Interested Article - Эпидейктическая речь

Эпидейкти́ческая речь , эпиде́йктика (от др.-греч. ἐπι - «сверх» и δεῖξις - « указание » ) — один из жанров риторики .

Термин «эпидейктическая речь» впервые встречается в «Риторике» Аристотеля , а родоначальником этого жанра риторики считают Горгия . Современники связывают появление направления эпидейктики с его произведениями « Похвала Елене » и « Защита Паламеда » . Аристотель выделил три рода риторических речей: совещательные, судебные и эпидейктические. « Дело эпидейктической речи — хвалить или порицать » . Её целью является создание определённого эмоционального состояния.

Общая характеристика

Целью эпидейктической речи является создание у адресата определённого эмоционального состояния — радости или гнева , гордости или презрения , вдохновения или отвращения и т. п. Таким образом эпидейктическая речь представляет собой апелляцию к человеческим чувствам . Классическим примером является Геттисбергская речь Авраама Линкольна 1863 года. В ней не было ничего нового, неизвестного для слушателя, она не стремилась побудить солдат к каким-то действиям, но вызвала у них чувство гордости и душевный подъём .

По назначению эпидейктические речи подразделяются на два вида: (1) в которых преобладает оценка события (порицание, похвальное слово) и (2) речи «на случай» (юбилей, открытие Олимпиады и т. п.) . Торжественные или хвалебные речи, которые произносили по поводу праздников, побед в сражениях и т. п. были распространены уже в Античности. Их называли « панегириками ». Первой торжественной речью на Руси, которая дошла до современников, было « Слово о законе и благодати » митрополита Киевского Илариона середины XI века .

Предметом эпидейктической речи ещё Аристотель называл «прекрасное или постыдное». Прекрасным в данном случае подразумевается всё то, за что можно хвалить. Таким образом в речах, чьей главной целью является доставить удовольствие адресату, подчёркивают его достоинства, хорошие поступки и т. п. Речи, имеющие своим предметом постыдное, направлены на формирование у адресата негативного эмоционального отношения к событию или явлению. Они имеют целью вызвать презрение, негодование, отвращение, ненависть, желание противостоять злу .

Эпидейктическая речь требует соответствующей тональности произнесения. В отличие от других типов речей достижение цели (эмоционального состояния) предполагает не только смысловую суть, но и верную тональность. Избыточные сентиментальность и пафос могут привести к обратному эффекту. Речь следует произносить искренне и с теплотой, зачастую недопустима ироническая интонация. Также эпидейктическая речь скорее всего не достигнет цели — создания эмоционального состояния, если будет прочитана по бумажке .

Структура и содержание

Эпидейктическая речь имеет трёхчастную структуру. В первой части оратор указывает на повод или случай, который обусловил выступление («поздравляя сегодня нашего юбиляра», « Вероломное военное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня, продолжается. »). Во вступлении может быть сформулирована и задача речи — тезис , который она будет обосновывать (« Неужели немецко-фашистские войска в самом деле являются непобедимыми войсками, как об этом трубят неустанно фашистские хвастливые пропагандисты? Конечно, нет! ») .

В основной части тезис обосновывается различными аргументами. В эпидейктической речи возможно несколько способов формирования основной части. Она может предполагать пересказ наиболее значительных и положительных событий из жизни юбиляра, экскурс в историю, размышления об актуальных проблемах, обличение неправомерных действий и т. д. Особенностью содержания эпидейктической речи является использование оценочной информации, эпитетов, сравнений, метафор и экспрессивной лексики .

Завершение эпидейктической речи предполагает различные пожелания («Желаю участникам и гостям Форума плодотворной работы!») или призывы («Все силы народа — на разгром врага! Вперед, за нашу победу!») .

Манипулятивный потенциал

В эпидейктической речи выделяют ряд особенностей, которые несут сильный манипулятивный потенциал :

  1. значимость повода, который обусловил выступление, для целевой аудитории. Это предполагает широкий охват, количество людей, которые прослушают речь;
  2. возможность подготовить речь заранее;
  3. эпидейктическая речь в большинстве случаев не предполагает ответа и дискуссии;
  4. предполагает констатацию в ущерб логичности. Более того возможно использование арсенала языковых средств для придания «истинности» логически неверным и недоказуемым утверждениям.

Благодаря этому эпидейктические речи стали одним из наиболее мощных каналов трансляции политических, социальных и культурных установок .

Жанры эпидейктической речи

Эпидейктические речи, имеющие своей целью вызвать положительные эмоции и/или возвышенные чувства, могут быть произнесены в таких жанрах :

  • поздравление — предполагает наличие конкретики, в которой бы отобразилась индивидуальность адресата, будь-то один человек или группа лиц. Основная часть содержит акцент на привлекательных качествах адресата. Этот жанр эпидейктических речей наиболее устойчив, что с одной стороны обеспечивает лёгкость создания, а с другой — предполагает большой риск использования банальностей и стандартных клише. Достижение цели — создание у адресата положительных эмоций требует творческого подхода, что в условиях типовой структуры, может быть затруднительным;
  • благодарность ;
  • — содержание речи основано на перспективах, вечных ценностях, исторических и семейных традициях, что должно вызвать у адресата чувства надежды, радости и восторга;
  • тост ;
  • .

Эпидейктические речи могут носить как неофициальный, так и официальный характер. В кризисных ситуациях публичные выступления имеют цель вызвать справедливый гнев и/или сильный эмоциональный отклик, что предполагает определённые действия. Они происходят в жанре официальных обращений и заявлений . Особым жанром эпидейктической речи является , которая одновременно содержит как поддержку родственников и близких умершего, так и скорбь и сожаление .

Примечания

  1. , p. 281.
  2. , Аристотель. Риторика. I. 3. 1358b, с. 24—25.
  3. , Эпидейктическая речь.
  4. , Эпидейктическая речь.
  5. , с. 183.
  6. .
  7. , с. 182—183.
  8. , с. 182.

Литература

  • Античные риторики / собрание текстов, статьи, комментарии и общая редакция проф. А. А. Тахо-Годи. — М. : Издание Московского университета, 1978. — 71 300 экз.
  • Анисимова Т. П., Гимпельсон Е. Г. . — М. : МОДЭК, 2004. — 432 с. — ISBN 5-89502-632-X .
  • Меньшенина С. В. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. — 2005. — Вып. 4 . — С. 181—185 . — ISSN .
  • Химик В. В. / ответственный редактор В. В. Химик, Л. Б. Волкова. — М. : Юрайт, 2019. — 308 с. — ISBN 978-5-534-00358-1 .
  • Шаповалова Т. А., Витютнева А. С. // Вестник Томского государственного университета. История. — 2015. — Вып. 6 (38) . — ISSN .
  • Consigny Scott. // Philosophy & Rhetoric. — 1992. — Vol. 25, № 3 . — P. 281—297.
Источник —

Same as Эпидейктическая речь