Interested Article - Горгий

Го́ргий ( др.-греч. Γοργίας ; около 483 года до н. э., Леонтины , Сицилия — 380—376 годы до н. э., Лариса , Фессалия ) — древнегреческий софист , крупнейший теоретик и учитель красноречия V века до н. э., «отец риторики ». Горгий был одним из первых ораторов нового типа — не только практиком, но и теоретиком красноречия, за плату обучавшим юношей из богатых семей выступать и логически мыслить. В 427 году до н. э., в возрасте около 60 лет, он возглавил посольство к афинянам с просьбой о защите от агрессивно настроенных Сиракуз . Речи Горгия в сочетании с политической целесообразностью подвигли афинян начать закончившуюся для них катастрофой Сицилийскую экспедицию . После 427 года до н. э. он обосновался в материковой Элладе, много путешествовал, жил в различных полисах, в том числе Афинах и Ларисе .

Горгий в первую очередь известен как «отец риторики». Отношение к искусству красноречия у него было сугубо прагматичным. Речь, по мнению Горгия, представляет собой воздействие на душу, способна влиять на аудиторию магией слов. Нововведениями Горгия были манера и стиль речей. Он привносил ощущение важности в любую тему. Использованные им приёмы получили впоследствии название «горгианских» или «горгиевых». Именно его в Античности считали творцом греческой художественной прозы. Положительная сторона деятельности Горгия для развития общества, философии и науки состояла в изучении человеческого мышления . Человек начал рефлексировать и изучать самого себя.

Ещё античные авторы подчёркивали, что истина как таковая Горгия не интересовала. Его критиковали за то, что преподаваемые им уловки и хитрости создавали манипуляторов, «игроков слова». За ним закрепилась репутация «создателя ослепительной неискренности». Из сочинений Горгия практически полностью сохранились две речи « Похвала Елене » и « Защита Паламеда », а также два парафраза «Трактата о небытии» (встречаются и другие переводы названия «Трактат о не-сущем, или О природе», «О том, чего нет, или О природе»). Относительно жанровой принадлежности «Трактата о небытии» у современников нет единого мнения. Его воспринимают либо как риторическую атаку на грани шутки на философскую школу элеатов ; либо как философский труд отрицавшего всё что бы то ни было нигилиста Горгия; либо как продолжение и развитие философии элеатов.

Источники

Сведения из античных источников о Горгии были собраны и опубликованы в классическом труде Г. Дильса «Die Fragmente der Vorsokratiker» 1903 года. Немецкий историк выделил 34 свидетельства о жизни Горгия, 30 фрагментов с его цитатами и изречениями, 2 подражания-пародии на горгиевы речи. Наиболее полные биографии представлены в «Жизнеописаниях софистов» Филострата и « Исторической библиотеке » Диодора Сицилийского . Также сведения биографического характера о Горгии содержатся в сочинениях Диогена Лаэртского , Ксенофонта , Плутарха , Павсания , Цицерона , Плиния Старшего , Исократа , Клавдия Элиана , Аполлодора , Афинея , Квинтилиана , Платона Апология Сократа » и диалоги « Горгий », « Менон », « Федр », « Филеб »), Аристотеля , Климента Александрийского и византийской энциклопедии Суда .

Цитаты и фрагменты сочинений Горгия приведены у Исократа , Секста Эмпирика , Платона , Теофраста , Афанасия Великого , Филострата, Максима Плануда , Аристотеля, Климента Александрийского, Плутарха, Дионисия Галикарнасского и Прокла .

