Interested Article - Стародубцев, Вячеслав Васильевич

Вячесла́в Васи́льевич Староду́бцев (род. 27 июня 1981 , Тула , Россия ) — кандидат искусствоведения , главный режиссёр Новосибирского государственного академического театра оперы и балета , режиссёр московского музыкального театра « Геликон-опера », художественный руководитель Театра Драмы и Оперы «Театр ДО», член союза театральных деятелей РФ . Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2023) .

Биография

"В 2006 году окончил факультет музыкального театра Российского университета театрального искусства ГИТИС (мастерская народного артиста РФ Д. Бертмана ) по специальности актёр музыкального театра. Окончил аспирантуру на Кафедре режиссуры и мастерства актёра музыкального театра в 2009 году. Защитил диссертацию по теме «Методика обучения мастерству актёра и режиссуре оперы» и получил звание кандидата искусствоведения . Имеет публикации в научных изданиях.

С января 2002 года и по настоящее время — солист и режиссёр Московского музыкального театра « Геликон-опера » под руководством Д. Бертмана , где будучи второкурсником ГИТИСа дебютировал в роли Янека в российской премьере оперы Яначека « Средство Макропулоса » (дирижёр-постановщик — народный артист СССР Г. Рождественский ). В репертуаре театра сыграно более 15 ролей, среди которых: "Ленский", « Евгений Онегин » Пушкина ; "Граф Бельфиоре", «Мнимая садовница» Моцарт ; "Дон Базилио", « Свадьба Фигаро » Моцарт ; "Актеон" , «Актеон» Марк-Антуан Шарпантье ; "Алексей", «Пётр Великий» Гретри ; "Натаниэль", «Сказки Гофмана» Оффенбаха ; Бардольф, «Фальстаф» Верди и т. д.

В качестве ведущего режиссёра в театре « Геликон-опера » работал над спектаклями: « Летучая мышь » Штрауса , « Любовь к трем апельсинам » Прокофьева , « Садко » Римского-Корсакова , « Средство Макропулоса » Яначека , « Кальмания » по опереттам Кальмана , «Гершвин-гала» по произведениям Гершвина , «Вампука, невеста африканская» Эренберга , « Мнимая садовница» Моцарта .

С 2006 года — артист и педагог по вокалу Театра Романа Виктюка . С 2006 по 2013 года — педагог по мастерству актёра и режиссуре факультета музыкального театра ГИТИСа , в 2008—2011 годах являлся режиссёром центра оперного пения Галины Вишневской .

В качестве режиссёра-постановщика осуществил следующие проекты: «Человек играющий» Чечётко ( Геликон-опера ); «Женитьба и другие ужасы» к 200-летию Гоголя ( центр оперного пения Г. Вишневской ); « Леди Макбет Мценского уезда » Шостаковича (Фестиваль М. Ростроповича ); оперетта «Парижская жизнь» Оффенбаха , драматический спектакль « Сирано де Бержерак », «Наказанный распутник» — по драме Пушкина «Каменный гость» и сценам из оперы Моцарта « Дон Жуан » (Приморский драматический театр им. М. Горького); « Мавра » Стравинского ( Приморский театр оперы и балета ); « » Римского-Корсакова ( ); драматический спектакль «Я другое Дерево» — посвящение А. Тарковскому и М. Тереховой на музыку М. Таривердиева ( Таллин , Эстония ); драматический спектакль «Антонио и Амадей» ( Театр ДО ), «Музыки русская душа» — концерт-спектакль, посвящённый Ф. Шаляпину , С. Лемешеву , И. Козловскому (в рамках благотворительной акции «Белая роза» фонда социально-культурных инициатив Светланы Медведевой ) и другие.

В качестве музыкального консультанта и режиссёра музыкальных сцен выпустил российские кинокартины «Достоевский» (режиссёр В. Хотиненко ), « Куприн. Поединок » (режиссёр А. Малюков ), «Григорий Распутин» (режиссёр А. Малюков ).

Обладатель Государственной стипендии министерства культуры РФ и Союза театральных деятелей , почётной грамоты департамента культуры Приморского края «За высокий профессионализм, творческие достижения в театральном искусстве и большой личный вклад в развитие музыкальной культуры Приморского края ».

Постоянный участник международного кинофестиваля стран АТР « Pacific meridian » ( Меридианы Тихого ). Организатор и постановщик международных арт-проектов в Японии (литературно-музыкальный фестиваль «Живое русское слово», Токио ), Индии («Jazz forever», Нью-Дели ), Испании («Danza De Amor», Бенидорм ), Эстонии (Portrait Gallery «Tarkovski PEEGEL. Ma olen teine Puu», Таллин ), Белоруссии («Дни российской культуры, Минск »). Постоянный член жюри и один из организаторов Московского фестиваля школьных музыкальных театров. Председатель жюри Международного фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества «Салют талантов».

С 2017 года — главный режиссёр Новосибирского государственного академического театра оперы и балета . На сцене театра осуществил следующие постановки: оперный квест « Турандот » (2016), fashion-опера « Аида » (2016), опера « Пиковая дама. Игра » (2016), триллер опера « Бал-маскарад » (2017). В малом зале театра поставлены оперы "Свадьба Фигаро", "Волшебная флейта", "Дон Жуан", "Сильва".

Основной упор постановок Стародубцева сделан на декоративное оформление, без раскрытия внутреннего содержания. Мотивация персонажей нередко не объяснима, и противоречит либретто. Например в "Пиковой даме" князь Елецкий обращаясь к Лизе "Я Вас люблю" избивает ее, в опере "Дон Жуан" Командора убивает Дон Оттавио (неоднократно пытаясь убить и Дон Жуана". Нередко в постановках Стародубцева имеет место быть сокращение музыки. Например в "Пиковой даме" полностью убрана пастораль, сокращены сцены с игроками, убран детский хор, в "Аиде" исключены все балетные сцены, в операх Моцарта серьезно купюрированы речитативы, в "Волшебной флейте" вообще пропал ряд сцен. Наиболее удачные постановки Стародубцева "Летучая мышь"(с новым либретто Т.Лопатиной), "Аида", "Бал маскарад", "Турандот". Весьма успешны постановки детских опер.

Примечания

  1. . Дата обращения: 28 февраля 2023. 28 февраля 2023 года.

Ссылки

Источник —

Same as Стародубцев, Вячеслав Васильевич