественным и глубоким был культ Тота в Гермополе . О его глубине, в частности, говорит то, что первым в списке жреческих титулов Тотготпа I, местного номарха, значится «великий пяти в храмах Тота юга и севера», и спустя два тысячелетия в списке номов из Идфу гелиопольский жрец назван «великим пяти, первым обоих престолов, совершающим обряды ка его» (подразумевается Тот). Под «пятью» подразумеваются Тот и ещё 4 члена гелиопольской огдоады божеств, аналогично в других городах верховные жрецы носили титулы, отождествлявшие их с местными верховными богами: у главного жреца в городе Мемфис был титул «великий руководитель работ», а аналогичное лицо в городе Танис имело звание «владыка правды» .

Считается, что Тоту был посвящён целый квартал в Гермополе, названный в честь священного «огненного озера», вероятно, там также находился и некрополь .

Общеегипетский культ

О почитании Тота фараонами немало говорит Папирус Харриса (завещание фараона Рамсеса III ): сразу после перечисления даров Фивам , Мемфису и Гелиополю идёт описание поклонений богу Шу , а следующим в списке является уже Тот. Согласно тексту, Рамсес построил ему огромный храм, который снабдил множеством даров, включая рабов . Из папируса можно заметить, что Тоту посвящён более подробный текст, и даны более щедрые дары, чем другим региональным богам, таким как Хнум или Хатхор .

Отождествления

Гермес Меркурий Трисмегист, современник Моисея. Мозаика на полу кафедрального собора Сиены , 1480-е годы

У древних греков мудрости покровительствовала богиня Афина , а не бог, поэтому Тот был отождествлён ими с Гермесом , которому ранее такие функции не приписывались. Результатом взаимного воздействия египетской и эллинистической культур стало возникновение мифологического образа Гермеса Трисмегиста (Hermes Trismegistos, «Гермеса Триждывеличайшего»), центральной фигуры герметизма и легендарного основателя алхимии .

Тот также ассоциировался с римским Меркурием .

См. также

Примечания

  1. Иоффе Д. // Критика и семиотика. — 2009. — Вып. 13 . — С. 95 . 4 марта 2016 года.
  2. Jenny Hill. (англ.) . Ancient Egypt Online. Дата обращения: 2 апреля 2016. 1 апреля 2016 года.
  3. , с. 416.
  4. , Введение, с. 2.
  5. , Введение, с. 3.
  6. , Введение, с. 4.
  7. , с. 148—149.
  8. , с. 3.
  9. / Р. И. Рубинштейн // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев . — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1988. — Т. 2 : К—Я. — 719 с.
  10. , Ермополь, с. 16.
  11. Тураев Б. А. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  12. , Ермополь, с. 15.
  13. , с. 147.
  14. Wolfgang Helck . Kleines Lexikon der Ägyptologie. — 4. — Wiesbaden: Harrassowitz, 1999. — ISBN 3-447-04027-0 .
  15. , с. 2.
  16. , с. 148.
  17. , с. 419.
  18. , с. 151.
  19. , с. 152.
  20. Adolf Erman. . — Berlin: Reimer, 1909.
  21. , с. 420.
  22. Hans Bonnet. Lexikon der ägyptischen Religionsgeschichte. — 3, unveränderte Auflage. — Hamburg: Nikol, 2000. — ISBN 3-937872-08-6 .
  23. , Ермополь, с. 22.
  24. , Ибис. — Тот. — Имя, с. 8.
  25. , Ибис. — Тот. — Имя, с. 10.
  26. , Ермополь, с. 23.
  27. , с. 420-421.
  28. Н. Н. Швец. . — Москва: Центрполиграф, 2008. — С. —162. — 256 с. — ISBN 978-5-9524-3466-0 .
  29. , с. 148-149.
  30. , Культ Тота, с. 112.
  31. , Культ Тота, с. 113.
  32. , Культ Тота, с. 119—120.
  33. , Культ Тота, с. 116—117.
  34. , Культ Тота, с. 118.
  35. Jaroslav Černý . Thoth as Creator of Languages (англ.) // Journal of Egyptian Archæology. — 1948. — No. 34 . — P. 121—122 .

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Тот