Биография

Горгий родился около 483 года до н. э. в халкидской колонии Леонтинах в восточной части Сицилии . О семье Горгия известно немного. Его отца звали Хармантид, брата, по профессии врача, Геродик. Также у Горгия была сестра, чей сын посвятил в Дельфах золотую статую Горгию. Современник и ученик Горгия Исократ утверждал, что он прожил жизнь холостяком . Учился у философа Эмпедокла в Акраганте , а также, возможно, риторов Коракса и Тисия . Эмпедокл был не только философом, но и известным врачом. Искусство убеждать, как подчёркивал Горгий, было и остаётся составляющей работы врача. Горькие микстуры, болезненные методы лечения требовали от доктора умения уговорить больного претерпеть необходимые страдания. В диалоге Платона Горгий рассказывает: « Мне неоднократно приходилось сопровождать брата или других врачей к какому-нибудь больному, который отказывался пить микстуру или не давал оперировать себя ножом или огнём; и там, где увещевания врача оставались тщетными, мне удавалось убедить больного единственно с помощью искусства риторики » .

Интеллектуальную хронологию жизни Горгия можно условно разделить на три периода. Начав с увлечения наукой о законах природы и материи, Горгий перешёл в «антилогический» период (конец 40-х годов V века до н. э.), который плавно сменился риторическим .

Горгий стал знаменитым ритором и софистом . Он был одним из первых ораторов нового типа — не только практиком, но и теоретиком красноречия, за плату обучавшим юношей из богатых семей говорить и логически мыслить. Такие учителя назывались софистами, «специалистами по мудрости». Согласно Диодору Сицилийскому , со своих учеников он брал за обучение по сто мин . Горгий настолько преуспел в накоплении, что после смерти, согласно Исократу, оставил громадную по античным меркам сумму в тысячу золотых статеров . Педагогика Горгия была основана на убеждении, что искусству красноречия можно обучиться эмпирическим путём . Метод обучения состоял в составлении типовых образцов, которые ученику следовало заучить наизусть .

В 427 году до н. э. в возрасте 60 лет Горгий возглавил посольство к афинянам с просьбой о защите от агрессивно настроенных Сиракуз . В Афинах он имел успех. Горгий собирал в театре граждан, чтобы продемонстрировать искусство импровизации и красноречия. Он предлагал афинянам задавать любые вопросы, на которые тотчас давал ответ в ходе высокопарной речи. Современные историки подчёркивают роль Горгия в успехе посольства . Речи Горгия впечатлили афинян: « они действовали вроде очаровательной музыки на чувства афинян, слышавших Горгия и в частных кружках, и в театре; они действовали так благодаря своей увлекательной прелести, своему поэтическому колориту, массе образов, остроумным оборотам, обилию всевозможных украшений и восторженной дикции; мысли находились друг с другом в ритмическом сочетании, так что получалось впечатление вполне законченного художественного произведения ». Речи Горгия в сочетании с политической целесообразностью подвигли афинян начать закончившуюся для них катастрофой Сицилийскую экспедицию .

После 427 года до н. э. Горгий обосновался в материковой Элладе, много путешествовал, жил в различных полисах, в том числе Афинах и Ларисе , где правил один из его учеников Ясон . Он выступал с речами на панэллинских играх , в том числе и Олимпийских , в Дельфах и других местах Эллады. О невероятной силе убеждения Горгия свидетельствует, что в Фессалии публичное выступление и ораторское дело стало называться производным от имени Горгия словом др.-греч. γοργιάζω («горгоречие» ) . В Дельфах ему установили золотую или позолоченную статую, что было проявлением особого почёта, которым Горгий пользовался в Элладе. До этого никто, в том числе знаменитые полководцы и государственные деятели, не удостаивался такой чести .

Дата смерти Горгия в источниках разнится . Современные энциклопедии датируют событие промежутком между 380 и 376 годами до н. э. Таким образом, Горгий прожил долгую жизнь и умер в возрасте старше ста лет. Античные источники подчёркивают, что он до конца жизни сохранил ясность ума. На вопросы о причинах столь долгой жизни Горгий отвечал, что «никогда ничего не делал ради удовольствия» .

Сочинения

Из сочинений Горгия практически полностью сохранились две речи « Похвала Елене » и « Защита Паламеда ». Наиболее ранним текстом Горгия является «Трактат о небытии» (встречаются и другие переводы названия «Трактат о не-сущем, или О природе», «О том, чего нет, или О природе») около 444 года до н. э. Первоначальный текст «Трактата о небытии» не сохранился. До наших дней он дошёл в виде двух парафразов Секста Эмпирика и анонимного автора сочинения «О Мелиссе, Ксенофане и Горгии», где непосредственно Горгию посвящены пятая и шестая главы . Тон «Трактата» полемичен, а сам он направлен против элеатов .

«Защиту Паламеда» датируют промежутком между 30-ми годами V века до н. э. и первым десятилетием IV века до н. э. По мнению Чарльза Сегала эта речь имеет сходство с речью Сократа 399 года до н. э. в изложении Платона в суде. Более того, «Защита Паламеда» могла оказать влияние на « Апологию Сократа » Платона .

Дату написания «Похвалы Елене» соотносят с « Троянками » (415 год до н. э.) и « Еленой » (412 год до н. э.) Еврипида . Общепринятой датой в литературе считается 415 год до н. э.

Из утерянных сочинений Горгия особую известность получила «Олимпийская речь» 392 года до н. э. Со ступеней храма Зевса в Олимпии Горгий призвал прекратить внутригреческие распри и направить силы на победу над варварами . К утерянным сочинениям, о существовании которых известно благодаря цитированию у других античных авторов, относятся «Надгробная речь» , «Пифийская речь» или «Хвалебная речь к элейцам» , трактат-руководство по риторике .

Учение

Риторика

Отношение к риторике у Горгия было прагматичным. Для определённых людей достоверная и правильная речь будет прагматически неверной , так как приведёт к проигрышу. Также любая правильная речь может оказаться неэстетичной и невыразительной для тех, от кого зависит решение. Главное качество речи, согласно Горгию, представляет её убедительность , способность влиять на убеждения и мнения толпы . Ритор — семантический колдун, выступление которого представляет собой магию слов. Речь воздействует на душу. Выступление за счёт ритмичности и циклических колебаний может и должно загипнотизировать слушателя .

С именем Горгия связано введение в обиход понятия «καιρός», предполагающего произнесение «надлежащих вещей надлежащим людям в надлежащее время» . Нововведениями Горгия были манера и стиль речей. Он привносил ощущение важности в любую тему. Сам стиль красноречия назвали «горгианским». Его спецификой было чрезмерное использование риторических приёмов, таких как метафоры , аллегории , образные выражения, гипаллаги , катахрезы , гипербатоны и др. Благодаря этим техникам прозаическая речь воспринималась как поэтическая .

Традиция сохранила немногое из творческого наследия Горгия. Согласно Аристотелю , он дал следующий совет оратору : «следует серьёзность противника отражать посредством шутки, а шутки посредством серьёзности» . Целиком сохранились лишь две речи, приписываемые Горгию, — « Похвала Елене » и « Защита Паламеда » , написанные на сюжеты мифов о Троянской войне . С этими речами связано появление жанра риторики эпидейктики , предполагавшей похвалу или порицание, создание у аудитории необходимого эмоционального состояния . Свои сочинения Горгий писал на аттическом диалекте древнегреческого языка .

Анализ речей

«Похвала Елене»

В Древней Греции Елена символизировала противоположность женским добродетелям — верности, материнству и честности. Согласно мифам она изменила мужу, оставила малолетнюю дочь Гермиону и бежала с любовником Парисом из Спарты в Трою , что стало поводом для кровопролитной Троянской войны . Таким образом Горгий взял на себя непростую задачу защиты вымышленного персонажа, чья вина была общепризнанной. Единственной добродетелью Елены греки считали телесную красоту. «Похвала Елене» была написана Горгием в качестве образца для риторического упражнения — «похвалы» или эпидейктической речи на парадоксальную тему. Целью Горгия было не восстановление справедливости, а создание апологии (защитной речи), которая бы оправдала Елену в глазах аудитории. В этом контексте метким является утверждение Исократа (436—338 годы до н. э.), что Горгий вроде бы написал энкомий (похвалу), а на самом деле произнёс апологию всего того, что натворила Елена .

Горгий в своей речи взялся за деконструкцию стереотипа и создание нового образа мифологического персонажа . Оправдание Елены должно было стать практической иллюстрацией теоретических идей автора о силе речи. Античный софист ставит своей целью убедить слушателя в невиновности героини. Сами же категории «виновности» или «невиновности» его мало интересовали, так как он считал, что истины как таковой не существует. Имеется лишь восприятие того или иного утверждения в качестве истинного .

В «Похвале Елене» использовано множество фигур речи , три из которых позднее получили название «горгиевых» или «горгианских». Под «фигурой» в риторике понимают обороты и приёмы организации речи, которые не привносят дополнительной информации, но придают высказываемой мысли выразительность и своеобразие . К горгианским фигурам в «Похвале Елене» относятся изоколон , гомеотелевтон и антитеза .

Изоколон или равночленность — фигура речи в которой колоны (относительно цельные смысловые отрезки фразы) одинаковы или соотносимы по объёму, построены по тождественным синтаксическим конструкциям и обладают одним и тем же ритмом . Примерами изоколонов в «Похвале Елене» являются: « Многие во многих страсти она возбудила, вкруг единой себя многих мужей соединила, полных гордости гордою мощью: кто богатства огромностью, кто рода древностью, кто врождённою силою, кто приобретённою мудростью ; все однако же, покорены были победною любовью и непобедимым честолюбием », « Совершила ль она, что совершила, силой любви побеждённая, ложью ли речей убеждённая или явным насилием вдаль увлечённая, иль принужденьем богов принуждённая , — во всех этих случаях нет на ней никакой вины » .

Антитеза — фигура образованная сопоставлением противоположных слов или словосочетаний. С помощью антитезы достигается усиление выразительности речи: « А если любовь — болезней людских лишь страданье, чувств душевных затменье, то не как преступленье нужно её порицать, но как несчастья явленье считать. Приходит она, как только придёт, судьбы уловленьем — не мысли веленьем , гнёту любви уступить принуждённая — не воли сознательной силы рождённая. »

Гомеотелевтон — использование слов одинакового морфологического строения и созвучными окончаниями — « Теперь же не так-то легко помнить прошедшее , разбирать настоящее , предвидеть грядущее , так что в очень многом очень многие берут руководителем души своей представление — то, что нам кажется. »

«Защита Паламеда»

Паламед — герой Троянской войны , которого убили греки из-за ложного обвинения Одиссея . «Защита Паламеда», как и «Похвала Елене», является учебной риторической речью. Произведение представляет собой речь Паламеда, которую тот должен был бы произнести для своего оправдания . Вначале Паламед подготавливает аудиторию, возбуждает жалость к обвиняемому и ненависть к своему обвинителю Одиссею .

Паламед строит защиту на тезисах , что он не мог бы совершить измены, даже если бы этого желал, и не захотел бы её совершать, если бы и мог . Представленная Горгием аргументация представлена среди прочего на «приёме матрёшки» — чтобы предать греков, следовало бы сделать А, что невозможно; но если бы А было возможным, то потребовалось бы выполнение условия В, а так как В невозможно и т. д. Чем больше таких последовательных логических составляющих вписано в общую нить повествования, тем более убедительной выглядит вся аргументация .

В «Защите Паламеда» Горгий впервые в известной нам литературе применил технику двухшагового опровержения тезиса, получившую название «аргумента от противного» . Имеется тезис (А), что Паламед ложно обвинён Одиссеем . Техника доказательства построена от обратного, от допущения, что Паламед виновен. В ходе обвинения Одиссей, сам того не желая, приписывает Паламеду одновременно безумие и мудрость: « Ты в своём обвинении посредством вышеприведённых рассуждений приписал мне две крайние противоположности: мудрость и безумие, что невозможно иметь одному и тому же человеку. Ведь поскольку ты говоришь, что я искусен, весьма способен и изобретателен, ты приписываешь мне мудрость, а поскольку ты говоришь, что я предал Грецию, (ты приписываешь мне) безумие ». Горгий демонстрирует, что одновременное признание мудрости и безумия приводит к возникновению логического противоречия, то есть к «В» и «не В». А раз так, то верить Одиссею нельзя и, соответственно, обвинение ложно. Используемая Горгием техника предполагает двухшаговое опровержение тезиса: (1) вначале определяется несколько альтернатив, одна из которых истинна, если тезис верен, а затем (2) каждая из альтернатив по очереди опровергается .

Философия

Античная традиция включает Горгия в число философов, которые обсуждали элеатский вопрос . Первое, что обращает на себя внимание — название трактата «О не-сущем, или О природе» (Περὶ τοῦ μὴ ὄντος ἢ Περὶ φύσεως). Оно представляет собой перевёрнутое именование труда элеата Мелисса «О природе, или О сущем» (Περὶ φύσεως ἢ Περὶ τοῦ ὄντος). Главный тезис трактата «Ничего не существует» можно рассматривать как сам по себе, так и в качестве пародии на учение философской школы элеатов. Парменид утверждал, что «сущее есть», а Горгий с помощью приёмов софистики оппонировал: «Ничего нет» .

Среди учёных нет единого мнения относительно жанра горгиева трактата. Одни относятся к нему, как к пародии, шутке, адресатом которой является философия элеатов. Другие напротив отмечают нешуточный характер аргументации, глубину и неоднозначность проблемы . Если рассматривать трактат Горгия вне контекста полемики с элеатами, то заложенная в нём концепция «ничего не существует» представляет идущий вразрез с позицией здравого смысла радикальный нигилизм , отрицание всего сущего .

Согласно Горгию, истинного знания не существует, ведь даже то, что мы лично пережили, мы припоминаем и познаём с трудом; нам следует довольствоваться правдоподобным мнением. Трактат признан современниками одним из наиболее ярких манифестов агностицизма . Основная мысль трактата — «Ничего не существует; но даже если нечто существует, то оно не познаваемо; но даже если и познаваемо — то необъяснимо для другого». Эти три положения Горгий обосновывает следующими аргументами :

  1. Если сущее вечно, то оно беспредельно, а если беспредельно, то оно нигде, а если нигде, то его нет. Если сущее не вечно, то оно произошло или из сущего, что невозможно, так как тогда бы сущее было прежде себя самого, либо из не-сущего, что также невозможно, поскольку из не-сущего ничего не происходит. Следовательно, сущее не вечно и не не вечно. Следовательно, его вообще нет. (Также Горгий ведёт рассуждение, о том, что сущего нет, поскольку оно ни единое, ни множественное).
  2. Если даже сущее существует, то оно не мыслится, поскольку мыслимое не тождественно сущему, иначе существовали бы в реальности Сцилла и Химера .
  3. Если сущее и мыслится, то оно неизъяснимо другому, поскольку изъясняем мы посредством слов, а слово не тождественно обозначаемому им предмету и не может его объяснить, поскольку напротив, слово мы объясняем, указывая на предмет.

Установка Парменида , что «Помимо Бытия нет ничего» опровергается Горгием. Он в своих аргументах идёт по пути доказательств от противного. Во втором аргументе Горгий на первый взгляд обосновывает то, о чём утверждал Парменид, а именно, что докса как мнение не существует. Мыслимое существует лишь в уме, являясь не-сущим. Сцилла, Харибда, сражающиеся на море колесницы не могут существовать в действительности. Одновременно рассуждать о не-сущем возможно, как и о сущем . Не-сущее и сущее, которого не существует, оказываются объяснимыми и осмысленными понятиями. При этом возникает затруднение, что объяснить и артикулировать их правильно не представляется возможным, так как каждый раз мы говорим о не-сущих понятиях, как о существующих .

Отношение к философскому трактату Горгия в XIX—XXI веках существенно видоизменялось. В XIX и первой половине XX историки считали, что трактат «О небытии» следовал той же цели, что и речи «Похвала Елене» и «Защита Паламеда». Он был риторической атакой на элеатов с их рассуждениями о сущем и Бытии. Такая интерпретация не отвечала на вопрос о рациональности его создания, так как затрагивался весьма далёкий от интересов широкой публики вопрос. Попытки найти в трактате философское содержимое приводили к навешиванию на Горгия ярлыка «нигилиста», отрицавшего всё что бы то ни было .

Математик Д. Г. Фон-дер-Флаас описал теоремы Горгия с точки зрения математики. «Ничего в мире не существует» — любое множество состоит из элементов, каждый из которых не имеет материального объекта. «Если что и существует, то непознаваемо для человека» — аксиомы , которые по определению признаются истинными без требований доказательства, открытые математические проблемы , как например гипотеза Коллатца . «Даже если и познаваемо — то необъяснимо для другого» — большинство математических доказательств .

Эта концепция теряет популярность в исследованиях последних 50 лет. Её начинают воспринимать в качестве наиболее нелогичного из возможных прочтений трактата. Она не соответствует другим речам, где Горгий никогда не выступал в роли философа, который попирает здравый смысл. В этом контексте трактат интерпретируют, как попытку Горгия доказать, что «ничего не существует абсолютно». Горгий предстаёт критиком Парменида, чьё учение можно выразить определением: «что бы мы ни искали (исследовали), оно существует и не может не существовать». Горгий отрицает «чистое существование» и подчёркивает, что если таковое признать, то оно и есть ничто .

Третья трактовка противоречит второй. В соответствии с данной интерпретацией Горгий соглашается с «чистым существованием» Парменида. Если в соответствии с родоначальником школы элеатов существует только то, что мыслится, то каким образом может быть помыслено ничто? Тогда главный тезис произведения можно интерпретировать с позиции «ничто существует» .

Ученики

Горгий за деньги учил красноречию. Некоторые из его учеников стали знаменитыми политиками, риторами, писателями и философами. К таковым относят оратора и писателя Исократа , государственного деятеля Алкивиада , философа Алкидаманта , основоположника кинизма Антисфена , трагика Агатона , софиста Поликрата , государственного деятеля и философа Крития , друга Ксенофонта .

В ораторском искусстве Горгию, согласно Диогену Лаэртскому, подражал Эсхин-сократик .

Критика

Горгий — действующее лицо одноимённого диалога Платона « Горгий ». В этом сочинении впервые употреблено слово ρητορική . Это свидетельствует о том, что сам Горгий скорее всего не называл себя «ритором». Согласно Платону Горгий в первую очередь «мастер слова», человек способный менять внешний вид вещи посредством «силы слова». Единственным призванием Горгия является обучение других «мастерству слова», а само искусство Горгия представляет собой искусство словесной магии. По утверждениям Платона, сочинения Горгия неискренни, выводят на первый план форму изложения, а не истинность утверждений . Целью горгиевой риторики является убеждение, а не поиск истины. Его риторика — это искусство, с помощью которого следует выступать в судах и на Народном собрании безотносительно того, справедливы и истинны ли те или иные утверждения . В диалоге « Федр » Платон пишет: «а Тисия и Горгия обойдём вниманием? Они полагали, будто нужно уважать не столько истинность, сколько вероятность и объясняют малое большим, а большое — малым, придумывают то короткие, то пространные речи» . На момент написания одноимённого диалога Платоном Горгий был жив. Афиней передаёт две легенды о реакции софиста на озаглавленный его именем труд. По одной он сказал: «Здорово же умеет этот Платон насмешничать», по другой — «ни я ему ничего такого не говорил, ни от него не слышал» .

Комедиограф Аристофан в « Птицах » упоминает варварское племя горгиев, которые своими языками сеют, жнут и собирают плоды .

В текстах Платона и Аристотеля преобладает точка зрения, что горгианство — это множество слов при отсутствии идей, а сам Горгий в первую очередь оратор, своего рода «стилист» речи и никак не серьёзный философ. Эту точку зрения принимают и многие современные антиковеды .

Исократ , хоть и ставит Горгия в один ряд со знаменитыми философами, подчёркивает в наставлении молодёжи: « они должны остерегаться того, чтобы не иссушить свой ум в этих занятиях, не увлечься учениями древних софистов, из которых одни утверждали, что число элементов бесконечно, Эмпедокл же называл четыре элемента, среди которых находятся Вражда и Любовь, Ион называл не более трёх, Алкмеон только два, Парменид и Мелисс — один, Горгий же вообще ни одного. Со своей стороны, я полагаю, что все эти странные измышления подобны трюкам фокусников, которыми, хотя в них нет никакой пользы, восхищаются глупцы. Те же, кто хочет совершить что-либо полезное, должны во всех своих занятиях отбросить прочь пустые рассуждения и действия, не приносящие никакой пользы в жизни » .

За Горгием закрепилась репутация «создателя ослепительной неискренности», либо что «истинность» для Горгия лишь предпосылка для эффективного обмана .

Влияние

Горгий является представителем «старших софистов», основоположником одноимённого направления философии. Слово «софист» происходит от др.-греч. σοφιστής , что означает «мудрец». При этом софисты были мудрецами особого рода, которые занимались обучением риторике, убеждению как «за», так и «против» одного и того же утверждения. Истина как таковая их не интересовала. Уловки и хитрости, которые изучали и которым обучали софисты, привели к тому, что их стали воспринимать манипуляторами и игроками слова. Положительная сторона деятельности софистов для развития общества, философии и науки состояла в изучении человеческого мышления . Человек начал рефлексировать и изучать самого себя .

Горгий считался творцом греческой художественной прозы . Манера изложения Горгия долгое время преобладала в древнегреческой литературе . Среди прочих ей подражал историк Фукидид .

Публикации

Первое печатное издание речей « Похвала Елене » и « Защита Паламеда » было подготовлено книгопечатником Альдом Мануцием в составе книги «Oratores Graeci» и опубликовано в 1513 году в Венеции . Впоследствии речь неоднократно переиздавали в оригинале и переводах на различные языки, в том числе в составе серий Collection Budé и Loeb Classical Library . Впервые на русском языке речи Горгия среди прочих произведений софистов были опубликованы А. О. Маковельским в 1940 году. Они представляли собой перевод с немецкоязычных изданий Г. Дильса и В. Кранца . Перевод по оценкам М. Н. Вольф не является образцовым, не учитывает риторических приёмов Горгия . Также на русский язык «Похвалу Елене» перевёл С. П. Кондратьев .

Первое издание Секста Эмпирика « Πρὸς μαθηματικούς » («Против математиков» или «Против учёных»), где содержался парафраз горгиева «Трактата о небытии», опубликовал Христофор Плантен в Париже в 1562 году. Впоследствии его также неоднократно переиздавали, в том числе и в классических сериях Loeb Classical Library , Collection Budé . На русском языке этот трактат опубликовал А. О. Маковельский. Парафраз анонима частично перевёл А. В. Лебедев в 1989 году. Впервые его полностью перевела М. Н. Вольф в 2014 году, взяв за основу издание Беккера 1831 года .

Примечания

  1. : [ 21 ноября 2022 ] / А. В. Лебедев // Гермафродит — Григорьев. — М. : Большая российская энциклопедия, 2007. — С. 425. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 7). — ISBN 978-5-85270-337-8 .
  2. , с. 188—199.
  3. , с. 188—213.
  4. , с. 195.
  5. , p. 6—7.
  6. , с. 68.
  7. , с. 135—136.
  8. , XII. 53. 2.
  9. , с. 230.
  10. , с. 69—70.
  11. , с. 398—399.
  12. , с. 192.
  13. , p. 7.
  14. , с. 229.
  15. , с. 72.
  16. , с. 50.
  17. , с. 69.
  18. , Gorgias 8. kol. 1592.
  19. (англ.) . britannica.com . ENCYCLOPÆDIA BRITANNICA. Дата обращения: 28 мая 2020. 3 июня 2020 года.
  20. , с. 198—199.
  21. , с. 134—135.
  22. , с. 136—137.
  23. , p. 100.
  24. , с. 135.
  25. , с. 204.
  26. , с. 206.
  27. , с. 72, 210—211.
  28. , с. 49.
  29. , с. 51.
  30. , с. 70.
  31. , с. 71.
  32. , Аристотель. Риторика. III. 18. 1419b, с. 163.
  33. , с. 74.
  34. , p. 281.
  35. , с. 172.
  36. , с. 422.
  37. .
  38. , с. 193—195.
  39. , с. 206.
  40. , с. 61.
  41. .
  42. .
  43. , с. 195.
  44. , с. 143.
  45. , Похвала Елене. 4, 20, с. 28, 31.
  46. , Ісоколон, с. 224.
  47. , Похвала Елене. 19, с. 30.
  48. , Антитеза, с. 38—39.
  49. , Похвала Елене. 11, с. 29.
  50. , Гомеотелевтон, с. 125.
  51. , с. 199—200.
  52. , с. 132, 139.
  53. , с. 134.
  54. , с. 173.
  55. , с. 78.
  56. , с. 111.
  57. Соловьёв В. С. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1893. — Т. IX. — С. 217—218.
  58. , с. 139—140.
  59. , с. 114.
  60. , с. 115.
  61. , с. 120.
  62. Фон-дер-Флаас Д. Г. // Квант . — 2010. — № 5 . — С. 16—23 . 27 ноября 2020 года.
  63. , с. 121—125.
  64. , с. 125—126.
  65. , с. 173.
  66. , с. 174.
  67. , с. 179.
  68. , с. 21.
  69. , II, 49.
  70. , II, 63.
  71. , с. 88—89.
  72. , с. 94—95.
  73. , с. 45—46.
  74. , XI. 113.
  75. , с. 73—77.
  76. .
  77. , с. 107.
  78. , с. 129.
  79. , с. 75.
  80. Wilson N. G. From Byzantium to Italy: Greek Studies in the Italian Renaissance (англ.) . — London; New York: Bloomsbury Academic, 1992. — P. 187. — ISBN 9781474250481 .
  81. . Дата обращения: 3 июня 2020. 3 июня 2020 года.
  82. (англ.) . Harvard University Press. Дата обращения: 3 июня 2020. 3 июня 2020 года.
  83. , с. 9—10.
  84. , Похвала Елене, с. 27—31.
  85. (англ.) . Harvard University Press. Дата обращения: 9 июня 2020. 9 июня 2020 года.
  86. . Дата обращения: 9 июня 2020. 9 июня 2020 года.
  87. , с. 201—202.

Литература

Основная
Дополнительная литература
  • Вольф М. Н. // Платоновский сборник Т. I. Приложение к Вестнику Русской христианской гуманитарной академии. — М.; СПб: Издательство РХГА, 2013. — С. 243—266 .
  • Морозкина З. Н. Софист Горгий и его учение о бытии // Античность и современность. — М. , 1982. — С. 126—133 .
  • Меликова-Толстая С. В. Античные теории художественной речи // Античные теории языка и стиля / ред. Фрейденберг О.М. . — СПб. : Алетейя , 1996. — С. 155—177 .
  • Миллер Т. А. От поэзии к прозе (Риторическая проза Горгия и Исократа) // Античная поэтика. Риторическая теория и литературная практика. — М. : Наука , 1991. — С. 60—105 .
  • McComiskey Bruce. Gorgias and the New Sophistic Rhetoric . — Carbondale and Edwardsville: Southern Illinois University Press, 2012. — (Rhetorical Philosophy & Theory). — ISBN 0809331365 .
Источник —

Same as Горгий